Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Горный детский сад»

Ачинский район, Красноярский край

План работы по самообразованию

 

старшего воспитателя Суравешкиной Натальи Владимировны

 

Период: 3 учебных года (2019-2020г. г., 2020-2021 г. г., 2021-2022 г. г. )

 

ТЕМА: «Разработка и внедрение модели инклюзивного образования в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ «Горный ДС».

Актуальность темы

Согласно Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы государство ставит задачу обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

В основе инклюзивного образования, которое предоставляет право на образование детям с ограниченными возможностями заложена идея, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей и должна приспособиться к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

· потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей ( личностная успешность );

· потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества ( социальная успешность );

· потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии ( профессиональная успешность ).

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от ДОУ предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в ОО общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентностипедагогов  в вопросах инклюзивного образования в ДОУ.

Задачи:

- повышениесобственногопрофессионального уровня и профессионального уровня педагогов ДОУ  в области инклюзивного образования;

- разработка и внедрение моделиинклюзивного образования в ДОУ;

- методическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;

- внедрениеэффективныхпсихолого-педагогические технологий сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ;

- организация сотрудничества с родителями в рамках работы клуба для родителей детей с ОВЗ «Ты не один», консультативного пункта «АКАДЕМИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»;

- разработка и реализация индивидуальных адаптированныхобразовательныхпрограмм для детей с ОВЗ по нозологии.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: семинары, методические объединения, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет - ресурсы, методическая литература, журналы.

 

Форма самообразования: индивидуальная

 

Нормативная база и методическая литература:

1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г.; вступила в силу для СССР 15 сент. 1990 г.

2. Указ Губернатора Красноярского края от 13. 10. 2017 N 258-уг " Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы".

3. И. С. Макарьев «Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования», СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. - 84 с.

4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. - СПб., 2009.

5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2018, - 182 с.

6. Н. В. Нищева «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 199 с.

7. Попова, Е. В. Педагогика и психология инклюзивного образования [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж. -Урал. гос. гуман. -пед. ун-та, 2016. – 149 с.

8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: модель анализа и ее использование в практической деятельности. М.: Генезис, 2011. 400 с.

9. О. В. Груздева Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 278 с.

10. Интернет-ресурсы.

Этапы работы потеме самообразования:

1 этап – информационно – теоретический

2 этап – практический

3 этап – обобщающий: представление опыта работы по теме.

 

Содержание этапа Содержание работы Сроки выполнения Планируемый результат

Информационно – теоретический

Определение темы самообразования, планирование системы работы - изучение нормативной базы, методической литературы, категориального аппарата инклюзивного образования, обобщение и систематизация знаний; - оформление информационных материалов для педагогов; - формирование творческой группы из числа воспитателей групп комбинированной направленности и специалистов ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог) для разработки модели инклюзивного образования в ДОУ; - разработка Положения о группах комбинированной направленности Анализ анкет педагогов ДОУ   Август-декабрь  2019 г. Выступление на методическом объединении педагогов МБДОУ «Горный ДС» «Разработка модели инклюзивного образования в МБДОУ «Горный ДС»   Сформирована творческая группа педагоговдля разработки модели инклюзивного образования в ДОУ.   Разработано Положение о группах комбинированной направленности в МБДОУ «Горный ДС»    

Практический

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Создание каталога методической литературы. Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ в вопросах инклюзии Весь период   Создана методическая база по инклюзивному образования в ДОУ   Улучшена предметно-пространственная развивающая среда для детей с ОВЗ  
Изучение и совершенствование технологий психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной среде Планирование  методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров   Организованы практикумы, мастер-классы специалистов для воспитателей Проведены взаимопосещения занятий воспитателей Организована работа ППк ДОУ  
Обследование доступности объектов и услуг ДОУ для детей с ОВЗ и инвалидов 2019-2020 г. г. Корректировка паспорта доступности
Проектирование индивидуального образовательного маршрута на основании заключений ТПМПК Весь период, по мере получения воспитанниками заключений ТПМПК Разработка, реализация и корректировка индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ по нозологии (АОП для детей с ТНР и ЗПР) Педагогическая и психологическая диагностика уровня развития детей с ОВЗ, корректировка АОП
Выбор методических диагностик по выявлению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ Весь период Анкетирование педагогов
Психолого-педагогическое просвещение родителей детей с ОВЗ   Весь период Консультативный пункт «Академия семейного воспитания» Клуб для родителей детей с ОВЗ «Ты не один»

Повышение профессиональной компетентности

Организация методической работы по выбору темы самообразования воспитателей групп комбинированной направленности Весь период Составлены планы по самообразованию
Обучение на курсах повышения квалификации педагогов Согласно плану прохождения курсов Темакурса: «Разработка адаптированных образовательных программ дошкольников с ОВЗ»

Обобщающий, представление опыта работы по теме

Участие в методической деятельности, распространение опыта работы

Публикация статей, методических материалов на персональном сайте, на сайтах педагогических сообществ 2019-2022 г. г. Участие в Краевом фестивале Лучших инклюзивных практик, номинация «Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»-2019 г. Презентация опыта работы на уровне муниципалитета (районное методическое объединение, районный Августовский Педагогический совет, межмуниципальный методический мост)
Оценка эффективности программы самообразования   Ежегодно, в мае Самоанализ старшего воспитателя
Отчет по теме самообразования Май 2022 г.  

 

 

Старший воспитатель                                                         Н. В. Суравешкина



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.