Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР



В понятие «детский фольклор» входят все виды и жанры устного народного творчества: произведения, созданные взрослыми для детей, и произведения самих детей. Детский фольклор - универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта отобрали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли в художественную форму.
Все начинается с поэзии пестования - колыбельных песен, пестушек, потешек.

Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Колыбельные песни - это одни из самых древних в истории человечества заговоры-обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Может показаться странным, что в некоторых колыбельных мать едва ли не желает ребенку смерти:

«Баю, баю, баю, бай

Поскорее умирай…»

 

Но именно такие колыбельные пелись как заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова, но от обратного: призывая смерть, тем самым отгоняли ее, оберегали ребенка.

С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывался не в какофонии звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде: колыбельные песни, пестушки и потешки вводили его в гармонию мира, настраивали на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки или ладушки сопровождались песенками-приговорками.

Купая ребенка, приговаривали:

«С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя

Вся худоба…»

 

И эта ритмическая пестушка тоже имела магическое значение. Мать с помощью очищающей силы воды отгоняет «худобу», произносит (в большинстве случаев даже не ведая о том) заговор-заклинание.

В детском фольклоре всех народов сохранилось «детство» человечества, и самые простые формы колыбельных песен, пестушек оказываются самыми древними. Всемирно известные в разных вариациях стихотворные обращения к Божьей коровке, к жучкам, кузнечикам, к солнышку, дождику, радуге-дуге - это тоже магические заговоры. Но время (исчисляемое тысячелетиями), тем не менее, выдвинуло на первый план не магические, а эстетические, педагогические функции детского фольклора.

Ведь «Ладушки, ладушки…», «Сорока-сорока, кашу варила…» - это наилучший способ развития в ребенке координации движения, детской гимнастики.

Скороговорки - развитие речи, устранение ее природных недостатков (народная логопедия), где все основано на ритме, на поэтическом слове.

«Идет коза рогатая», «Кошкин дом», детские игры-прибаутки - это уже следующая ступень народной педагогики, первые уроки детского театра, веками существовавшего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре. Уже в приговорках развивается форма поэтических игровых диалогов: «Уточка-горожаночка,

Где ты ночь-то ночевала? »

 - «У города».

- «Чего ж ты ночью работала? »

- «Овец пасла».

- «Чего выпасла? » и т. д.

Почти все детские сказки - это миниатюрные одноактные пьесы театра зверей. А в результате незаметно и ненавязчиво  уже к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел необходимую поэтическую и музыкальную «школу», получил представление о ритме и рифме, как говорится, «впитал с молоком матери».

Давно замечено, что детский фольклор - скороговорки, загадки, заклички, дразнилки, считалки отличаются удивительной поэтической изощренностью. «Скороговорка, чистоговорка, - отмечал В. И. Даль, - слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор». Даже эти «упражнения» стали в детском фольклоре образцами искусства слова: «У нас во дворе подворья погода размокропогодилась», «Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья-попа, про Прокопьевича», «Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла».

Детские игры, считалки, жеребьевки, заклички тоже основаны на чувстве ритма и чувстве слова. Самая обыкновенная дразнилка может стать поэтической миниатюрой:

«Хотел Федя

Убить медведя,

А ему медведь:  

«Федь, не сметь…»

Помимо дразнилок существуют поддевки-диалоги, поддевки-заманки, цель которых поймать, поддеть на слове:

«Скажи: Двести.

Сиди, дурак, на месте» и т. д.

В считалках, скороговорках, дразнилках, поддевках, издевках большое значение имеет само звучание слова - звукоряд. В этом отношении детская поэзия не знает себе равных. С помощью звукоряда в ней передается колокольный звон: «Солнышко-колоколнышко»; «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»; грохот телеги: «Трах, трах, тарарах! Едет баба на волах»; топот конских копыт: «От топота копыт пыль по полю летит».

В песенках-закличках с помощью звукоподражания передаются голоса птиц: «Не сей бобы!

Иди по грибы!

Худо тут!

Худо тут»

(Удод)

«Чьи вы?

Чьи вы? —

Вшивик!

Вшивик!    

  (Чибис)

Считалки тоже во многом основаны на внутренних рифмах-созвучиях, звуковой инструментовке стиха: «Раз, два - голова; три, четыре - платье шили…» Подчас используется «заумь». Но поэтическая форма, звуковая или смысловая «заумь» никогда не бывают в детском фольклоре самоцелью. Вся система фольклорного воспитания основана на нерасторжимой связи пользы и красоты.

Детский фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. При этом воспитательное значение сказок, в свою очередь, неотделимо от познавательного.

Сказки - художественный способ познания окружающего мира. Но любое нравоучение в них достигается не назойливой морализацией, а ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным.  Но ребенок даже не подозревает, что в сказках ему внушают эти педагогические табу. Психология детей, основные законы детской логики, восприятия окружающего мира - все это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. «Страшилки» учили преодолевать страх, проходить испытание страхом. Загадки, в свою очередь, развивали сообразительность, смекалку. Они основаны на уподоблении, метафорическом описании предмета. А некоторые загадки, как и считалки, - это еще и «живая арифметика», своеобразный способ обучения счету. Если добавить ко всему этому пословицы и поговорки, которые точно так же, с младенческих лет, учили, наставляли, приобщали к сокровищам народной мудрости, то детский фольклор предстанет именно как система комплексного воспитания.

В фольклорной педагогике, как и в природе, все развивается от простого к сложному. Сначала односюжетные сказки, затем - соединение двух-трех сюжетов и, наконец, многосюжетные композиции волшебных и богатырских сказов, былин. Ребенок рос от колыбельных до былин, он исподволь готовился к постижению сложнейшего эпического мира. Эпос всегда был школой патриотического воспитания. Воспитания веры в непобедимость богатырей, в непобедимость Руси, осознания кровной связи с судьбами Родины.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.