Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картина братьев Ткачевых «Свадьба» (1972) - поэтическая дуэль



Картина братьев Ткачевых «Свадьба» (1972) - поэтическая дуэль

Стих №1

НЕ ЖЕНИСЬ НАЗЛО ДРУГОЙ.

Свадьба, танцы под гармошку.
Гармонист играет вальс.
Захмелели все немножко,
Вечереет, поздний час.

Свадьба катится привычно,
Все родные, все свои.
Призадумалась о личном,
В день, наполненный любви:

«Что же ты одна, невеста?
Где же всё-таки жених? »
Ерзает, как на насесте,
Этот праздник для двоих.

Взгляд усталый с поволокой,
Раньше ты была другой.
Что сидишь в тоске глубокой,
Окольцован милый твой.

Вон, качают головами,
Что ты сделала с собой?
Только строго между нами,
Женится на зло другой.

Бабки жалостно вздыхают,
Всё предвидя наперёд.
Он свободу обмывает,
В вальсе кружится народ.

На закат идёт гулянка.
Трав зелёная волна.
Завтра в поле спозаранку,
Что ж ты, милая, грустна.

***

Cтихотворение состоит из 7-ти строф (всего 28 строк).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гармошку – вальс – немножко – час
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: привычно – свои – личном – любви 

Рифмовка: отсутствует - белые стихи

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: невеста – жених – насесте – двоих
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная   

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: поволокой – другой – глубокой – твой
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: головами – собой – нами – другой
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: вздыхают – наперёд – обмывает – народ
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гулянка – волна – спозаранку – грустна
Клаузулы: женск – мужск – женск – мужск
Рифмовка: AbAb – перекрёстная 

***

Свадьба танцы под гармошку
! -! -! -! - (8 слогов)
Гармонист играет вальс
--! -! -! (7 слогов)
Захмелели все немножко
--! -! -! - (8 слогов)
Вечереет поздний час
--! -! -! (7 слогов)
Свадьба катится привычно
! -! -- -! - (8 слогов)
Все родные все свои
! -! -! -! (7 слогов)
Призадумалась о личном
--! --! ! - (8 слогов)
В день наполненный любви
! -! -- -! (7 слогов)
Что же ты одна невеста
! ! ! -! -! - (8 слогов)
Где же всё таки жених
! ! ! -! -! (7 слогов)
Ерзает как на насесте
! --! ! -! - (8 слогов)
Этот праздник для двоих
! -! -! -! (7 слогов)
Взгляд усталый с поволокой
! -! - --! - (8 слогов)
Раньше ты была другой
! -! -! -! (7 слогов)
Что сидишь в тоске глубокой
! -! -! -! - (8 слогов)
Окольцован милый твой
--! -! -! (7 слогов)
Вон качают головами
! -! - --! - (8 слогов)
Что ты сделала с собой
! ! ! -- -! (7 слогов)
Только строго между нами
! -! -! -! - (8 слогов)
Женится на зло другой
! --! ! -! (7 слогов)
Бабки жалостно вздыхают
! -! -- -! - (8 слогов)
Всё предвидя наперёд
! -! - --! (7 слогов)
Он свободу обмывает
! -! -! --- (8 слогов)
В вальсе кружится народ
! -! -- -! (7 слогов)
На закат идёт гулянка
! -! -! -! - (8 слогов)
Трав зелёная волна
! -! -- -! (7 слогов)
Завтра в поле спозаранку
! -! - --! - (8 слогов)
Что ж ты милая грустна
! ! ! -- -! (7 слогов)

***

СВАДЬ-ба/, ТАН-цы/ ПОД гар/-МОШ-ку/.
гар-мо/-НИСТ иг/-РА-ет/ ВАЛЬС.
за-хме/-ЛЕ-ли/ ВСЕ нем/-НОЖ-ко/,
ве-че/-рЕ-ет, / ПОЗ-дний/ ЧАС.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с применением безударного пиррихия.

Хорей - Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «! » (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема: ! _

 

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:

! _ /! _ /! _ /! _ /
_ _ /! _ /! _ /
_ _ /! _ /! _ /! _ /
_ _ /! _ /! _ /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

На закат идёт гулянка.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Свадьба катится привычно,

На закат идёт гулянка

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Взгляд усталый с поволокой, в тоске глубокой,

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Ерзает, как на насесте,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картиныбратьев Ткачевых «Свадьба».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.