Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ЗПР



УДК

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Бычкова Эльвина Ринатовна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования

факультет психологии и педагогического образования,

Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова,

РФ, г. Симферополь

b. elvina@list. ru

 

Аннотация . В данной статья изучена психолого-педагогическая литература, позволяющая сделать вывод важности проблемы формирования здоровья детей младшего школьного возраста с ЗПР, его защиты, укрепления и восстановления, а также рассмотрены особенности организации ЗОЖ детей с ЗПР и определены психолого-педагогические условия этого процесса.

Ключевые слова : здоровый образ жизни, ЗОЖ, школьный возраст, дети с ЗПР, учебные заведения, семья, внутришкольная среда, родители.

 

THE ROLE OF THE FAMILY IN FORMING A HEALTHY LIFESTYLE OF CHILDREN WITH ZPR

Bychkova Elvina

2nd year student of special (defectological) education

faculty of psychology and pedagogical education,

Crimean engineering and pedagogical University named after F. Yakubov,

Russian Federation, Simferopol

b. elvina@list. ru

 Annotation. This article has studied the psychological and pedagogical literature, which allows us to conclude the importance of the problem of forming the health of primary school children with ZPR, its protection, strengthening and recovery, as well as discusses the features of organizing healthy lifestyles of children with ZPR and determines the psychological and pedagogical conditions of this process.

Key words: healthy lifestyle, healthy lifestyle, school age, children with disabilities, educational institutions, family, intra-school environment, parents.

 

Постановка проблемы. В условиях современного мира значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей. Семья и школа должны создать оптимальные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей с ЗПР и формирования здорового образа жизни.

При активном взаимодействии семьи значительно усиливается образовательный и развивающий эффект. Поэтому с целью формирования здорового образа жизни детей с задержкой психического развития и воспитания ответственного отношения к здоровью очень важно привлечь к этому процессу не только педагогов, но и родителей

Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования таких ученых как: И. Белецкая, С. И. Веневцев, Т. А. Власова, О. Грегор, З. П. Громова, А. А. Дмитриев, Г. М. Дульнев, Т. И. Егорова, В. Д. Колесов, Е. Ф. Колокольцев, М. С. Певзнер и другие. Однако, несмотря на значительное количество трудов по данной тематике, данная проблема требует более глубокого осмысления.

Цель исследования – теоретическое изучение роли семьи в формировании здорового образа жизни детей с задержкой психического развития.

Изложение основного материала. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других аспектов жизни человека, достижения активной долголетия и полного выполнения социальных функций.

«Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах человеческой жизни: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой деятельности» [6, c. 41].

Изучение проблем семьи ребенка с задержкой психического развитии является одним из важных направлений в работе педагога. Необходимость активного изучения целого ряда проблем семьи, которая воспитывает ребенка с нарушениями развития, также подтверждается многочисленными работами, которые появились в разных областях дефектологии в последние годы.

Интерес специалистов не ограничивается только методологическими вопросами формирования определенных знаний и навыков у детей. Акцент корректирующих действий переносится на семью ребенка с нарушениями развития.

Различные формы образования, как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях, работающих с детьми с тяжелыми психофизическими недостатками, рассматривают семью как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребенка.

Информация, содержащаяся в литературе по морфофункциональному развитию и состоянию здоровья детей с задержкой психического развития, указывает на существенную разницу между ними и их сверстниками, которые учатся в общеобразовательной школе. Таким образом, А. А. Дмитриев, сравнивая учеников специальной (коррекционной) школы и учеников массовой школы по показателям физического развития, отмечает более низкий уровень физического развития у первых.

А. А. Дмитриев указывает на более низкую физическую работоспособность учащихся с задержкой психического развития по сравнению с учащимися средней школы аналогичного возраста, объясняя этот факт определенной недостаточной дееспособностью автономных функций в этой категории детей [1].

В. В. Колбанов при всесторонней оценкой состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го типа, отмечает высокую общую распространенность заболеваний этого контингента (в среднем 46, 8 случая на 100 детей). Особенно значительна доля острых респираторных заболеваний (от 25, 3 до 71, 4% в разных школах) [5].

Н. Т. Лебедева, характеризуя особенности восприятия учащихся с задержкой психического развития, отмечает, что среди них особенно часто наблюдаются дети с аномалиями органов зрения. По словам американского психолога Ловета, треть изученных детей с задержкой психического развития, имела близорукость [7].

Е. Ткаченко обращает внимание, что «учащиеся с задержкой психического развития обладают различными дефектами психического и физического развития, вызванных органическим и функциональным повреждением центральной нервной системы различной этиологии. Кроме того, многие учащиеся имеют нарушения в сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других системах организма» [8, с. 15].

Специальные исследования показали, что такие дети чаще, чем их обычные сверстники, имеют физическую слабость, плохую осанку, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При изучении познавательной активности детей с задержкой психического развития наблюдалось нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелких моторных навыков и т. д., что значительно усложняет процесс их воспитания [3 c. 41].

Исследователь Л. П. Уфимцева показывает, что «здоровье учащихся специальных (коррекционных) школ имеет тенденцию к ухудшению, что в целом снижает эффективность коррекционной работы и усложняет социальную адаптацию выпускников» [9, c. 5].

По словам Э. Ткаченко, «на здоровье детей влияет множество разных факторов, среди которых более 20% - внутришкольная среда» [8, c. 23].

Ухудшение показателей здоровья учащихся обусловлено массовым распространением так называемых «школьных» форм патологии (миопия, постуральные расстройства, вегетативные дисфункции, дидактические расстройства). Существующая организация учебных занятий в специальной школе способствует возникновению школьной патологии, она не в полной мере учитывает ряд психофизических характеристик учащихся с задержкой психического развития, что приводит к ухудшению состояния здоровья и снижению эффективности обучения.

Ведущая роль в возникновении «школьной» патологии учащихся с задержкой психического развития принадлежит соматической слабости. Ученые отмечают тип задержки психического развития соматогенного генеза, когда в результате соматического ослабления ребенок развивает астеническое состояние, которое препятствует процессу овладения учебным материалом. Ряд авторов отмечают, что у этих детей снижается мышечная работоспособность, нарушение вегетативной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что является основой их повышенной усталости при физической и умственной работе.

Неизбежная перегрузка адаптивного аппарата в процессе письма и чтения приводит к возникновению миопии. Ребенок с задержкой психического развития из-за общей мышечной слабости более склонен к этой патологии. Это приводит к еще большей дефектности его перцепционных возможностей, ухудшению пространственно-метрического обзора, точной оценке формы и величины объектов [8, c. 26].

Как утверждает Н. К. Зайцев, «основным источником негативных форм психического напряжения в учебной деятельности, является конфликт между потребностями, возможностями ребенка и требуемым уровнем педагогических требований, суть которого может быть выражена как несоответствие между «есть» и «должно». В связи с завышенными требованиями учащийся постоянно находится в напряженном состоянии и испытывает неудачи, что в свою очередь значительно влияет на регулирование образовательной деятельности, положительную мотивацию, влияет на состояние психического здоровья и развитие личности ребенка» [4, c. 42].

Из всего этого следует, чтобы быть здоровым, необходимы здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Нет необходимости доказывать, что принципы здорового образа жизни являются необходимыми условиями для здоровья.

На основе изученной психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема формирования здоровья детей младшего школьного возраста с ЗПР, его защиты, укрепления и восстановления остается ключевой в учебном процессе. Поэтому главная задача родителей и педагогов - воспитывать ребенка в ответственном отношении к своему здоровью и здоровью других людей, как самой высокой индивидуальной и социальной ценности. Это должно происходить на достаточно высоком уровне профессионально-валеологической компетентности. Родители должны полностью овладеть концептуальным аппаратом о типах здоровья - физическом, умственном, духовном, социальном - и полностью охарактеризовать их; знать условия для формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья. Это даст возможность правильно организовать формирования здорового образа жизни в семьях. Они будут развивать сознательное отношение к своему здоровью, знания о своем теле, гигиенических нормах поведения, психологии общения, гигиены питания.

При организации ЗОЖ необходимо учитывать следующие особенности детей с ЗПР:

1) снижение эффективности в связи с появлением у детей психомоторного растормаживания, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и медленный темп обработки информации;

2) неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания; ограниченная память, преобладание краткосрочной памяти в течение длительного времени, механическая логика;

3) визуально-эффективное мышление развивается в большей степени, чем визуально-образное, особенно словесно-логическое;

4) имеются незначительные нарушения речевых функций; незрелость эмоциональной сферы и мотивации; отсутствие формирования произвольного поведения по типу психической нестабильности, растормаживание; отсутствие сознательного регулирования их действий;

5) избирательно-критическое отношение к требованиям; наличие собственного мнения (часто отклоняющегося от общепринятого);

6) слабость нервной системы; неуравновешенный характер, повышенная возбудимость, перепады настроения[9, c. 54].

Учет перечисленных особенностей предполагает выполнение следующих психолого-педагогических условий:

1) цель деятельности должна соответствовать современным требованиям общества - образованию здорового человека, который может быть полноценным человеком;

2) представление материала в игровой форме, близкой к детям, особенно с задержкой в развитии психики;

3) широкое использование визуализации (диаграммы, стенные газеты, рисунки, картины);

4) рассмотрение принципа осуществимости (отсутствие сложных задач);

5) принятие во внимание в своей работе с ребенком его индивидуальности (включая задержанное умственное развитие) и возраст (особенно подростковый возраст);

6) использование приема ассоциаций (ассоциативные фотографии);

7) представление материала в виде сказок, путешествий;

8) практическая работа с детьми;

9) систематическое повторение материала;

10) зависимость от знания детей и их жизненного опыта;

11)рассмотрение принципа независимости и деятельности (самостоятельная работа детей, активное участие в работе);

12) рассмотрение принципа постановки целей (перед каждым этапом упражнения была сформулирована четкая цель);

13) формирование позитивной мотивации для сохранения и укрепления здоровья; рассмотрение принципа зависимости от положительного в ребенке;

14) создание вокруг ребенка образовательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;

15) создание положительного эмоционального фона в оздоровительно-педагогических классах;

16) наличие моделей поведения людей, которые придерживаются ЗОЖ в непосредственном окружении ребенка;

17) активное положение ребенка в развитии знаний, навыков и навыков для сохранения и укрепления здоровья [1, с. 10]

Условия, от которых зависит направление формирования личности ребенка, а также его здоровье, устанавливаются в семье. То, что прививается ребенку с детства в семье в области нравственных, этических и других начал, определяет все его последующее поведение в жизни, отношение к себе, его здоровью.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не в состоянии сознательно и адекватно соблюдать основные правила гигиены и санитарии, соблюдать требования личной гигиены, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей. Все это ставит перед родителями задачу развивать навыки и умения маленького ребенка, чтобы сохранить их здоровье.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, культуры родительской гигиены и уровня образования.

Как правило, взрослые проявляют интерес к проблеме развития привычки к здоровому образу жизни только тогда, когда ребенку уже нужна психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, она формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи.

ЗОЖ служит для укрепления всей семьи. Ребенок должен учиться лучшим семейным традициям, понимать важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, владеть нормами и этикой отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это вершина, на который каждый должен подняться.

Вывод. Таким образом, главная задача родителей - формирование морального отношения ребенка к своему здоровью, которое выражается в желании и необходимости быть здоровым, чтобы быть здоровым. Он должен понимать, что здоровье человека является самой важной ценностью, основным условием для достижения какой-либо жизненной цели, и каждый несет ответственность за поддержание и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители сами должны принять философию ЗОЖ и встать на путь здоровья.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.