Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЯТСКОЕ КРУЖЕВО



 

План.

1. Вступление: обоснование выбора темы исследования, гипотеза, цели исследовательской работы.  

2. Основная часть:

1) Появление промысла;

2) Развитие промысла, известные мастерицы, инструменты и технология;

3) Интервью с М. И. Барбариной.

3. Заключение: выводы по работе.

4. Стихотворение Л. Поляковой «Кукарские кружева».

 

Выбор темы исследования:
мы выбирали на занятии темы исследовательских работ, и я вспомнила, что моя мама родом из города Советска, а это – родина кружевоплетения, древнего вятского народного промысла.

Гипотеза:

Кружевоплетение и изделия из кружев имеют давнюю историю на Вятской земле и используются до сих пор. Так ли это?

Цели работы:

• Узнать историю кружевоплетения на Вятке.

• Узнать, каково современное состояние этого промысла.

• Найти и побеседовать с мастерицей.

 

Вятское кружево - один из народных промыслов, развитых в Кировской области и являющийся её визитной карточкой.  Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии).

Первое упоминание о вятском кружеве и мастерицах слободы Кукарка Вятской губернии относится к 1849 году (рукопись Императорского географического общества в районном краеведческом музее имени А. С Лебедева города Советска).

  Промысел возник ещё при Петре I. Из исторических источников известно, что при Петре I служил плотник Мирон, который родом был из слободы Кукарка на Вятке. Петр I ценил Мирона, так как тот был лучшим корабельным мастером. Из Голландии, где Мирон строил корабли, он привёз жену Марту (местную мастерицу-кружевницу). На свадьбу Пётр I одарил молодых подарками, а в ответ Марта преподнесла государю рубашку в кружевах. По возвращении из Голландии, по приказу Петра I Мирон отправляется в слободу Кукарка за сосновым брусом для корабельных работ. «Мирон с мужиками сосны рубит, а Марта с местными кружевницами плетут диво-кружева, она учится у них и сама их учит».

 

    Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население. 20 июня старого стиля (1 августа по новому стилю) 1893 года губернским земством в Кукарке  Яранского уезда Вятской губернии была открыта школа кружевниц, в советское время - Профессиональное училище № 28, сейчас Индустриально - педагогический колледж. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Санкт- Петербурга. По заказам губернатора кружева поставляли царской семье (покрывала, скатерти, плетёные платья).

В развитии вятского кружевоплетения большую роль сыграла художница Анна Александровна Гужавина. В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле.    

Кружевной промысел быстро развивался, росли требования к художественному качеству кружев. Кружева стали рассматриваться не только как отделочный материал, а как произведение народного творчества, имеющие самостоятельную художественную ценность. Необходимо было повысить культуру производства кружев, восстановить местные художественные традиции. С этой целью при кружевной артели Советска была создана первая в истории кировских кружев художественная лаборатория. Работа, прерванная Великой Отечественной войной, возобновилась в 1946 году под руководством А. А. Гужавиной. Творчество А. А. Гужавиной оказало благотворное влияние на многие моменты развития кружевоплетения, на высокие профессиональные качества работниц, на воспитание будущих художников промысла. Рядом с именем Анны Александровны Гужавиной стоят такие имена замечательных художников промысла: Зоя Александровна Вараксина, Вера Ильинична Смирнова, Анфиса Фёдоровна Блинова.

В 1960-е годы удивительные работы были созданы художником промысла З. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые и сегодня можно увидеть в музеях города Советска и города Кирова. В 1970-х годах было создано панно « Вятские страдания» мастерицей А. Ф. Блиновой. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов города Кирова. В панно использован сюжет молодёжного гулянья, все изделия весьма индивидуальны и тщательно использованы с применением разных приёмов плетения.

 

В настоящий момент в Советске так же плетут кружева. Этим занимается производственный кооператив «Кукарское кружево», которым руководит его председатель Анцыгина Любовь Михайловна. Кукарские кружева вышли на международный рынок, получают медали на выставках в Париже и в Брюсселе. Формы изделий разнообразны, не имеют аналогий в других школах: жилеты, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, сказочных персонажей.

  Сегодня мы можем увидеть кружева на выставках и в музеях. Кружево увозят как прекрасный подарок, его любят и ценят, но редко кто может представить себе, сколько труда, терпения и любви вкладывает мастерица в каждое изделие.

Казалось бы, нехитрые предметы в руках кружевницы, но у каждого своё назначение. Инструменты для кружевоплетения: подушка — валик, коклюшки, булавки. Простая деревянная подставка из двух перекрещивающих рам нужна для поддержания подушки — бубна. Небольшой по размеру бубен — это тугой плотно набитый валик. Он должен быть гладкий, без бугров и углублений. Верхняя наволочка бубна шьётся из белой ткани. К бубну прикрепляется рисунок, или, как его ещё называют «сколок». Во время плетения готовое кружево прикрывается от пыли белым лоскутом материи. Плетут кружева коклюшками — маленькими до 17-18 см в длину, деревянными палочками. Коклюшка чаще всего делается из берёзы, клёна или яблони. В работе они употребляются только парами, число их обязательно чётное (8, 12, 20 или 40 пар). Попарно на коклюшки наматываются и нитки, сначала на одну, а затем, не отрывая нить, на другую. Очень важен для кружева «сколок» - его рабочий рисунок. «Сколок» делается из плотной бумаги или картона. Обычно по одному «сколку» кружево плетётся несколько раз.

  Узор будущего кружева наносится на картон точкам, которые определяют места вкалывания булавок. Булавками прикрепляют «сколок» к бубну, они поддерживают и соединяют нити при плетении. Булавки должны быть нержавеющие, с маленькими круглыми головками. Нити при плетении используют самые разные — хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые.

Создаются все кружева в настоящее время в основном двумя способами — парного и цепной техниками плетения. Парная техника получила своё название оттого, что кружева вплетаются на ней многими парами коклюшек. Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, которые ритмически повторяются.

 

Начинает свою работу кружевница с подготовки «скола», который плотно прикалывает к бубну. Затем она навивает нити на коклюшки и навешивает их парами на булавки, вколотые в рисунок. Приёмы плетения основаны на переборе - перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в правой и в левой руке. Остальные коклюшки раскладывают на бубне тоже парами. Местные мастерицы ласково называют «коклюшечки». Одинаковые орудия труда, общие приёмы плетения, а плетёт каждая мастерица по-своему, вкладывая свою любовь в кружево, которое превращается в искусство.

 

Среди друзей нашей семьи есть удивительный человек Барбарина Марина Ильнуровна, мама моего друга Тимура, моя любимая тётя Марина, которая прикоснулась к этому волшебству — плетению кружева на коклюшках. Я хочу поделиться её рассказом:

«Заниматься плетением я начала в 9 классе на УПК в школе. Меня больше всего заинтересовало плетение на коклюшках. Мне было интересно и увлекательно смотреть, как при перебирании коклюшек, при переплетении нитей получаются великолепные узоры, не похожие ни на какие другие. За время учёбы я приобрела навыки и получила профессию «Кружевница 3 разряда». Выпускной работой стало кружево в форме сердца, которое до сих пор хранится у моей мамы. Также для коллективной работы я нарисовала «сколок» (рисунок) на тему произведения «У Лукоморья дуб зелёный», и мы все вместе сплели панно. Я считаю, что занятие кружевоплетением помогли мне развить в себе такие качества как усидчивость, трудолюбие, аккуратность, привило любовь к вятским промыслам и развило творческие способности. Я бы порекомендовала современным девочкам попробовать себя в кружевоплетении, потому что оно позволяет развить полезные качества личности и позволяет глубже понять свой внутренний мир».

 

Выводы по моей работе:

 1. Я узнала, что кружевоплетение на Вятке в слободе Кукарка развивалось очень успешно. Вятка была одним из всероссийских центров кружевоплетения. Изделия вятских мастериц были известны далеко за её пределами.

 2. Многие современные модельеры используют в своих коллекциях элементы народного костюма, в том числе кружево.

 3. Кружевоплетение существует и сегодня, желающие могут овладеть этим мастерством. Это очень красиво, оригинально и модно.

 

Вятские кружева вдохновляют не только ценителей моды, но и вдохновляют поэтов на создание литературных произведений. Мне очень понравилось стихотворение слободской поэтессы Ларисы Поляковой.

 

                КУКАРСКИЕ КРУЖЕВА

 

Хороши кружева кукарские,

Наши вятские кружева!

  Их другие страны заказывают,

Носят Лондон их и Москва.

 

Есть ли что-нибудь их красивее

Среди прочих земных чудес?

Что-то есть в них строгое, зимнее

  И весеннее тоже есть.

 

  Оживает в них сказка русская.

  Словно иней они чисты.

  Их увидев, с тоской и грустью

  Навсегда распростишься ты.

 

 

  Будешь ты любоваться ими

  И откроешь вдруг для себя:

  Их дарить нужно только любимым,

  Их носить можно только любя.

 

  Вам искусницы - мастерицы,

  Руки чьи красоту создают,

  Низко хочется поклониться

  И сказать: « Спасибо за труд,

 

  За старания, за терпение,

  За фантазии смелый взлёт.

За горение, за вдохновение,

  Что в каждом узоре живёт».

 

                    

  Я считаю, что очень важно помнить традиции и промыслы нашей вятской земли и передавать это наследие следующим поколениям. Потому что в этих работах воплощается душа, ценности, жизнь и быт наших предков.

Как писал российский историк XIX века, профессор Московского университета В. О. Ключевский: « История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».

 

Источники:

 

1. Энциклопедия земли Вятской. Том 10 «Ремесла». Киров, 2000.

 2. Клестова Г. А. Вятка XVIII-XIX века. Киров, 2002.

 3. Сайт Советского районного краеведческого музея имени А. С. Лебедева.

4. «Народный вестник Вятки». Интернет-версия. Декабрь 2016.

5. Калмыкова Л. Э. Мастерица тончайших кружев. 1959.

6. Романовский С. Т.  «Вятское кружево», 1983.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.