Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 2 страница



3. Существующий еще и теперь порядок состязаний, в силу которого полагается приносить богу жертвы перед началом пентатла и бега лошадей в последующие дни, < а для остальных состязаний раньше, в первый день>, - этот порядок был у них установлен в 77-ю олимпиаду. До этого времени у них проводилось состязание и людей и лошадей одинаково в один и тот же день. Но тогда состязание в панкратии затянулось до ночи, так как их вызвали не в надлежащее время, виною же этому было состязание лошадей, а еще больше состязание пентатлов. Тогда в панкратии победил афинянин Каллий; но на будущее решили, чтобы панкратию не мешали ни пентатл, ни состязание лошадей.

4. Что касается агонофетов (распорядителей состязаний), то установления, существующие в наше время, не соответствуют тому, что было установлено в начале. Прежде этими состязаниями распоряжался один Ифит лично; после Ифита действовали точно так же и все потомки Оксила; но в 50-ю олимпиаду распоряжение Олимпийскими играми было поручено двум лицам, выбранным по жребию из всего числа элейцев, и с этих пор в течение долгого времени число агонофетов оставалось два. В 95-ю олимпиаду было выбрано девять элланодиков (третейских судей): трое из них ведало бегом лошадей, другим трем поручено наблюдение за пентатлом, остальные трое должны были наблюдать за остальными состязаниями. Олимпиаду спустя был прибавлен десятый атлотет (судья). В 103-ю олимпиаду из двенадцати элейских фил было выбрано по одному гелланодику от каждой. Но затем сильно утесненные аркадянами, начавшими с ними войну, они потеряли часть своей земли и то население, которое занимало отрезанную у них часть страны; таким образом, в 104-ю олимпиаду число их фил свелось к восьми и гелланодиков было выбрано столько же, сколько было и фил. Но к 108-й олимпиаде их число вновь дошло до десяти человек, и с того времени уже и до наших дней это число остается неизменным.

X

1. Много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услышать, но ни над чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими таинствами и над Олимпийскими состязаниями. Священную рощу < Альсос> Зевса они, переделав слово, издревле называют Альтис. И у Пиндара, который написал свою оду в честь победителя на Олимпийских играх (Олимп., X, 55), эта местность называется Альтис.

2. Храм и статуя Зевса сооружены из той добычи, которую элейцы получили, когда они на войне захватили Пису и те окружные поселения, которые вместе с писейцами отпали от них. Что Фидий был создателем этой статуи, этому служит доказательством также и надпись, сделанная в ногах Зевса: Фидий, сын Харленда, афинянин, создал меня. Храм выстроен в дорическом стиле и снаружи имеет перистиль (окружающую его колоннаду). Сооружен он из местного камня - пороса. Высотой он до фронтона - 68 футов, шириной - 95, длиной - 230. Строителем его был местный житель Либон. Черепица < на крыше> сделана не из обожженной глины, но из пентеликонского мрамора, обработанного в виде черепицы. Передают, что это изобретение наксосца Бизея, статуи которого, как говорят, есть на < острове> Наксосе и на которых есть надпись: Чаду Латоны воздвиг наксосец Эверг, сын Бизея. Первый из мрамора он стал черепицу пилить. Этот Бизей был современником Алиатта, царя лидийского, и Астиага, сына Киаксера, царствовавшего у мидян. С обеих сторон крыши храма в Олимпии стоят позолоченные чаши; статуя Победы, также позолоченная, стоит на самой середине фронтона; под статуей Победы прикреплен золотой щит с рельефным изображением Медузы и Горгоны. Надпись на щите указывает на тех, кто его посвятил и по какому поводу он посвящен. Она гласит следующее: В храм сей щит золотой спартанцы после Танагры Вместе с союзным своим войском его принесли В дар, победив аргивян, афинян, а также ионян. Взятой добычи врагов - это десятая часть. Об этой битве я упоминал уже при описании Аттики (I, 29, 9), перечисляя могилы в Афинах. По наружной стороне фриза, который идет вокруг всего храма в Олимпии, висят золоченые щиты, числом двадцать один, посвящение римского полководца Муммия, который победил на войне ахеян, взял Коринф и изгнал оттуда живших там дорян. Что касается фронтонов, то на переднем изображено готовящееся еще состязание Пелопса с Эномаем на колесницах и приготовления с обеих сторон к этому бегу. Изображение Зевса сделано как раз посредине фронтонов; направо от Зевса - Эномай; его голова прикрыта шлемом; рядом с ним его жена Стеропа, она была также одной из дочерей Атланта; перед лошадьми сидит Миртил, который был возницей у Эномая; лошадей числом четыре; за Миртилом двое людей; имена их неизвестны, но, конечно, это те, которым Эномай тоже приказал ухаживать за лошадьми. На этой стороне у самого края лежит < бог реки> Кладей; он и во всех других отношениях почитается элейцами больше всех других рек, кроме Алфея. Налево от Зевса изображены Пелопс и Гипподамия, затем возница Пелопса и его кони и двое людей; это тоже конюхи у Пелопса. И здесь фронтон к концу суживается, и поэтому здесь также изображен на нем Алфей. Человеку, который был возницей у Пелопса, по сказанию трезенцев, было имя Сфер, а руководитель - экзегет в Олимпии - называл его Килла. Все изображения на переднем фронтоне храма работы Пэония, родом из Менды во Фракии, а на заднем фронтоне - Алкамена, человека, жившего в одно время с Фидием и считавшегося вторым после него в ваянии. На фронтонах ему принадлежит изображение битвы лапифов с кентаврами на свадьбе Перифоя. Посредине фронтона изображен Перифой; с одной стороны у него - Эвритион, тот, который старается похитить жену Перифоя, и Кеней, поднявшийся на защиту Перифоя; по другую сторону - Фесей, отбивающийся секирой от кентавров. Один из кентавров похищает девушку, другой же - красивого мальчика. Алкамен, как мне кажется, взял этот сюжет потому, что из поэм Гомера (Илиада, XIV, 317 сл. ) он знал, что Перифой был сыном Зевса, а о Фесее известно, что он потомок Пелопса в четвертом колене. В Олимпии изображена и большая часть подвигов Геракла. Над < передними> дверями храма изображены охота на аркадийского кабана, расправа Геракла с Диомедом Фракийским и с Герионом в Эрифеи; изображен Геракл также в тот момент, когда он собирается взять на себя от Атланта тяготу < неба>, когда очищает от навоза Элейскую землю; над воротами заднего входа храма изображено, как он отнимает пояс у амазонки, его охота за ланью и в Кносе на быка, как он избивает птиц стимфалийских, как убивает гидру и льва в Аргосской земле.

3. Если войти через медные двери, то направо перед колонной - статуя Ифита; его украшает венком женщина. «Перемирие», как гласит надпись на них в форме дистиха. И внутри храма также есть колонны; а по верху их внутри < по обеим сторонам храма> идут галлереи, и через них можно приблизиться к статуе. Здесь же и витая лестница для подъема на крышу.

XI

1. Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Победу, тоже сделанную из золота и слоновой кости; на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, - это орел. Из золота же у бога его обувь и его плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов - полевые лилии.

2. Трон украшен золотом, драгоценными камнями, черным деревом и слоновой костью. На нем сделаны изображения животных: и в виде рисунка и в виде рельефных изображений. У каждой ножки трона изображены четыре Победы в виде танцующих фигур и две другие внизу у каждой из ножек. У каждой из передних ножек лежат фиванские дети, похищенные сфинксами, а под сфинксами Аполлон и Артемида поражают стрелами детей Ниобы. Между ножками трона проходят четыре бруска, каждый из них проходит из одной ножки в другую. На той перекладине, которая обращена прямо к входу, семь изображений: восьмое из них, неизвестно каким путем, исчезло. Это все - изображения древних состязаний; во времена Фидия еще не были введены состязания мальчиков; тот, кто повязывает себе голову лентой, говорят, похож лицом на Пантарка; этот Пантарк был подросток из Элеи и любимец Фидия. В состязании мальчиков Пантарк одержал победу в борьбе во время 86-й олимпиады. На остальных перекладинах изображен отряд Геракла, сражающийся с амазонками. Число людей и с той и с другой стороны доходит до 29; в числе сражающихся вместе с Гераклом изображен и Фесей. Этот трон поддерживают не только ножки, но и равное число колонок, стоящих между ножками. Подойти под трон, подобно тому как мы входим в Амиклах во внутреннюю часть этого трона, в Олимпии нельзя; здесь народ не может приблизиться из-за барьеров, сделанных в виде стенок. Из этих барьеров тот, который находится против дверей, окрашен только темноголубой краской, на остальных же находятся картины Панена. На них изображен Атлант, поддерживающий землю и небо; рядом с ним стоит Геракл, желая принять на себя эту тяготу Атланта; затем Фесей и Перифой, Эллада и Саламин, держащие в руках украшения корабельных носов; из подвигов Геракла его борьба с немейским львом, а также беззаконный поступок Аякса по отношению к Кассандре; Гипподамия, дочь Эномая, с матерью и Прометей, еще закованный в цепи. К нему поднимается Геракл; одно из преданий о Геракле рассказывает, что он убил орла, который на Кавказе терзал Прометея, и самого Прометея спас от цепей. Наконец, последняя картина изображает Пентесилаю, испускающую дух, и Ахиллеса, держащего ее на своих руках; тут же две Геспериды, несущие на руках яблоки, сторожить которые, говорят, они были приставлены. Этот Панений был братом Фидия, и в Афинах в «Картинной галлерее» им написана картина Марафонского сражения. На самой вершине трона над головою статуи Фидий изобразил с одной стороны Харит, с другой - Гор, по три с каждой стороны. В поэмах и они названы дочерьми Зевса. Гомер в Илиаде (V, 750) передает, что Горам было вверено небо, как будто неким стражам царского дворца. Скамья, или, как ее называют жители Аттики, франион, под ногами Зевса стоит на золотых львах и имеет рельефное изображение битвы Фесея с амазонками - первый подвиг афинян против иноплеменников.

3. На пьедестале постамента, на котором стоит трон и который поддерживает другие украшения статуи Зевса, на этом пьедестале следующие золотые изображения: Гелиос, садящийся на свою колесницу, Зевс и Гера, < Гефест> и около него Харита; рядом с ней Гермес, а за ним Гестия; за Гестией Эрот принимает выходящую из моря Афродиту, а Пейто (богиня убеждения) венчает ее венком. Вычеканены здесь и Аполлон с Артемидой, Афина и Геракл, и на самом краю пьедестала - Амфитрита, Посейдон и Луна (Селена), едущая, как мне кажется, верхом. У некоторых есть рассказ, будто богиня едет не на коне, а на муле, и при этом прибавляют глупый рассказ об этом муле.

4. Я знаю цифры измерения статуи Зевса в Олимпии и в вышину и в ширину; но восхвалять измерявших я не буду, так как указанные у них размеры совершенно не соответствуют тому впечатлению, которое статуя эта производит на зрителя. Свидетелем великого искусства Фидия, говорят, явился сам бог: когда статуя была окончена, то Фидий обратился к богу с молитвой - дать знамение, угодно ли ему его произведение, и тотчас же, говорят, бог бросил свою молнию в то самое место пола, где и до моего времени стояла на земле медная чаша.

5. Пол перед статуей выстлан не белым, а черным мрамором. Это черное пространство окаймляет несколько приподнятая полоса из паросского мрамора, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Масло очень полезно для статуи в Олимпии: это масло служит средством предохранить слоновую кость от той порчи, которую может принести болотистый воздух Альтиса. На афинском же Акрополе для статуи Афины, так называемой Партенос (Девы), полезно не масло, а вода: вследствие высокого расположения Акрополя воздух там сухой, и статуя, сделанная из слоновой кости, требует воды и испарений от воды. В Эпидавре же на мой вопрос, почему на статую Асклепия не льют ни воды, ни масла, служители храма сказали мне, что статуя бога и его трон сооружены над колодцем.

XII

1. Те люди, которые считают, что у слонов изо рта выдаются наружу зубы этих животных, а не рога, этим людям надо посмотреть на лосей < это - дикие животные в стране кельтов> и на эфиопских быков < носорогов>. Рога у лосей-самцов растут над бровями, а у самок их совсем не бывает; а у эфиопских быков рога растут на носу. Чему же тут так удивляться, если у животного рога растут изо рта? Кроме того, они могут понять свою ошибку вот из чего еще: рога у животных через известный период времени спадают и затем снова вырастают; это бывает у оленей, у косуль, то же случается и со слонами. А чтобы зубы вновь выросли у какого-нибудь уже взрослого животного, этого никогда не бывает. Если бы у слонов это были не рога, а выдающиеся изо рта зубы, как бы они могли вторично вырасти? Кроме того, по своей природе зубы не поддаются огню; рога же как и быков, так и слонов можно сделать из круглых плоскими и придать им любую форму при помощи огня. [У гиппопотамов и кабанов бивни растут из нижней челюсти; рогов же, которые бы росли из нижних челюстей, мы не видим. ] Да будет всякому известно, что у слонов рога, начинаясь у висков, растут сверху вниз и затем уже выходят наружу. Это я пишу не на основании слухов, но сам видел череп слона в Кампании в храме Артемиды; храм находится от Капуи на расстоянии стадий в 30, а эта Капуя является столицей Кампании. Конечно, рога слона непохожи на рога других животных и по природе своей различны, так же как и слон по величине и виду не похож ни на одно животное. И мне кажется, это является доказательством большого честолюбия эллинов и их щедрости при почитании богов, если они, не жалея денег, ввозили слоновую кость от индийцев и из Эфиопии, чтобы делать из нее статуи.

2. Занавес в Олимпии - шерстяной, украшенный пышными ассирийскими узорами и окрашенный финикийским пурпуром - дар Антиоха, того самого, который посвятил также и золотую эгиду, находящуюся над афинским театром, с головой Горгоны (I, 21, 3). Но этот занавес поднимается не кверху, на потолок, как в храме Артемиды Эфесской, но на тонких шнурах опускается на пол.

3. Приношения, которые находятся внутри храма или в передней его части, следующие: трон Аримнеста, царя тирренцев, который первый из варваров стал делать дары и посвящения Зевсу Олимпийскому, и медные кони Киниски, памятник ее победы в Олимпии (III, 8, 1 и 15, 1; VI, 1, 6); они меньше натуральной величины и стоят в притворе храма направо. Там же и треножник, обложенный медными листами, на котором лежали венки для победителей, пока для этого не был сделан особый стол.

4. Статуи императоров, сделанные из паросского мрамора, воздвигнуты: Адриану - городами, входящими в Ахейский союз, Траяну - всеми эллинами. Этот император присоединил к своим владениям гетов, живших севернее Фракии, вел войну с Хосроем, потомком Арсака, и с парфянами. Из произведенных им построек самыми замечательными являются бани, носящие его имя, большой театр, совершенно круглый, сооружение для конских скачек (гипподром) длиною в два стадия и форум в Риме; последний заслуживает особенного осмотра как вследствие своей красоты вообще, так и в особенности благодаря своей крыше, сделанной из меди.

5. Из статуй, выставленных здесь в круглых нишах, одна, из янтаря, изображает римского императора Августа, вторая, из слоновой кости, как говорили, - вифинского царя Никомеда. В честь его переименован самый большой город в Вифинии Астак, носивший это имя до него; в древности же основателем этого города был Зипет, фракиец, насколько можно судить по имени.

6. Тот янтарь-электрон, из которого сделана статуя Августа, поскольку он самородный, находится в песках реки Эридана; он очень редок и для человека ценен во многих отношениях; другой же электрон - это смесь серебра с золотом.

7. В храме Олимпии есть посвящения и дары Нерона: три венка, сделанные наподобие листьев оливы, и четвертый - наподобие листьев дуба. Там же лежат 25 медных щитов; их носят во время бега те, которые состязаются в тяжелом вооружении. Среди посвятительных стел (досок) тут находится одна, содержащая клятву элейцев афинянам, аргосцам и мантинейцам о сохранении мира в течение ста лет.

XIII

1. Внутри Альтиса отведен священный участок и Пелопсу: из всех героев, находящихся в Олимпии, элейцы чтут Пелопса настолько же больше других, насколько Зевс для них выше других богов. Пелопион находится направо от входа в храм Зевса, по направлению к северу; он отстоит от храма на таком расстоянии, что между ними можно поместить и статуи и другие приношения; начинаясь как раз против середины храма, он по величине равен заднему помещению храма; он окружен каменной оградой, внутри которой растут деревья и стоят статуи. Вход в него находится с западной стороны. Говорят, что этот участок отвел Пелопсу еще Геракл, сын Амфитриона: он был потомком Пелопса в четвертом поколении; и говорят еще, что он принес ему жертву над ямой.

2. И теперь ему приносят жертву ежегодно сменяющиеся должностные лица при вступлении в должность; жертвенным животным является черный баран. От этой жертвы жрецу не отделяется никакой части, но полагается давать только шею барана так называемому дровосеку. Этот дровосек - один из прислужников в храме Зевса, и его обязанность заключается в том, чтобы доставлять дрова для жертвоприношений за установленную плату как городам, так и частным лицам. Эти дрова должны быть из белого тополя; никакое другое дерево не допускается. Кто из элейцев или иностранцев вкусит при принесении жертвы Пелопсу от жертвенного мяса, то не имеет уже права входить в храм Зевса. То же бывает и с теми, кто приносит жертвы Телефу в Пергаме, за рекой Каиком, до омовения, и им запрещено входить в храм Асклепия.

3. Существует следующий рассказ: когда война под Илионом затянулась < и эллины не знали, что им делать>, прорицатели сказали им, что они возьмут город не раньше, чем привезут сюда лук и стрелы Геракла и кость Пелопса. Поэтому, как говорят, они послали за Филоктетом и привезли его в лагерь, а из Писы была доставлена плечевая кость Пелопса. Когда же они возвращались домой, то у Эвбеи от бури погибло < много их кораблей, в том числе и> тот, на котором везли кость Пелопса. Много лет спустя после взятия Илиона рыбак Дамармен из Эретрии, закинув в море сети, извлек оттуда кость и, пораженный ее величиной, зарыл ее в песок. В конце концов он отправился в Дельфы, с тем чтобы просить указать ему, какому мужу принадлежала эта кость и что ему делать с ней. Как раз в это время по божьему соизволению явилось туда элейское посольство, прося исцеления от постигшей их болезни, вроде моровой язвы. И Пифия дала им ответ: элейцам - свято сохранить кости Пелопса, Дамармену же - отдать свою находку элейцам. Когда Дамармен это сделал, то элейцы в свою очередь одарили его взаимно всякими дарами и назначили его самого и его потомков хранителями этой кости. Но при мне плечевой кости Пелопса уже не было, потому что, как мне кажется, она истлела вследствие того, что долгое время пролежала в глубине моря и сильно пострадала от соленой морской воды.

4. Памятники пребывания Пелопса и Тантала на моей родине сохраняются еще и до сих пор; там есть озеро Тантала, названное так по его имени, и очень известная его могила, а на вершине горы Сипила, за храмом «Матери Пластены», находится трон Пелопса, а если перейти реку Герм, то в Темне есть изображение Афродиты, сделанное из ствола растущего еще миртового дерева: у нас в памяти народа сохранилось предание, что Пелопс посвятил его Афродите, стараясь снискать милость богини и прося ее согласиться на его брак с Гипподамией.

5. Жертвенник Зевса в Олимпии находится почти на равном расстоянии от Пелопиона и храма Геры, но расположен впереди обоих. Одни говорят, что он сооружен Гераклом Идейским, другие - что местными героями, жившими двумя поколениями позднее Геракла. Сделан он из пепла бедренных костей тех жертв, которые приносились Зевсу. Точно так же и в Пергаме, где жертвенник Гере Самосской тоже сделан из пепла и не представляет ничего особенного сравнительно с теми обычными очагами, которые афиняне наскоро сооружают в Аттике для жертвоприношений. Первая ступень жертвенника в Олимпии, называемая преджертвием (профисис), имеет в окружности 125 футов, а окружность ступени над преджертвием... 32 фута; высота же всего жертвенника достигает 22 футов. Самые жертвы у них установлено приносить в самом низу, на преджертвии; бедра же они поднимают кверху, на самый верх жертвенника, и там их сжигают. С каждой стороны на преджертвие ведут мраморные ступени, а с преджертвия до верхней части жертвенника ведут ступени из пепла, < как и сам алтарь>. До преджертвия разрешено подниматься и девушкам и женщинам, куда им не воспрещается вход в Олимпию, с преджертвия же до самой вершины алтаря разрешено всходить только мужчинам. Жертвы приносятся и тогда, когда нет праздника, приносятся и частными лицами, элейцами же приносятся каждый день. Каждый год приставленные к этому жрецы ровно в 19-й день месяца Элафия (март) приносят собранный пепел из пританея (государственного совета) и, смешавши его с водой реки Алфея, намазывают его на жертвенник. Смачивать пепел другой водой ни в коем случае не разрешается, и поэтому считается, что река Алфей из всех рек является наиболее приятной сердцу Зевса Олимпийского.

6. Есть и в Диндимах, Милетской области, жертвенник, соорудил его Геракл Фивский, как рассказывают милетяне, из крови жертвенных животных. Однако в позднейшие времена кровь приносимых в жертву животных не очень прибавила к его величине и не сделала ее чрезвычайной.

XIV

1. Жертвенник в Олимпии представляет и другое чудо: коршуны, наиболее хищные из всех птиц, ни в чем не обижают приносящих жертву в Олимпии. Если же случится, что коршун похитит внутренности жертвенных животных или кусок мяса, то это считается неблагоприятным знамением для приносящего жертву.

2. Говорят, когда Геракл, сын Алкмены, приносил жертву в Олимпии, ему страшно надоедали мухи; сам ли он нашел это средство или кто его научил, но он принес жертву Зевсу Апомию (Отгоняющему мух) и таким образом прогнал мух за Алфей. Говорят, что по этому самому и элейцы приносят жертвы Зевсу Отвратителю мух, когда изгоняют мух из Олимпии.

3. Элейцы считают нужным употреблять при жертвоприношениях Зевсу дрова только белого тополя, а не какого-либо другого дерева, по той причине предпочитая белый тополь, как мне кажется, всем другим деревьям, что Геракл принес его в Элладу из страны феспротов. Я лично думаю, что и Геракл, когда приносил жертву Зевсу в Олимпии, сжег бедра жертвенных животных на дровах из белого тополя. Геракл нашел его растущим у реки Ахеронта в стране феспротов, и поэтому, говорят, Гомер назвал его ахеронтовым деревом (Илиада, XIII, 389; XVI, 482). Мы знаем, что в древности, как и теперь, реки не все в одинаковой степени благоприятны для роста трав и деревьев: по реке Меандру очень много тамариска - нигде он не растет такой густой и высокий, как там; нигде камыш не растет так пышно, как по беотийскому Асопу, а дерево персея больше всего любит воды реки Нила. Так что нет ничего удивительного, что белый тополь прежде всего вырос у Ахеронта, дикая маслина - на Алфее, а черный тополь - это родное детище Кельтской земли и кельтского Эридана.

4. Ну, теперь мы окончили говорить о самом большом жертвеннике; вернемся же ко всем другим алтарям Олимпии. В своем рассказе я прослежу их в том порядке, в каком элейцы считают своим долгом приносить жертвы на этих алтарях. Прежде всего приносят жертву Гестии, затем Зевсу Олимпийскому; при этом они направляются к алтарю, находящемуся внутри храма. Третья жертва, и при этом на одном алтаре, установлена в честь < Зевса Лаэта и Посейдона Лаэта>; четвертую и пятую жертву они приносят Артемиде и Афине Леитиде (Дающей добычу), шестую - Эргане (Богине труда). Этой Эргане приносят жертву и потомки Фидия, так называемые чистильщики, получившие от элейцев почетную обязанность-привилегию - чистить статую Зевса от всей оседающей грязи; они приносят ей жертву прежде, чем начинают чистить статую. Есть и другой алтарь Афины, недалеко от храма, и рядом с ним алтарь Артемиды, четырехугольный, чуть-чуть суживающийся кверху. После указанных мною богов они приносят жертвы Алфею и Артемиде на одном жертвеннике. Причину этого объяснил и Пиндар в своей < Немейской, 1-й, начало> оде, и я об этом буду писать, рассказывая о летринейцах (VI, 22, 8). Недалеко от него находится и другой алтарь Алфею, а рядом с ним жертвенник Гефесту. Есть элейцы, которые называют жертвенник Гефеста жертвенником Зевса Воителя (17). Они же говорят, будто Эномай на этом алтаре приносил жертву Зевсу Воителю всякий раз, когда он собирался состязаться с тем или другим из женихов Гипподамии на колесницах. За этим жертвенником идет жертвенник Гераклу, именуемому Защитником; поставлены жертвенники и братьям Геракла: Эпимеду, Иде, Пэонею и Иасу. Жертвенник Иды, я знаю, другими называется жертвенником Акесиды. Затем идет фундамент дома Эномая, и здесь стоят два алтаря: один из них Зевсу Хранителю клятвы, кажется, воздвиг сам Эномай, а алтарь Зевсу Мечущему молнии они воздвигли позднее, после того как в дом Эномая ударила молния. Что касается большого жертвенника, то о нем я говорил немного раньше, и называется он жертвенником Зевса Олимпийского.

5. Рядом с ним находится жертвенник Неведомых богов, а за ним Зевсу Очистителю и Победе, а затем опять Зевсу, именуемому Подземным. Есть жертвенники и всем богам и Гере, именуемой Олимпийской, тоже сделанный из пепла; говорят, что это посвящение Климена. За ним общий жертвенник Аполлону и Гермесу, потому что у эллинов есть о них сказание что Гермес был изобретателем лиры, а Аполлон - кифары. Далее идет алтарь Согласия и вновь Афины, и еще Матери богов.

6. Рядом с самым входом на стадион находятся два жертвенника: один из них называется жертвенником Гермеса Покровителя в состязаниях, другой жертвенник Счастливому случаю; в этом гимне он изображает Счастливый случай как младшего сына Зевса. Рядом с сокровищницей сикионян находится жертвенник Куретов, или Геракла, сына Алкмены: называют его двояко.

7. На так называемом Гайе (Расщелине земли) стоит алтарь Геи (Земли), тоже сделанный из пепла; в более древние времена был здесь, говорят, и оракул Матери земли. У так называемого Стомия (Зев, Отверстие) поставлен жертвенник Фемиде. Алтарь Зевса Низвергающегося в молнии окружен со всех сторон идущей перед жертвенником оградой; он находится у большого жертвенника из пепла. Опять напоминаю, что я перечисляю жертвенники не в том порядке, как они стоят, а рассказываю, переходя от одного к другому в той очереди, как элейцы приносят на них жертвы. У священного участка Пелопса - общий жертвенник Диониса и харит, а между ними жертвенник муз и следом за ним - жертвенник нимф.

XV

1. Вне Альтиса есть здание, и называется оно мастерская Фидия; Фидий здесь творил свои статуи одну за другой. В этом здании есть общий жертвенник всем богам. Если повернуть опять назад к Альтису, то против Леонидейона.

2. [Леонидейон находится вне священной ограды и построен по «дороге шествий» у < главного> входа в Альтис; для тех, кто совершает торжественные шествия, это единственная дорога. Это здание - посвятительный дар одного местного жителя Леонида; при мне в нем жили римские прокураторы Эллады; оно отделяется от входа для торжественных шествий улицей; то, что афиняне называют переулками, то элейцы называют улицами].

3. Так вот, если кто захочет миновать Леонидейон и войти в Альтис, то налево находится алтарь Афродиты, а за ним алтарь Гор (Времен года). Как раз позади заднего помещения < храма Зевса> направо растет дикая маслина; она называется маслиной прекрасных венков, и установлено из этого дерева делать венки, раздаваемые победителям на Олимпийских играх. Недалеко от этой дикой оливы сооружен памятник нимфам; и их называют нимфами прекрасных венков. За пределами Альтиса, но направо от Леонидейона, сооружен алтарь Артемиды Покровительницы рынков (Агореи), сооружен алтарь и Владычицам; об этой богине, которую называют Владычицей, объяснит та часть моего рассказа, где я буду говорить об Аркадии. За ним находится жертвенник Зевса Покровителя рынков, а перед так называемой Проедрией - жертвенник Аполлона, именуемого Пифийским, а за ним - Диониса. Этот жертвенник, говорят, посвящен не так давно, и при этом частными лицами.

4. Если итти туда, где выпускают лошадей на состязание, то увидим жертвенник и на нем надпись: Вершителю судеб; ясно, что это эпитет Зевса, который знает человеческие дела и все то, что назначили Мойры (Богини судеб), и все, в чем они им отказали. Тут же длинный жертвенник Мойр (Судеб), а за ним алтарь Гермеса и подряд два жертвенника Зевса Высочайшего. На месте старта лошадей под открытым небом, как раз посредине < старта> - жертвенники Посейдона Покровителю коней и Гере Покровительнице коней, а около колонны - алтарь Диоскурам. При входе в так называемый Корабельный нос с одной стороны находится алтарь Ареса Покровителя коней, с другой - Афины Покровительницы коней. А если войти в самый Корабельный нос, то там есть жертвенник Доброго пути, равно и Пана и Афродиты, а в самой внутренней части Корабельного носа - жертвенник нимфам, которых называют Алкменами (Цветущими). Если подниматься от той галлереи, которую элейцы называют галлереей Агнапта, в названии здания сохраняя имя архитектора, если итти кверху от этой галлереи, то направо будет жертвенник Артемиде; а если итти обратно по улице шествий в Альтис, то позади храма Геры (Герейона) будут жертвенники реки Кладея и Артемиды, после них алтарь Аполлона, четвертый - Артемиды, именуемой Коккока (Дарующая плодородие), и пятый - Аполлона Фермия. Что касается слова Фермий, то я сам мог догадаться, что на эолийском наречии это обозначает то же, что на языке афинян «Фесмий» (Хранящий законы); а почему Артемиду называют Коккока, никто мне этого объяснить не мог. Перед так называемом Фееколеоном (Дом жрецов) находится здание; на углу этого здания сооружен жертвенник Пану.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.