Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





XVIII. ПАВСАНИЙ. ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ. IV. МЕССЕНИЯ



IV. МЕССЕНИЯ

 

I

1. Для мессенян границей с Лаконикой в той части, которая по воле императора (Августа) была отрезана от них и присоединена к Лаконике, по направлению к Герении является ныне так называемый «Свиной овраг».

2. Страну эту, прежде бывшую безлюдной, по их словам, заняли первые поселенцы следующим образом. По смерти Лелега, который царствовал в нынешней Лаконике, в то время называвшейся по его имени Лелегией, власть получил старший из его сыновей Милес, а Поликаон был младшим по возрасту и потому остался просто частным человеком, до тех пор пока не женился на Мессене, дочери Триопа, внучке Форбанта из Аргоса. Гордясь своим отцом, который и влиянием и силой превосходил всех тогдашних эллинов, Мессена не пожелала, чтобы ее муж был частным человеком. И вот, собрав войско из Аргоса и из Лакедемона, они направились в эту страну, и всей этой земле было дано название Мессены от имени жены Поликаона.

3. Было выстроено много других городов, а также и Андания, где они построили для себя дворец. До того сражения, которое произошло у фиванцев с лакедемонянами при Левктрах, и до построения ими теперешней Мессены у подошвы горы Итоми, мне кажется, никакой другой город не носил названия Мессены. Я делаю этот вывод главным образом на основании поэм Гомера. Во-первых, перечисляя в своем «Каталоге» (Илиада, II, 591 и сл. ) пришедших под Илион и называя Пилос, Арену и другие города, он не упомянул ни о какой Мессене. Во-вторых, в «Одиссее» (XXI, 187) в следующем стихе он ясно показывает, что существовало в то время племя мессенян, а не город: «Скот из Итаки мессеняне мужи угнали» А еще яснее, когда он говорит о луке Ифита (Одиссея, XXI, 15): «Они же Встретились прежде друг с другом в Мессене, где нужно обоим Дом посетить Орхилоха разумного было» а под домом Орхилоха в Мессене он < очевидно> подразумевал городок Феры, и это он сам объяснил в рассказе о поездке Писистрата (сына Нестора) к Менелаю (Одиссея, III, 488): «Путники прибыли в Феру, где сын Орхилоха…
… дом свой имел Диоклес благородный».

4. Итак первыми в этой стране царствовали Поликаон, сын Лелега, и Мессена, жена Поликаона. При этой Мессене прибыл из Элевсина Кавкон, сын Келена, внук Флия, и принес с собою таинства Великих богинь < Деметры и Персефоны>, а сам Флий, по словам афинян, был сыном Геи-Земли; с этим согласуются и слова гимна к Деметре, написанного Мусеем для ликомидийцев. Много лет спустя после Кавкона Лик, сын Пандиона, совершение этих таинств обставил высшей торжественностью и еще и теперь они называют ту рощу, где он произвел очищение мистов (посвященных), рощею Лика. А что в этой стране есть роща, называемая рощей Лика, (это доказывает) стих, имеющийся у Риана Критского: “Возле кряжей Элея, над рощею Лика дубовой”.

5. А что этот Лик был сыном Пандиона, это ясно из стихотворной надписи, сделанной на изображении Мефапа. И Мефап тоже произвел некоторые изменения в способе празднования этих таинств. Этот Мефап был родом афинянин, знаток таинств и всяких оргиастических служений. Он же установил совершение таинств кабиров и для фивян. В священном участке ликомидов он воздвиг статую со следующей надписью, между прочим, подтверждающей истину моих слов: «Я совершил освященье Гермеса домов, мной очищен Путь почетенной Деметре и дщери ее первородной, Где, говорят, для Великих богинь основала Мессена Праздник, устав получив от Кавкона из славного рода Флия; и я удивлялся как Лик, Пандионова отрасль, Таинства все, что в пределах Аттики свято хранятся, Тут учредил для чтимой Андании, нами любимой». Эта надпись свидетельствует, во-первых, что Кавкон, являясь потомком Флия, прибыл к Мессене, а ее слова относительно Лика свидетельствуют, кроме того, еще о том, что в древности таинства совершались в Андании. И мне это кажется вполне вероятным, что Мессена установила таинства не где-либо в другом месте, но именно там, где жила она сама с Поликаоном.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.