Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ 1 страница



II

1. Внутри самой священной ограды на левой стороне находится храм Полемона и в нем статуи: Посейдон, Левкотея и сам Палемон. Есть тут и другое святилище, называемое Адитон (Святое святых, недоступное); в него ведет подземный ход и говорят, что тут сокрыт в своей могиле Палемон; и если здесь поклянется ложно, кто бы он ни был - коринфянин или иноземец, - то нет ему никакой возможности избежать наказания за ложную клятву.

2. Есть еще здесь старинное святилище, называемое жертвенником киклопов, и на нем приносят жертву киклопам. Что же касается могил Сизифа и Нелея - так как говорят, что и Нелей, прибыл в Коринф, умер от болезни и похоронен около Истма, - то могилы последнего даже искать не стал бы тот, кто читал поэму Эвмела; он говорит, что Сизиф не показал могилы Нелея даже Нестору: она должна была остаться скрытой и неведомой всем; Сизиф же похоронен на Истме, и его могила известна очень немногим даже из самих коринфян. Что касается истмийских игр, то они никогда не прекращались, даже когда Муммий опустошил Коринф; все время, пока этот город оставался безлюдным, устраивать истмийские игры было поручено сикионянам, а когда Коринф опять заселился, то эта честь вновь перешла к теперешним его жителям.

3. Гавани у коринфян называются Лехей и Кенхрей; говорят, что это имена сыновей Посейдона и Перены, дочери Ахелоя. Но в поэме «Великие Эонии» < каталоге женщин> Перена названа дочерью Ойбала. В Лехее есть святилище Посейдона и его медная статуя, а если итти из Истма в Кенхрей, то встретится храм Артемиды и древнее деревянное ее изображение. В Кенхрее есть храм Афродиты и ее мраморная статуя, а за ним на плотине (мола), идущей вдоль моря, - медная статуя Посейдона. На другой стороне гавани - святилище Асклепия и Исиды. Напротив Кенхрей находится так называемая купальня Елены: из скалы льется в море обильный источник солоноватой воды, как будто слегка подогретой.

4. Если отсюда подниматься в Коринф, то по дороге есть много могильных памятников, у самых же ворот города похоронен Диоген из Синопа, которому эллины дали прозвище «собаки». Перед городом находится кипарисовая роща, называемая Кранеон. В ней - священный участок Беллерофонта и храм Афродиты-Мелениды (Темной) и могила Лаиды, на которой поставлен памятник в виде львицы, держащей в передних лапах барана. Есть и в Фессалии другой надгробный памятник, тоже называемый памятником Лаиды, так как из-за любви к Гиппострату она переселилась в Фессалию. Говорят, что по происхождению она из города Гикар в Сицилии и еще в детстве взята была в плен Никием и афинянами и, проданная в Коринф, она превзошла красотой всех местных гетер и у коринфян вызвала такое восхищение, что даже и сейчас они готовы спорить о ее первенстве в красоте.

5. В числе достойных упоминания остатков старины в городе есть несколько памятников, сохранившихся от древних времен, большинство же создано во время позднейшего расцвета города. На агора < главной площади>, где особенно много святилищ, находятся статуя Артемиды, называемой Эфесской, и деревянные изображения Диониса, у которых все покрыто позолотой, кроме лиц: их лица окрашены красной краской; одного из них называют «Освободителем» (Лисием), а другого - Вакхом (Приводящим в безумие).

6. То, что рассказывают об этих деревянных изображениях, сообщу и я: говорят, что Пенфей относился неуважительно к Дионису и позволял себе многое против него; в конце концов он отправился на Киферон, чтобы подсмотреть оргии женщин и, взобравшись на дерево, он увидел все, что там совершалось, но когда женщины увидали Пенфея, они тотчас стащили его с дерева и разорвали его на части. Впоследствии же, как говорят коринфяне, Пифия в своих пророчествах велела им найти это дерево и впредь воздавать ему почет, равный с богом. И вот потому-то они и сделали для себя эти изображения из дерева.

7. Есть там и храм богини «Счастья» (Тихи); ее статуя, изображающая ее стоящей во весь рост, сделана из паросского мрамора. Рядом с ней находится храм святилище всем богам. Поблизости вооружен водоем и на нем статуя Посейдона из меди; в ногах у Посейдона находится дельфин, выбрасывающий воду. Тут же медная статуя Аполлона, называемого Кларосским, и статуя Афродиты, творение Гермогена из Киферы. Есть еще статуи Гермеса из меди, обе - прямо стоящие во весь рост; для второй есть сооруженный храм. Есть и статуи Зевса - они находятся под открытым небом; одна из этих статуй не имела названия, вторая носила название Зевса-«Подземного», а третью называли Зевсом-«Вышним».

III

1. На середине площади стоит медная статуя Афины, на ее пьедестале вырезаны рельефные изображения муз. За площадью - храм Октавии, сестры Августа, правившего римлянами после Цезаря, основателя нынешнего Коринфа.

2. Если итти с площади по дороге к Лехею, то встречаются Пропилеи и на них позолоченные колесницы; на одной - стоит Фаэтон, сын Гелиоса, на другой - сам Гелиос. Если выйти из Пропилей, немного в стороне направо стоит медная статуя Геракла.

3. А за ней виден вход к источнику Перены. Относительно последней рассказывают, что Перена из человека стала источником вследствие слез, которые она проливала, оплакивая своего сына Кенхрея, убитого случайно Артемидой. Источник украшен белым мрамором и вдоль по течению построены сооружения вроде пещер, из которых вода течет в водоем, находящийся под открытым небом; вода для питья сладкая; говорят, что медь, если ее, раскалив, окунуть в этот источник, благодаря этой воде получает свою окраску и становится «Коринфской», так как у коринфян своей меди нет. У этого источника Перены есть статуя Аполлона и ограда, а внутри ее - картина, изображающая битву Одиссея с женихами.

4. Если вернуться опять на прямую дорогу в Лехей, то там встречается медная статуя сидящего Гермеса, а рядом с ним стоит баран, так как считается, что из всех богов Гермес особенно блюдет и увеличивает стада; поэтому-то и Гомер написал в Илиаде (XIV, 390): «Отрасль Форбаса стадами богатого, Гермесом был он Более всех из пергамцев любим и богатством ущедрен”. Рассказ же, передаваемый о Гермесе и баране в таинствах Матери < богов>, я хотя и знаю, но говорить об этом не буду. Дальше за статуей Гермеса стоят Посейдон, Левкотея и Палемон на дельфине.

5. Купален, кроме указанной выше, у коринфян повсюду много; одни из них выстроены на общественный счет, другие же - императором Адрианом. Самая знаменитая из них находится около статуи Посейдона. Ее соорудил один спартиат, Эврикл, украсив ее мрамором как привезенным из других местностей, так главным образом тем, который добывается в Крокеях, одной из местностей Лаконии. Налево при входе < в купальню> стоит статуя Посейдона, а за ним Артемиды на охоте. Водоемов по всему городу сделано много, так как помимо того, что город вообще богат проточной водой, император Адриан устроил водопровод, идущий из Стимфалийского озера. Особенно заслуживает обозрения водоем у статуи Артемиды: тут находится Беллерофонт, и вода течет из копыта его коня Пегаса.
Если с площади итти другой дорогой, той, которая ведет к Сикиону, то направо от дороги можно увидеть храм и медную статую Аполлона, а немного поодаль - водоем, называемый Главкой; как говорят, в него бросилась Главка, считая, что его вода послужит ей исцелением от яда Медеи.

6. Несколько выше за этим водоемом сооружен так называемый Одеон и около него памятник детям Медеи - их звали Меримн и Ферет: говорят, что они были коринфянами побиты камнями из-за тех даров, которые, рассказывают, они принесли Главке < от матери>; так как их смерть была насильственная и несправедливая, то < в наказание за это> у коринфян стали умирать дети в юных годах, пока, наконец, коринфяне, по вещему слову бога, не установили приносить им ежегодные жертвы и не воздвигли статую «Ужаса». Эта статуя сохранилась еще и до нашего времени; она представляет собой подобие женщины самого ужасного вида. Когда же Коринф был опустошен римлянами и прежние коринфяне все погибли, то новые поселенцы не восстановили для них этих жертв, и дети у них не стригут волос и не носят черной одежды.

7. Медея же после этого ушла в Афины и жила с Эгеем, впоследствии же уличенная в том, что она злоумышляет против Фесея, должна была бежать и из Афин и, явившись в страну, называемую в те времена Арией, дала название жившим там людям по своему имени, так что они стали называться медами < мидийцами>. А сына, которого, убегая в Арию, она увела с собой и который, говорят, у нее был от Эгея, звали Медом (мидиец). Гелланик же называет его Поликсеном и говорит, что отцом его был Ясон. У эллинов есть поэма, называемая «Навпактии»; в ней написано, что после смерти Пелея Ясон из Иолка переселился в Коркиру и что старший сын его, Мермер, во время охоты на противолежащем материке был растерзан львицей, а о Ферете ничего не упоминается. Лакедемонянин же Кинефон - ведь и он писал генеалогии в виде эпических поэм - сказал, что у Ясона от Медеи был сын Мед и дочь Эриопис; больше же относительно детей и у этого писателя ничего не сообщается.

8. < Поэт же> Эвмел сообщает, что Гелиос отдал страну Асопию Алоэю, а Ээту - Эфиру и что Ээт, уходя в страну колхов, передал эту землю Буну - а Бун был сыном Гермеса и Алкидамии - и когда Бун умер, то таким образом Эпопей, сын Алоэя, получил власть и над Эфирой. Впоследствии, так как Коринф, сын Марафона, не оставил, по их словам, после себя сына, то коринфяне, вызвав Медею из Иолка, передали власть ей. И вот, благодаря ей, Ясон стал царствовать в Коринфе. Хотя у Медеи рождались дети, но она, как только родится ребенок, скрывала его, унося в святилище Геры, скрывала потому, что думала, будто таким путем они станут бессмертными. Но в конце концов она поняла. что надежда ее ошибочна, а к тому же она была изобличена Ясоном; несмотря на все ее просьбы, он ее не простил и уехал в Иолк; вследствие этого удалилась и Медея, передав власть Сизифу. Я читал < и записал себе>, что именно так произошло все это.

IV

1. Недалеко от этого памятника находится святилище Афины-Халинитиды (Обуздывающий); говорят, что из всех богов Афина больше других покровительствовала во всем Беллерофонту и даже передала ему Пегаса, укротивши этого коня и своими руками наложив на него узду. Статуя ее сделана из дерева, но лицо, руки и ступни ног - из белого мрамора.

2. Что Беллерофонт царствовал не как самостоятельный владыка, но что он находился под властью Прета и аргивян, в этом я убежден, как и всякий, кто внимательно читал Гомера (Илиада, VI, 159). Не менее ясно, что после переселения Беллерофонта в Ликию коринфяне были подвластны владыкам в Аргосе и в Микенах: при походе на Трою у них не было самостоятельного вождя, но они участвовали в этой войне в рядах микенян и тех, которых вел за собою Агамемнон

3. У Сизифа был не один сын, Главк, отец Беллерофонта, но был и другой - Орнитион, а после него Ферсандр и Алм. Сыном Орнитиона был Фок, который признавался сыном Посейдона. Этот Фок переселился в Тифорею, ныне называемую Фокидой, Фоант же, младший сын Орнитиона, остался в Коринфе. Сыном Фоанта был Дамофонт, сыном Дамофонта - Пропол, у Пропода же сыновьями были Дорид и Гианфид. В их царствование доряне пошли походом на Коринф; их вел Алет (Бродящий), сын Гиппота, внук Филанта, правнук Антиоха, праправнук Геракла. Дорид и Гианфид, передавши царскую власть Алету, остались в Коринфе, весь же коринфский народ, побежденный в сражении, был изгнан дорянами. Сам Алет и его потомки царствовали до времени Бакхида, сына Прумнида, в течение пяти поколений.

4. А после него правили еще пять следующих поколений до времени Телеста, сына Аристодема, так называемые Бакхиады. Когда же по ненависти к нему Арней и Перант убили Телеста, то царей у них больше уже не было, но были ежегодно избираемые пританы из рода Бакхиадов до тех пор, пока Кипсел, сын Ээтиона, ставши тираном, не изгнал Бакхиадов; этот Кипсел был потомком Мелана, сына Антасса; Мелану, родом из Гонуссы над Сикионом, ходившему вместе с дорянами походом против Коринфа, Алет сначала велел удалиться в пределы других эллинов, хотя бог дал ему отрицательное указание, а потом, боясь, что он погрешил против вещего слова божества, он принял его своим сотоварищем. Вот что нашел я относительно истории коринфских царей.

5. Святилище Афины-Халинитиды находится у них возле театра. А рядом стоит деревянное изображение нагого Геракла; говорят, что это - творение Дедала. Произведения Дедала на вид кажутся довольно странными, но в них сказывается нечто божественное. За театром выше находится храм Зевса-Капитолийского, как его называют римляне на своем языке; на языке эллинском он назывался бы Корифеем.

6. Недалеко от этого театра находится старый гимнасий и источник, называемый Лерна; он окружен колоннадой и в ней устроены сидения для тех, кто приходит сюда отдохнуть в летнее время. У этого гимнасия есть храмы богов; один - Зевса, другой - Асклепия; статуи же Асклепия и Гигиеи (Здоровья) - из белого мрамора, а изображение Зевса - медное.

7. Если итти в Акрокоринф - (так называется вершина горы, возвышающейся над городом; Бриарей, когда он был третейским судьей, отдал ее Гелиосу, а Гелиос, как говорят коринфяне, уступил Афродите) - так вот если итти в этот Акрокоринф, то встречаешь священные участки Исиды, из которых один называют участком Исиды-Пелагии (Морской), другой - Исиды-Египетской, и два участка Сараписа, из которых один называется “В Канопе”. За ними выстроены жертвенники Гелиосу (Солнцу), и есть храм «Нужде» (Ананке) и «Насилию» (Биа), в который обычно не принято входить. За ним находятся храм «Матери богов» (каменная доска) и трон; как она сама, так и трон сделаны из мрамора. Храм же Мойр (богинь судьбы) и храм Деметры и Коры заключает в себе изображения, которых не показывают. Тут же находится и храм Геры-Бунаи (на холме), сооруженный Буном, сыном Гермеса, поэтому и сама богиня называется Бунайя. Если подняться на самый Акрокоринф, то увидишь там храм Афродиты; ее статуя изображает богиню вооруженной; там есть статуя и Гелиоса и Эрота с луком.

V

1. Источник, который находится позади храма, как говорят, является даром Асопа и подарен он Сизифу; этот последний, зная, что Эгина, дочь Асопа, похищена Зевсом, соглашался сообщить об этом разыскивавшему ее отцу не раньше, чем у него будет вода и на Акрокоринфе. Когда Асоп дал ему воду, он сообщил ему как это было, и, насколько это верно, за это сообщений он несет в Аду наказание. Но я слыхал также от некоторых, которые говорили, что этот источник Перены и что вода, та, которая в городе, течет оттуда под землей. А вышеупомянутый Асоп начинается из Флиасийской области и, протекая через Сикионию, впадает там в море. Флиасийцы говорят, что у него были дочери Коркира, Эгина и Фива; что по имени Коркиры и Эгины были переименованы острова, называвшиеся прежде Схерией и Эноной, а что по имени Фивы был назван город под Кадмеей. Но с этим не согласны фивяне, говоря. что Фива была дочерью беотийского Асопа, а не того, который у флиасийцев. Между прочим флиасийцы и сикионяне говорят про эту реку, что вода в ней иноземная, пришлая, а не местная; что Меандр, спускаясь из Келеи через Фригию и Карию и впадая в море около Милета, доходит до Пелопоннеса и образует Асоп. Такой рассказ знаю я и у делосцев, у которых я слыхал другую легенду, будто та вода, которую они называют Инопом, течет к ним из Нила. Рассказывается и о самом Ниле, будто это Евфрат, что он скрывается в каком-то болоте и, вновь появившись наружу над Эфиопией, становится Нилом. Вот что я слыхал относительно Асопа.

2. Кто из Акрокоринфа направляется по горной дороге, тому встречаются Тенеатийские ворота и святилище Илитии. Отсюда так называемая Тенея отстоит приблизительно на шестьдесят стадий. Люди говорят, что в ней живут троянцы; что это пленные, взятые эллинами с Тенедоса, поселившиеся здесь по разрешению Агамемнона, и что поэтому они больше всех богов почитают Аполлона.

3. Кто из Акрокоринфа направляется по горной дороге, тому встречаются Тенеатийские ворота и святилище Илитии. Отсюда так называемая Тенея отстоит приблизительно на шестьдесят стадий. Люди говорят, что в ней живут троянцы; что это пленные, взятые эллинами с Тенедоса, поселившиеся здесь по разрешению Агамемнона, и что поэтому они больше всех богов почитают Аполлона.

4. Если итти из Коринфа не внутрь страны, а дорогой на Сикион, то недалеко от города, налево от дороги, встретится сожженный храм. Конечно, было много различных войн в Коринфской области, и огонь, естественно, охватывал и дома и святилища вне городских стен, но об этом храме говорят, что он был храмом Аполлона и что будто бы его сжег Пирр, сын Ахиллеса. Но впоследствии я слышал и другую версию: будто коринфяне сооружали храм Зевсу-Олимпийскому и будто бы внезапно, неизвестно откуда, упал на него огонь и сжег его.

5. Сикионцы - они являются соседями с коринфянами с этой стороны - рассказывают о своей земле, что первым исконным жителем в ней был Эгиалей, и что часть Пелопоннеса, которая еще и теперь называется Эгиалом, была названа по имени этого царя, и что он первый основал город на равнине - Эгиалею, и что там, где у них сейчас стоит храм Афины, на этом месте был у них акрополь. Они рассказывают, что сыном Эгиалея был Европ, а сыном Европа - Телхин, сыном же Телхина - Апис. До прибытия Пелопса в Олимпию могущество этого Аписа было настолько велико, что вся область от Истма внутрь страны называлась по его имени Апией (Дальняя). Сыном Аписа был Телксин, сыном Телксина - Эгир, а у этого - Фуримах, сыном же Фуримаха - Левкипп. У Левкиппа детей мужского пола не было, но была дочь Калхиния. Говорят, что с этой Калхинией сочетался Посейдон и что Левкипп воспитал рожденного ею сына и, умирая, передал ему власть; имя этому мальчику было Перат. То, что рассказывают о Племнее, сыне Перата, мне кажется особенно достойным удивления: дети, рождавшиеся у его жены, тотчас же как только начинали плакать, испускали дух; это продолжалось до тех пор, пока Деметра не сжалилась над Племнеем и, явившись в Эгиалею под видом чужестранки, не воспитала ему сына Ортополида. У Ортополида родилась дочь Хрисороя (Золотой поток); она, как они считают, родила от Аполлона сына, который был назван Корон, а у Корона были сыновья Коракс (Ворон) и младший Ламедон (Блюститель народа).

VI

1. Так как Коракс умер бездетным, то власть получил Эпопей, который в то время прибыл из Фессалии. Во время его правления, говорят, к ним в страну впервые явилось вражеское войско, а до тех пор все время она жила, пользуясь миром.

2. Причина этого вторжения была следующая: среди эллинов славилась своей красотой Антиопа, дочь Никтея; молва говорила о ней, что она дочь не Никтея, а реки Асопа, которая разделяет область Фив от Платейской области. Эту Антиопу похитил Эпопей; не знаю, просил ли он ее себе в жены или же с самого начала задумал такое насильственно-дерзкое дело. Когда же фивяне пришли сюда с вооруженной силой, то тут был ранен и Никтей и победивший в сражении Эпопей. Никтея, заболевшего от этой раны, привезли обратно в Фивы, и когда он почувствовал приближение смерти, он передал Лику, своему брату, власть над фивянами на данное время; сам Никтей был опекуном Лабдака, сына Полидора, внука Кадма, и эту опеку он передал Лику и заклинал его, собравши еше большее войско, пойти на Эгиалею, отомстить Эпопею и наказать также и Антиопу, если он ее захватит. Эпопей же стал тотчас же приносить благодарственные жертвы за победу и стал строить храм в честь Афины, а по окончании его обратился к богине с молитвой дать знамение, по душе ли ей созданный храм; и говорят, что после его молитвы перед храмом потек ручей оливкового масла. Впоследствии и Эпопею было суждено умереть от раны, на которую он вначале не обратил внимания, так что Лику не пришлось еще раз воевать. Ламедон, сын Корона, воцарившийся после Эпопея, выдал Антиопу (фивянам). И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевферы, она тут в пути и родила. По этому поводу Асий, сын Амфиптолема, написал следующие стихи: «Зет и божественный был рожден Амфион Антиопой был ей Асоп глубокопучинный отцом; - зачала же вместе она их от Зевса и от Эпопея владыки». Гомер же приписывает им еше более славное происхождение и говорит, что они первые построили Фивы, отделяя таким образом, как мне кажется, нижний город от Кадмеи. Воцарившись, Ламедон женился на афинянке Фено; и впоследствии, когда у него началась война с Архандром и с Архителом, сыновьями Ахея, он пригласил себе на помощь Сикиона из Аттики и выдал за него замуж дочь свою Зевксиппу; и когда Сикион сделался царем, то эта страна называлась Сикионией и вместо Эгталея этот город стал называться Сикионом.

3. О Сикионе говорят, что он был не сыном Марафона и внуком Эпопея, а сыном Метиона, внука Эрехфея. С ними согласен и Асий, тогда как Гесиод и Ивик с ним не согласны: первый написал в своем эпосе, что Сикион был сыном Эрехфея, а Ивик говорит, что он сын Пелопса. У Сикиона родилась дочь Хтонофила; от Хтонофилы и Гермеса, по преданию родился Полиб. Впоследствии на ней женился Флиас, сын Диониса, и у него родился сын Андродамос. Полиб выдал свою дочь Лисианассу за Талая, сына Бианта, царствовавшего над аргивянами; и когда Адраст бежал из Аргоса, он пришел к Полибу в Сикион; впоследствии, по смерти Полиба, он получил власть над Сикионом. Когда же Адраст возвратился в Аргос и восстановил там свою власть, прибыл из Аттики Ианиск, потомок Клития, зятя Ламедонта, и воцарился в Сикионе, а по смерти Ианиска стал царем Фест, о котором говорили, что и он из числа сыновей Геракла. Когда же Фест на основании прорицания переселился в Крит, то предание передает, что воцарился Зевксипп, сын Аполлона, и нимфы Гиллиды.

4. После смерти Зевксиппа против Сикиона и его царя Гипполита, сына Ропала, внука Феста, повел войско Агамемнон; Гипполит, испугавшись наступающего войска, согласился быть подвластным Агамемнону и микенцам. Преемником этого Гипполита был Лакестад. Как-то ночью Фальк, сын Темена, вместе с дорянами захватил Сикион, но не причинил Лакестаду никакого зла, так как и он был из Гераклидов; напротив, он сделал его соучастником власти. И с этого времени сикионяне стали дорянами и стали частью Аргоса.

VII

1. Город, основанный Эгиалеем на равнине, разрушил Деметрий, сын Антигона. Он построил новый город, который существует и теперь, рядом с древним акрополем. Когда могущество сикионян пришло в упадок [напрасно будет кто-либо разыскивать причину этого обстоятельства; пусть он удовольствуется здесь словами Гомера, сказанными им о Зевсе (Илиада, II, 117): «Многих уж он городов сокрушил высокие главы-»]так вот, как я сказал, когда они и без того уже оказались бессильными, произошедшее зелетрясение почти что обезлюдило город и уничтожило многих из тех памятников, которые бы заслуживали осмотра. Это землетрясение разрушило многие города Карии и Ликии; особенно сильному землетрясению подвергся остров Родос, так что предсказание Сивиллы о Родосе исполнилось в точности.

2. Если итти из Коринфской области в Сикион, то встречается могила Лика из Мессении, кто бы ни был этот Лик: я не нашел нигде Лика из Мессении, который упражнялся бы в пентатле или одержал победу на олимпийских играх. Эта могила представляет земляной курган.

3. Сами же сикионяне по большей части хоронят < не> обычным способом. Тело они зарывают в землю, вокруг сооружают цоколь из камня и воздвигают колонны и на них устраивают крышу, преимущественно на подобие фронтонов на храмах; они не делают никакой другой надписи, кроме имени умершего, и при этом толь его, а не его отца, и обращаются к умершему со словами XAIRE (радуйся, прощай).

4. За памятником Лика, если уже перейти Асоп, на правой стороне, находится Олимпейон, а немного далее, на левой стороне дороги, - могила афинянина Эвполида, писавшего комедии. Если итти дальше и повернуть по направлению к городу, то встречается надгробный памятник Ксенодики, умершей во время родов; эта могила сделана не по местному обычаю, но так, чтобы она гармонировала возможно больше с картиной, (которой она украшена); и если уж что-либо другое, то, конечно, эта картина вполне заслуживает осмотра. Если отсюда итти дальше, то встречается могильный памятник сикионянам, которые пали при Пеллене и Диме в Ахее, а также при Мегаполе и Селласии, но об этих событиях я буду говорить подробнее в дальнейшем. У самых же ворот есть у них источник в пещере; вода его выходит не из земли, но течет с потолка пещеры, поэтому этот источник называется «Капающим».

5. В нынешнем акрополе есть храм «Счастья высот» (Тихи Акреи), а за ним храм Диоскуров; и Диоскуры и статуя «Счастья» сделаны из дерева. У подножия акрополя сооружен театр, а на его сцене находится изображение мужа со щитом в руке; говорят, что это Арат, сын Клиния.

6. За театром храм Диониса; статуя бога сделана из золота и слоновой кости, а рядом с ним - вакханки из белого мрамора. (Говорят, что это - женщины, посвященные Дионису и приводимые им во время своих праздников в экстаз). У сикионян есть и другие статуи бога, хранимые в сокровенном и недоступном месте. Один раз в год, ночью, их переносят в храм Диониса из так называемого «Уборного здания», переносят с зажженными факелами и пением местных гимнов. Впереди несут то изображение бога, которое называется Вакхом и которое ему воздвиг Андродамас, сын Флианта; за ним следует статуя так называемого Диониса-Освободителя, которую фиванец Фанес, по слову Пифии, принес из Фив. Фанес пришел в Сикион в то время, когда Аристомах, сын Клеодея, ошибочно поняв данное ему предсказание, упустил из-за этого благоприятный случай для своего возвращения в Пелопоннес. Если итти из храма Диониса по направлению к площади, то направо находится храм Артемиды-Лимнейской (на озере). При первом взгляде ясно, что крыша у него обрушилась, что же касается находившейся там статуи, то нельзя ничего сказать, перенесена ли она в другое место или тут погибла каким-либо образом.

7. По пути на площадь есть храм богини «Убеждения», тоже без статуи. Это поклонение богине «Убеждения» установлено, как говорит легенда, по следующему случаю: убивши Пифона, Аполлон и Артемида прибыли в Эгиалею, чтобы получить очищение. Тут их охватило чувство страха - это место и теперь называется «Ужасом»; - тогда они направились в Крит к Карманору; жителей же Эгиалеи поразила болезнь, и прорицатели велели им умилостивить Аполлона и Артемиду. И вот они послали с молениями семь юношей и семь девушек к реке Сифе; и говорят, что боги, которых они убедили, прибыли на акрополь, и то место, куда они первый раз вступили, и есть место храма богини «Убеждения». Подобного рода обряд совершается еще и поныне: в праздник Аполлона юноши идут к реке Сифе и, приведя богов в храм «Убеждения», они затем вновь, говорят, уводят их в храм Аполлона. А этот храм находится на теперешней площади; в древности он был, по сказаниям, построен Претом там, где прекратилось безумие его дочерей.

8. Рассказывают еще вот что: будто Мелеагр посвятил этому храму копье, которым он убил дикого кабана; говорят, что здесь же находятся в качестве посвятительных даров флейты Марсия: когда с Силеном произошло несчастие, то река Марсий унесла эти флейты в Меандр, и они появились в Асопе и, выброшенные на берег у Сикионии, были найдены пастухом и принесены в дар Аполлону. Из этих посвящений не уцелело ни одного: они сгорели во время пожара вместе с храмом. Храм же, существующий в мое время, и статуя в нем посвящены Пифоклом.

VIII

1. Недалеко от святилища богини «Убеждения» находится священный участок, посвященный римским императорам; некогда это был дом тирана Клеона. Тирания Клисфена, сына Аристонима, внука Мирона, была в то время, когда сикионяне занимали еще город внизу, а Клеон был тираном уже в нынешнем городе.

2. Перед этим домом стоит святилище героя Арата, совершившего более великие подвиги, чем кто-либо из современных ему эллинов. Его история такова. После Клеона, правившего единовластно, у многих из правящих лиц появилось настолько неудержимое стремление к тирании, что одновременно были тиранами два человека - Эвтидем и Тимоклед; народ во главе с Клинием, отцом Арата, прогнал их; немного лет спустя, тираном сделался Абантид; в это время Клиний уже скончался. Абантид тотчас же изгнал Арата, а может быть Арат и сам добровольно удалился в изгнание. Затем Абантида убивают некие смелые мужи из местных жителей, но отец Абантида, Пасея, тотчас же становится тираном; он тоже был низвергнут и убит Никоклом, который сам в свою очередь захватывает власть тирана.

3. Против этого Никокла пошел Арат с изгнанниками из Сикиона и аргивскими наемниками. Он совершил нападение ночью, поэтому от одной части городской стражи он ускользнул, как это и естественно в темноте, другую он одолел силой, так что он оказался внутри стен, и так как дело было уже на заре, то он, привлекши на свою сторону народ, поспешно двинулся к дому тирана. Дом он захватил без труда, Никоклу же удалось скрыться и бежать. Сикионскому народу Арат восстановил свободу и равноправие и устроил его примирение с изгнанниками, возвратив им дома и все остальное имущество, которое было продано, а тем, кто его купил, он заплатил стоимость из своих средств. Так как в то время у всех эллинов был страх перед македонянами и перед Антигоном, опекуном Филиппа, сына Деметрия, то поэтому он убедил сикионян, хотя они были доряне, вступить в Ахейский союз и тотчас же он был выбран ахейцами военачальником; он повел их против локров амеериссейских и в землю этолийцев, бывших им враждебными, и опустошил их страну.

4. Коринфом владел тогда Антигон, и в городе был македонский гарнизон. Внезапным нападением Арат привел в замешательство македонян, а затем, победив в сражении, перебил многих из них, в том числе начальника гарнизона Персея, который изучал философию у Зенона, сына Мнасея. Когда Арат освободил Коринф, то к Ахейскому союзу присоединились жители Эпидавра и Трезена, все, населявшие побережье Арголиды, и из государств по ту сторону Истма - мегарцы; Птолемей также заключил союз с ахейцами. В это время лакедемоняне во главе с царем Агисом, сыном Эвдамида, совершили нападение на Пеллену и успели ее захватить, но когда явился Арат и произошло сражение, то лакедемоняне были побеждены, и они должны были оставить Пеллену и вернуться домой, согласно заключенному договору.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.