Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задача огонька. Законы огонька. Условия проведения огонька.. Правила проведения огонька. Виды огоньков



 

Огоньки

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Задача огонька

1. Подведение итогов или обсуждение прожитого дня.

2. Откровенный разговор на какую-то тему.

3. Выяснение отношений в доброжелательной атмосфере.

Законы огонька

1. Говорить в полголоса.

2. Сидеть всем на одном уровне.

3. Не перебивать друг друга.

Условия проведения огонька.

1. Уединенное место.

2. Удобные места для сидения.

3. Расположение детей по кругу.

4. Наличие живого огня.

Правила проведения огонька

1. Говорит только тот у кого в руках талисман

2. Огонек начинается с песни или легенды, для того чтобы настроить всех на серьезный открытый разговор.

3. Все высказываются по очереди. Последним высказывается вожатый.

4. Определяется ступень роста

а)напоминают, что было в течение дня;

б)что удалось, что нужно сделать по-другому и как;

в) отмечают лучших ребят.

Виды огоньков

1. Знакомства

2. Конфликтный

3. Анализа

4. Тематический

5. Адаптации

 

 

1. Огоньки знакомства

Рассказ-эстафета. Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: " все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа. Уровень отряда – любой.

Бутылка желаний. В начале смены на подготовленных бумажках ребята пишут свои желания, которые смогут сбыться за смену и складывают их в бутылку.  Уровень отряда – любой.

Гороскоп. 2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т. д. Уровень отряда - низкий.

Памятный день. 2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ - эстафета. Уровень отряда - высокий.

Пакет откровений. Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда – любой.

Музей любимых вещей. 3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда - высокий.

2. Огоньки – откровения (конфликтные)

Письмо другу. 8-11 день. Участники огонька устно " пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда - любой.

Я не понимаю. 14-16 день. Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на " Я не понимаю, почему..? ". Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда – средний, высокий.

Разговор в темноте. 17-19 день. Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде. Уровень отряда - средний.

Разговор с игрушкой. 8-10 день. Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу " письмо другу", но плюс тактильный контакт. Уровень отряда - средний, младший.

Разговор с попутчиком. 19-21 день. Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда - любой.
Ситуативный. (Электрический стул). Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда – высокий.

Круг молчания – 1. 10-16 день. Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т. е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания – 2. Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках " Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой. Ситуативно. Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда - средний.
Разговор со свечой. Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, " скребущие душу", " крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда - средний.

После выхода из конфликта хорошо провести упражнение на общение, выводящее эмоции детей на положительный уровень.

3. Огоньки – анализа

Огонек орг. периода. 7-8 день. Ответ на вопрос " Что получилось? ". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни. Уровень отряда любой.

Цепочка. Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. Уровень отряда -  слабый, средний.

Машина времени. Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т. е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы волнующие детей. Уровень отряда любой.

Отряд для меня. Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос " Чем стал отряд для меня за эту смену? ". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня). а) 1 этап. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется. в) 2 этап. Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе. с) 3 этап. Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда средний, высокий.

4. Тематические огоньки

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например, огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т. д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. Уровень отряда - высокий, средний.

Жизненный девиз. Каждый по очереди называет свой жизненный девиз и почему он такой выбрал.

Мой любимый поэт. Вожатый выбирает стихотворение одного из поэтов и в начале огонька читает его. (Эдуард Асадов)

Лифт времени. Ребята рассказывают свои счастливые моменты из жизни. В этом случае может начать вожатый.

Фотоаппарат. Представляем, что мы фотографы, какие моменты мы бы хотели оставить, а какие стереть.

Фильм. Представляем, что мы сценаристы и представляем нашу жизнь после лагеря.

Огонек комплиментов. Сначала один ребенок говорит: «Вася, я знаю, что ты…», следующий ребенок ему отвечает: «Да, я знаю, что я …. А еще я…» И так пока не пройдет весь круг.

«Я никогда не…». Разговор на тему что никогда не делали.

Футболка. Футболка – это такая вещь, которая есть у каждого в гардеробе. а) Надо представить себя футболкой и описать ее, какая она. б)Надо представить, что мы модельеры и украшаем сами футболки, мы вправе выбирать, какого она размера, цвета и что на ней написано и т. д., а еще мы в праве выбрать кому ее подарим и почему.

Хворост. Надо собрать столько палочек, сколько человек в отряде. Все высказываются по дню и передают свою палочку следующему, он уже свою и предыдущего. У вожатого должен собраться весь пучок, и он рассказывает легенду о том, что когда мы вместе мы непобедимы и нас не сломать по одному как один сучок.

Карты. Каждому ребенку раздается игральная карта. Трефы – в лагере мне больше всего нравиться, Пики – если бы я был вожатым, Черви - за что я люблю свой отряд (вожатого), Буби - после смены я обещаю. И каждый высказывается на доставшуюся ему тему.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.