|
|||
Контрольные вопросы. Практические заданияСтр 1 из 3Следующая ⇒
3. Фонема и звук речи Контрольные вопросы 1. Что такое фонетика как наука? Назовите три аспекта изучения звука. 2. Какие параметры включает акустическая характеристика звука? 3. На какие составные части принято подразделять речевой аппарат? 4. Какие органы речи относятся к активным и пассивным? 5. Какие признаки учитываются при классификации согласных и гласных? 6. Почему классификация согласных значительно сложнее, чем классификация гласных? В чем заключается возможная причина количественной диспропорции согласных и гласных звуков в языке? 7. В чем сущность явлений палатализации, веляризации и аспирации? 8. Каковы функции фонемы? Обозначают ли термины «фонема» и «звук» одно явление? 9. Какие звуки называют факультативными и позиционными вариантами фонемы? Что такое аллофон? 10. Какие признаки фонем называются дифференциальными? Чем они отличаются от недифференциальных признаков? 11. Какие существуют виды фонологических оппозиций? 12. При каких условиях происходит нейтрализация фонологических оппозиций? 13. Из чего складывается система фонем? Что представляют собой исторические изменения фонем? Какие факторы их обусловливают? 14. В чем заключается различие между фонетическими и историческими чередованиями? 15. Какие методы и приемы экспериментальной фонетики вы знаете? В каких сферах деятельности они применяются? Какими методами и приемами приходилось пользоваться вам? Ключевые слова по теме: активные и пассивные органы речи, акустический, артикуляционный и функциональный аспекты изучения звука, аллофон, аспирация, веляризация, гласные и согласные звуки, дифференциальные и недифференциальные признаки, лабиальность, нейтрализация фонологических оппозиций, палатализация, речевой аппарат, система фонем, факультативный и позиционный варианты, фонема, фонетика, фонетические и исторические чередования, фонологические оппозиции, фонология. Литература по теме: Вендина Т. И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. С. 103–114, 131–143. Головин Б. Н. Введение в языкознание. С. 25–43, 47–48. Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических факультетов университетов и педагогических ВУЗов. С. 5–9, 17–27. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. С. 37–46, 49–73. Реформатский А. А. Введение в языковедение. С. 157–190, 211–243. Рождественский Ю. В. Введение в языкознание. С. 214–227, 231–239. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. С. 12–31, 43–57. Практические задания 1. Сравните определения фонемы, данные разными учеными. Что в них общего? Чем они различаются? 2. Сравните русский язык с изучаемым вами иностранным языком и докажите, что они различаются по следующим параметрам фонологической системы: а) общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных; б) качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами; в) соотношением слабой и сильной позиций фонем; г) организацией фонемных групп (оппозиций).
3. Выполните тестовые задания по теме.
|
|||
|