Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольные вопросы. Практические задания



 

3. Фонема и звук речи

Контрольные вопросы

1. Что такое фонетика как наука? Назовите три аспекта изучения звука.

2. Какие параметры включает акустическая характе­ристика звука?

3. На какие составные части принято подразделять речевой аппарат?

4. Какие органы речи относятся к активным и пассив­ным?

5. Какие признаки учитываются при классификации согласных и гласных?

6. Почему классификация согласных значительно сложнее, чем классификация гласных? В чем заключается возможная причина количественной диспропорции согласных и гласных звуков в языке?

7. В чем сущность явлений палатализации, веляризации и аспирации?

8. Каковы функции фонемы? Обозначают ли термины «фонема» и «звук» одно явление?

9. Какие звуки называют факультативными и позици­он­ными вариантами фонемы? Что такое аллофон?

10. Какие признаки фонем называются дифференциаль­ными? Чем они отличаются от недифференциальных приз­наков?

11. Какие существуют виды фонологических оппо­зиций?

12. При каких условиях происходит нейтрализация фонологических оппозиций?

13. Из чего складывается система фонем? Что пред­ставляют собой исторические изменения фонем? Какие факторы их обусловливают?

14. В чем заключается различие между фонетическими и историческими чередованиями?

15. Какие методы и приемы экспериментальной фонетики вы знаете? В каких сферах деятельности они применяются? Какими методами и приемами приходилось пользоваться вам?

Ключевые слова по теме: активные и пассивные органы речи, акустический, артикуляционный и функцио­нальный аспекты изучения звука, аллофон, аспирация, веляризация, гласные и согласные звуки, дифферен­ци­альные и недифференциальные признаки, лабиальность, нейтрализация фонологических оппозиций, палатализация, речевой аппарат, система фонем, факультативный и позици­он­ный варианты, фонема, фонетика, фонетические и исто­ри­ческие чередования, фонологические оппозиции, фонология.

Литература по теме:

Вендина Т. И. Введение в языкознание: Учеб. пособие. С. 103–114, 131–143.

Головин Б. Н. Введение в языкознание. С. 25–43, 47–48.

Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание. Учебное пособие для филологических факультетов универ­ситетов и педагогических ВУЗов. С. 5–9, 17–27.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. С. 37–46, 49–73.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. С. 157–190, 211–243.

Рождественский Ю. В. Введение в языкознание. С. 214–227, 231–239.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических фа­куль­­тетов высших учебных заведений. С. 12–31, 43–57.

Практические задания

1. Сравните определения фонемы, данные разными учеными. Что в них общего? Чем они различаются?

2. Сравните русский язык с изучаемым вами иностран­ным языком и докажите, что они различаются по следую­щим параметрам фонологической системы:

а) общим количеством фонем, соотношением глас­ных и согласных;

б) качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами;

в) соотношением слабой и сильной позиций фонем;

г) организацией фонемных групп (оппозиций).

 

3. Выполните тестовые задания по теме.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.