Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Новое время и интеграция в Северной Америке»



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА Минюста России)»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ(ФИЛИАЛ)

Кафедра конституционного и международногоправа Направление подготовки 40. 04. 01«Юриспруденция»

Программа магистратуры

«Международное публичное право и международное частное право в системе международной интеграции»

 

Дисциплина

«Актуальные проблемы международного частного права»

 

 

Доклад на тему:

«Новое время и интеграция в Северной Америке»

Студента 2-го курса группы10-мЮРз-18-4

Каграмановой Светланы Сергеевны

 

Санкт-Петербург 2020

 

Историческая наука определяет Новое время как период с конца XV в. до начала XX в., в течение которого происходил социальный переход от аграрной цивилизации к индустриальному обществу. В это время под воздействием европейской культуры начало складываться мировое хозяйство, формировался глобальный товарный рынок.

 

Указом королевы Англии Елизаветы I от 31 декабря 1600 г. была создана знаменитая Английская Ост-Индская компания, получившая обширные привилегии для торговых операций в Индии и сформировавшая собственные вооруженные силы, осуществлявшие военные операции повсеместно в Америке, Африке и Китае вплоть до 1874 г.

Из всех освоенных европейской цивилизацией в Новое время пространств только североамериканские колонии проявляли высокий уровень политической организации, способность к эффективной интеграции и быстро создавали государственные институты. Эти процессы происходили благодаря высокому уровню политической культуры переселенцев из Англии, Голландии, Франции, крайне низкой плотности местного населения и существованию глубоких социально-политических проблем в индейском обществе Северной Америки. Интеграция североамериканских государств в мировую политику протекала в три этапа: основание постоянных поселений, борьба за независимость от метрополии и объединение относительно независимых штатов в федеративное государство. Аналогичные интеграционные процессы наблюдались в Канаде, Мексике и государствах Южной Америки.

Первое постоянное английское поселение золотоискателей в Северной Америке было основано в 1607 г. на территории современного штата Вирджиния. Однако основателями первых постоянных английских поселений в Америке считаются пилигримы (странствующие богомольцы, которые, высадившись на американский берег около мыса Код с английского торгового судна класса галеон «Мэйфлауэр» в 1620 г., основали город Новый Плимут, положивший начало колониям Новой Англии). Суровые условия необжитого берега Атлантического океана сформировали в первых поселениях общинные порядки: создавался общий склад, централизованно распределялись продукты, инструменты, существовали традиции взаимопомощи, которые постепенно вытеснялись либеральным экономическим укладом.

К 1680 г. на Атлантическом побережье Северной Америки образовалось 13 колоний, население которых составляло около 2, 5 млн человек. После основания в 1607 г. первой английской колонии Вирджиния возникло еще 12 колоний: Нью-Гэмпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью- Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия.

Колонисты были людьми верующими и относительно неплохо по тем временам образованными, попавшими в суровые условия, а племена американских индейцев не могли длительное время существовать в мире друг с другом, отличались жестокостью и не могли рассчитывать на понимание со стороны европейцев, явно превосходивших их в социально-культурном развитии.

Коренные народы не проявили сплоченности перед лицом очевидной опасности, хотя пять племен ирокезов в 1570 г. объединились и образовали Лигу ирокезов, однако это объединение торговало с европейскими поселенцами мехами и выступило на стороне Великобритании в войне против Франции за влияние в Северной Америке (1754— 1763), что во многом предопределило ее исход. В дальнейшем организованное местное население принимало активное участие в развитии колоний, однако, в отличие от Южной и Центральной Америки, не сумело полностью интегрироваться в общество колонистов. Ключевым дезинтегрирующим фактором стал институт рабства, системное использование рабского труда колонистами.

Американское сельскохозяйственное рабство представляло собой беспрецедентный пример несправедливой эксплуатации африканцев в условиях развивавшегося капиталистического уклада. Поскольку сами колонисты считали себя свободными людьми, а американские индейцы высоко ценили личную свободу, в 1619 г. было принято решение о ввозе африканцев с целью использования их труда на плантациях. С тех пор и до середины XIX в. экономика США строилась на эксплуатации рабского труда.

Формирование государственности Соединенных Штатов Америки — чрезвычайно важный вопрос для всей современной международной системы, в которой их влияние ощущается в подавляющем большинстве социально значимых вопросов. Широко используя исторический европейский опыт, американцы создавали крупные города, такие культурные центры, как Бостон и Филадельфия, вокруг которых формировалась инфраструктура, необходимая для дальнейшей интеграции. В 1636 г. основан Гарвардский университет, а затем в скором времени — Йельский и Принстонский университеты. В 1765 г. в Америке издавалось более 40 газет, были открыты общественные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Американское просвещение неразрывно связано с именами таких блестящих ученых и мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.

Независимость США от Британской империи потребовала применения силы со стороны молодого государства. Бостон, как и весь штат Массачусетс, стал центром сопротивления удаленной империи, которая не имела желания разбираться в тонкостях американской политики. В результате события, известного как Бостонское чаепитие 16 декабря 1773 г., британским правительством были предприняты решительные меры по усмирению мятежников и компенсации убытков. Однако карательная акция против Бостона не только не успокоила мятежников, но и послужила катализатором интеграции всех американских колоний в деле борьбы за независимость.

Война между Британской империей и созданными в 1776 г. Соединенными Штатами Америки продемонстрировала неспособность эффективно руководить новыми территориями из Лондона. Победа американцев стала поводом для признания их независимости сначала Францией, договор с которой был заключен в 1778 г., а затем Испанией и Нидерландами, присоединившимися к договору. Однако основная причина нестабильности и разобщенности в США не была устранена, рабский труд в южных штатах создавал существенные социально-экономические и политические противоречия.

Крупные рабовладельцы были заинтересованы в дальнейшей дезинтеграции штатов и формировании суверенитета над собственными рабами и земельными владениями. Идея выхода из состава единого государства набирала популярность на юге США в середине XIX в. Первое совещание сторонников сецессии состоялось 22 ноября 1860 г. в городе Эббивилл (Южная Каролина)

Конфедеративные Штаты Америки были образованы 4 февраля 1861 г. шестью южными штатами (Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия и Луизиана). Катализатором этого процесса стало утверждение результатов выборов президента США, на которых победил Авраам Линкольн.

Эти шесть штатов и присоединившийся к ним 2 марта Техас объявили о своем выходе из состава США и возвращении властям штатов полномочий, делегированных по Конституции 1787 г. федеральному правительству. Среди прочего эти полномочия включали в себя контроль над военными укреплениями (фортами), портами и таможнями, расположенными на территории штатов, и сбор налогов и пошлин. 12 апреля 1861 г. войска штата Южная Каролина разгромили стоявший в Чарльстонской гавани федеральный форт Самтер, принудив его гарнизон к капитуляции. Сражение за форт Самтер положило начало гражданской войне.

После бомбардировки Самтера Линкольн призвал штаты, оставшиеся в Союзе, предоставить ему солдат для силового восстановления контроля над Самтером и остальными южными фортами, защиты федеральной столицы и сохранения Союза. В ответ на президентское обращение еще четыре южных штата (Вирджиния, Арканзас, Теннесси и Северная Каролина) объявили о выходе из США и присоединении к Конфедерации. Штаты Кентукки и Миссури остались «пограничными штатами» в составе США, но какое-то время имели по два правительства, одно из которых поддерживало Союз, а другое — Конфедерацию. Проконфедеративные правительства этих штатов включили подконтрольные им территории в состав Конфедерации, и это позволяло считать членами КША 13 штатов. Из территорий, не имевших прав штата, прошение о вступлении в КША подали Аризона и Нью-Мексико. Также Конфедеративные Штаты были поддержаны пятью «цивилизованными» племенами с индейской территории (чероки, чокто, чикасо, крики, семинолы). Не все американские рабовладельческие штаты присоединились к Конфедерации. Штат Мэриленд был удержан в составе Союза силой, благодаря введению на его территории военного положения.

Южные штаты прошли долгий и тяжелый период «реконструкции» и возвращения в состав США, спустя 4 года сопротивления. Условием возвращения было принятие абсолютно новых конституций штатов, запрещающих рабство, и ратификация соответствующей поправки к Конституции США. Первым обратно был принят Теннесси (24 июня 1866 г. ), последним — Джорджия (15 июля 1870 г. ).

В отличие от Австралии и Канады, формирование мексиканской государственности происходило в условиях политической конфронтации с метрополией. Революционная борьба за независимость от Испании сплотила мексиканское общество. Уничтожение государственности индейцев на территории современных Мексиканских Соединенных Штатов обеспечило временное пребывание Мексики в составе Испании, однако национально-освободительная борьба привела к логичному результату, и 24 августа 1821 г. представители испанской короны подписали Кордовский договор, в котором признавалась независимость Мексики. Крайняя политическая нестабильность, последовавшая за провозглашением независимости, проигранная США война за штат Техас и экономические сложности породили революционный каудилизм — радикальный, по мнению остальной Латинской Америки.

Доктрина революционного каудилизма провозглашала концепцию надклассового единства, однако на практике эта идея оказалась неспособной объединить мексиканское общество. Мексиканская конституция 1917 г. ограничила право церкви приобретать и владеть недвижимым имуществом. Упразднялись монастыри, запрещалось религиозное обучение. Религиозные акты могли проводиться только в стенах специально отведенных помещений. Все служители церкви лишались избирательных прав. Запрещалась деятельность любых общественных организаций, в названии которых была отражена их связь с религией или церковью. Такой курс на провозглашение атеистического государства оказался малоэффективным, произошла криминализация общества, авторитет публичной власти упал. Мексика не стала геополитическим центром, в то время как США, где активность религиозных учреждений крайне высока и охватывает до 70% американцев, а уровень жизни один из самых высоких в мире, проводит политику по отгораживанию своей территории от Мексики и ее социальных проблем высоким забором.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.