Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура сонета



В каких случаях сонет не может считаться сонетом? Можно ли написать сонет из шестнадцати строк или из двенадцати? А сонет без рифм? Или сонет в трехстопниках вместо стандартной десяти- или одиннадцатисложной строки? Краткий ответ таков: по умолчанию существует основной или простой сонет, по отношению к которому остальные являются вариациями.

Все существующие вариации структуры сонета сложились на основании двух его типов: петраркистского и шекспировского. Разберем их подробнее.

 

Детский сонет.

Итак, детский сонет… Детский сонет - это короткое стихотворение, состоящее из двух катренов (четверостиший) и дополнительных двух строк - коды, что в переводе с итальянского означает " хвост". Возможен вариант - один катрен и двустишие, его мы будем называть " коротким детским сонетом". В разговорах между нами, посвящёнными, допустимы аббревиатуры: ДС и КДС. Наконец, возможны «цепочки» детских сонетов, состоящие из двух или трёх КДС, и ещё " полные" детские сонеты, из трёх катренов и двустишия - от " взрослых" они отличаются только «детским» содержанием и детской же системой рифмовки – смежной, согласно заповедям, которые нам оставил классик детской поэзии Корней Чуковский. Но, учитывая тот факт, что дети имеют обыкновение расти и вырастать из старых одёжек, к смежной рифмовке – для детей среднего и старшего школьного возрастов допустимо пользование перекрёстной и даже опоясывающей схем рифмовки, приближая их к восприятию «настоящей» взрослой поэзии.

Какими свойствами ещё отличается детский сонет от обычного стихотворения для детей? Его внутренняя структура такова: первый катрен знакомит читателя с " литературным героем" и вводит в курс дела - где и что происходит; во втором катрене даётся развитие темы, а в заключительном двустишии - её логическое завершение с моралью, выводом или юмористическим заключением. Естественно, в КДС вводная и содержательная часть совмещаются - всё в одном катрене, а двустишие является заключительным. Ещё небольшая особенность – заключительное двустишие может отличаться по ритмике и размеру от катренов – с тем, чтобы придать ему решительность и убедительность. Но это – на усмотрение автора.
.
Поскольку в конце 2015 года в сообществе «Избушка на Седьмом Небе» проводился конкурс детского сонета, приведу несколько примеров, в том числе и своих.
.
Примеры детских сонетов:
.
ДС.
.
Милые зверушки Регина Маскаева
.
Панды - милые зверушки
И похожи на игрушки.
Прочитала в умной книжке:
Не из плюша эти мишки.
.
И, как говорит наука,
Жить не могут без бамбука -
Рядом быть должна всегда
Их любимая еда.
.
Панда - очень редкий зверь,
Под охраной он теперь.
.
.
Стиляги-полёвки. Адела Василой
.
Стиляги-полёвки,
Учась на мыш-факе,
Носили крысовки
И в клетку рубахи.
.
Мода - та ещё беда!
Есть у них одна мечта:
Мышкам позарез нужны
Пифагоровы штаны!
.
Стесняется полёвка:
Без штанов неловко!
.
.
КДС.
.
Растеряха. Игорь Калиш
.
По глухой лесной тропинке
Гномик шёл в одном ботинке,
Колпачке и свитерке,
Нёс другой башмак в руке.
.
Растеряха этот Гном!
В магазин шёл за шнурком.
.
.
Пёс и хвост. Игорь Калиш
.
Пёс гонялся за хвостом,
На диване, под столом,
В спальне, кухне, коридоре.
Не догнать... ну просто горе.
.
Хвост устал, упал под стул,
Пёс лёг рядом и уснул.
.
.
Лось на ярмарку пришёл. Адела Василой
.
По тайге к нам топал лось...
Долго ждать его пришлось!
Только всё ж пришёл он к нам,
И купил себе... там-там.
.
Если будет он сердитым,
Будет бить в него копытом!
.
.
ХУДОЖНИК-СЛОН. Людмила Шмидт
.
Проснувшись рано, чуть рассвет,
Слон написал автопортрет.
Час простоял перед холстом,
Мазок ложился за мазком.
.
Жираф заметил: «Ах, милорд,
Какой прекрасный натюрморт! »
.
.
Говорящий шезлонг. Игорь Шандра
.
На шезлонг уселся Слон
И сказал: – Я удивлён!
Говорили, между прочим,
Что шезлонг не очень прочен!
.
Вдруг шезлонг как завопил:
– Не шезлонг я! Крокодил!
.
.
Злополучный экзамен. Игорь Шандра
.
Не сдала Паучиха вязание -
Провалилась она на экзамене.
Сквозь огромную щель в паутине
Ей профессор сказал по латыни:
.
– Отправляйся домой, Паучиха,
И предмет хорошо поучи-ка!
.
.
Рыба-прилипала. Рита Зайцева
.
Сказала рыба-прилипала:
" Несправедливость не люблю!
Все говорят, что низко пала,
Что прилипала к кораблю! "
.
И зарыдала вдруг навсхлип:
" Да это он ко мне прилип! "
.
.
Почему болят ноги. Ольга Рачицкая
.
Шли с бабулей еле-еле
В понедельник в детский сад:
Ноги старые болели...
Возраст тут не виноват!
.
Просто бабушка устала –
Марафон вчера бежала.
.
.
Полный ДС (ПДС).
.
Весёлые полёвки. Адела Василой
.
Мы - полёвки, хоть и мышки,
Умницы и шалунишки,
На соломинке висим -
Дружно зёрнышкки едим.
.
Не желаем жить в подполье -
Нам милее лес и поле!
Не достанут нас коты,
Не боимся темноты!
.
Ночью спим в своей норушке -
Не найдут нас совы-сплюшки!
Лишь лиса полёвкам враг -
От неё сбежим в овраг.
.
Притворяется святошей,
А не хочет быть хорошей!
.
.
Цепочка КДС.
.
Размечтался... Ирина Счастнева.
.
Как-то гусь спросил у кур:
« Вы летали в Сингапур? »
Отвечают: « Ко-ко-ко,
Это слишком далеко! »
.
Мол, домашней птице
Можно не трудиться.
.
Рассмеялся важный гусь:
«Га-га-га!.. А я берусь! »
Взлёт... посадка... снова взлёт...
Не везёт - так не везёт...
.
Больше заграница
Гусаку не снится.
.

.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.