Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Монадология. Лейбниц.



Монада – неделима, в ней нет «окон»: ни субстанция, ни акциденция (случайное, несущественное св-во вещи) не могут проникнуть в монаду.

У монад разные св-ва. Одна отличается от другой. Всё подвержено изменению даже монада. Изменение в монаде беспрерывно и идёт изнутри. В простой субстанции существует множественность состояний и отношений, хотя частей она не имеет.

Душа – одна большая монада, восприятие которой более отчётливо и сопровождается памятью. Восприятие может естественным путём произойти из другого восприятия.

3 вида монад:

  1. простая/голая – восприятие, стремление, но нет памяти. Как обморок. Ими обладают «неодушевленные» предметы (душа есть везде). Человек может впасть в это состояние (обморок, дрема). Бог влияет на развитие монад (он первопричина всех монад. Монады несовершенны).
  2. душа – память и восприятие. Животные (состоят из множества монад, главная – душа. Запоминает и воспринимает все). Не обладает самосознанием (апперцепция)
  3. духи – высшая способность апперцепции. Восприятие вечных мыслей и идей.

 

Рассуждения основаны на 2-х принципах:

  1. принцип противоречия

· считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие;

· истинным считаем то, что противоположно или противоречит ложному.

  1. принцип достаточного основания
    • ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания.

       Два рода истин:

  1. истина разума

· необходимы и противоположное им невозможно.

  1. истина факта

· случайны и противоречие им возможно.

Основание для необходимой истины можно найти путём анализа, разлагая на более простые идеи и истины, пока не достигнешь первичных.

     

Последняя причина всего – Бог. Эта субстанция есть достаточное основание для всего разнообразия, которое взаимосвязано. У Бога нет границ, совершенство абсолютно бесконечно. Содержит столько реальностей, сколько возможно (бесконечное кол-во).

Творения имеют совершенства от воздействия Бога. Несовершенства происходят от собственной природы, потому что она ограничена.

В Боге источник существования и сущностей, потому что Его разумение это область вечных истин или идей, от кот. зависят истины.

Если есть реальность в вечных истинах, то она основана на чём-то существующем и действительном (43-45 – более подробно там. Это доказательство того, что Бог есть).

Бог – первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады, сотворенные или производные, составляют Его создания и рождаются, так сказать, из беспрерывных, от момента до момента, излучений Божества, ограниченных воспринимающей способностью твари, ибо для последней существенно быть ограниченною.

           

 

Сотворенное называется действующим, поскольку оно имеет совершенства, и страдающим, поскольку оно имеет несовершенства. Таким образом, монаде приписывают действие, поскольку она имеет отчетливые восприятия, и страдание, поскольку она имеет смутные восприятия.

Творение бывает более совершенным, чем другое, поскольку в нем находится то, что служит к объяснению априори того, что происходит в другом творении, и поэтому говорят, что оно действует на другое творение.

       Но в простых субстанциях бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога, поскольку в идеях Божьих одна монада с основанием требует, чтобы Бог, устанавливая в начале вещей порядок между другими монадами, принял в соображение и ее. (как я поняла: он говорил на семинаре про часы, которые одновременно завели, то же самое Бог делает с монадами, кажется, здесь про это…)

       Как я поняла: существует бесконечное количество миров в Боге; каждая монада отражает их все и каждый в отдельности (53-58 – как это писал ЛейбницJ).

       Из рубрики, как я поняла: монады могут отображать лишь какую-то часть реальности, мира (он пишет универсума, думается мне, что это одно и то же). Весь его монада представляет смутно. Отчётливо она представляет лишь ту часть, которая близка к данной монаде или наиболее велика в сравнении с ней.

       Монада ограничена в способе познания (60-62).

       Тело есть божественная машина. (64)

       В наималейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, энтелехий, душ. Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и труда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд. И хотя земля и воздух, находящиеся между растениями в саду, или вода — между рыбами в пруду не есть растение или рыба, но они все-таки опять заключают в себе рыб и растения, хотя в большинстве случаев последние бывают так малы, что неуловимы для наших восприятии. Таким образом, во вселенной нет ничего невозделанного, или бесплодного: нет смерти, нет хаоса, нет беспорядочного смешения, разве только по видимости; почти то же кажется нам в пруду на некотором расстоянии, с которого мы видим перепутанное движение рыб и, так сказать, кишение их, не различая при этом самих рыб. Отсюда видно, что у каждого живого тела есть господствующая энтелехия, которая в животном есть душа; но члены этого живого тела полны других живых тел, растений, животных, из которых каждое имеет опять свою энтелехию, или господствующую душу.

       Как я поняла: душа как Бог вечна, бесконечна, а тела приходят и уходят, т. е. как таковой смерти нет; у каждой части есть простая монада (см. выше).

       Тело и душа гармоничны, потому что они суть одного и того же универсума, хотя душа следует своим законам, а тело своим (79).

       Совокупность духов это Град Божий. Этот Град Божий есть мир нравственный в мире естественном и представляет собой наиболее возвышенное и самое божественное из дел Божиих. Бог как зодчий полностью удовлетворяет Бога как законодателя. Добрые деяния будут обретать себе награды механическими по отношению к телам путями, хотя это не может и не должно происходить постоянно сейчас же. Вещи ведутся к благодати природными путями, и наш земной шар, например, должен быть разрушаем и восстановляем естественными путями в те моменты, когда этого требует правление над духами для кары одних и награды других. (86-90).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.