|
|||
Монадология. Лейбниц.Монада – неделима, в ней нет «окон»: ни субстанция, ни акциденция (случайное, несущественное св-во вещи) не могут проникнуть в монаду. У монад разные св-ва. Одна отличается от другой. Всё подвержено изменению даже монада. Изменение в монаде беспрерывно и идёт изнутри. В простой субстанции существует множественность состояний и отношений, хотя частей она не имеет. Душа – одна большая монада, восприятие которой более отчётливо и сопровождается памятью. Восприятие может естественным путём произойти из другого восприятия. 3 вида монад:
Рассуждения основаны на 2-х принципах:
· считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие; · истинным считаем то, что противоположно или противоречит ложному.
Два рода истин:
· необходимы и противоположное им невозможно.
· случайны и противоречие им возможно. Основание для необходимой истины можно найти путём анализа, разлагая на более простые идеи и истины, пока не достигнешь первичных.
Последняя причина всего – Бог. Эта субстанция есть достаточное основание для всего разнообразия, которое взаимосвязано. У Бога нет границ, совершенство абсолютно бесконечно. Содержит столько реальностей, сколько возможно (бесконечное кол-во). Творения имеют совершенства от воздействия Бога. Несовершенства происходят от собственной природы, потому что она ограничена. В Боге источник существования и сущностей, потому что Его разумение это область вечных истин или идей, от кот. зависят истины. Если есть реальность в вечных истинах, то она основана на чём-то существующем и действительном (43-45 – более подробно там. Это доказательство того, что Бог есть). Бог – первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады, сотворенные или производные, составляют Его создания и рождаются, так сказать, из беспрерывных, от момента до момента, излучений Божества, ограниченных воспринимающей способностью твари, ибо для последней существенно быть ограниченною.
Сотворенное называется действующим, поскольку оно имеет совершенства, и страдающим, поскольку оно имеет несовершенства. Таким образом, монаде приписывают действие, поскольку она имеет отчетливые восприятия, и страдание, поскольку она имеет смутные восприятия. Творение бывает более совершенным, чем другое, поскольку в нем находится то, что служит к объяснению априори того, что происходит в другом творении, и поэтому говорят, что оно действует на другое творение. Но в простых субстанциях бывает только идеальное влияние одной монады на другую, которое может происходить лишь через посредство Бога, поскольку в идеях Божьих одна монада с основанием требует, чтобы Бог, устанавливая в начале вещей порядок между другими монадами, принял в соображение и ее. (как я поняла: он говорил на семинаре про часы, которые одновременно завели, то же самое Бог делает с монадами, кажется, здесь про это…) Как я поняла: существует бесконечное количество миров в Боге; каждая монада отражает их все и каждый в отдельности (53-58 – как это писал ЛейбницJ). Из рубрики, как я поняла: монады могут отображать лишь какую-то часть реальности, мира (он пишет универсума, думается мне, что это одно и то же). Весь его монада представляет смутно. Отчётливо она представляет лишь ту часть, которая близка к данной монаде или наиболее велика в сравнении с ней. Монада ограничена в способе познания (60-62). Тело есть божественная машина. (64) В наималейшей части материи существует целый мир творений, живых существ, животных, энтелехий, душ. Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и труда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд. И хотя земля и воздух, находящиеся между растениями в саду, или вода — между рыбами в пруду не есть растение или рыба, но они все-таки опять заключают в себе рыб и растения, хотя в большинстве случаев последние бывают так малы, что неуловимы для наших восприятии. Таким образом, во вселенной нет ничего невозделанного, или бесплодного: нет смерти, нет хаоса, нет беспорядочного смешения, разве только по видимости; почти то же кажется нам в пруду на некотором расстоянии, с которого мы видим перепутанное движение рыб и, так сказать, кишение их, не различая при этом самих рыб. Отсюда видно, что у каждого живого тела есть господствующая энтелехия, которая в животном есть душа; но члены этого живого тела полны других живых тел, растений, животных, из которых каждое имеет опять свою энтелехию, или господствующую душу. Как я поняла: душа как Бог вечна, бесконечна, а тела приходят и уходят, т. е. как таковой смерти нет; у каждой части есть простая монада (см. выше). Тело и душа гармоничны, потому что они суть одного и того же универсума, хотя душа следует своим законам, а тело своим (79). Совокупность духов это Град Божий. Этот Град Божий есть мир нравственный в мире естественном и представляет собой наиболее возвышенное и самое божественное из дел Божиих. Бог как зодчий полностью удовлетворяет Бога как законодателя. Добрые деяния будут обретать себе награды механическими по отношению к телам путями, хотя это не может и не должно происходить постоянно сейчас же. Вещи ведутся к благодати природными путями, и наш земной шар, например, должен быть разрушаем и восстановляем естественными путями в те моменты, когда этого требует правление над духами для кары одних и награды других. (86-90).
|
|||
|