|
|||
ВХУТЕМАС И ВХУТЕИН (1920-1930)ВХУТЕМАС И ВХУТЕИН (1920-1930) ВХУТЕМАС сыграл выдающуюся роль в формировании новой художественной культуры, становлении советской художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна, оставил глубокий след в истории XX века, по достоинству оцененный всей мировой общественностью. На 1920-е годы падает этап формирования дизайна (производственного искусства) в Советской России, наиболее авторитетные творческие концепции которого проявились во ВХУТЕМАСе, где под руководством таких мастеров, как Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий был подготовлен первый отряд советских дипломированных дизайнеров.
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Историческая справка Традиции промышленного искусства в России существуют с XIX века. В 1825 году по инициативе графа Строганова в Москве открылась «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». К концу века аналогичные школы и училища, готовившие «ученых-рисовальщиков» среднего и высшего уровня для художественной промышленности, существовали в Санкт-Петербурге, а также на Урале. После Октябрьской революции в 1918 г. в Советской России была осуществлена реорганизация всей системы художественного образования. Академическая система обучения была заменена совершенно новой, которая сочетала в себе принципы взаимоотношений мастера (преподавателя) и подмастерьев (учеников), восходившие еще к эпохе Ренессанса. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя. В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ. Однако, уже первый год обучения по новой методике выявил целый ряд существенных недостатков. Главный из них заключался в " субъективности" обучения: студенты, осваивая профессиональные приемы того или иного мастера, не получали широкого художественного образования. Такая ситуация не устраивала не только самих радикально настроенных студентов, которые требовали замены " субъективных" методов обучения " объективными", но и многих преподавателей, у которых преобладало стремление выработать некие " объективные" приемы формообразования, научно обосновать свои творческие эксперименты, свои критерии оценки произведений искусства. Становилось все более ясным, что отвергнутую академическую систему преподавания необходимо заменить новой, тщательно разработанной педагогической системой, а не кустарными приемами цехового обучения. Двумя годами позднее, в 1920 г., была проведена вторая реформа художественного образования в Советской России. В Москве Первые и Вторые СГХМ были слиты во Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Они преследовали как минимум три цели. Во-первых, это " объективизация " процесса обучения художественным дисциплинам. Во-вторых, сближение различных видов искусства и выработка общей методики их преподавания. В-третьих, сближение художественной материальной культуры с массовым индустриальным производством. ВХУТЕМАС отразил в себе всю сложность и противоречивость протекавших в Советской России творческих процессов. В его недрах возникли тесно связаны с ним многочисленные творческие объединения и группы – Обмоху, АСНОВА, ОСТ, ОСА, АРУ, " Рост" и мн. др. В эти объединения и группы входили преподаватели, выпускники и студенты ВХУТЕМАСа, превращая его в бурлящий котел, где шла борьба различных творческих концепций, бушевали страсти, низвергались одни идолы, появлялись новые кумиры. Спецификой ВХУТЕМАСа, отличавшая его от других вузов, была чрезвычайная активность студентов в определении творческой направленности, вуза. Студенты ощущали себя во ВХУТЕМАСе раскованно и принимали участие в его общественной жизни на равных с преподавателями. Такая необычная самостоятельность студентов многократно усиливала творческий потенциал ВХУТЕМАСа как генератора новых формообразующих и стилеобразующих идей, превращала его в катализатора этих идей. В 1926 году ВХУТЕМАС был переименован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В конце 20-х годов страна переживала подъем в связи с ускоренной индустриализацией. Обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образованием, а также недостаточная их связь с реальными практическими задачами. Состоявшийся в 1929 году Пленум ЦК ВКП(б) дал установку: " Расширить сеть втузов нового типа с резко выраженной специализацией по определенным отраслям промышленности с сокращением сроков обучения (3 года), установив предельным сроком для всех остальных втузов 4 года обучения... ". Проводившаяся в 1929-1930 гг. реформа высшего образования преследовала цель приблизить профиль выпускаемых специалистов к запросам конкретных отраслей народного хозяйства. В связи с этим был расформирован ряд комплексных высших учебных заведений, готовящих специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Одним из таких комплексных вузов и был ВХУТЕИН, который в 1930 году был расформирован с распределением факультетов по соответствующим ведомствам. На его основе были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.
Учебные цели и структура ВХУТЕМАС Целью ВХУТЕМАСа была " подготовка художников- мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования". ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного. Положение всех факультетов было равным. Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских стали своеобразной лабораторией, где формировался новый вид проектно-художественной деятельности, получивший позже название " дизайн". Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров (" инженеров-художников" ) шел сложный процесс поиска и уточнения сферы и профиля новой деятельности, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования. Обучение во ВХУТЕМАСе строилось " от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию". Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов, обязательное для всех вводное Основное отделение. Вводное обучение осуществлялось по четырем так называемым " концентрам" (направлениям): графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному. Дисциплины: " Графика", " Цвет", " Объем" и " Пространство" преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался единый фундамент художественных средств формообразования для " инженеров-художников" всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтических курсах предусматривалась определенная профессиональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художественной выразительности обращались, прежде всего, к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую субстанцию - глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т. д., но и элементы построения формы - объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта. Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проектирования. Его автор Н. Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности.
Металлообрабатывающий факультет (Метфак, 1920-1926) Хотя в программе Метфака провозглашалась ориентация на практические требования жизни, многое здесь в первое время оставалось традиционным (рисунок, лепка, чеканка, скань). Только с приходом А. Родченко (1922) началась работа по превращению факультета из декоративно-прикладного в дизайнерский. Он последовательно внедряет новую методику преподавания. Согласно плану А. Родченко первые два года студенты овладевают общими профессиональными навыками (техническая грамота, пропорции технических форм, развитие изобретательных, комбинаторских и композиционных способностей и т. д. ). Затем студенты специализируются на двух отделениях: конструкторском (разработка формы и конструирование вещи в целом) и композиционном (красочная композиция и лицевая обработка металла). Наряду с общеобразовательными, студенты Метфака изучали такие специальные теоретические предметы, как машиноведение, химия, детали машин, технология металлов, искусствоведение, история, искусство обработки металлов, теория художественной обработки металлов, организация производства. Кроме того, проводились практические занятия в мастерских по кузнечному, слесарному, токарно-давильному и литейному делу, чеканке, монтировке, гравировке, эмали, ткани, гальванопластике, декоративной обработке металлов. Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию - к многофункциональным предметам; от простых конструкций - к более сложным; от изделий из металла - к сочетанию металла с деревом, керамикой, кожей и другими материалами. В " Программе по курсу проектирование металловещей" А. Родченко выполнялось четыре типа задания: 1. Изготовление вещи в натуральную величину (ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, часы и т. д. ); 2. Изготовление уменьшенной модели вещи (складной стул, витрина, газетный киоск, складная кровать и т. д. ); 3. Разработка проекта в чертеже (уличные фонари, реклама, интерьер салона трамвая, кожух автомобиля и т. д. ); 4. Художественная обработка поверхности предметов со всякого рода обозначениями (доски с надписями, значки, гербы и т. д. ) Курс " Композиция" помогал студентам овладеть технологиями обработки поверхностей, прививал навыки художественно-декоративного решения изделия, " исходя из потребительской целесообразности". Постановка конкретного задания подчиняла декоративный рисунок функции вещи. Это мог быть товарный знак, световая реклама, рисунок для облицовочной плитки или нагрудный значок. При этом оформление поверхности изделия опиралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались способы штамповки, гравирования, гальванотехники, технология окраски, способы печати. Среди заданий, которые А. Родченко давал своим ученикам, были следующие: × упростить существующую вещь, т. е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т. д.; × улучшить существующую вещь - сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал; × разработать новые формы вещей, исходя из наиболее промышленных, массовых способов изготовления, использования массовых материалов и т. д.; × предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями - например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т. д. Первый выпуск восьми дипломированных специалистов состоялся в 1929 году. При разработке дипломных тем первых выпускников особое внимание обращалось на комплексное оборудование. В 1928 году были разработаны три общие темы дипломных проектов: организация и оборудование транспортных средств, организация базы, организация мест народных скоплений.
Деревообделочный факультет (Дерфак, 1920-1926) Отвечая на новый социальный заказ - массовое производство дешевой общедоступной мебели - на Дерфаке серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квалифицированные инженеры, вводились новые технические дисциплины. Необходимым был и новый комплекс специализированных художественно-творческих дисциплин. 1922-1923 учебный год стал началом превращения Дерфака в дизайнерскую школу. Пришедший сюда В. Киселев сразу приступил к реорганизации факультета, разработке общей концепции подготовки специалистов, формированию преподавательского состава, составлению новой учебной программы. Учебные дисциплины были разделены на четыре концентра: 1. научно-технический - технология материалов, материаловедение, машиноведение, техника производства; 2. производственный - принципы современного массового производства, дерево в новейших конструкциях, проекты мебели и оборудования, шаблоны, модели конструкций; 3. экономический - экономика промышленности, заводоуправление и организация труда, расчет и составление смет; 4. исторический - искусствоведение, история социального быта, критика фетишизма формы, история стилей, стильная композиция. В 1922-23 учебном году В. Киселев преподавал основную художественно-творческую дисциплину - композиция мебели. Следующие два года эту дисциплину вел А. Лавинский (она стала называться " мебелестроение" ), которого 1925- 26 учебном году сменяет Э. Лисицкий. Лисицкий ориентировал студентов на разработку оборудования мебели для реальных типов квартир как массового, так и экспериментального строительства. При этом была характерна ориентация на встроенное и трансформированное оборудование.
Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак, 1926-1930). Становление профессии дизайнер во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе Осенью 1926 года Дерфак и Метфак были слиты в Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак) с двумя специализациями с ориентацией на материал. В структуре факультета существовали два отделения - по обработке дерева и по обработке металла. Каждое из них выпускало специалистов своего профиля. В 1923 году состоялся первый выпуск Дерметфака. Он свидетельствовал о становлении отечественной школы дизайна - по существу был создан центр по подготовке дизайнеров. Известный искусствовед того времени Д. Аранович писал: " Наш ВХУТЕИН заслуженно пользуется в течение последних лет славой одного из лучших художественных учебных заведений Европы. Состоявшийся недавно первый выпуск отделения по обработке металла показывает, что эта слава ВХУТЕИНа им вполне заслужена..., работы этих молодых конструкторов внутреннего оборудования настолько свежи по замыслу, самостоятельны по своему конструктивному мышлению и настолько близки, вместе с тем, нашим запросам, что на них следует остановиться самым внимательным образом... Напрашивающийся общий вывод - их высокий технический и даже художественный уровень... Преимущество данных работ ВХУТЕИНа в их яркой изобретательности, четкой конструктивности и жизненной практической установке". Не сразу был найден и термин для обозначения новой специальности. На дерфаке с 1922 года использовали термин " инженер-художник", на метфаке этот термин использовали в более громоздком варианте: " инженер-художник-конструктивист". С середины 20-х годов для обозначения новой профессии все чаще использовали термин " художник-конструктор". Однако в первых дипломах дерметфака ВХУТЕИНа стояло " инженер-художник". Во многом это объясняется влиянием сильной группы преподавателей-инженеров на этом факультете, а также тем, что в дореволюционной России и в 20- е гг. в Советской стране был очень высок престиж и социальный статус профессии инженера. Трудно переоценить значение ВХУТЕМАСа и Баухауза в истории дизайна и художественной культуры в целом. Пришедший в эти вузы авангард художников, скульпторов и архитекторов, экспериментируя, разрабатывая и внедряя новые проектные методы, искали новые формы обучения этим приемам и в ходе учебного процесса вырабатывали их. В целом создавалась новая методика обучения студентов в вузе, отличная от прежней, академической системы обучения, отвечающая требованиям современности и способной гибко реагировать на ее изменения. Система средств художественной выразительности этих областей творчества тогда еще только зарождалось. Баухауз и ВХУТЕМАС и стали теми центрами, где формировался этот новый профессиональный язык под руководством лидеров новаторских течений с использованием творческого потенциала молодежи. Современные исследователи истории дизайна отмечают, что роль ВХУТЕМАСа и Баухауза далеко выходит за рамки лишь разработанных методик преподавания. Оба учебных заведения были крупным явлением в художественной жизни и в искусстве XX века, они дали оригинальные, не имевшие в прошлом модели комплексных художественно-теоретических вузов. ВХУТЕМАС и Баухауз возникли и функционировали в период, когда в ходе взаимодействия различных видов искусства и инженерно-научного творчества происходили сложные процессы формирования нового стиля современной архитектуры и становления нового вида проектно-художественной деятельности - дизайна.
|
|||
|