Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дмитрий Лихачев



 

Дмитрий Лихачев — цитаты

Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы

жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно

творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.

Д. С. Лихачев Письма о добром

Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли

опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до

нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Д. С. Лихачев Письма о добром

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не

нашли себя.

Д. С. Лихачев Письма о добром

Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.

Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть.

«Слово о полку Игореве: Древнерусский текст»

Д. С. Лихачев Письма о добром

Нет лучшей " музыки в человеке", чем скромность и умение

помолчать, не выдвигаться на первое место.

 

Не упускайте случая находить интересное даже там, гд

 

Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам.

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. <... > Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже...

 

Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и " умного результата".

 

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

 

С произведением искусства надо уметь оставаться " один на один".

 

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Д. С. Лихачев Слово о полку Игореве

Тяжко голове без плеч, беда телу без головы.

 

Дружину твою, князь, крылья птиц приодели, а звери кровь полизали.

 

Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать.

 

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

 

Человек не должен быть флюгером.

 

Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать.

 

Книга всегда найдет того, кому она нужна.

 

Для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.

 

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами.

 

Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя.

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость.

 

Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

 

В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

 

Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

Человек портит счастье, если переживает его один.

 

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

 

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
<... > Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать.

 

Дурной вкус губит даже талантливых авторов.

 

Надо любить учиться, и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

 

Для русских природа всегда было свободой, волей, привольем. Воля - это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

 

Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

 

Резать стихи все равно что резать картину.

 

Не хранить родную природу - это то же, что не хранить родную культуру. Она - выражение души народа.

 

Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем.

 

Стилизуя, мы убиваем старые памятники, мы делаем их трудно отличимыми от новых, мы вульгаризируем, а иногда невольно пародируем соседнюю подлинную красоту.

 

Умная доброта - самое ценное в человеке.

 

Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

 

Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

 

Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.
<... > Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
<... > Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

 

Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

 

Шутка важна в трудных положениях: ею восстанавливается душевное равновесие.

 

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать.

 

" Скоростное чтение" создает лишь видимость знаний, оно ведет к заболеванию внимания.

 

Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью.

 

Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст.

 

Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной степени своими.

 

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека. <... > Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает во тьму прежде всего самого себя.

 

Новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена старого и накопленного.

 

Национальные особенности - это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других.

 

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

 

Культура человечества - это активная память человечества, активно же введенная в современность.

 

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте.

 

Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками.

 

... в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

 

Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

 

Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. Именно молодежные организации должны в первую очередь брать шефство над историей своего края. И наконец, самое главное – в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории.

 

Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы предчувствие открывающегося или могущего открыться нам нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь на всем её протяжении... а жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

 

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей.

 

... нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о собственном костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются.

Д. С. Лихачев Письма о добром

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, -несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных " скоропортящихся" наслаждениях.

 

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать в прошлое и заглядывать в будущее

 

Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому

 

Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.

Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко Смех в Древней Руси

Василий Блаженный упорно преследовал побирушку, сидевшего у Пречистенских ворот, так, что тот, с отчаяния утопился в москворецком омуте.
Нет ничего удивительного, что агиографов смущали такие сцены. Чтобы обелить юродивых, они прибегли к привычному парадоксу: они внушали читателям, что юродивый борется с дьяволом, принявшим обличье нищего. Бросив в старуху навозный колобок, Андрей «дунув на лице ея крестом, и абие преложися от человечьска образа, и сътворися змиа велика».

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо.

 

В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

 

Стремится к высокой цели низкими средствами нельзя.

Подлинные друзья приобретаются в молодости.

Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто.

Добро не может быть глупо.

Самое главное часто кроется именно в мелочах.

 

В чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой " духовной культуры". Это и есть " бездуховность" - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

 

Каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.

 

Восприятие художественного произведения всегда сотворчество.

 

Филология - это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук. <... >
Филология - наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур.

 

Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? Ведь когда пишется история искусств, в нее включаются только высшие достижения, лучшие произведения. По произведениям посредственным или плохим нельзя построить историю живописи или литературы. Если мы хотим получить представление о каком-либо городе, мы ознакомимся прежде всего с его лучшими зданиями, площадями, памятниками, улицами, лучшими видами, «городскими ландшафтами». Иное дело, когда мы знакомимся с отдельными людьми – с медицинской или нравственной их стороны. Мы же подходим к представлениям о народе. Народ как создание искусства: такова моя позиция в «Заметках» в подходе к любому из народов.

 

Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.

 

Что такое воля вольная, хорошо определено в русских лирических песнях, особенно разбойничьих, которые, впрочем, создавались и пелись вовсе не разбойниками, а тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

 

Да и в корне слова «подвиг» тоже «застряло» движение: «подвиг», то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.

 

Ученые обратили внимание на «Закон градский», известный на Руси, начиная с XIII века по крайней мере. Этот «Закон градский» восходит еще к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: «О виде на местность, который представляется из дома», «Относительно видов на сады», «Относительно общественных памятников», «О виде на горы и море».

 

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру, что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные

Дмитрий Лихачев Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре

Англичане любят парки почти без кустов, любят оголенные берега рек и озер, где граница воды и земли создает четкие и плавные линии, «уединенные дубы» или группы старых деревьев, боскеты (небольшие рощи), стоящие среди лужаек как гигантские букеты. В пейзажах Шотландии, в Хайленде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзии – английская «озерная школа».

 

Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» – вооружены знаниями, сведениями.

 

Об интеллигентности, нужна ли она.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его " белой вороной" среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. "

Д. С. Лихачев Письма о добром

Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого

Д. С. Лихачев Слово о полку Игореве

Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: " Это мое, и то мое же". И стали князья про малое " это великое" говорить и сами на себя крамолу ковать.

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Неразделенная радость – не радость.

 

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной.

 

Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового.

 

«Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело»

 

Перестанешь учиться – не сможешь и учить.

 

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации».

 

На земле нет неинтересных мест: есть только не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

 

С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

 

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины...

 

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.

 

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее.

 

Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать.

 

Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один.

 

Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.

 

" Вдох - выдох, выдох! " Я слышу голос инструктора гимнастики: " Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от " отработанного" воздуха".

Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко Смех в Древней Руси

На основании одного только Первого послания Грозного Курбскому можно составить довольно полный список его излюбленных ругательств: " батожник", " бедник", " бес", " бесовский", " бесовское злохитрие", " бешеная собака", " злобесное умышление", " злобесовские советники", " злобесное хотение", " злобесовский", " злобесный разум", " окаянный", " паче кала смердяй", " пес", " пес смердящий", " прокаженный", " псово лаяние", " собака", " собацкий", " собацкое умышление", " собацкое собрание", " совесть прокаженная" и пр. Многие из этих выражений встречаются и в других посланиях Грозного, например в его Послании в Кирилло-Белозерский монастырь: " окаянный", " скверный", " пес смердящий", " пес злобесный", " бес"; но есть и дополнительные: " упырь", " дурак".

 

Грозный направлял смех на самого себя, притворялся изгнанным и обиженным, отрекался от царства, одевался в бедные одежды, что почти равнялось обнажению, плясал под церковные напевы, окружал себя шутовским, “изнаночным”, “опришным” двором. Государственная организация, действовавшая в опричнине на обратный манер по отношению к традиционной, приобрела своеобразные и заимствованные из фольклора и литературы издевательские формы “критики” существующего. К ним прибавились “действия”: казни, преследования, уничтожение богатств, целых селений и городов как в земщине, так и в опричнине. Грозный не только реализовал “смеховую” ситуацию, но и опрокинул ее значение, став на сторону кромешного мира, возглавив опричнину. К этому были, очевидно, серьезные основания в самом внутреннем развитии этой схемы, так как в XVII в. мы видим ее осуществление в демократической сатире, в которой автор переходит на сторону кромешного мира.

 

Смех — не только щит гордыни, против преувеличения своих заслуг перед богом, но и против всякого страха. Мученичество изображается Аввакумом как мелкое бытовое явление, как комическая сценка, сами же мученики — ничтожными насекомыми.
“И оттоле и до сего времени непрестанно жгут и палят исповедников Христовых, — пишет Аввакум. — Они, миленкия, ради пресветлыя, и честныя, и страшныя Троицы, несытно пущи в глаза идут. Слово в слово, яко комары или мшицы, елико их болше подавляют, тогда болше в глаза лезут. Так же и русаки бедныя, мучителя дождавши, полками во огнь дерзают за Христа сына божия”.

 

Игумен Сергий считал, что в Аввакуме “огненный ум”. Аввакум возмутился этими словами и писал Сергию: “И ты, игуменушко, не ковыряй впредь таких речей”, — и уверял его, что он, Аввакум, “человек, равен роду, живущему в тинах калных, их же лягушками зовут”.

 

Безобразие юродства также возможно лишь потому, что эстетический момент поглощен этикой. Это возвращение к раннехристианским идеалам, согласно которым плотская красота — от дьявола. В «Деяниях Павла и Теклы» апостол Павел изображен уродцем. У Иустина, Оригена, Климента Александрийского и Тертуллиана отражено предание о безобразии самого Христа. Это значит, что Иисусу приписывалась одна из черт, которые в ветхозаветные времена считались мессианскими. В юродстве словно застыла та эпоха, когда христианство и изящные искусства были антагонистическими категориями.

 

В культуре православной Руси собака символизировала юродство. В культуре римско-католической Европы она была приметой шутовства, знаком позора. Эту функцию выполнял также и кот. Среди средневековых наказаний одним из самых унизительных было избиение дохлой собакой.

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Мне всегда неприятны люди, которые, посещая новые для них места, со скучающим видом говорят своим спутникам: «А вот я был в Париже… так там…» Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба, и всюду уметь находить свое, собственное, характерное. Умение это, конечно, дается не одним абстрактным желанием, но и знаниями. И особенно важны знания, приобретенные еще до поездки.

 

Молодость - время сближения.

Дмитрий Лихачев Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре

каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом.

 

литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную.

 

В «Слове о погибели Русской земли» XIII века в числе наиболее значительных красот, которыми была дивно удивлена Русь, упоминаются и монастырские сады. Монастырские сады на Руси в основном были такими же, как на Западе. Они располагались внутри монастырской ограды и изображали собой земной рай, а монастырская ограда – ограду райскую. В райском саду должны были быть и райские деревья – яблони или виноградные лозы (в разное время порода «райского дерева познания добра и зла» понималась по-разному), в них должно было быть все прекрасно для глаза, для слуха (пение птиц, журчание воды, эхо), для обоняния (запахи цветов и душистых трав), для вкуса (редкостные плоды). В них должно было быть изобилие всего и великое разнообразие, символизирующее разнообразие и богатство мира. Сады имели свою семантику, свое значение. Вне монастырей существовали священные рощи, частично сохранившиеся еще от языческих времен, но освященные и «христианизированные» каким-нибудь явлением в них иконы или другим церковным чудом.

Мы имеем очень мало сведений о русских садах до XVII века, но ясно одно – что «райские сады» были не только в монастырях, но и в княжеских загородных селах. Были сады в кремлях и у горожан – при всей тесноте городской застройки. Те многочисленные материалы о русских садах XVII века, которые опубликовал в XIX веке, но не сумел искусствоведчески осмыслить историк И. Забелин, отчетливо свидетельствуют, что к нам в Москву с середины XVII века проник в садоводство стиль голландского барокко.

Сады в Московском Кремле делались на разных уровнях, террасами, как того требовал голландский вкус, огораживались стенами, украшались беседками и теремами. В садах устраивались пруды в гигантских свинцовых ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали потешные флотилии, в ящиках разводились редкостные растения (в частности, астраханский виноград), в гигантских шелковых клетках пели соловьи и перепелки (пение последних ценилось наравне с соловьиным), росли там душистые травы и цветы, в частности излюбленные голландские тюльпаны (цена на луковицы которых особенно возросла именно в середине XVII века), пытались держать попугаев и т. д. и т. п.

Барочные сады Москвы отличались от ренессансных своим ироническим характером.

 

Недаром «золотой век», «золотое детство» человечества – средневековый рай – всегда ассоциировались с садом. Сад – это идеальная культура, культура, в которой облагороженная природа идеально слита с добрым в ней человеком.

Дмитрий Лихачев Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей.

Сад - аналог Библии, ибо и сама Вселенная - это как бы материализованная Библия. Вселенная своего рода текст, по которому читается божественная воля. Но сад - книга особая: она отражает мир только в его доброй и идеальной сущности. Поэтому высшее значение сада - рай, Эдем.

Д. С. Лихачев Слово о полку Игореве

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!

Д. С. Лихачев Письма о добром

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой.

 

Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все.

 

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст.

 

Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.

 

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают – в себе и в других.

 

Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

 

Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог.

 

Только не надо превращать второстепенное в первостепенное.

 

Заставить рассмеяться аудиторию – это значит наполовину ее убедить в своей правоте.

 

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором.

 

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

Слово о полку Игореве. В переводах Д. С. Лихачева, В. А. Жуковского и Н. А. Заболоцкого

А мои-то куряне - опытные воины:
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены...

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.

 

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко Смех в Древней Руси

“В песнях поносных воздуряем тя”, — так пишет автор “Службы кабаку”, обращаясь к последнему.

 

В древнерусском смехе есть одно загадочное обстоятельство: непонятно, каким образом в Древней Руси могли в таких широких масштабах терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы, на монастырские порядки и т. п.

 

Пародирования с целью осмеяния произведения, жанра или автора древнерусская литература, по-видимому, вообще не знает. Автор статьи о пародии в “Краткой литературной энциклопедии” пишет далее: “Литературная пародия “передразнивает” не самое действительность (реальные события, лица и т. п. ), а ее изображение в литературных произведениях” (там же). В древнерусских же сатирических произведениях осмеивается не что-то другое, а создается смеховая ситуация внутри самого произведения. Смех направлен не на других, а на себя и на ситуацию, создающуюся внутри самого произведения.

 

В “Лечебнике, како лечить иноземцев” предлагается материализовать, взвешивать на аптекарских весах не поддающиеся взвешиванию и употреблению отвлеченные понятия и давать их в виде лекарств больному: вежливое журавлиное ступанье, сладкослышные песни, денные светлости, самый тонкий блошиный скок, ладонное плескание, филинов смех, сухой крещенский мороз и пр. В реальные снадобья превращен мир звуков: “Взять мостового белаго стуку 16 золотников, мелкаго вешняго топу 13 золотников, светлаго тележнаго скрипу 16 золотников”. Далее в “Лечебнике” значатся: густой медвежий рык, крупное кошачье ворчанье, курочий высокий голос и пр.

 

Притворяясь смиренным, Грозный каждый раз перенимает особенности того рода писаний, которые характерны для того, чью роль он брался играть. Так, в своей уже упомянутой выше челобитной Симеону Бекбулатовичу Грозный употребляет все наиболее уничижительные самоназвания и выражения, принятые в челобитьях царю: “Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев со своими детишками с Иванцом и с Федорцом, челом бьют…”; “А показал бы ты, государь, милость”; “Окажи милость, государь, пожалуй нас! ” Соответственно со стилем челобитных уменьшительно и уничижительно называется все, о чем просится в челобитной: “вотчинишки”, “поместьишки”, “хлебишко”, “деньжонки”, “рухлядишко”. Характерно, что главным содержанием челобитной служит “просьба” Грозного о разрешении ему совершить один из его самых жестоких актов: “перебрать людишек”.

 

Лжеюродство становилось предметом церковных установлений. В указе патриарха Иоасафа от 14 августа 1636 г. «о прекращении в московских церквах разного рода безчинств и злоупотреблений» сказано: «И во время же святаго пения ходят по церквам шпыни с безстрашием, человек по десятку и болши, и от них в церквах великая смута и мятеж, ив церквах овоща бранятся, овогда и дерутся… Инии же творятся малоумни, а потом их видят целоумных… а инии во время святаго пения во церквах ползают, писк творяще, и велик соблазн полагают в простых человецех».

Дмитрий Лихачев Мысли о жизни. Письма о добром

17 мая 2014 г., 11: 21

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Дмитрий Лихачев Воспоминания

Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это трудно понять. Мы не пели патриотических песен — мы плакали и молились.

Дмитрий Лихачев Письма о добром

Мудрость – это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

 

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

 

Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

 

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

 

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Когда у спорящего нет аргументов, появляются просто «мнения».

 

Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.

 

зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

 

Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

 

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

Дмитрий Лихачев Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре

Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:

И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом…

Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…

 

в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

Дмитрий Лихачев Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей.

в образах райского сада, встречающихся в гимнографии, часто говорится о саде " огражденном". Это объясняется тем, что ограда ассоциировалась со спасением, с изолированностью от греха. Изгнание из Рая Адама и Евы представлялось обычно как выдворение их за пределы райской ограды, лишение их спасения.

 

Рай как творение противопоставляется природе, праформе, хаосу.

 

С символикой " закрытого сада" нужно связывать и светские (с оттенком греховности) представление о " садах любви", " садах наслаждений".

 

Богатство миро, которое по-своему стремится представить сад каждого стиля, в Барокко раскрывается путём подчеркивания " тайны мироздания". Мир и сад - оба вызывают прежде всего удивление.

Д. С. Лихачев Раздумья

Будьте Колумбами! Открывайте хорошие книги в океане незначительных.

Дмитрий Лихачев Письма о добром и прекрасном

Но и зритель, слушатель, читатель – тоже всегда творец. Восприятие художественного произведения всегда сотворчество.

 

В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

 

излишняя обидчивость — признак недостатка ума или какой-то закомплексованности

 

Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

 

Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

 

Человек всё время устремлён к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, всё ещё остаётся пустая устремлённость в будущее.

 

Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

 

…для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат.

Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперёд, а облегчает.

 

Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

 

прошлое в старости совсем близко, особенно детство

 

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели.

Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же.

Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках.

(из статьи " Патриотизм против национализма" )

 

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

 

Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. (можно, хотя сложно).

 

Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много.

 

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других

 

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.

 

Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

 

На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

 

…поездки воспитывают оседлость, оседлость нравственную, любовь к родному.

Дмитрий Лихачев Мысли о жизни. Воспоминания

Каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что живу лишний день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще - так как расстрел и в этот раз проводился для острастки, то, как я потом узнал, было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что вместо меня был " взят" кто-то другой. И жить надо мне за двоих. Чтобы перед тем, кого взяли за меня, не было стыдно!

 

« Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, — культура не погибнет в такой стране».

«… Пусть всё погибнет, останутся только библиотеки — и тогда сохранится жизнь и сохраниться культура».

О библиотекарях: «Вы — главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы — библиотекари».

«Библиография — удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность вл всех смыслах. Без нее не могут развиваться не только литературоведение, искусствоведение, языковедение, история, но и любая другая наука. Это почва, на которой вырастает современная культура».

«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».

«Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы».

«Отношение природы и человека — это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником».

«Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье».

«Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…»

«Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права».

«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».

«Память противостоит уничтожающей силе времени».

«Знание прошлого — это понимание современности».

«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

«Самая большая ценность — жизнь».

«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии, это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение».

«Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить по пустякам».

«Самое восхитительное свойство человека — любовь. В этом связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей (семьи, деревни, страны, всего земного шара) — это основа, на которой стоит человечество».

«Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды или „умного результата“... Говорят „добренький“, когда хотят оскорбить».

«Цивилизация без души — ужас! Вторичное варварство, по выражению Вико. Накопление без цели. Гигантская мобилизация средств для неизвестной цели. Сократов вопрос „чего ради“ никогда не ставится».

«Земля — наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве... Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев».

«... творцами русской классической литературы выступали авторы, обладающие огромной человеческой ответственностью. Это увлекательность особого свойства: она определяется предложением читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы — решать вместе: автору и читателю».

 

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

 

Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой.

 

ЛИХАЧЕВ Дмитрий

Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать… - Дмитрий Лихачев

Россия служит гигантским мостом между народами разных национальностей. Мостом прежде всего культурным. - Дмитрий Лихачев

Русская классическая литература - это наша надежда, неисчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения. - Дмитрий Лихачев

Русская литература (проза, поэзия, драматургия) - это и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность. - Дмитрий Лихачев

Русская литература - совесть русского народа. - Дмитрий Лихачев

Русская литература - совесть русского народа. Она носит при этом открытый характер по отношению к другим литературам человечества. Она теснейшим образом связана с жизнью, с действительностью, с осознанием ценности человека самого по себе. - Дмитрий Лихачев

Русская литература как бы сжимает настоящее между прошлым и будущим. - Дмитрий Лихачев

Русские люди преисполнены уважения к прошлому. - Дмитрий Лихачев

Самая большая ценность народа - это язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения - только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

Дмитрий Лихачев

Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X–XII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. - Дмитрий Лихачев

Своеобразное и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничения и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими культурами и культурами прошлого. В этом жизненном процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины. - Дмитрий Лихачев

Следует помнить одну забытую истину: в столицах живет по преимуществу " население", народ же живет в стране, в стране многих городов и сел. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города. - Дмитрий Лихачев

Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает „пространство совести“. - Дмитрий Лихачев

Страж свободы человека - его совесть. - Дмитрий Лихачев

Страж свободы человека - его совесть. Совесть освобождает человека от корыстных побуждений. Корысть и эгоизм внешни по отношению к человеку. Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Поэтому поступок, совершенный по совести, - свободный поступок. - Дмитрий Лихачев

Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. - Дмитрий Лихачев

Талант в науке есть прежде всего способность к упорному творчеству. - Дмитрий Лихачев

Только не ошибитесь в занятой вами жизненной позиции. Всегда ставьте себе большие и над личностные задачи, и вы достигнете в своей жизни большого и надежного. Вы будете счастливы. - Дмитрий Лихачев

У всякого народа есть свои достоинства и свои недостатки. На свои надо обращать внимания больше, чем на чужие. Казалось бы, самая простая истина. - Дмитрий Лихачев

Ум без доброты - хитрость. - Дмитрий Лихачев

Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, мы можем говорить об исторической культурной миссии России. В этом понятии " исторической миссии" нет ничего мистического. Миссия России определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов – больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. …Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. - Дмитрий Лихачев

Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее - расширения туда и сюда. - Дмитрий Лихачев

Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы воспринять художественное произведение точно и безошибочно, надо знать, кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как литература создавалась, формировалась, как участвовала в жизни народа. - Дмитрий Лихачев

Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа - дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Сюда входят самые разнообразные явления - материально воплощенные в виде идей и различного рода духовных ценностей. - Дмитрий Лихачев

Экология - проблема нравственная. - Дмитрий Лихачев

Я думаю, что с крещения Руси вообще можно начинать историю русской культуры. Так же как и украинской и белорусской. Потому, что характерные черты русской, белорусской и украинской культуры - восточнославянской культуры Древней Руси - восходят к тому времени, когда христианство сменило собой язычество. - Дмитрий Лихачев

Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру...

Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает - химию, физику, литературу или историю.

Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она - эта любовь - может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.    Дмитрий Лихачев

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.