Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока по теме «Жаргонизмы»



 

Технологическая карта урока по теме «Жаргонизмы»

Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация класса   - Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы хорошо поработали над темой «Диалектизмы». Давайте посмотрим, как вы усвоили материал и как справились с домашним заданием. Приветствие.
II. Проверка домашнего задания   1. 1. Проверка устной части домашнего задания. Способ проверки: устный опрос. «Ромашка Блума» подготовлена учителем. 2. 3. - Давайте посмотрим, как вы усвоили материал прошлой темы. В этом нам поможет «Ромашка Блума». Напоминаю, вам нужно выбрать лепесток и ответить на вопрос. 4.   5. 6. Простой вопрос: что такое диалектизмы?   7. Уточняющий вопрос: правда ли что диалектизмы используются для передачи особенностей речи жителей определённой местности? 8. Объясняющий вопрос: почему диалектизмы начинают уходить в прошлое?     9. Оценочный вопрос: как вы считаете, все ли могут использовать в своей речи диалектизмы?   Творческий вопрос: каким бы был наш язык, если бы в нем совсем не было диалектизмов?   2. Проверка письменной части. Способ проверки: один учащийся читает и объясняет упражнение, остальные проверяют. Упражнение. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина «В хате». Укажите диалектные слова. Найдите их значения в толковом словаре. Пахнет рыхлыми драчёнами; У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. - С какой целью в отрывке из стихотворения используются диалектизмы?   Дифференцированное задание: По желанию вам предлагалось выполнить еще одно задание: Выписать из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля 5-7 диалектных слов со значением. 1. 1. Устная часть. Возможные ответы: - Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.   - Да, правда.   - Диалектные слова уходят в прошлое вместе с развитием технологий и повышения грамотности. Предметы обихода называются все чаще с применением общеупотребительной лексики, а не местной. - Нет, их используют только жители той или иной местности.   2. Письменная часть. Драчёна– кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка– деревянная кадка для теста; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка крынка, горшок, кувшин.   В отрывке стихотворения диалектизмы используются для того, чтобы показать, ярче охарактеризовать особенности быта.
III. Объяснение нового материала     1. Постановка проблемы (определение темы урока). -Видеофрагмент из «Ералаша» или сценка, заранее подготовленная двумя учащимися. - Ребята, какие необычные слова вы услышали сейчас в этом диалоге? - Правильно. В современном мире очень часто приходится сталкиваться с такими словами. Может кто-то знает, как называются эти слова?   - Сегодняшний урок мы посвятим знакомству с жаргонизмами. 2. 2. Этап актуализации. - Ребята, вспомните, что вы слышали или знаете о жаргонизмах на основе вашего жизненного  речевого опыта, и в парах запишите всё в тетрадь.   - Молодцы! Жаргонизмы вам известны. Сегодня на уроке мы познакомимся с жаргонными словами поближе. 3. 3. Знакомство с новым языковым понятием. 4. Для начала давайте познакомимся спроисхождением слова «жаргон». Оно пришло к нам в середине XIX в. из французского языка -  jargon. В некоторых языках переводится как «болтовня». Жаргон — ломанный язык. Синоним слову «жаргон» – сленг. Это слово пришло к нам из английского языка -  slang   Из толкового словаря Владимира Ивановича Даля мы узнаём, что жаргонизмы возникли из языка коробейников-офеней. Коробейники-офени – это торговцы, которые странствовали по городам и торговали разными товарами. Свой товар они носили в больших коробках, отсюда и название «коробейники».   Так как у коробейников-офеней было много товаров и денег, на них часто нападали разбойники. Офеням пришлось создать специальный язык, который понимали только они, - арго, или жаргон. Благодаря ему они легко узнавали друг друга. Этот шифрованный язык передавался детям, внукам и правнукам. На экран выводится изображение: -Посмотрите, как выглядели торговцы. Знакомство с видами жаргонизмов: 1) –Давайте выполним задание. Посмотрите на доску. Скажите, кто может использовать эти жаргонизмы? Тусовка, бомбардировка (забрасывание фанатов камнями), малява (письмо), кликать (щёлкать мышью), чипок (кафе на территории воинской части), Камчатка (последние парты, занятые учениками), дрова (драйверы), телик, динамики (команда «Динамо» и их фанаты), баранка (руль автомобиля), фейс (лицо), замок (заместитель командира военной части), бурить (играть в карты), гоп-стоп (уличный разбой). Распределите жаргонизмы по группам и допишите их в «Фишбоун». Существует ещё жаргон журналистов. Сюда можно отнести жаргонизмы: газетная утка (недостоверная информация), вода (лишняя информация), воздух (свободное место между статьями). - Вы правильно указали, кто использует эти слова. Давайте повторим виды жаргонов, с которыми мы сейчас познакомились.   - А по какому признаку можно выделить эти виды? - По источнику (по среде) употребления.   2) Давайте выполним следующее задание: -Какую характеристику мы можем дать людям, которые говорят такие фразы?  1. Эй, водила, подвези. 2. Я тащусь от битловской музыки. 3. Мой друг установил много дров на свой комп. 4. У Сережи тачка круче, чем у Макса     -Что мы узнали, выполняя это упражнение?     -Верно, с помощью жаргонизмов можно охарактеризовать человека. -Используем ли мы жаргонизмы в повседневной жизни? Действительно, жаргонизмы в нашей речи встречаются очень часто. Они делают речь понятней среди друзей, знакомых. Мы можем многое сказать о людях по тем жаргонизмам, которые они используют.     Жаргонную лексику можно встретить и в литературе. Например, в рассказе Максима Горького «Челкаш».   Главный герой - Гришка Челкаш -  контрабандист (человек, занимающийся незаконной перевозкой товаров), пьяница и ловкий, смелый вор. Давайте прочитаем фрагменты рассказа.   1. И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где помещается пакгауз (закрытое складское помещение) Добровольного флота. — Пошел к черту! Товарищ повернул назад. — Эй, погоди! Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то... Мишку не видал здесь? 2. — Ну, ну, — ты это брось! Ты, — не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле... Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? — Зачем? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры (предприятие) слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! не попадись как-нибудь!.. 3.  — Наклюкался!.. Э-эх, тюря (вялый, нерасторопный человек)! с пяти рюмок!.. как работать-то будешь?..   - Выпишите жаргонизмы. Можете ли вы определить их значения по тексту?   - Для чего их использовал автор текста?     - Правильно. М. Горький использует жаргонные слова для создания образа героя, «заядлого пьяницы и ловкого, смелого вора».   - А что же мы в итоге узнали, выполнив два этих задания?   - Правильно. Мы узнали, что жаргонизмы делятся на 2 вида по цели использования: в повседневно-бытовой и в художественной речи.   3) – Чтобы узнать ещё один вид жаргонизмов, необходимо выполнить одно задание. На доске представлены жаргонизмы. Водила, тащиться, братан, классно, училка, свалить, слинять, ништяк, ловить кайф, баксы, мобила, телик, чувак, супер, колбаситься. - Давайте подумаем, на какие группы можно разделить данные жаргонизмы?   - Верно. Жаргонизмы могут выражаться разными частями речи (существительное, глагол, категория состояния).   Знакомство со значением жаргонизмов в словарях. Значение некоторых жаргонизмов мы можем узнать в толковых словарях. Они обозначаются пометой жарг. Вот, например, словарная статья из толкового словаря Кузнецова. Также существуют специальные словари жаргонной лексики. Например, «Толковый словарь русского сленга» Елистратова В. С., «Словарь современного молодежного жаргона» Грачева М. А., " Русская феня" В. Быкова (1994), " Словарь русского сленга" И. Юганова и Ф. Югановой (1997).   В словарях жаргонов фиксируется жаргонная лексика (а также ненормативная и бранная), которую мы используем. В нём указывается сфера использования жаргонизма (т. е. кто и где использует).   - Это статья из «Словаря современного молодежного жаргона» Грачев М. А.   - Прочитайте предложения, укажите жаргонные слова. На партах у вас лежат толковые словари. Найдите значения этих жаргонизмов по толковым словарям. Если этих слов не будет в толковом словаре, можете подойти ко мне. Есть один «Словарь современного молодежного жаргона» Грачева М. А. Значения слов, которые вы не смогли найти в словарях, попробуйте определить самостоятельно.   1. Это подстава. Сейчас мусора открыли отдел по борьбе с кидальщиками, и это наверняка их штучки (В. Головачев). 2.  – А я, брат, с ярмарки. Поздравь: продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался... Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков – всё спустил. (Н. В. Гоголь).   - Молодцы. Вы нашли, а где-то и сами объяснили, значения всех слов. Как это помогло вам при знакомстве с жаргонизмами?   - Давайте вспомним все особенности жаргонизмов, которые мы сегодня узнали.   - Давайте посмотрим, что из этого является главной особенностью, которую можно включить в определение «жаргонизмы». Попробуем его составить. Все остальные теоретические сведения добавим после определения. Для этого давайте вспомним определение диалектизмов. Какие признаки мы в него включили?       - Молодцы, ребята. А давайте посмотрим, какие сведения о жаргонизмах даются в нашем учебнике. Какое определение там дано?   - Вот мы и узнали много нового о жаргонизмах. А используете ли вы жаргонизмы в своей речи или слышите их от знакомых, друзей? Можете привести примеры жаргонизмов, которые вы слышали или сами используете.   - А как вы думаете, можно ли их использовать в нашей речи? Ваши мнения разделились. Давайте разделимся на две группы и устроим небольшое заседание суда: первая группа –обвинители, вторая группа – защитники жаргонизмов. Обвинители будут приводить отрицательные факты о жаргонизмах, защитники – положительные.   - Ребята, даже учёные спорят по этому поводу. Академик Д. С. Лихачев настаивал на том, что жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения», - говорил Д. С. Лихачёв. Другие учёные считают, что это игра со словом для того, чтобы выделиться, не быть стандартным. Это значит, что иногда употребление жаргонизмов допустимо, например, в устной речи среди знакомых, друзей или среди лиц определённой профессии. А в некоторых ситуациях использование жаргонных слов стоит избегать, например, при общении со взрослыми или малознакомыми людьми, а также в письменной речи.   - Во время нашего суда вы сказали, что жаргонизмы портят речь. А знакомы ли вы с таким понятием как «чистота речи»? Чистой называют речь, в которой нет профессионализмов, диалектизмов и жаргонизмов. Чистота речи является показателем речевой культуры человека (владение нормами языка).   - Давайте обратимся к диалогу, который вы услышали в начале урока, и попробуем «очистить» фрагмент от жаргонизмов. Что у вас получилось?     Выходят двое учащихся, которые показывают сценку из «Ералаша». - Здравствуй, Ваня!  - Здравствуйте!  - Ну как идут дела? - Дела вообща! - Что, что?  -Классно! Щас один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету и говорит: " Дай велик погонять". Сел и почесал. А тут учителка. Он давай выпендриваться. Варюжку-то разинул и как дерябнется, сам с фингалом. Учителку чуть не вкатушил. А велик гикнулся! Вот ржачка! Клёво?! Да?! - А, а лошадь?  - Какая лошадь?  - Ну, которая ржала. - Да нет! Это не лошадь. Это парень один длинный подкатил к шкету... - На велосипеде?  - Да нет! Велик у шкета был.  - У какого шкета?  - Ну, шибзик один. Да вы знаете его, ходит здесь с таким шнобелем.  - С кем ходит?  - Да " не с кем", а " с чем". Рубильник у него в виде паяльника. Ну теперь понял? -Ничего не понял, можешь больше не объяснять.     - Вообща, классно, щас, сморозил, шкет, погонять, учителка, выпендриваться, варюжку разинул, гикнулся, ржачка, клёво, шкет, шибзик, шнобель, рубильник.     - Жаргонизмы.   Предполагаемые ответы: Это плохие слова, ругательные слова; слова, которые нельзя употреблять в речи; капец, телик и т. д.   - Молодёжный жаргон: тусовка, телик, фейс. Жаргон футбольных болельщиков: бомбардировка, динамики. Жаргон программистов: кликать, дрова. Военный жаргон: чипок, замок. Профессиональный жаргон: Камчатка, баранка, бурить. Тюремный жаргон: малява, гоп-стоп.     -Молодёжный жаргон, ж. болельщиков, ж. программистов, военный жаргон, профессиональный жаргон, тюремный ж., журналистский жаргон.   - По тому, кто использует.     - 1. Этот человек грубо обращается к водителю, использует профессиональный жаргон. 2. Этому человеку нравится слушать песни группы «Битлз», использует молодёжный жаргон. 3. Человек использует жаргон программистов. 4. Так может говорить молодёжь.     - Можно дать характеристику человеку в повседневной жизни.   -Да.   - Вывеска – лицо. Слямзил – украл. Наклюкался – напился.   - Может быть для того, чтобы охарактеризовать героя.   - Что жаргонизмы могут использоваться в обычной жизни и в литературе с целью создания образа.     Существительные: водила, братан, училка, баксы, мобила, телик, чувак. Глаголы: тащиться, свалить, слинять, ловить кайф, колбаситься. Похожи на наречия (категория состояния): классно, супер, ништяк.     Подстава -  обман, мошенническая уловка (словарь Ожегова) Мусор - милиционер или любой другой сотрудник правоохранительных органов (тюремн. жаргон, словарь Грачева). Кидальщик – мошенник. Продуться - то же, что проиграться. (словарь Ожегова) Убухать – вложить. Спустить – проиграть.     - Мы сможем сами находить их в толковых словарях или словарях жаргонизмов. 1. Происхождение. 2. Историю возникновения жаргонизмов. 3. Виды жаргонизмов: - по источнику (сфере) употребления -по цели использования -по частям речи 4. Узнали о значениях жаргонизмов, о словарях жаргонной лексики.     - Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Некоторые диалектные слова включаются в толковые словари. При них даётся помета обл. Также существуют специальные словари. - Жаргонизмы – это такие слова, которые употребляются в определённой сфере (профессиональной, молодёжной, военной, тюремной и т. д. ). Используются в повседневной речи и в художественных произведениях. Могут выражаться разными частями речи. Указываются в толковых словарях и словарях жаргонизмов, отмечаются пометой жарг. Открывают учебник, рассматривают теоретические сведения, читают определение.     - Да, используем.       - Телик, комп, клёво, матан, тачка, тусовка, предки и т. д.     - Можно. -Нет, нельзя.   Обвинители: жаргонизмы портят речь, это некультурно, некрасиво, они не всем понятны и т. д. Защитники: можно общаться с друзьями, в своем кругу легко понять, что тебе хочет сказать человек и т. д.   - Нет.   - Здравствуй, Ваня!  - Здравствуйте!  - Ну как идут дела? - Дела очень хорошо!  -Прекрасно! Сейчас один парень такое сказал! Подходит к малышу и говорит: " Дай на велосипеде покататься". Сел и поехал. А тут учительница вышла. Он давайпоказывать себя. Начал говоритьи как упадёт, сам с синяком. Учительницу чуть не задел. А велик упал! Вот веселье! интересно?! Да?!  
IV. Закрепление   - На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. Попробуйте в парах составить синквейн на тему «Жаргонизмы». Напоминаю вам структуру синквейна:     1. Жаргонизмы 2. Профессиональные, грубоватые 3. Засоряют, употребляются, помогают выделиться 4. Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своём употреблении определённой сферой. 5. Сленг (арго).      
V. Подведение итогов урока   Подвели итоги на «заседании суда».    
VI. Объяснение домашнего задания   1. Устное задание. Учебник пар. 17 стр. 35-36 читать. 2. Письменное задание. Придумать и написать в тетради диалог с использованием жаргонизмов. Указать в каком значении употреблены жаргонные слова. Рядом привести диалог, «очищенный» от жаргонизмов, «переведённый» на литературный язык. Пример мы рассматривали сегодня на уроке. 3. Дифференцированное задание: По желанию представьте сегодняшнюю тему урока в виде рисунков. Примеры на экране: Записывают домашнее задание в дневник.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.