Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок 67. Мария Магдалина – первая свидетельница



Урок 67. Мария Магдалина – первая свидетельница

Иоанна 20

 

Введение в урок

Мария Магдалина – одна из самых знаменитых библейских женщин. О ней придумано множество легенд. Ее личность с первых веков поражала воображение людей. Она стала героиней множества гностических ересей, о ней написаны апокрифические книги, а в средние века – фантастическиесказания. (14, 191). Католическая церковь связывает с Марией множество легенд и причисляет к лику святых, а Православная называет равноапостольной.

Даже в наше время можно найти отголоски различных легенд. Совсем недавно Дэн Браун написал книгу, в которой воскресил несколько таких ересей о Марии Магдалине. Были сняты фильмы о ней, которые еще больше подогрели интерес к личности этой женщины Нового Завета. На просторах интернета о ней пишут многочисленные статьи, как о знаменитостях нашего века: «Мария Магдалина: сенсационные факты! »

Кем и какой была на самом деле эта женщина? Почему она вызывает так много разговоров о себе? Если вы откроете Священное Писание, то удивитесь тому, как мало о ней написано. Хотя ее имя упоминается у всех четырех евангелистов и сказано о ней 14 раз, известно о Марии Магдалине совсем немного.

 

Основная часть

На этом уроке мы последовательно прочтем все 14 тестов Священного Писания, в которых упоминается ее имя. Но прежде этого, вспомните, что вам уже известно о Марии.

 

Ø Обсуждение в группе. Что вы знаете о Марии Магдалине из Священного Писания?

Библия не говорит о прошлом Марии, не говорит о ее возрасте, о ее внешности, о ее социальном и семейном положении. Ничего об этом достоверно не известно. Само ее имя – Мария – являлось одним из самых распространенных в Израиле. Читая Новый Завет, можно заметить, как много в нем разных Марий. Для того, чтобы отличать Марию Магдалину от других, ее имя всегда сопровождается указанием на место, откуда она была родом – Магдала.

Магдала – это рыбацкая деревушка в Галилее на берегу Галилейского озера в 8км от Капернаума. (14, 192)Иисус, служа в Галилее, проходил там Мф. 15: 39. Из Магдалы до Капернаума – родного города Петра – было несколько часов пути. Магдала называлась у греков Тарихеей, «местами для засола рыбы». В раввинских источниках она названа «Башней рыб». (27, 759)

Единственный факт из прошлого Марии Магдалины, который упоминается сразу двумя евангелистами – она была одержима семью бесами. Лк. 8: 2, Мк. 16: 9.

 

Ø Чтение текстов Лк. 8: 2, Мк. 16: 9. Обсуждение в группе. Что значит одержимость бесами? Какой образ жизни вела Мария до обращения?

Одержимость могла быть разной. Часто она выражалась в физических болезнях и увечьях: слепоте Мф. 12: 22, глухоте Мк. 9: 25, немоте Мф. 9: 32, 33, припадках Мк. 1: 26, парализованности Лк. 13: 11-13. Иногда одержимость сопровождалась буйством и членовредительством. Новый завет говорит о двух умалишённых бесноватых, которые вредили своему здоровью Мф. 8: 28-34. А так же об одержимом мальчике, бес которого хотел погубить его, и бросал в огонь и в воду Мф. 17: 15.

В любом случае, одержимость означала порабощенность человека злым духом. Такое рабство вызывало страдания несчастного и даже опасность для его жизни.

Марию связывают с грешницей, омывшей ноги Иисуса слезами и вытиравшей их своими волосами. Лк. 7: 37. Поэтому ее изображают с распущенными волосами. Из урока 57 мы знаем, что распущенные волосы свидетельствовали о падшем образе жизни. Поэтому Марию Магдалину называют бывшей блудницей. Так же Марию связывают с женщиной, взятой в прелюбодеянии Ин. 8. Но, как выразился Джон Мак-Артур, все эти легенды, как и многие другие, не более чем «очковтирательство и домыслы». (14, 191). Они не имеют под собой никаких оснований. Одержимость бесами нигде в Священном Писании не связана с распутным поведением. Мария скорее была похожа на сумасшедшую, чем на блудницу.

Одержимость Марии имела крайнюю степень. Число семь в древнее время означало полноту. «Вполне возможно, что она страдала еще больше, приведенная в тяжелое состояние сумасшествием или другими болезнями, обычными для жертв одержимости, описанных в Новом Завете». (14, 194). В любом случае, Мария Магдалина была лишена нормального человеческого общения, нормальной жизни. Она не могла быть счастливой, бесконечно страдая от угнетающих ее злых духов.

 

Священное Писание говорит о том, что Иисус освободил ее. Он много времени служил в Галилее. Был в Магдале, часто в Капернауме. Неизвестно, когда Мария встретилась с Ним. Сама ли пришла или ее привели из сострадания другие. Известно лишь то, что Иисус изгнал из нее бесов. Он сделал то, что никто не мог сделать для нее и дал ей то, что никто не мог дать. Иисус имел власть исцелять, власть освобождать от злых духов, власть делать свободными! Господь подарил Марии эту свободу.

 

Ø Чтение текста Лк. 8: 2-3. Обсуждение в группе. Как изменилась жизнь Марии после встречи с Иисусом Христом?

*Мария последовала за Иисусом. Она ходила за Ним вместе с группой учеников по Галилее, городам. Она пришла с Ним в Иерусалим. Иисус призывал слушавших Его идти за Ним Мф. 8: 22, и Мария пошла за Своим Господом. (Это значит, что у нее не было каких-то семейных обязательств, поэтому предполагают, что Мария, скорее всего, была одинока или, может быть, вдова).

*Мария стала ученицей Иисуса Христа. Она следовала за Ним вместе с другими женщинами. Это невероятный факт! В то время и в том обществе ученичество женщин было скандальным событием. (40, 172)Общество не одобряло обучение женщин. Женщины, по бытующему тогда мнению, ничему не могли научиться, не были способны к вере и твердым убеждениям. Раввины говорили: «Лучше сжечь слова закона, чем отдать их женщине». (58, 171)Женщины пользовались всеобщим презрением.

Кроме того, женщины считались потенциально опасными – через них можно было нечаянно оскверниться, сделаться ритуально нечистыми. У мужчин была пословица: «Всякий раз, разговаривая с женщиной, мужчина причиняет себе зло и, в конечном счете, наследует геенну». (58, 171). Раввины избегали общения с женщинами, а особо ревностные фарисеи боялись здороваться даже со знакомыми женщинами, с женами и дочерями на улице. (60, 83). Другие же шли еще дальше – при виде женщины закрывали глаза, чтобы не смотреть на нее, и предпочитали натыкаться на предметы и страдать от увечий. (58, 150).

Иисус относился к женщинам революционно для общества Израиля. Он принимал их в ученицы и позволял им следовать за Собой. Но, вопреки распространившемуся благодаря Дэну Брауну мнению, отношения Иисуса Христа с женщинами и с Марией Магдалиной в частности, были чисты и безукоризненны. Враги Христа всегда неустанно и неусыпно следовали за Иисусом, ища предлога очернить Его Имя. Они обвиняли Его в обжорстве и в пьянстве Мф. 11: 19, но никогда – в непристойном отношении с женщинами.

*Мария Магдалина служила Иисусу Христу и Его ученикам. Она жертвовала на служение, поддерживала их материально, что говорит о том, что у нее были какие-то средства, может быть наследство.

*Мария Магдалина имела влияние среди женщин-учениц. Скорее всего, она была лидером среди женщин. (6, 1487) На это указывает то, что ее имя всегда упоминается первым среди других женских имен. А в Евангелии от Иоанна – вообще единственным. В своем повествовании о воскресении Иисуса Христа Иоанн опускает участие других женщин и говорит только о Марии.

*Мария Магдалина была верной до конца последовательницей Иисуса Христа. Она шла за Ним, несмотря на трудности такой жизни, потому что ее Учитель не пользовался комфортабельными условиями. «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Лук. 9: 58. Мария следовала за Иисусом, несмотря на неодобрение со стороны общества. Она оказалась одной из самых верных, смелых и преданных последовательниц Господа. Даже когда мужчины-ученики в страхе разбежались кто куда, Мария и другие женщины, остались рядом со Своим Учителем.

 

Ø Чтение текстовМф. 27: 56, 61; Мк. 15: 40, 47. Обсуждение в группе. Как вера и преданность Марии проявились во время распятия Иисуса Христа?

Мария была на месте казни. Она стояла у креста Иисуса Христа вместе с Его матерью. Когда же толпа злословящих религиозных фанатиков оттеснили их, Мария и другие женщины продолжали смотреть издали. Женщины были бессильны что-либо сделать. Они могли только плакать.

Мария Магдалина оставалась у креста до самого момента смерти Иисуса. Она видела, как и когда Он умер, как Его ребра пронзил копьем воин. Мария продолжала наблюдать за тем, как Иосиф и Никодим сняли тело Иисуса. Она видела, как эти тайные ученики Господа приготавливали Его тело к погребению. Мария последовала за ними к гробу и смотрела, как полагали ее Учителя. Она запомнила место, чтобы вернуться туда. Мария оставалась у гроба до тех пор, пока его не заперли, а придя домой, она вместе с другими женщинами, приготовила благовония для помазания тела Господа.

 

Ø Обсуждение в группе. Зачем женщинам нужно было снова мазать тело Господа, тогда как Никодим и Иосиф это уже сделали? Зачем они пришли к гробу рано утром в воскресенье?

Единственная причина: глубокая любовь, привязанность и преданность. Мария Магдалина, вместе с другими женщинами, хотела отдать последнюю дань любви и уважения Своему Господу. (54, 315). Иисус уже был более чем достаточно приготовлен к погребению Никодимом и Иосифом. Они употребили около 28 литров благовоний! (54, 318)В повторном помазании не было необходимости. Но женщин влекло любящее сердце к гробу. Они не могли сидеть дома, как ученики. Весьма рано, в 3-6 утра, женщины отправились отдать последнюю дань любви и уважения Учителю. (60, 319)

 

Ø Чтение текстовМф. 28: 1-10, Мк. 16: 1-9, Лк. 24: 1-11, Ин. 20: 1, 2, 10-18. Обсуждение в группе. Как гармонизировать все эти тексты? Что произошло у гроба в первый день недели?

Разные евангелисты обращают внимание на разные факты. В зависимости от своей цели повествования они сокращают свои рассказы или обобщают их.

К гробу отправились Мария Магдалина, Саломия, другая Мария, Иоанна. Но евангелист Иоанн пишет только об одной Марии Магдалине, потому что она – главная героиня его рассказа о воскресении Иисуса Христа. Если обратить внимание на 2 стих 20 главы, то можно заметить, что Мария говорит Петру «не знаем» во множественном числе, косвенно указывая на то, что у гроба она была не одна.

Скорее всего, когда женщины заглянули в открытый гроб и увидели, что Иисуса Христа там нет, они недоумевали Лк. 24: 4, что бы это значило. Пока другие женщины стояли у гроба в растерянности, Мария Магдалина побежала сообщить о случившемся мужчинам: Петру и Иоанну. В это время оставшимся женщинам явились два ангела, один из которых сказал, что Иисус воскрес. Женщины, услышав это, убежали от гроба. Скорее всего, Мария Магдалина разминулась с ними. Поэтому она не видела явления ангелов и не слышала их слов, и никто не передавал ей весть. (54, 324)

 

Ø Обсуждение в группе. Какая теория пропажи тела Господа возникла у Марии? Чтение текстов Ин. 20: 2, 13, 15.

Мария Магдалина решила, что ее Господа «унесли», выкрали. Выкрасть тело – это осквернить и гробницу и самого себя. Мария Магдалина была настолько поражена этим последним фактом надругательства над телом дорогого Учителя, что действовала очень эмоционально. (40, 264)Мало того, что Иисуса жестоко убили, но и тело Его выкрали и теперь неизвестно где оно и что с ним! Это было последним оскорблением. (60, 320)

В ее мыслях даже не возникала возможность воскресения. Мария слишком хорошо видела Его искалеченное тело, слишком хорошо помнила Его мертвым. Она словно зациклилась на том выводе, к которому пришла: тело украли. В отчаянии она осталась у гроба даже когда Петр и Иоанн ушли. Мария Магдалина стояла там, плача и причитая.

 

Ø Чтение текста Ин. 20: 14. Почему Мария не сразу узнала Господа Иисуса?

Этому могут быть разные объяснения.

Ее глаза были удержаны. Возможно, как и для учеников, шедших в Еммаус, Господь скрыл Себя. Лк. 24: 16. После воскресения Иисус мог измениться внешне. Он уже был в прославленном теле. Евангелисты, рассказывая о явлениях воскресшего Христа, замечают, что ученики не сразу узнавали Его. Ин. 21: 4, 7, 12.

Или глаза Марии застилали слезы. Мария не просто плакала у гроба, она «горько рыдала». Даже ангелы не произвели на нее впечатления, она мало что замечала. Марию полностью поглотило горе, она пребывала как бы не в себе.

Мария не рассматривала Иисуса. Не смотрела прямо на Него. (54, 327) Только когда Господь назвал ее по имени, она оглянулась. Дважды Иоанн пишет, что Мария «обратилась». Ин. 20: 14, 16. Похоже, первый раз Мария лишь мельком взглянула на Иисуса уже заранее решив, что в этот ранний час в саду может быть только садовник. (28, 1729)

 

Ø Чтение текста Ин. 20: 17. Что значат слова Иисуса Христа?

«Перестань хвататься/держаться за Меня». Мария Магдалина наконец-то нашла Своего Господа! И не мертвого, а живого! Ее радости не было предела, как не было предела ее горю минуту назад. Она буквально схватилась за Иисуса, чтобы Он больше никуда не делся от нее. (6, 1613).

«Я еще не восшел». Время Моего окончательного ухода еще не настало. Ты еще увидишь Меня. (60, 322)

«Идик братьям Моим и скажи». Иисус Христос избрал Марию быть первым свидетелем Своего воскресения! Другие женщины видели ангелов и услышали от них чудесную весть. Но Мария стала первой свидетельницей: первой, кто видел воскресшего Иисуса; первой, кто говорил с Ним; первой, кто прикасался к Нему; первой, кто получил поручение от Него.

Это удивительно. Сам факт того, что женщина стала первой свидетельницей такого важного события, говорит о подлинности повествования. (60, 324). Никому не пришло бы в голову избрать женщину свидетельницей. «Никакой еврейский автор той поры не придумал бы истории, в которой первой свидетельницей столь важного события выступала бы женщина». (41, 361)Даже в суде свидетельство женщин не принималось в то время. (40, 150)Слова женщин считались вздором, не заслуживающим внимания. Иосиф Флавий писал: «Да не принимается ни одно свидетельство женщины, ибо род сей слишком легкомыслен и самонадеян». (54, 319)Сами ученики «не поверили» Марии Мк. 16: 11, а слова других женщин «показались им пустыми» Лк. 24: 11. Даже для учеников Мария и другие были «всего лишь женщинами».

 

Но Иисус Христос, воскреснув, первой явился Марии Магдалине! Не кому-нибудь, кто имел власть и влияние, ни Понтию Пилату, ни первосвященнику Каиафе, ни даже своим ученикам Петру или любимому Иоанну. «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». Мар. 16: 9.

 

Ø Чтение текста Ин. 20: 17. Обсуждение в группе. Какие слова Иисус велел передать первой свидетельнице?

«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Это слова победы. Победив смерть, Он стал жив вечно. Настало время принять власть, которую Он оставил, воплотясь на земле. Иисус возвращается к Отцу. Он будет сидеть на троне по правую руку от Бога Отца. Царь примет славу!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.