Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как научить младших школьников легко запоминать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.



Как научить младших школьников легко запоминать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

   

 

Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой - дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников?

На протяжении всех лет своей работы я пыталась разнообразить приёмы работы с группой слов, которые называют словарными. Сразу же хочется отметить, что под понятием «словарные слова» в программе начальной школы имеются в виду слова не только с непроверяемыми орфограммами, но и с труднопроверяемыми орфограммами на данном этапе (например, чередование гласной в корне, сложные слова с соединительными гласными, написание наречий и т. д. ) Детям я это тоже объясняю. Но для упрощённости договариваемся называть такие слова СЛОВАРНЫМИ, т. к. «живут» они в словариках. Начиная с первого  класса, каждый ученик заводит индивидуальный словарик. Он представляет собой тетрадку, разрезанную вдоль пополам. Такую форму тетрадки удобно закладывать в учебник вместо закладки. Углы у такой тетрадки не  треплются и не рвутся. Буквы русского алфавита распределяем парами или тройками на листе в верхнем правом углу. Слова записывают в тетрадку – помощницу в алфавитном порядке в процессе их изучения. Обязательно в слове ставится ударение. Непроверяемые или труднопроверяемве орфограммы выделяются цветом, размером или формой.

НАПРИМЕР:

 


Р           МАШКА,                           ЕЯ…

   

 Причём, хочется отметить, что детям очень нравится такое художественное письмо. Здесь не только появляется желание сделать работу необыкновенной, используя свои творческие способности, но, как ни странно, выполнение данной работы формирует и каллиграфическое письмо, потому что все стараются написать красиво. По желанию самих детей тетрадку - словарик можно переписывать, обновлять. Ведь бывает так, что появляются новые идеи, или просто словарик истрепался (а это верный признак того, что им постоянно пользовались). Всю свою работу со словарными словами стараюсь строить так, чтобы словарик открывался ежедневно.

Первые 3 года работы в школе – годы становления меня, как учителя. Именно тогда я поняла нецелесообразность подачи отдельных словарных слов на уроке. Даже с многочисленным проговариванием и написанием, слова запоминали не все ученики, а многие дети – ненадолго. Почему??? Ведь я старалась, делала так, как учили меня хорошие преподаватели и учебники. Именно тогда начался настоящий поиск. Однажды я наткнулась на брошюру, посвящённую опережающему обучению (автор  Лысенкова). И именно в этой работе я столкнулась с идеей автора распределить все словарные слова по темам. Это была превосходная находка! С тех пор я тоже стала пользоваться данным приёмом. Что это изменило? Дело в том, что объединённые в смысловые группы слова перестают быть просто словарными словами. Они «оживают». Мы приобретаем превосходный материал для работы по развитию речи. Детям нравится этот вид работы. Ребята  охотно придумывают замечательные рассказы, сказки с данной группой слов, затем оформляют свою творческую работу, переписывая или перепечатывая текст, обязательно выделяя в нём цветом или размером всё словарное слово или орфограмму в этих словах. Этот вид работы развивает не только зрительную и тактильную память, но и творческие способности детей. Учёными доказано, что лучше всего на зрительном уровне запоминается та информация, которая постоянно мелькает, а не находится в постоянном поле зрения. А сколько раз мелькают словарные слова в таком интересном задании! Хочется отметить, что данная работа значительно повысила качество запоминания слов с трудными и непроверяемыми орфограммами.

За все годы моей работы в школе я накопила ещё множество интереснейших приёмов для успешного и лёгкого запоминания словарных слов. Сюда входят и традиционные и нетрадиционные приёмы. Благодаря этой работе, у меня появилась возможность обобщить свой опыт  в данном направлении и поделиться этим опытом с коллегами.

 

ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

 

  • СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).

Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

Можно усложнить задание, предложив составить предложение по заданной схеме. Можно в схеме указывать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.