|
|||
Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С.РахманиноваСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» Из истории колокола:
10)Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при звучании в живых клетках свёртывается белок.
Колокола помещаются или на крыше храма, в башнях колоколов, или в звонницах, устраиваемых в арках крыльца или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольня». Колокола в церкви предназначены для того, чтобы: · возвещать о богослужении. · выражать торжество церкви и ее богослужения. · возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их в храм. Кроме того, колокола имели и иное применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный звон, был пограничный звон, с колокольным звоном встречали царей, патриархов, победителей в войнах. (прослушивание музыкального файла). Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных между собою по величине и силе звука: 1. праздничный 2. воскресный 3. полиелейный 4. простодневный или будничный 5. малый колокол. Кроме того, бывает несколько маленьких колоколов разной величины - зазвонные колокола.
- Вот мы и познакомились с историей колокола. - Где ещё мы можем встретить колокола? (Самый большой колокол – Царь колокол; в церквях, храмах, на лошадях.. )
Звучит 4 часть «Светлый праздник» из сюиты С. Рахманинова - Какое настроение передает нам прозвучавшая музыка?
Что лежит в основе этой музыки? ( Праздничное, радостное настроение. В основе слышен колокольный звон). - Какой музыкальный инструмент подражает колокольному звону? ( Фортепиано) - Мы слышим целый оркестр разных колоколов и колокольчиков, благодаря одновременному звучанию 2-х фортепиано.
- Софийский собор в г. Новгороде. Сюда вместе с бабушкой маленький Сережа приезжал на церковные праздники, и здесь будущий композитор мог слышать колокольные звоны.
Слушаем 3 часть сюиты - «Слёзы». Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы») - Что изменилось? Как звучит колокольный напев? ( Музыка стала грустной, печальной).
Слёзы людские, о слёзы людские Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, - Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. (Ф. Тютчев)
|
|||
|