![]()
|
|||||||
Станислав Ежи Лем 19 страница
По окончании даршана нас отвели в специальную комнату и велели ждать. Саи Баба появился совершенно неожиданно, будто вынырнув из-за занавеси. Он благословил каждого короткой молитвой на своем родном языке — телугу, затем мы все вместе исполнили ритуал «Омкар», заключающийся в особом произношении священной звуковой мантры «АУМммм... », сели друг напротив друга. И тут началось нечто удивительное: Бхагаван не только заговорил вдруг по-русски, но и начал со слов, вызвавших поначалу легкое смущение. Он весьма одобрительно оценил нашу находчивость и в плане личного имиджа, и в придумке несуществующей секты, заметив, что у нас, видимо, есть серьезные основания добиваться встречи с ним, прибегая к такому «нечестному» способу. Видя, что Баба легко читает наши мысли, мы решили действовать в открытую и напрямик спросили: То, что вы делаете руками, это искусные фокусы для простолюдинов или настоящая материализация физического вещества из волнового пространства акаши? Я весьма огорчен тем,, что вы, весьма образованные и думающие люди, интересуетесь вещами, рассчитанными на простых индусов. Эти добрые люди должны удостовериться в моей божественности, чтобы искренне воспринимать мои слова. Для этого я и
демонстрирую им разные мелкие чудеса. Но вам-то не пристало тратить время уникального общения с живым богом на выяснение столь несущественных вещей... — также прямо ответил нам Бхагаван. — А у вас, мой друг, вообще меркантильные мысли голову никак не покинут, — сказал вдруг Баба одному из нас, — фотоаппарат ваш того не стоит... Тут нужно рассказать, что случилось с этим человеком минувшим днем. Хитроумные индийские парни часто тренируют мартышек, во множестве обитающих в деревнях и подле храмов, воровать у туристов очки, кошельки, авторучки, сумочки, ловко срывая их прямо с зазевавшихся иностранцев. Вместе с трофеем обезьянка забирается на дерево и всем своим видом показывает, что с вещицей вам придется распрощаться. Беда и горе у вас на лице. И тут вдруг появляется смелый парень, который забирается на дерево и отбирает у мартышки все краденое. Естественно, вы благодарите его деньгами, не подозревая, что животное действовало по его команде... Один из нас, прораб-взрывник из Воркуты, попал в подобную ситуацию. Подле деревенского храма мартышка вырвала у него из рук фотокамеру-мыльницу, а когда злосчастный «самсунг» вернули, он оказался непригодным для ис пользования: в прыжке обезьянка ударила им о стену храма, и пластиковый корпус раскололся... ... Услышав упрек от Саи Бабы, покрасневший и враз взмокший, как от разминирования, взрывник стал неловко оправдываться. Дескать, деньги — тьфу! Не в них вовсе дело! Далеко на холодном севере его ждут двое маленьких детей. Ждут даже не его, а фотографии чудесной далекой Индии, в которую уехал папа. А тут засветилась пленка с удивительными фотографиями, да и быстро найти подходящий фотоаппарат совсем не просто будет в этой глубинке. Ну, это меняет дело, — сказал Баба, помолчав. — Глубинка, говоришь? А твой край разве не глубинка? Обездоленностью веет от этого слова, а в жизни ведь совсем не так. Запомни: нет глубинки на Земле для праведного человека, все равны перед Богом... Сама вера в Него поддерживает каждого, кто верит, но напрямую Сам Он может помочь лишь тем, кто еще или уже немощен. Взрывник пристыженно молчал, да и нам всем было неловко. Дети твои здесь действительно ни при чем, — сам себе сказал Баба и опять помолчал. — Возьми... В то, что произошло после этих слов, я бы никогда не поверил, если бы не сидел в трех метрах от Сатья Саи Бабы. Он протянул перед собой руку, ладонью верх, и все мы напряженно замерли... Помню, как в далеком детстве я занимался фото- графией. Вечерами, запершись, сидел в ванной комнате, освещаемой красной лампой, перед лоточками с реактивами. Щипцы держали лист экспонированной фотобумаги в проявителе, и на нем, словно по волшебству, начинали проявляться сначала легкие тени, затем контуры, а после — и само черно-белое изобра- жение... Теперь то же самое начало вдруг происходить прямо на ладони Бхагавана.
Сначала над ней появилось мутное полупрозрачное
серое облачко. В нем стали возникать какие-то тени, находящиеся в плавном, но непрерывном движении. Тени эти постепенно строились и упорядочивались, становясь все яснее и четче... Периодически процесс как бы приостанавливался, ненадолго зависая в ожидании, а затем вдруг быстро нагонял упущенное время. Творение шло будто изнутри: сначала прорабатывались мелкие детали, затем становились четкими более крупные узлы... Мозг мой уже стал догадываться о том, что создает-, ся на ладони Саи Бабы, но рассудок еще отказывался верить в происходящее... Наконец все закончилось: раздался щелчок затвора, и вспышка вывела нас всех из немого оцепенения. Прожужжала перемотка пленки, и наступила гробовая тишина...
На ладони Сатья Саи Бабы лежала точная копия злополучного «самсунга» — новенькая и целехонькая! А потом мы долго говорили с Бхагаваном — о Боге и человеке, о вере и неверии, о ненависти и любви. Говорили о том, что разъединяет людей в нелегкий век Сатья-юги и как нам противостоять этому. Говорили о том, какую ответственность налагает на человечество статус бессмертия. Ибо вечная жизнь может быть как вечным раем, так и вечным адом, и лишь сам человек может выбрать свой путь. Говорили о жизни в гармонии с окружающим нас миром. О важности сохранения незримой, но жизненно необходимой связи с матушкой-пл анетой... Говорили, как равные говорят с равным, и порой были совершенно уверены, что все мы тут — боги... В этот же день мы проявили обе пленки: и из разбитого фотоаппарата, и из подаренного Бхагаваном. Первая, естественно, была полностью засвеченной. На второй же присутствовали абсолютно все кадры, снятые до того разбитой камерой... И еще: камера на ладони Аватара стояла объективом к нам, когда пробно сработал затвор. Естественно, на пленке добавился кадр с нашими изумленными лицами... Не нужно объяснять вам, насколько были мы поражены всем происшедшим. И у каждого из нас не было абсолютно никаких вразумительных объяснений всему этому, кроме одного: мы общались с живым богом... Но окончательно добил нас 36-й кадр, который появился на пленке совершенно неизвестно как! На нем был Шри Сатья Саи Баба. Он приветственно махал нам рукой и улыбался глазами, полными ЛЮБВИ.
Каждое разумное существо живет сто лет по шкале того времени, которая действует на той планете, где оно обитает. Шримад-Бхагаватам «Сложное должно рано или поздно распасться, родившееся — умереть. Смерть владычествует над всем миром, и ничто — ни воздух, ни моря, ни пещеры не скроют нас, ни богатства, ни почести не защитят нас от нее; все земное должно рассеяться, исчезнуть... Тело человека, произведение четырех стихий, есть скудельный сосуд, распадающийся на части при первом сильном толчке» — так говорил Будда Шакьямуни, и вряд ли человечество когда-либо сможет оспорить эти слова. Каждый и сейчас понимает, что тело наше бренно и после смерти постепенно превратится в прах, то есть в первичные «кирпичики», из которых планета и создает разнообразные биологические виды.
Но люди всегда хотели оставить себе на память тела великих людей. Вот и пытались издревле консервировать самых достойных из мертвецов. Египетские фараоны, китайские императоры, Ленин со Сталиным, Мао с Ким Ир Сеном — все они были подвергнуты искусственной консервации. Из их тел удалили мозг и все внутренние органы, а внутренние полости пропитали специальными растворами, предупреждающими гнилостный распад биологических тканей... То, что в результате получается из трупа, обработанного подобным образом, называется мумией. Однако никто и никак не консервировал тела святых монахов, лежащих в пещерах Киево-Печерской лавры. Тогда почему же они не разлагаются? — спрошу я-вас. «Там особый, сверхсухой микроклимат. И тела превратились в сморщенные иссохшиеся останки, неподдающиеся идентификации», — ответят те, кто бывал в пещерах. Согласен. Но тогда почему уже триста лет сидит в открытой часовенке тело Ву-Кхак-Миня, настоятеля Тхиенского храма Дау, который расположен в 23 километрах от Ханоя? Вспоминаю, как, стоя под проливным дождем (многомесячные местные муссоны), мы обливались потом (влажность достигала 100 %! ) и зачарованно смотрели на улыбающееся лицо ламы. Рентгенологическое исследование, проведенное недавно, подтвердило наличие у него всех внутренних органов. Правда, все усохло настолько сильно, что весит сейчас это нетленное тело всего 7 кг! Подозреваю, что и тут найдутся скептики, когда узнают, что тело вьетнамского настоятеля покрыто тонким слоем серебряной краски (защита от мух). Хоть и наружный, но все-таки консервант. Приведу еще более характерный пример. В 2002 году мир облетела сенсационная новость, пришедшая из г. Улан-Удэ. Бывший глава буддистской церкви России (с 1911 по 1917 г. ), Хамбо-лама по имени Даша-Доржо Итигилов, ушел из жизни сидя, читая заупокойную молитву. Было это в 1927 году. Согласно завещанию, ламу посадили в короб, закопали на кладбище, а потом раскопали более чем через 70 лет. Поражены были все, кто увидел его тело. Оно не только не имело следов тления, но и внешне было практически не изменено: кожа мягкая и обычного цвета, внутренние органы легко прощупывались, суставы сгибались. А судебно-медицинская экспертиза в Москве дала ошеломляющий результат: хотя процессы жизнедеятельности в теле ламы отсутствовали, белковый состав его по-прежнему соответствовал состоянию живого человека! Удивительное тело ламы и нынче сидит в Иволгин- ском дацане, резиденции нынешнего Хамбо-ламы как бессловесное послание в поддержку всех тех, кто привык сомневаться в прописных истинах.
В том-то и дело, что нет. И потому оно — не мумия.
Тоже нет. Ведь тело не постарело за прошедшие 70 лет, а значит, жизнь в нем не течет! Естественно, напрашивается вопрос: что же остановило жизненные процессы? И что остановило последующий распад тела? Безусловно, это непознанная пока нами естественная самоконсервация! Умер ли лама Итигилов? И да, и нет. Жив ли он? Ида, и нет... И прежде чем искать ответ на вопрос, какие метаморфозы могут происходить с человеческим телом, я расскажу еще об одной сенсационной находке, сделанной нашей экспедицией в Гималаях летом 2006 года. Ведь каждый подобный случай приближает человечество к познанию самого себя.
На севере Индии лежат замечательные по своей красоте земли штата Химачал-Прадеш. Половина его территории — райские зеленые равнины, а другая — величественные склоны гималайских хребтов. И есть между ними две уникальные, совершенно непохожие друг на друга долины, равных которым по природе, истории и мифологии трудно отыскать во всех Гималаях. Называются они долинами Кулу и Спити. Известны эти долины с незапамятных времен, так как именно через них тысячелетиями пролегал торговый, военный и паломнический путь из Индии в Китай. И кто по нему тут только не ходил: Кришна и Иисус из Назарета, Марко Поло и Александр Македонский, Чингисхан и английские батальоны полковника Янгхазбенда, Редьярд Киплинг и Николай Рерих... Отправилась этими легендарными путями и наша экспедиция. Долина Кулу, упоминаемая еще в древнейшем эпосе «Махабхарата», называлась Кулантхапитха, что означает «Конец обитаемого мира». Оно и действительно так: эта яблоневая долина вдоль реки Биас — просто неописуемый рай, а лежащая через два перевала за ней долина Спити хоть и называется Малым Тибетом, но поверьте мне, исколесившему по Тибету более 20 ООО км: более суровое и дикое высокогорье и там не часто можно встретить... Местные жители называют Кулу Долиной богов, и это никакое не преувеличение. Богов здесь более 500! В каждой, даже совсем маленькой деревушке есть свой бог-хранитель — Девате. Круглый год носят их жители на богато украшенных паланкинах в гости
друг к другу, по поводу и без оного. А в октябре, на десятый день новой луны, все эти деревенские боги «идут на прием» к главному богу — правителю долины — Рагхунатху. И хотя он такой маленький, что умещается на ладони, могущества у него хоть отбавляй. Вот и закатывается в честь него и победы Рамы над демоном Раваной (эпос «Рамаяна») ежегодный умопомрачительный праздник для всей долины, называемый Дассейра и проводимый в бывшей столице штата — городке Кулу. Конечно же мы подгадали свой приезд сюда к этому удивительному празднику. Уверяю вас — гуляла не только вся долина, но и тысячи приезжих из других краев Индии. Первой в гости к Рагхунатху прибыла Хадимба — его родная бабушка. Десятки музыкантов с удивительными трубами открывали это шествие. Сама позолоченная бабуля, сделанная в полный рост, восседала в крытом паланкине, несомом десятком полуголых йогов. А за ней на разукрашенных паланкинах следовали и все остальные боги в сопровождении депутаций от каждой деревни. И началась всеобщая гульба на целых десять дней! Оркестры, спектакли, песни, уникальные танцы- натти, длящиеся сутками, всеобщая торговля, разнообразные спортивные соревнования, ночные шествия с факелами, жертвоприношения животных деревенскими шаманами-гор, и все это при обильных возлия ниях местной брат-лурги иедитационных воскурениях гималайской конопли-каннабис, растущей здесь в каждом овраге... — усмехнется иной читатель. Подозреваю, что многочисленная молодежь из других стран съехалась сюда именно за дармовым куревом дури, а не только для того, чтобы увидеть этот необыкновенный обрядовый карнавал, в котором язычество переплетается с индуизмом в немыслимых проявлениях. Но пандидам всех восточных религий долина Кулу известна совсем по другому поводу. Она — место Силы, одно из самых сакральных мест планеты, ее сердечная чакра. Согласно легендам, здесь под землей раскинулся невидимый город Индрасан, в котором живут только продвинутые йоги (если приложить ухо, то можно услышать их ритуальные песнопения). Вот почему долина — летнее царство для йогов со всей Индии. Здесь неотлучно над головой ходит Золотой Ковш (семь звезд Большой Медведицы), а из земли бьют горячие целебные источники. В этих местах жили арийские мудрецы — puiuu, записавшие 6000 лет назад божественные «Веды». Отсюда родом легендарные братья Пандавы — помощники Кришны (эпос «Бхагавадгита»).
Тут творил святой Гуру Нанак, основатель сикхизма — гордой и воинственной религии сикхов. Здесь, по убеждениям индусов, жил и проповедовал молодой Иисус из Назарета, постигая искусство тантрической йоги. Всему миру известна легенда про Ноя, спасшего род человеческий от Всемирного потопа. Но мало кто знает, что на Востоке был свой Ной и звали его Ману. Бог Вишну предупредил его об опасности и помог построить ковчег для спасения всего живого. Так вот, после того как схлынули воды потопа, Ману выбрался из ковчега именно в долине Кулу, сохранив для человечества великие «Веды». С 1928 года здесь прожил Николай Рерих. Тут он умер и был кремирован. В его имение (ныне «Мемориальный Трест Рерихов» в Нагаре) приезжают тысячи людей, чтобы на себе ощутить энергетику того места, где было создано Учение Живой Этики («Агни- Йога»). А энергетика здесь действительно необычайная. И все дело в том, что еще 5000 лет до н. э. в долине Кулу появился «Камень счастья», принесенный сюда богами с неба. Этот камень принимает от Создателя потоки Его Божественной энергии и передает ее в сердце нашей планеты. Камень многократно передавался по наследству раджами — правителями долины. Он и ныне лежит на своем первоначальном месте, в центре города Нагара. В XVI веке раджа Сидх Сингх построил вокруг священного камня замок, а сам камень накрыл резными стенами храма Тадж Тад (Храм Мирового камня). Рассказываю я вам это для того, чтобы было ясно, что наша уникальная находка оказалась вовсе не в случайном месте. Может быть, сами эти места и сделали возможным то чудо, которое нам позволено было увидеть...
На празднике в Кулу мы познакомились с великим индийским йогом — Бадржасаном. Узнав, что далее мы собираемся ехать к высокогорным монастырям долины Спити, он поведал нам рассказ одного своего собрата о том, что тот видел там своими глазами. В глухом скалистом ущелье, неподалеку от монастыря Табо и в непосредственной близости от границы с Китаем, есть развалины древнейшего буддистского монастыря. Так вот, среди руин сидит его лама- настоятель. И сидит он там уже более 500 лет! Мы не узнали больше ничего от мудрого йога. Да и упомянул он нам об этом лишь походя, в ходе дискуссии о тайнах жизни и смерти, будучи абсолютно уверенным в том, что мы никогда не найдем этого таинственного ламу. Но мы были уверены в обратном. Я давно и твердо знаю: если душа твоя будет буквально гореть каким-либо желанием — оно обязательно исполнится! И мы поехали в суровую и мистическую долину Спити. Знаменитый перевал Ротанг встретил нас густой облачностью. Это самый священный перевал Гималаев, ибо на нем, по преданиям, происходит очищение души и тела путников высокими энергиями космоса. И каждый, кто пройдет через него, унесет отсюда частичку космической мудрости. Но пройти-проехать его не просто. Открыт перевал от заносов всего три месяца в году, да и в те дни ежеминутно может налететь снежная буря-биана, уносящая в пропасть с узкой каменистой дороги всех: и людей, и скот, и машины. Только в прошлом году тут погибли 200 человек. Но ничто не может остановить нынешних паломников, как не могло остановить еще легендарных братьев Пандавов, бродивших здесь когда-то вместе со своей сестрой-женой Драупади в поисках таинственной Шамбалы. Как не может остановить и монахов-травников из горных монастырей Спити. Именно на склонах этого перевала собирают они чудодейственное лекарственное сырье для тибетской медицины. Конечно же не страшен перевал и для жителей уникальной деревни Милана, расположенной в двух часах хода отсюда по ущелью, на высоте 3150 м. Ведь они — прямые потом ки воинов Александра Македонского, бравшего когда- то этот перевал. Не смог Ротанг остановить и нас. Впрочем, как и следующий за ним перевал Кунзум-ла. Его название означает — «Место встречи ибексов» (горных козлов), и их тут действительно можно увидеть, если поклониться древнейшим чертенам и храму Гепайн, воздвигнутому в честь главного божества Земли — Лахула, покровителя путешественников. Выполнив священную кору вокруг храма («пари- краму» по-индийски) и засняв на фото редчайших козлов, мы двинулись в высокогорные ущелья долины Спити. Ее название переводится как «Место драгоценностей», но речь, видимо, идет о сокровищах духовных. Долина была закрыта для посещений до 1992 года, и связано это с тем, что сюда переместились многочисленные беженцы из Тибета, после китайской экспансии последнего. Да и сегодня, чтобы проехать в Спити, необходим специальный пропуск доступа за «внутреннюю линию». Индийцев здесь практически нет, так как жить на высоте 4500 м (средняя высота долины) не каждому под силу. Вот почему Спити со всех точек зрения мало чем отличается от Тибета. Здесь исторически много приверженцев религии бон, а кроме того, здесь странствовал легендарный Гуру Падмасабхава. А буддистские монастыри (всего их тут — 108! ) строил еще великий мастер Рингчен Зампо. Да и вообще, в древнейшие времена эти территории входили в состав могучего Тибетского государства. Некоторые из этих монастырей мы и решили посетить, надеясь заодно и выведать что-нибудь о местонахождении таинственного ламы. Монастырь Ки — самый большой и самый богатый монастырь долины Спити. Золожен он был еще в XVI веке все тем же Рингчен Зампо. Нынешний настоятель его, римпоче JIo Чьен Тук, является очередным перевоплощением (тулку) великого мастера. Монастырь этот, на мой взгляд, является самым красивым монастырем Гималаев! Он похож на белую рисовую горку, венчающую вершину конусообразной скалы. Известен монастырь уникальным фестивалем «сожжения демона», проводимым в первое новолуние июня — июля. Интересна и своеобразная коллекция танки, старинного оружия, музыкальных инструментов и скульптур богов, размещенная в зале собраний монастыря. Конечно, гордятся монахи и тем, что в 2000 году сам далай-лама XIV проводил тут торжественный обряд Калачакра-тантры. Настоятель Ло хоть и узнал меня, но, хитро улыбаясь, отвечал, что ничего не знает о «спящем ламе». Тогда мы поехали в монастырь Комик. Точнее — гак называется близлежащая деревушка, а монастырь называется Тангут, хотя об этом мало кто знает. Это один из самых высокогорных монастырей в мире (5000 м), и проехать к нему по горному серпантину ох как непросто... Но оно того стоит. Хотя бы для того, чтобы увидеть красивейшую из гималайских гор, называемую Снежной Королевой (6400 м). Но Комик известен далеко не этим. В нем есть мистическая комната Махакалы. Это дхармапал, или докшит, — грозное божество, извечный хранитель тантрического буддизма. Вход для женщин туда запрещен, и рассказывать о ритуальных полуязыческих обрядах, проводимых в этой комнате, я не имею права. Скажу лишь, что раз в год эманация Махакалы спускается в тело настоятеля этого монастыря (сейчас ему только 16 лет) и начинает вещать громовым голосом оракула. Этот оракул считается Главным Оракулом тибетского буддизма! Семь лет назад мы спрашивали его, что будет с Россией и с нашей планетой в ближайшие годы. Тогда 9-летний мальчик, с изменившимся вдруг до неузнаваемости и обезображенным лицом, отвечал нам громовым трескучим голосом. Но в этот визит оракул не удостоил нас своим вниманием, а регент настоятеля вообще сделал вид, что не понимает, о каком это чуде мы ведем речь. На скалистом берегу горной речки Спити еще в ЕХ в. н. э. было основано поселение Данкар, ставшее резиденцией князей Спити. Поселок и ныне считается столицей долины. А в XVI в. тогдашний князь, в честь своей победы над ладакцами, построил рядом на скале одноименный монастырь. Он и стал местом для нашего следующего посещения. Монастырь тоже очень красив. А такого вида на гималайские долины, который открывается с его крыш, пожалуй, трудно еще где-то отыскать! Здесь живут 160 высокообразованных лам и находится самая большая монастырская библиотека. Однако и это никак не помогло нашим поискам. Мы чувствовали, что монахи прекрасно понимают, о чем и о ком идет речь, но просто не собираются открывать нам эту тайну. Следующий на нашем пути монастырь Табо ЮНЕСКО внесло в Список сокровищниц мировой культуры. Основанный в 996 году монастырь знаменит своими потрясающими по красоте настенными горельефами и скульптурами, сделанными из стука (смесь алебастра с глиной), а также прекраснейшими настенными росписями. Когда-то Рингчен Зампо привез для его оформления лучших кашмирских мастеров по отделке храмов. Он же перевел для библиотеки монастыря 158 главных текстов буддистского учения. Это самый уважаемый монастырь долины Спити. В центре его высится священный анклав Чогсхар, включающий 8 храмов и 24 древнейшие ступы-усы пальницы настоятелей монастыря. Но они герметичны, и увидеть тела великих лам невозможно. Так, опять ничего не узнав о «спящем ламе», мы несолоно хлебавши отправились осматривать древнейшие пещеры, более пяти десятков которых находятся в скалах напротив Табо. Говорят, что еще 10 ООО лет назад в них жили люди, что подтверждается многочисленными артефактами. Да и сейчас еще некоторые из пещер закрыты примитивными дверями: йоги долины не любят внешнего беспокойства... Мы сидели в одной из пещер со своим гималайским проводником Эджей Чандом и разговаривали о путях, которыми здесь странствовал когда-то Иисус, о том, что мы не верим в смерть Его тела на Голгофе и вообще уверены в том, что жизнью и смертью своего тела человек может сам управлять. Вот только как жаль, что нам не удастся, видимо, укрепить свою веру конкретными тому доказательствами... И тут произошло невероятное. После долгого молчания Эджей вдруг сказал, что ни один иностранец еще не видел «спящего ламу» и не существует до сих пор ни единой его фотографии, но он попытается помочь нам это сделать. И добавил, что поверил в благородство наших побуждений и чистоту помыслов и, следовательно, не сомневается теперь в том, что имеет право и даже обязан открыть нам тайное Знание, по тому что эта мысль вдруг была послана ему в голову здесь, в священной пещере йогов. И это тоже, видимо, не случайно, потому что сейчас мы находимся к «спящему ламе» ближе, чем когда- либо ранее... Тут нужно сказать, что Эджей был далеко не простым человеком. Когда в 1847 году англичане аннексировали эти территории, они лишили всех местных князей их фактической власти, но оставили им номинальный титул и даже назначили фамильную пенсию. Такой порядок сохраняется и поныне: власти и привилегий у потомков князей нет, но уважение соплеменников — самое глубокое (официально кастовость в Индии упразднена, а фактически все знают, кто есть кто). Так вот, наш Эджей был единственным сыном и наследником титула нынешнего князя Нагара, и мы даже побывали в гостях у этой необыкновенной семьи. Сомневаться в словах такого человека мы, естественно, не могли, а потому и доверились ему полностью.
Ранним утром Эджей сел за руль, и наш джип тронулся от Табо в сторону китайской границы. Дорога, именуемая на местных картах трассой, на деле пред ставляла собой узкий серпантин, вырубленный в отвесных склонах ущелий, дна которых почти не видно. Разъехаться с встречным транспортом (слава богу, его практически нет! ) можно лишь в специальных карманах, попадающихся очень редко. Но что удивительно: в самых жутких местах дороги, в стенах подле нее, вырублены гроты, в которых сидят полуобнаженные йоги, которых вполне можно было принять за видения. Как правило, это глубокие старцы с развевающимися по ветру длинными белыми волосами и всклокоченными бородами. Глаза их лучатся необычайной добротой, а руки протягивают путнику прасад — круглые шарики прессованной сахарной пудры, освященные молитвами. И водители, и путники останавливаются подле старцев и благоговейно принимают эти необыкновенные обереги, помогающие на дороге, которая в любой момент может стать для них последней. Не доезжая до пограничного поселка Сумдо (всего 10 км от границы), джип вдруг свернул в узкое ущелье и буквально пополз по скальной сыпухе в китайскую сторону. До линии границы оставалось всего три километра, когда мы увидели несколько небольших домиков, окруженных колючей проволокой. Это была индийская застава. О чем принц Эджей говорил с ее начальником — нам было неиз вестно. Но тот сам повел нас к развалинам, видневшимся неподалеку. По дороге мы узнали, что это руины древнего буддистского моныстыря, существовавшего здесь 2500 лет назад. В 1982 году пограничники решили построить рядом с ним пакгауз для хранения боеприпасов. Трудно передать состояние того из них, чей очередной удар киркой окрасил ее кровью. Еще труднее описать изумление всех солдат, когда они раскопали грунт вокруг. Перед ними в позе лотоса сидел пожилой человек в истлевших одеждах. Он выглядел так, будто только недавно заснул... Над находкой соорудили навес и по эстафете сообщили о ней далай-ламе XIV в Дармхсалу. В специальной медитации тот узнал имя сидящего в горах старца. Это был Сагхана-тулку, один из настоятелей этого самого древнего в Гималаях буддистского монастыря — Гъю. Тогда пограничники соорудили вокруг ламы небольшой квадратный домик из камней и никому об этом больше не рассказывали. Когда в новом тысячелетии далай-лама приезжал в долину Спити, чтобы проводить ритуал Калачакра- тантры, ему напомнили о Сагхана-тулку и спросили о его возрасте. Ответ далай-ламы показался индийским ученым совершенно невероятным, и они настояли на проведении независимой экспертизы. В 2004 году была произведена анонимная биопсия тела таинственно го ламы в одном из американских исследовательских центров. Ответ был просто ошеломляющим: данной биологической ткани 548 лет! Заключение это было отправлено на хранение в музей Департамента археологии Индии в Дели. А далай-лама тогда же добавил ко всему прочему, что не видит тут ничего необычайного. Более того, по его словам, вокруг развалин монастыря Гью сидят многие века и все другие настоятели этой гомпы, многим из которых значительно больше лет, чем Сагхана- тулку! И вот мы идем к каменному домику, размерами 2x2 метра, с плоской крышей и скрипучей деревянной дверью на висячем замке. Пограничник открывает ее, и перед нашим взором предстает небольшой незатейливый деревянный короб без всякого защитного стекла впереди, внутри которого сидит, будто склонившись над книгой, человек небольшого роста. Он укрыт новым белоснежным шелковым одеянием так, что видны лишь голова и кисти рук. Нельзя сказать, что его лицо совершенно не тронуто временем. Ведь в этом году исполнилось уже 550 лет (! ) с того дня, когда жизнь замерла в нем... Начальник заставы — а именно он и есть тот бывший солдат, что много лет назад ударил здесь киркой, — говорит, что тогда лама был совсем как живой, только глубоко спящий. Но за прошедшие 24 года когда тело находилось под свободным воздействием света и воздуха, оно как бы усохло.
|
|||||||
|