Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политическая социология



 

Личность в политике

1. Политическая социализация

Личность – это прежде всего человек – особый вид живых существ, некая биосоциальная сущность, обладающая способностью усваивать определенные нормы, модели социального поведения.

Каждый человек состоит из 2х ипостасей:

1) Биологическая сущность, которая регулируется биологическими законами, наследственность

2) Приобретенные в ходе общения с другими людьми свойства и качества – личность, социальная составляющая

У каждого человека, выросшего в обществе, в оболочке социальной есть сегмент политической составляющей.

Откуда у каждого человека эти социальные качества появляются? Они не появляются с рождения, не наследуются. Формирование этих качеств происходит в процессе социализации. Социализация – процесс формирования личности, то есть формирование навыков и умений для выживания в обществе.

Политическая социализация – это процесс усвоения человеком правил институциональных политических отношений, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.

Политическая социализация возможна потому, что человек представляет собой открытую систему, он способен усваивать различные виды информации. Есть 2 взаимосвязанных механизма ПС:

1) Внешний – в обществе есть специальные агенты социализации, то есть те, кто целенаправленно или опосредованно влияют на наши представления о политике. К таким агентам обычно относят:

· Неспециализированные агенты социализации – они выполняют и функцию общей социализации, ПС для них – побочный эффект. Это семья, друзья и знакомые, система образования, трудовые коллективы, СМИ, учреждения культуры/музеи

· Специализированные – для них функция ПС является основной. Это политические партии, общественно-политические организации, специальные передачи в рамках СМИ, информационно-аналитические ток-шоу, посвященные политике, госучреждения, специальные учебные учреждения (вроде факультета политологии)

Серьезная проблема – если бы был один агент, то проблем ПС бы не было, когда же их много, то возникают противоречия в процессе ПС. В результате получаются люди с разными политическими взглядами. Очень важный агент – СМИ, тк сведения о политике приходят в общее сознание как раз через СМИ.

2) Внутренний – каждый человек, начиная с определенного процесса взросления, становится активным в ПС. Здесь на усвоение извне оказывают влияние внутренние черты (регидные – принципиальные, конформисты – любители компромисса, просто личный опыт).

Все, кто исследуют процесс социализации, отмечают, что тут есть несколько стадий:

· Детский – с раннего детства до подросткового – тут человек в большей степени открыт для принятия внешней информации. Главными агентами становятся родители и учителя

· Юношеский – в это время у молодого человека формируются свои взгляды и особое восприятие себя как личности, любое сильное давление в этом возрасте воспринимаются в штыки

· Взрослый – когда у человека уже сложившиеся взгляды о политике, тут все более-менее благополучно, если человек не живет в эпоху перемен. В эпоху перемен начинается противоречивое воздействие со стороны разных агентов социализации, это порождает большие внутренние переживания. Иногда происходит ресоциализация – в результате коренных изменений в обществе, когда каждый поставлен в пересмотр своих сложившихся взглядов.

Социализация линейный характер носит только в обществе стабильном. В общемтве, в котором происходят политические катаклизмы, линейность утрачивается => возможны резкие сдвиги в сознании человека

В ходе ПС формируется сегмент политической личности.

2. Политическое сознание личности

Сознание – способность отражать окружающий мир

Политическое сознание – способность человека к активному отражению политической реальности

У человека есть серьезный запас памяти, долговременной и рабочей. Долговременный запас памяти позволяет хранить нам значительно больший запас информации, нежели животные. Специфика этой памяти в том, что она не актуализирована. Наше реальное отражение ситуации возможно именно благодаря кратковременной памяти. Формируется ряд когнитивных (когниция – единица к-л знания; усвоение) структур – имеющих отношение к политике 4:

· Образы – слепки из внешних материалов, помещенные в наше сознание (Жириновский). Специфика таких образов в том, что они у всех разные – Жириновский один, а представлений о нем куча J

· Обобщенные образы – прототипы – знания о некоторых группах свойств, которыми обладает некоторое количество людей (президент, правительство), это класс явлений, который характеризуется определенными свойствами. В начале у ребенка возникают образы, а затем возникают обобщенные образы – это уже абстракция. Обобщенные образы никогда не являются полными => на основе этих образов в голове каждого человека формируются стереотипы – упрощенные образы о классе к-л явлений. Стереотипы чрезвычайно устойчивы и их сложно разрушить, тк они получают подкрепления в эмоциональной стороне личности

· Сценарии – это знания о некоторых типичных ситуациях и о порядке развития событий, последовательности действий. Сценарий может быть и без личного опыта. Обладая сценариями, человек формирует навыки поведения в типичной ситуации

· Концепты – это сложные абстрактные схемы, которые присутствуют в памяти и которые усваиваются не столько из личного опыта, сколько из литературы и личных размышлений. Например, социальная справедливость, демократия и тд.

У каждого человека запас таких когнитивных структур разный. У кого-то могут быть только образы, у кого-то много концептов и тп. Чем больше запас этих структур, тем шире структура политического сознания личности.

В сознании есть еще один важный актор – это представления о самом себе, или «Я концепция», как говорят психологи. «Я концепция» есть у каждого человека – типа «Я аполитичный».

Также когнитивные структуры связаны с эмоциональным восприятием – гамма эмоций говорит о формировании установки в отношении к-л типа когнитивных структур.

Политическая установка – это аффективно-когнитивная (я знаю и имею определенные эмоции) структура, которая располагает в определенным действиям. Когда критикуют симпатичную личность, то есть желание «защитить» ее, если не хочется вступать в активные действия, то остается эмоциональный осадок. Таким образом, к одним объектам политики нас тянет, а от других требует держаться подальше.

Еще один элемент сознания – это ценности. Инструментальная ценность – человек из множества средств достижения целей выбирает наиболее подходящие и приемлемые. Терминальные ценности ориентированы на определенный результат.

Политическое сознание личности – способность отражать политическую реальность, эта способность отражать проявляется в способности запоминать некоторые жлементы той реальности, в результате запоминания появляется ряд когнитивных структур, который предопределен «Я концепцией» и эмоциональным подкреплением наших знаний и формированием установок + ценностное отношений.

3. Теории мотивации политического поведения

Любой поведенческий акт можно разделить на 2 момента: появление мотива и непосредственно действие. Мотив – внутренняя причина, которая подталкивает человека в определенному действию.

Основные теории мотивов политического поведения:

· Давно ушла в прошлое – бихевиаристская (поведенческая) модель – сводится в формуле «СТИМУЛ -> РЕАКЦИЯ». Если посмотреть в массовом порядке, то возникают проблемы – не все реагируют на стимул в одинаковой мере.

· Теория потребностей – мотив направлен на удовлетворение потребностей. Теория Маслоу (пирамида) – снизу пирамиды физические потребности, второй уровень – потребности безопасности, третий уровень – потребность в присоединении к группе, следующий уровень – потребности самоуважения, наконец, самый высокий уровень – потребности самореализации. Критика это пирамиды – именно в системе построения, вроде как более высокая потребность не может возникнуть, если не удовлетворена потребность низшего уровня. В реальность это не так.

· Если предыдущие теории возникали до 2 МВ, то после нее возникает волна новых теорий – теорий электорального поведения, и сейчас основных теорий 3, и они создавались не только на основе умозаключений, но и богатого эмпирического опыта. Причины появления исследований электорального поведения: оно повторяемо + меркантильная причина (люди заинтересованы знать, кто за кого проголосует). Теории:

o Структуралистская/социологическая – допущение, что в обществе есть устойчивые объективные структуры, имеющие сильное воздействие – статус, группа, социальная принадлежность + влияние религиозных принадлежностей. По мере того, как стал укрепляться средний класс, социальная принадлежность стала меньше влиять на их политический выбор => интерес к этой теории стал затухать

o Социально-психологическая – «мичиганская теория» - в основе лежит эмпирически доказанный вывод: если у человека сформировались определенные установки, то они обязательно проявятся по ходу голосования. Также они создали инструментарий, позволяющий делать замеры. Все было хорошо, пока речь шла о США. Но в других странах это не всегда работало – люди не считали себя приверженцами к-л партии, или были против всех (70% - неопределившиеся, 30% можно предугадать)

o Теория рационального выбора – могла возникнуть только в США. 3 важных момента: 1) человек всегда стремится к определенной цели, которая определяется стандартами «выгодно-не выгодно»; 2) признание того, что человек способен адекватно оценивать информацию о ситуации, в которой он находится и способен выбирать адекватные способы достижения цели; 3) минимизация усилий по достижению целей. Критика такова: рациональный человек вообще не ходит на выборы («мой голос ничего не решает, зачем же тогда тратить свое личное время»). Эта теория дает организаторам выборов хорошую подсказку: если ситуация в стране стабильная, люди чувствуют свою защищенность, то они буду голосовать ретроспективно (за тех, кто обеспечил достаток и стабильность), если же кризис, то они будут голосовать перспективно (то есть за оппозицию).

В конце 20 столетия стали изучать логику информационного влияния. 2 теории:

· Контекстуальная теория – человек, его поведение и сознание формируется благодаря тому, что он устанавливает коммуникационные отношения. В рамках этого подходы было обозначено, что различия во взглядах определяются способностью людей выстраивать собственные коммуникационные каналы. Человек проверяет информацию из СМИ проговариванием этой информации в своем ближайшем кругу. Но как человек интерпретирует информацию из окружающей среды? Феноменологическая теория пылесоса изучала этот вопрос.

· Исследования Томаса Изнанецкого: если ситуация оценивается как реальная, то она реальна по своим последствиям (этот вывод он сделал, наблюдая за параноиками). Когнитивная теория мотивации ориентирована на объяснение психологических процессов восприятия человеком информации, идущей из окружающей среды. Каждый человек находится под влиянием внешней информации. При актуализации запускаются 3 ментальных процесса распознавания информации (эти процессы разворачиваются на уровне подсознания):

o 1. Внимание обеспечивает отбор информации, наведение фокуса на ее определенные виды. Есть непроизвольное внимание – если что-то из ряда вот выходящее. Еще один вид внимания – направленное внимание, когда есть волевые усилия, чтобы уловить информацию, а для этого нужна заинтересованность.

o 2. Категоризация запускается почти одновременно с вниманием – это процесс узнавания того или иного объекта. Внимание цепляет внешнюю информацию и соотносит ее с когнитивными структурами. Для категоризации сложных явлений и процессов большое значение имеет ранее сложившаяся когнитивная структура.

o 3. Атрибуция – «приписывание» определенных причин к-л явлению. Атрибуция помогает понимать действия других людей в зависимости от уровня знаний об окружающем мире. Есть фундаментальная ошибка атрибуции: если к-л действие совершает человек, который нам нравится или мы сами, и это не очень хорошее действие, то мы оправдываем эти поступки обычно внешними причинами. А вот если не симпатичный нам человек совершает такой же поступок – он объясняется его внутренней природой. Для хороших людей всегда находится оправдание, а для остальных такое оправдание снимается. Психологи выделяют 2 способа обработки информации:

§ Периферийный (автоматизированный) – мы целиком и полностью полагаемся на ментальные процессы и не включаем дополнительные усилия для распознавания ситуации. Большинство информации обрабатывается именно этим способом – это и фактор психологической защиты, тк если всю информацию обрабатывать глубоко, то нервные клетки быстро истощатся. Человек – когнитивный лентяй. Информация о политике чаще всего обрабатывается этим способом.

§ Центральный (целенаправленный) – мы ищем дополнительную информацию, обращаясь к нашей памяти, ищем дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие наше представление. Чтобы человек стал обрабатывать эту информацию этим способом, необходимо 2 условия: 1) информация должна быть значима для человека; 2) у человека должны быть когнитивные структуры и навыки мышления, позволяющие ему анализировать новую информацию

 

Когнитивный диссонанс – это противоречие между внешней информацией и внутренним убеждением. Человек выходит из когнитивного диссонанса как правило таким образом: он игнорирует внешнюю информацию. У некоторых людей возникает еще большее убеждение в собственной правоте. Для того, чтобы преодолеть, изменить когнитивный диссонанс, человек должен предпринять определенные внутренние усилия. Пересмотр своих взглядов требует внутренней работы. Иногда он преодолевается тогда, когда информацию, не соответствующую убеждениям, дает значимый коммуникатор.

 

На поведение людей можно повлиять определенными видами информации, избирательные кампании строятся на вбросе определенной информации

 

4. Формы политических действий

Типологии политического поведения:

1) В основе лежит деление всех политических действий на те, которые соответствуют нормативному порядку данной политической системы и на те, которые не соответствуют. Милбрейт:

· Конвенциональное - легальное

· Неконвенциональное – то, которое противоречит нормам закона и общепринятой морали:

i. Ненасильственные действия

ii. Насильственные действия

2) По степени политической активности людей:

· Те, кто в политике принимают эпизодическое участие

· Те, для кого политика – хобби

· Те, для кого политика – это профессия

· + абсентеисты – люди, принципиально не желающие принимать участия в политической жизни. Характерен для демократических обществ:

i. Сознательные абсентеисты – с принципиальной позицией

ii. Те, кто мало знает о политике, погружены в другие проблемы и особенных представлений о мире политики у них нет

3)  Различие в механизме формирования мотивации:

· Автономное – человек добровольно принимает участие (приходит на митинг, подписывает листы) в политических мероприятиях

· Мобилизованное – когда человека подталкивают к определенному действию, мобилизованному участию

4) Рациональные и не рациональные:

· Рациональные – процесс принятия решения осуществляется на основе сознательного выбора, анализа вариантов – включается 2 способ обработки информации

· Не рациональные – типичное действие, человек не включает мышление и руководствуется переработанной первым способом информацией

Есть и другие, более сложные типологии. Они имеют и практическое политическое значение.

 

Политические процесс и политическое развитие

1. Основные черты и содержание политического процесса

Политический процесс – последовательность, смена состояний, событийная сторона политики.

- действия людей в контексте политической реальности и наблюдаемые в виде политических событий.

Основные черты ПП:

· ПП обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в любой точке физического пространства.

· ПП необратим. Гераклит говорил, что нельзя дважды войти в одну и ту же воду.

· Конкретность – он всегда складывается из событий, которые обусловлены действиями реальных индивидов

ПП обладает событийной канвой, и эта канва порождает уникальные ПП

2. Виды политического процессов

По масштабу:

· ПП, которые затрагивают отдельные группы в обществе – региональные, партийные, связанные с общественно-политической организацией. Средний уровень. Дискретные (разрозненные) процессы

· ПП национального масштаба – в той или иной мере затрагиваются большие группы людей, оказывают воздействие на развитие политического общества в целом

· Глобальные (международные) ПП. Акторами являются лидеры государств, международные организации и тп

По характеру взаимоотношений между людьми, вовлеченные в процесс:

· Кооперативные процессы – попытка людей объединить усилия во имя достижения целей

· Конкурентные процессы – главным содержанием этого процесса будет попытка одной из сил получить преимущества в конкретном пространстве (избирательные процесс). Между участниками есть согласие о правилах конкурентной борьбы

· Конфликтные процессы предполагают, что участники противостояния готовы идти на все ради достижения целей – они готовы выйти за рамки нормативного пространства

По изменениям в реальности после ПП:

· Инновационные – в политической реальности появляется что-то новое (изменение институциональной системы, появление организации и тп) или исчезает то, что ранее укоренилось и существует, но в ходе процесса уходит

· Адаптационные – люди ориентируются на существующий нормативный порядок, но не ставят себе цель внести изменения в реальность, происходит воспроизводство ранее сложившегося нормативного порядка и институциональной системы

От политической направленности:

· Демократические – направленные на развитие демократических ценностей

· Регрессивный – направленный на свертывание демократии

 

3. Модели политического развития

Эволюционные модели: все изменения растянуты во времени.  Особенности: 1) постепенность; 2) линейность. Восходящая модель (нарастание ценностей) и нисходящая модель (свертывание ценностей). К линейным моделям относятся также модели ступенчатого (циклического) развития, модели спирали (когда допускается повторение некоторых элементов политической материи) и модели волнового развития (в развитии есть определенные периоды подъема, расцвета, а затем начинается спад).

3 основные волны демократии в мире (по С. Хантингтону):

· С начала 19 века и до 1МВ, потом – спад до 2МВ

· После 2МВ – подъем до середины 60х, 60е – авторитарные режимы

· С конца 80х до сегодняшних дней – появление демократических государств. Сейчас некоторые считают, что начинается спад.

В волновом развитии мы видим ту же логику: настоящее вырастает из прошлого. Логика объясняется и инновационным процессом, и процессом политическим. Динамическое равновесие → колебание системы → новое динамическое равновесие.

Но в логику эволюционного развития не укладываются катаклизмы вроде революций.

Не линейная (синергетические) модели: ставят очень большой вопрос «что будет дальше? ». Специфика нелинейного развития заключается в следующем: если есть нормально функционирующая система, находящаяся в динамическом равновесии, но происходит что-то, что выводит эту систему из равновесия и в ней, соответственно, активно развиваются аномические процессы. Система с аномическими процессами в активной фазе неспособна восстановить равновесие – нет единой системы, которая может все «привести в чувство».

Эти модели объясняют развитие в системах, утративших стабильность. В таких системах утрачивается вектор движения – никто не знает, какой будет эта система через какой-то промежуток времени. Хаос продолжается некоторое время, пока не доходит до точки, которая называется точкой бифуркации (разветвления). В этой точке система осуществляет свой выбор, то есть обретает вектор развития, но каким будет выбор системы, предсказать никто не может. Развитие в условиях аномии становится дискретным (непредсказуемым).

Большое внимание уделяется аттракторам (точки притяжения). Обычно в этой роли выступают личности – интересные, яркие. Они и создают новую модель политической системы.

ИТОГ: всего 2 модели – эволюционная и синергетическая

4. Инновационный процесс в политике

Почему в обществе происходят изменения? Это представлено в логике инновационного процесса.

Смысл инновационного процесса заключается в том, что после его развертывания в социальной, политической реальности появляется что-то новое. Цепочка стадий приводит в результату. Все новации, которые могут возникнуть – это новации, которые создаются человеком.

1 фаза – создание новации. На это стадии проявляется творчество людей

2 этап – сообщение о новации. О новации необходимо проинформировать других

3 этап – отбор/фильтрация новаций. Происходит выбраковка многих идей, которые стали публичными. 3 основных фильтра: 1) политическая элита (тут основной фактор – качество элиты. Настроена она консервативно или наоборот, открыта); 2) правовые нормы – попытка нормативно регламентировать внедрение новаций; 3) политическая культура общества – ценностные представления общества о желаемом, необходимом, важном

4 фаза – прорастание новаций – вживление нового в ткань ранее сложившейся политической системы. Варианты вживления: 1) идеальный (что задумали, то и получились); 2) компенсация новаций (получилось не то, что задумали, а то, что получилось). Чрезмерная – отторжение того, что признали. Такое часто называют эффектом бумеранга, реакционные черты прошлого могут иметь еще большее проявление; 3) новация провоцирует изменения в других видах политических отношений, но это не возврат к прошлому, а тенденции к обновлению самой политической системы, более широкое воздействие

5 этап – легитимация новации – новация не только в правовых нормах закреплена и существует, опираясь на механизм санкций. В массовом сознании возникает представление о ее значимости, естественности. Легитимация новации никогда не бывает автоматической, нужно приложить усилия, чтобы сформировать в обществе представления в ее важности.

Инновационный процесс показывает, что изменения в политической реальности являются результатами рациональных действий людей с объективной реальностью. Сочетание рационального и целого ряда объективных ограничений.

Последовательное развитие инновационного процесса возможно только в стабильном обществе!

 

 

5. Теории модернизации

Возникают во 2 половине 20 столетия, и они были ориентированы на объяснение возможностей отсталых стран к более современным формам развития.

Сама идея модернизации значительно глубже, и в ее основе лежит основа деления общества на очень большие эпохи в своем развитии. Общества были долго на начальном этапе, потом что-то происходит и начинается резкое развитие. Классификация этапов:

· Традиционное общество – малоподвижная стадия

· Современное (индустриальное) – начинается ускорение

· Постиндустриальное (постсовременное) – то, что сейчас, новая фаза

Модернизация – процесс перехода от общества традиционного к обществу современному. Многие страны прошли этот процесс естественным образом (Европа, США) – это органическая модернизация, внешние силы не вмешивались в этот процесс, теории не указывали, куда идти.

Основные отличия Традиционное общество Современное общество Постиндустриальное общество
Институциональная система Мало дифференцированная институциональная система Дифференцированная институциональная система Дифференцированная, дополняемая развитыми информационными сетями
Господствующая форма экономического производства Преимущественное аграрная, обеспечивающая только жизнь людей Индустриальная, ориентированная на потребление Развитая информационная инфраструктура, не только материальные блага, но и различные виды услуг
Тип культуры Традиционный тип культуры (ориентация на правителей без к-л активности) Гражданский тип политической культуры, где есть ориентация на участие и политическую активность Меняются ценностный приоритеты, постматериальные ценности(уважение, признание)
Система государственной власти Традиционный тип господства, чаще всего монархия Демократические формы правления, появление бюрократии как машины, осуществляющей процессы управления Переосмысление основного принципа госвласти: против засилья бюрократии
Социальная мобильность Очень низкая Высокая Трансграничный характер
Способность общества к изменению Малоподвижное общество, воспроизводило только то, что уже было Более подвижное, в связи с инновациями обеспечивается взлет Ускорение обновления общества

 

2 основных типа обществ после 2 МВ: одни были традиционными, другие уже обладали чертами постиндустриализма. У ученых возникает попытка создать теоретические конструкты процесса ускорения перехода от традиционного к современного. Итак, ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ (объяснение причин и условий перехода, факторы, способствующие ускорению и рекомендации для политических элит стран, остановившихся в своем развитии) - они возникали в рамках модели линейного развития. Теории открывают путь к рационализации политики: что делать, чтобы преодолеть традиционную отсталость. Первоначально теории были ориентированы для стран, недавно получивших независимость и сохранявшие традиционную систему + для стран социализма (теория конвергенции – постепенного соединения систем социализма и капитализма), которые считались сохраняющими элементы традиционализма. Очень быстро около этих теорий стал концентрироваться скепсис: развитие общества оказалось не таким простым. В рамках обществ могли очень органично уживаться традиционализм и передовые технологии. У многих также складывалось впечатление, что это теории вестернизации – народам хотели навязать западный стиль. В конце 80х в ряде стран социалистической системы происходят бурные изменения, и интерес к проблемам модернизации снова увеличился. Главными в этой ситуации были, правда, чуть иные вопросы – и сторонники теории модернизации уже видели то, что модернизация является противоречивым процессом и не идет гладко, в странах очень долго может уживаться старое с новым. «Феномен 3х часов модернизации» - в политике реформирование системы можно осуществить за некоторое количество лет при наличии воли, для того чтобы модернизировать экономическую сферу, нужны десятилетия, а чтобы адаптировать менталитет потребуется жизнь целых поколений. Транзитологические теории – так теперь называются теории модернизации. Транзит – это переход → общества переходят от одной системы к другой, так называемый демократический транзит. Теории:

1) Д. Ростоу – демократический транзит должен включать в себя 3 основных фазы:

· Подготовительная – поляризация интересов, которая ведет к плюрализму мнений, которые возникают в обществе

· Фаза принятия решения – происходит осознанное принятие политической элитой решения о курсе на демократия. Предшествуют этому процессы в элите, между элитными группами достигается соглашение относительно единого курса (пакт о совпадении интересов)

· Привыкание – выбранный курс, закрепленный решениями элиты, должен обеспечить постепенную адаптацию людей к новому порядку

2) А. Пшеворский – модель состоит из 2х периодов:

· Либерализация – что-то вроде подготовительной фазы у Ростоу, когда возникает множество организаций и групп интересов, это период нестабильности

· Демократизация:

i. Высвобождение из авторитарного режима – высвобождение их параметров, закреплявших прежнюю систему

ii. Конструирование демократического порядка – создание институтов, отвечающих принципам демократии и претворение их в жизнь

3) О’Доннел и Р. Шмиттер – похожа на предыдущую модель, периоды:

· Либерализация

· Демократизация – процесс постепенного внедрения демократических политических институтов, одновременно происходит демонтаж системы авторитарного режима, происходит радикальное обновление политической системы

· Ресоциализация граждан – новый нормативный порядок требует, чтобы в сознании людей произошли изменения, формирование новой системы ценностей.

Не смотря на то, что в рамках новый теорий возникает идея о нестабильности общества, тем не менее идея линейного развития не отрицается и остается центральной.

Критика теорий модернизации заключается не столько в критике того, что курс, который намечается в теориях – это теории идеальной демократии, опробованной на Западе, но, главное, в критике самого принципа линейности. Возникала мысль о множественных современностях – общество, где исчерпался авторитарный режим, и которое находится в переходной стадии, не обязательно пойдет путем принятия западных ценностей, могут возникнуть новые неожиданные режимы.

 

Политические конфликты

1. Специфика и основные виды политических конфликтов

Конфликт – это особый вид взаимодействия людей, в котором каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, социальными позициями, блокируя тем самым других участников взаимодействий.

Конфликт предполагает по крайней мере наличие 2х сторон. Объект притязаний определяет специфику конфликта. Конфликт – именно между людьми, у участников должно быть именно желание обладать объектом притязаний (предметом конфликта). Еще одна особенность конфликта – нежелание сторон идти на уступки. Конфликт и конкуренция различаются между собой: по внешним проявлением они могут быть схожи, отличие конфликта – участники готовы использовать любые средства для достижения своей цели.

Виды политических конфликтов (предмет – ВСЕГДА отношения политической власти в обществе):

Ø Те, в которых борьба идет за право обладать верховной властью в обществе. Этот конфликт может развернуться в очень острое противостояние, в тч в гражданскую войну.

Ø Перераспределение той власти, которая уже есть – одна часть может требовать больше власти, чем предусмотрено (между федерацией и субъектом)

Ø Масса стихийно поднимается против уже имеющейся власти, но масса не хочет сместить элиту, а за то, чтобы элита управляла обществом с учетом тех представлений, которые сложились в массах

Ø Международные конфликты

Особенности политических конфликтов:

· Всегда связанны с вопросом, который затрагивает проблему власти

· Неизбежная идеологизация

· В них вовлекаются большие социальные силы

· Наличие идеологической концепции (самые сильные – национальные идеологии)

· Требуют значительных ресурсов (массы, военные силы, денежки)

· Участники конфликта должны быть организованны (ПП, политическое движение, клан)

Конфликты могут протекать в самых различных формах и видах: он может не выливаться в широкое пространство (существует в латентной форме), но факт назревания конфликтной ситуации ощущается в обществе; он может быть открытым; также он может стать агрессивным.

2. Роль политических конфликтов в жизни общества

Есть 2 фактора, которые делают ПК неизбежными:

1) Сам феномен политической власти. Она ассиметрична по своей сути – всегда есть желание изменить в свою пользу властные ресурсы. Когда падает легитимность, падает доверие в нормативному порядку

2) Относительная консервативность политической системы – а запросы и интересы людей меняются, то у людей будет возникать желание изменить институциональный порядок

НО! Причины конфликтов заложены не в институциональных факторах как таковых, а в конкретной мотивации людей, находящихся в конкретной ситуации – реальное ощущение, от него зависит способность людей идти на конфликт.

Роль ПК в жизни общества – 2 противоположные оценки:

· Конфликты нужны и полезны обществу – конфликтологическая парадигма – конфликты есть условие развития общества. Сторонник данной теории – Л. Козер. конфликты функционально значимы в обществе, но это не значит, что нужно все доводить до конфликта. Выход из предконфликтных ситуаций должен сопровождаться частичными институциональными изменениями. Конфликт – страхующий клапан системы, когда выпускается пар, недовольство по конкретному поводу, но сама система сохраняется. Самые яркие работы были написаны Р. Дарендорфом (феномен 3х часов модернизации, читать ранее) – он первым стал говорить о специфике политических конфликтов. Он тоже считал, что ПК функциональны, они способствуют разрешению противоречий при условии, что они не переходят в последнюю стадию – стадию агрессии.

· Нравственная точка зрения – конфликты всегда рассматриваются как зло, как способ взаимодействия людей, которые нарушают принципы сосуществования людей. Тут возникает проблема определения зла.

 

3. Этапы развития политического конфликта

Варианты разрешения спора по поводу объекта притязания:

1) Отступление одной из сторон

2) Взаимодействие переводится в разряд конкурентного взаимодействия – обычно это случай по поводу объекта, который можно поделить

3) Перевод возникшего конфликта в кооперативное взаимодействие – совместно будут достигать цели

4) Собственно конфликт – эскалация конфликта, которая переходит в следующую фазу – блокады. Блокада наступает после выдвижения притязаний – это когда обе стороны отказываются от вступления в диалог с тем, чтобы урегулировать возникшие притязания, это упорство обеих сторон. Блокада возникает тогда, когда есть четкая позиция лидеров. На это этапе конфликт приобретает как раз характерные для него черты, о которых говорилось ранее. Тут же происходит и мобилизация ресурсов. Между двумя сторонами возникает жесткое противостояние. Именно в этот момент важно привлечь на свою сторону широкие слои населения. Депривация – ощущение лишенности чего-то очень важного и значимого для человека. Депривация автоматически запускает процесс фрустрации – психологического состояния, когда человек ощущает то, что он не может достичь какой-то важной цели и задачи (страдание). Реакция человека: 1) депрессия и уход в себя (я виноват во всем); 2) попытки найти врага (из этих людей и появляются те активные участники конфликта, которые не ставят перед собой задачу войти во власть). Высшее проявление конфликта – агрессия. Агрессия – это всегда желание нанести ущерб противоположной стороне (физический, психологический и иной).

 

Управление в политике

1. Виды управления в политике

Под управлением обычно понимается воздействие на объект с целью придания им определенных свойств.

При системном управлении главным регулятором являются объективные механизмы. В рамках социальной и политической жизни складывается управление как целеориентированная деятельность с 2 основными участниками: 1) тот, кто осуществляет управление – субъект 2) тот, в отношении кого это управленческое воздействие оказывается. А → В

Разница между властью и управлением, когда взаимодействуют А и В. Когда мы говорим о власти, мы обращаем внимание на такие вещи, как вопросы подчинения объекта субъекту – рассматривается сам механизм, которые обеспечивает одному участнику преимущество. Когда мы говорим об управлении, акценты смещаются: на передний план выходят цели, процесс принятия решений и тп.

Управленческое воздействие: влияние на мотивацию объекта (можно повлиять на ценностные ореинтиры людей, изменить их убеждение, и таким образом получить людей, которые будут действовать иначе). Влияние на мотивацию через информационные ресурсы.

3 основных вида управления в политике:

· Государственное управление (правовой, информационный механизмы)

· В политических организациях, госструктурах – более локальное управление

· Политический менеджмент – управление, когда субъект управления лишен права создавать НПА, и он вынужден использовать информационные механизмы и технологии.

 

2. Государственное управление: основные модели

Госуправление – это целенаправленное воздействие государства, его органов на общество.

Оно сложно по своей внутренней структуре. Существует несколько видов госуправления в зависимости от сферы общества:

· Гос. Регулирование экономикой

· Управление социальными процессами: здравоохранения, образования, регулирования семейных отношений

· Управление в сфере культуры

· Управление политическими процессами – в отличие от всех других сфер, носит весьма специфический характер. В условиях демократического общества государство не должно сдерживать деятельность политических акторов. Демократическое государство обеспечивает политические права и свободы, но все равно вторгается в сферу политических отношений.

Уровни государственного управления:

1) Политический уровень – это уровень, в рамках которого решаются задачи разработки политического курса, основных принципов политических процессов. Это выработка стратегических ориентиров

2) Административный уровень – деятельность по реализации тех стратегических принципов, которые вырабатываются на политическом уровне

Политика в системе госвласти – это процесс согласования интересов, процесс общения граждан и государства с целью выяснения мнений общества, процесс легитимации решений. Администрирование – это собственно управление.

В конце 19 столетия возникает идея разделения политики и администрирования в рамках управления. Эффективная государственная машина должна быть такой, когда основной массив людей, занятых в госуправлении должен сохраняться при существовании преемственности, чиновники должны обеспечивать решение тех задач, которые ставят политики в системе управления. Чиновники должны уметь работать с политиками любой ориентации. В рамках такого подхода сформировались представления о бюрократической модели (по терминологии Вебера).

Модели государственного управления:

· Патримониальная – в рамках этой модели не было четкого разделения функций между чиновниками и четкой регламентации – это складывалось в зависимости от ситуации и требующих решения задач. Доминировал усмотренческий подход и фаворитизм.

· Бюрократическая – начинает формироваться в конце 19 века в западных странах. Отличительная черта: четкое разграничение между бюрократией, чиновниками и политическим слоем. Политический слой менялся, а чиновники сохраняли свои позиции всегда и у них были свои каналы рекрутирования. Труд чиновника подвергся достаточно четкой регламентации. Отрицательные черты бюрократической модели: быстрое разрастание госаппарата, бюрократия заинтересована в создании новых функций государства, так как это ведет к увеличению численности чиновников, бюрократия стремится максимизировать бюджет своей организации. Еще «+»: Разделение политического и административного уровня, устранение личностного фактора, меритократический (по достоинствам) принцип отбора на госслужбу

· Модель «нового государственного управления» - new public management:

o Возникает из понимания того, что государство не эффективно функционирует потому как не находится на рынке

o Значит, надо привнести элементы рыночного управления

o Для чиновников становится важным принцип ориентации на клиента, как и на рынке. Госучреждения должны ориентироваться на потребности граждан

o Попытка внедрения рыночных механизмов оценки деятельности госструктур – чиновник хорошо работает, если есть результат работы – то есть появляется ориентация на результат, а не на соблюдение внутренних инструкций

o Государство обладает избыточным набором функций – часть из них отдается на аутсорсинг

o Децентрализация управления

o Внедрение новых методов решения государственных задач – например, методы стратегического планирования, программных методов

Рыночные механизмы пытались внедрять в нерыночную среду. В рыночных структурах главное – получение прибыли, а государство должно обеспечивать общие блага, в которых заинтересованы граждане и население. Государство не может ставить себе задачу получения прибыли.

В менеджериальной модели чиновник ориентирован на клиента, значит, он должен обладать бОльшей свободой, чтобы выполнять свои функции. Но если ему предоставлять эту свободу, то он далеко не всегда пользуется ей во благо. Чтобы он не использовал свои полномочия в недолжных целях, то он должен обладать большим уровнем бюрократической культуры.

Изначально менеджериальная модели была привлекательной, однако у чиновника возникло противоречие между рыночными профитами и общими благами. Внедрение новой модели сопровождалось критикой, и появилась новая модель – однако, она носит больше декларативный характер. Это концепция «благое управление» - good governess – принцип результативности взят из менеджериальной модели. Результативность выходит на первый план перед эффективностью. Еще один принцип: главным в государственном управлении должна быть защита общественных интересов. Третий принцип: открытость и подконтрольность государства гражданскому обществу.  

3. Административная реформа

- это смена моделей государственного управления.

2 направления реформы:

· Оптимизация системы исполнительной власти

· Реформа государственной службы

Причины реформ:

1)  Превращение государственных машин в громоздкие и дорогие с избыточной численностью – их нужно было менять

2) В западных странах сформировались достаточно эффективные структуры гражданского общества, которые стали способны брать на себя некоторые государственные функции

3) Ко 2 половине 20 века в странах западной Европы госаппарат соответствовал канонам бюрократической модели и сформировал надлежащий тип чиновника.

Первой в административной реформе стала Англия с приходом госпожи М. Тэтчер в 1979. Экономический кризис к тому же требовал сокращения расходов на госаппарат. Она была умной теткой и понимала, что надо делать что-то весьма радикальное. И она начала внедрять элементы менеджериальной модели. Все правительственные структуры были разделены на 2 категории: центры формирования политики и сугубо исполнительские ведомства. В ходе реформы часть функций были переданы негосударственным организациям, которые выполняли эти функции лучше государственного аппарата, однако, под четким контролем со стороны правительства. Также был реформирована система государственной службы.

В нашей стране административная реформа фактически является перманентной, контуры обозначились в начале двухтысячных. С целью оптимизировать систему органов исполнительной власти у нас была введена трехзвенная система: 3 вида государственных структур – министерство (отвечают за политический курс и изменение нормативного порядка), службы (контроль, надзор, безопасность) и агентства (оказание услуг – исполнители). Произошло резкое сокращение числа структур, однако возникала необходимость создания новой структуры. Была проведена ревизия функций, которые выполняет государство, и сейчас пока эта работа не проведена до конца. Были созданы административные регламенты – перечень правил, каким образом эта услуга должны быть оказана. Нужно было менять и систему финансирования. Раньше была жесткая модель: ведомству выделялись средства и был жесткий контроль над расходом. В настоящее время вводится система программного финансирования: выделяются деньги под программу, то есть внедряется результативная модель. Внедрение новых методов в управлении: программный метод и тд. Проводится реформа государственной службы. Она носит перманентный характер, и реализуется в соответствии с концепцией реформирования госслужбы. В 2009 году принимается новая программа, рассчитанная до 2014 года: приоритетными становятся ряд задач, которые не были решены в 2002-2007, например, создании системы управления государственной службы, детальной регламентации. Не была решена наша вечная задача коррупции. Оценка работы государственных служащих будет происходить в результате опросов граждан, а не только начальства. В нашей системе госаппарата есть твердые и непоколебимые подводные камни, которые мешают развертыванию этого процесса.

4. Политический менеджмент

- это такой вид управления, который возникает в политике, но который не дает возможность субъектам создавать нормы и опираться на право легитимного насилия. Он возникает для решения следующих задач:

· Формирование позитивного образа политического лидера, органа, структуры и тп. Исходя их сути этих отношений, тут нельзя создать НПА

· Проведение избирательных компаний – электоральный менеджмент – мобилизация электората на поддержку определенной силы. Создаются политических партий и общественно-политических организаций – вступление в такую организацию невозможно под давлением

· Менеджмент, который проявляется в лоббистских кампаниях

· Формирование легитимности власти в обществе

· Минимизации рисков при принятии непопулярных решений

ПМ возникает тогда же, когда возникают политические властеотношения. Любой правитель нуждается в легитимации власти и создании положительного имиджа. В 20 столетии интерес к ПМ резко возрастает. Причины возрастания интереса:

ü Общее развитие обществ от традиционалистских к современным – ломка сословных перегородок, интенсивная политическая мобильность. «Восстание масс» - массы начинают превращаться в активную силу в политической жизни

ü Развитие демократических аспектов, таких как

o Развитие либеральных ценностей – они приобретают очень большую популярность, они укореняются в массовом сознании. Проблема свободы и прав человека – люди хорошо запомнили, что они свободны, они понимали свои права → такими людьми надо было уметь управлять так, чтобы они думали, что они свободны в своем выборе

o Становление ряда принципов правового государства, в котором закон становился тем принципом, который нельзя нарушать. Необходимо было действовать в рамках нормативного поля, сокращаются возможности принуждения вплоть до применения силы

o Введение всеобщего избирательного права – толчок к развитию ПМ

o Более активная роль политических партий на политической арене – партии нуждаются в массовой поддержке, но они лишены тех механизмов воздействия, которыми обладает государство

ü Появление электронных СМИ – они фактически сделали возможным выход к массовой аудитории политических акторов

Главное следствие: люди, которые выполняли функции политических консультантов по имиджу (первый имиджмейкер – Макиавелли), стали получать профессиональное образование и работать не только при политических деятелях, но и в консалтинговых агентствах. Спрос породил процессы порождения профессиональной среды.

Политический маркетинг и политический PR. В 60х появляются разные термины этого явления, первым появляется термин «маркетинг». Маркетинг – это управление процессом продвижения товаров. Ряд концептом рассматривают как рынок, но специфический рынок со специфическим товаром в виде имиджа, программы и тп. В обмен требуются не деньги, а электоральная поддержка. Политический рынок – идет обмен между имиджами и поддержкой. Если политика – рынок, то технологии по продвижения товаров можно и нужно использовать в рамках политической сферы. Главным образом, работы посвящены избирательным кампаниям. PR – связи с общественностью; управление коммуникационными процессами с целью формирования благоприятной информационной среды в интересах соответствующего объекта. Например, сформировать репутацию фирмы, чтобы именно этот образ вызывал позитивную реакцию среди общественности. На западе это называется либо политический маркетинг, либо политические коммуникации. Политический PR – просто русское наименование, рожденное в 90х как антипод политической пропаганды, которая была в совке. PR включает в себя все существующие коммуникационные технологии, что расширяет первоначальное понятие пиара.

Менеджмент – управленческая деятельность, и это предопределяет следование методам.

5. Политические технологии

Технология – это знание о том, как следует решать ту или иную задачу.

Социальные технологии используются в социальной и политической жизни. Любой вид управления всегда предполагает наличие технологий. Управление всегда направлено на достижение результата, технология помогает эту задачу решить. Технология – неотъемлемая составная часть любого управленческого процесса.

В политике под технологиями понимаются технологии политического менеджмента.

2 смысловых блока в структуре:

ü Политические технологии – это совокупность приемов и методов решений политических задач

ü Технологи – это еще упорядочение управленческой деятельности. Упорядочение – сами по себе приемы должны выстраиваться в определенную логическую последовательность

Главная особенность политических технологий заключается в том, что каждый раз их использование должно подвергаться критическому осмыслению. Политические технологии имеют двойную структуру: 1) базовый уровень - знание о приемах (для избирательной кампании нужен слоган); 2) второй уровень - креативная часть (каждый раз слоган надо придумывать заново).

Технологии разделяются не только по видам политического маркетинга. Сейчас идет четкая специализация политтехнологов – спичрайтеры, медиапланировщики, кризис-менеджеры для политики - спиндокторы и тп.

6. Политическая кампания: основные принципы организации

В рамках политического менеджмента, на практике он представлен политической компанией. ПК – конкретный управленческий процесс. В нем всегда есть инициатор, который ставит определенную политическую цель. Для достижения цели ему нужна команда – субъекты управления. Всегда есть объект воздействия. Специфика объекта в том, что в нем можно выделить 5 основных групп:

1. Те, кто будут поддерживать инициатора активно

2. Те, кто пассивно поддерживает – для них нужен толчок, чтобы они проголосовали

3. «Болото» - неопределившиеся – они и есть главная мишень борьбы за электорат

4. Пассивно против – молчуны, которые не будут мешать, но будут голосовать по своему усмотрению

5. Активно против

Смысл идеальной политической компании – когда объект не чувствует воздействия и не видит команду, которая управляет.

Любая политическая компания разворачивается в пространстве и в конкурентной среде. Политическая кампания начинается тогда, когда собирается группа и начинает придумывать главное информационное содержание – процесс формирования стратегии ПК (процесс создания главное информационной темы, внесение которой позволит обеспечить изменение в мотивационной сфере воздействия субъекта). Центральная тема – главный, основной месседж, который будет потом в различных интерпретациях фигурировать в информационной сфере.

Информационные каналы, используемые в ПК:

· СМИ – требуют особые технологии работы с ними, тк надо побудить журналистов говорить положительно о вас, не платя им. Используется механизмы привлечения внимания журналистов: информационный повод – такое событие, которое придумывает команда, но о котором потом говорят и пишут с удовольствием, думая, что оно произошло по стечению обстоятельств или не продуман заранее

· Интернет – технологии делятся на Veb1. 0 (создание сайта и наполнение его содержимым) и Veb. 2. 0 (через социальные сети, блоги). Интернет – незаменимый канал для оппозиционных политических партий

· Политическая реклама – это не любое благоприятное сообщение о ком-либо. Реклама – это способ распространения информации, когда рекламодатель оплачивает рекламный носитель. Реклама в СМИ, в интернете (баннерная и контекстная), наружная реклама, печатная реклама, директ-мэйл. У рекламы есть одно преимущество: все каналы, кроме нее, искажают информацию так или иначе.. минус рекламы – навязчивость. Люди видят в ней манипулирование. Скрытая реклама – незаконная вещь, которая обладает свойством платности, но материал размещается не в рекламном блоке, а как редакционный материал.

Принципы проведения ПК:

· Принцип получения как можно большей информации перед началом ПК об объекте и о той внешней среде, в рамках которой эта ПК будет разворачиваться

· Важность и значимость основной центральной темы в рамках одной ПК – нельзя жалеть время и экономить ресурсы при формулировании этой темы

· Принцип необходимости кодирования информации в соответствии с особенностями восприятия объекта управления и адресных групп – основная тема должна звучать в соответствии с тем, как люди могут ее интерпретировать

· Нельзя допускать зависание информации – в рамках команды должны быть специалисты, которые знают, как работать с каждым информационным каналом

· Необходимость организации обратной связи в ПК – чтобы получить обратную связь, коммуникатор, инициатор создают обратные каналы связи, так как объекты воздействия в основном пассивны. Основной канал получения обратной связи – опросы общественного мнения + другие социологические методы (фокус-группы)

· Принцип понимания важности противостоять своим конкурентам (особенно для избирательных компаний) – тут включаются механизмы нейтрализации конкурентов, в том числе вбрасывание компромата. Есть способы минимизации компромата: если сведения заведомо ложные, то надо их быстро опровергнуть; если компромат имеет под собой реальные основания, то тут 2 варианта поведения: 1)отвлечь внимание публики от этой информации; 2) технология вакцинации общественного мнения – имиджмейкеры знают о политике почти все, и когда возникает ощущение, что соперник собирается вбросить компромат в широкие массы, то команда первой дает эту информацию, стараясь по максимуму снизить негативный эффект.

Значительно сложнее противостоять черным технологиям – откровенной лжи и подтасовке фактов. Специфика: это всегда ложь и всегда неизвестен источник информации. Пример: листовка «голосуйте за кандидата N», намертво прилепленная к лобовому стеклу. Понятно, что кандидат N к этому отношения не имеет.

7. Политическое консультирование

- это оказание помощи политику-практику в решении им политических задач.

Виды:

1) Внутреннее консультирование – помощь политику оказывают сотрудники его аппарата

2) Внешнее консультирование – консультационные услуги оказывают приглашенные люди, не входящие в структуру. Это независимые консультанты.

Есть рынок политического консалтинга, на котором представлены фирмы и фрилансеры, которые оказывают услуги политикам-практикам. Фонд эффектианой политики, Имидж-контакт, Индем, Центр политических технологий – известные фирмы, занимающиеся консалтингом в России.

2 вида оказываемых услуг:

· Проблемы, связанные с повышением рейтинга, при создании партии, в рамках лоббистских компаний

· Политическая экспертиза – услуги, которые оказывают лицам, принимающим политические решения. Задача экспертов: помочь политикам принять правильное решение. Да, у политика есть свой аппарат, но есть нюанс: у каждого вида консультирования есть свои + и -. Внутреннее консультирование обладает серьезным недостатком – те, кто оказывает услуги, находится в подчинении у своего политика. Это люди, которые ориентируются на своего босса, которые зависят от него → они действуют по принципу «чего изволите», хотя и находятся под рукой. + внешнего консультирования в том, что это всегда свежий взгляд на проблемы, они не зависят от политика и могут привнести в логику общения свежие идеи. -: элементы недобросовестности (работают на одних, но на самом деле на других), учитывая что политик должен быть довольно открыт перед консультантом и имиджмейкером. Однако, из рынка консалтинга уже почти вымылись случайные люди, а оставшиеся фирмы следят за своей репутацией и борются за своего клиента. Существуют основные этические принципы работы консалтинга. Еще один -: консультанты хотят получить побольше денег, поэтому они пытаются своего политика раскрутить по максимуму (на место бюджетной рекламной кампании предлагают большую и дорогостоящую).

В 90х наблюдался бурный рост рынка консалтинга. После избрания Путина рынок этот стал меняться и скукоживаться. Причины: сокращаются возможности (отмена выборов губернаторов), введение пропорциональной системы и партийных списков – то есть упал спрос в количественном выражении; ряд ограничений на фонды избирательных компаний привел к тому, что партии стали опираться на своих консультантов. Но рынок не исчез – он по прежнему функционирует. Введение единого дня голосования привел к активному спросу в эти дни на политконсультантов, после которого наступает затишье. Политконсультанты довольно легко расширили спектр услуг: многие из фирм переключились еще и на оказание услуг структурам в лоббистской и GR-деятельности (government relation – отношения с госструктурами).

8. Манипуляция в политике

- это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у человека намерений, не совпадающих с его актуальными желаниями.

Черты: игра на слабостях, мотивационное привнесение, скрытость. Лучше всего манипулировать человеком, которого ты хорошо знаешь.

Кроме манипуляции поведением есть еще и манипуляция сознанием. Это формирование в сознании человека таких установок, ценностей, эмоциональных состояний, которые человек сам бы не выработал. Человек, которым манипулируют, обычно защищает себя персептивным экраном (экраном восприятия) – какую-то информацию он забирает, какую-то отбрасывает. Человек способен контролировать информацию, которая приходит извне, и критически к ней относиться – это и есть механизм защиты. Манипуляция строится на том, чтобы отключить этот экран, либо сделать его прозрачным, чтобы информация проникла в сознание.

3 основных способа манипулирования в политике:

· Технический способ – 25 кадр. Эта незаконная технология, хотя нет научных доказательств, что эта технология работает в отношении политики, да и вообще работает. Можно сделать проще: в видеоряд добавить небольшие изображения позитивных вещей: смеющиеся дети, красивые пейзажи, котята, которые не улавливает глаз, но которые замечает сознание и формирует позитивный образ основной ленты.

· Суггестивные технологии (суггестия – гипноз, внушение) – гипнотизер отключает сознание человека, и команды идут напрямую в головной мозг. Конечно, массового гипноза политики не проводят, хотя случаи были. Но один метод используется везде: технологии, связанные с превращением людей в толпы. Толпа – это совокупность людей, находящихся в определенном пространстве и зараженных однотипными эмоциями. Люди, не имеющие устойчивых взглядов, открывают свою психику для восприятия людей. Повторение ведет к запоминанию – поэтому на митингах часто повторяют кричалки. «Мы считаем правильным то, что хорошо запомнили». На митинги приглашают музыкальные группы, которые создают эмоциональный фон и расслабляют сознание. В тоталитарных режимах проведение массовых мероприятий было привычным делом. + по сути, к этому же относятся технологии НЛП (нейролингвистическое программирование)

· Технологии, которые играют на особенности нашего восприятия: центральным и периферийным способами. Первые приемы, которые используются – это те, которые позволяют человеку обратить внимание на информацию. Созывая околонаучную конференцию в политике, можно обратить внимание хоть на галстук, который носит политик, и это может заставить людей следить за мероприятием (особенно если сказать, что есть возможность раскрыть какие-то информационные поводы, нужно ждать комментариев по поводу недавнего скандала и тд). Еще один прием – делать акцент на одну и ту же вещь, чтобы создать стереотип и создать категоризацию. Еще прием – «магия слов» - многие слова вызывают позитивные эмоции, есть те, которые вызывают негативные, большинство слов нейтральные. Если писать о конкуренте правду и его не ругать, но в тексте будут доминировать слова с негативной эмоциональной нагрузкой, то восприятие политика все равно будет в негативном ключе. Метод переноса активно используется в рекламе – логика ассоциативного мышления. На человека, которые находится рядом с симпатичным человеком, тоже распространяется позитивное отношение. Или политик размещается на плакате с русскими просторами, которые симпатичны большинству россиян – и подсознание заглатывает информацию, не давая об этом отчет. Только потом происходит анализ, и то эта рационализация происходит не всегда.

Это только толика приемов, так что дурят наш народ!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.