Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовка и реализация заграничного велопохода для начинающих.



Подготовка и реализация заграничного велопохода для начинающих.

 (За основу взят совершенный нами велопоход по странам ЕС в июле - сентябре 2014 года)

Содержание

Маршрут. Достопримечательности. Велодорожки. Транспортная доступность. Места для ночевки. Сервисы GoogleEarth, OSM.

Оформление заграничного паспорта.

Оформление визы.

Расчет и хранение денежных средств.

Использование стороннего транспорта для заброски на маршрут и перемещения по маршруту.

Поиск мест ночевки.

Питание. Магазины.

Снаряжение.

 

1. «Крутим глобус»

Маршрут. Достопримечательности. Велодорожки. Транспортная доступность. Места для ночевки. Сервисы GoogleEarth, OSM.

Заграничный велопоход, как и любой другой, начинается с идеи и разработки маршрута. Для тех кто едет в первый раз не обязательно задаваться высокими целями и достаточно цели культурно-познавательной, простыми словами: одним глазком взглянуть на жизнь людей по ту сторону «забора» и узнать что там есть такое, чего у нас нет. Чем полнее произойдет погружение в жизнь той местности куда вы отправляетесь, тем более удачным можно считать получившийся результат. Если вы начинаете с нуля и хотите ехать далеко и надолго, то подготовку лучше начать производить примерно за полгода до выезда, так как объем работы велик, но и краткосрочный выезд не освобождает вас от некоторой подготовительной волокиты.

Разработку маршрута лучше проводить в комплексе с остальными подготовительными работами, так как имеется тесная взаимосвязь с транспортом, ночевками и даже с выбором посещаемой страны/стран и консульством, чью визу получать. Советую определить несколько точек/отрезков маршрута, которые вы считаете необходимыми для включения, а остальное подгонять по мере дальнейшей проработки. В нашем походе таковыми были Барселона в испанской Каталонии, виадук Мийо в горах французского центрального массива, дюна Пила на атлантическом побережье Франции, долина Луары, Париж, Фюссен со знаменитым замком Нойшвайнштайн, баварский Мюнхен. Не стоит также забывать о направлении маршрута, ведь один и тот же путь можно проделать как в прямом, так и в противоположном направлении. Здесь основополагающими факторами является удобство заброски/выброски сторонним транспортом (если конечно вы не планируете уехать и вернуться своим ходом), преимущественное направление ветров на маршруте, а также погодные условия вцелом, если вы едете надолго, так как с переменой географического положения, изменением рельефа и с течением времени они имеют свойство изменяться. В нашем случае второй фактор сработал в нашу пользу, когда нас подгонял в спину западный ветер с океана при движении вдоль Луары, а вот с третьим фактором были некоторые траблы, так как нас беспощадно палило испанское июльское солнце, а в Германии мы наоборот мерзли в горах в сентябре. Разверни мы маршрут и погода нам благоприятствовала бы гораздо больше, но по некоторым причинам мы не могли этого сделать.

Конечно всех нас, как туристов, в первую очередь интересуют достопримечательности, которые можно посмотреть на маршруте. Чтобы ненароком не проехать в 100 метрах мимо чего-нибудь интересного, изучаем в интернете/книгах их расположение. Неплохие ресурсы в помощь redigo. ru и rutraveller. ru. Помните, что в попсовых местах может быть много народа, очереди, трудности с поиском места ночевки. «Неизбитые» места порой могут оказаться даже лучше, чем популярные и удивить вас.

Рис 1. Яркий пример достопримечательностей – Елисейские поля и триумфальная арка Парижа

Чтобы обеспечить себе комфортное перемещение, имеет смысл стараться прокладывать маршрут по велодорожкам, сельским и второстепенным дорогам. В Европе, например, это вполне реально, так как велосипедная инфраструктура развита хорошо и дорожное покрытие на 5+. Расположение крупных велодорожек отражено на сайте opencyclemap. org. Взглянув на карту сайта легко понять где цивилизованный мир, а где еще архейская эра и протерозой в плане велоинфраструктуры. Хорошим инструментом по этой же теме будет сайт с готовыми GPS треками, выложенными людьми, которые по ним ездили - gpsies. org. Если местность, в которую вы едете, содержит большие перепады рельефа, то имеет смысл просчитать варианты прокладки маршрута с учетом набора высоты с помощью сайта cycleroute. org  (Нам его подсказал Стив — человек у которого мы останавливались в Испании, сайт этот нам в последствии очень пригодился, когда мы на ходу перекраивали маршрут через Шварцвальд и немецкие альпы, дабы проехать с минимальным набором высоты).

Рис. 2. Фрагмент карты OpenCycleMap с ниткой проложенного маршрута, сделанной в программе SAS. Планета.

Изучите карту на наличие аэропортов, железнодорожных веток и вокзалов. Это может пригодиться вам как для возможности использования стороннего транспорта на маршруте, так и для экстренного схода в случае необходимости. Известно также, что не всегда авиаперелет на более короткое расстояние будет стоить дешевле, скорее это зависит от авиакомпаний, летающих из того или иного аэропорта.

При перемещении за границей очень удобно пользоваться навигатором, карты конечно тоже иметь неплохо, но скачать векторную карту для навигатора в наше время гораздо проще, чем новую топографическую (генштаб 50 — летней давности не в счет), также это уменьшает количество перевозимой с собой макулатуры. Покупать же карты на месте, если вы едете не одну тысячу километров бывает весьма накладно, к примеру карта одного из регионов Франции в местном супермаркете лежала с ценником 12 евро, а нам таких потребовался бы не один десяток. Кстати, во Франции например, в особо туристических регионах есть офисы туризма, где вам могут бесплатно дать некоторые простенькие карты и другую полезную литературу, так они развивают туризм. (Update 2016 - в Азии хорошо себя зарекомендовала нахваленная многими самостоятельными путешественниками программка- мобильное приложение OSM Android, при использовании выставляйте в меню язык карты – английский, так как многие названия на русский в ней никто не переводил)

Непосредственно нитка маршрута для заливки в ваш навигатор рисуется в программах типа
GoogleEarth или SasPlanet. Удобно оперировать отрезками по несколько сотен километров, называем эти отрезки понятными вам именами (например Коста Брава). Чтобы виртуально ознакомиться с регионом, где прокладываем маршрут - смотрим космоснимки местности, фотографии, пользуемся сервисом «просмотр улиц» на картах Googlе. Параллельно ставим метки, которые будут позже залиты в навигатор в папку «путевые точки». Это могут быть любые интересующие вас точки местности: достопримечательности, отели, кемпинги, магазины, вокзалы. Хотя многие из них зашиты в карты для навигатора, все же неплохо проработать их самостоятельно. Добавьте сюда места, где, судя по космоснимкам можно встать на ночевку дикарем, а также адреса хостелов, мало ли пригодятся. Сохраняем нитку маршрута в формате. kml, затем конвертируем с помощью специальной онлайновой программы gpsvisualizer. com в формат. gpx и заливаем в навигатор в папку GPX. В меню навигатора в менеджере треков включаем отображение нужных нам на данном участке пути и наслаждаемся.
Неплохо использовать карты разных навигационных систем, например у нас был туристический Garmin, который очень детально отображал все тропинки в лесопарках, но плохо строил маршрут по городу и Navitel в планшете, в который наоборот больше заточен на городские джунгли. Ну и всегда держите в запасе комплект батареек, чтобы в самый ответственный момент не пришлось идти по звездам.

Многих велотуристов волнует вопрос - сколько же километров закладывать в день? Отвечу возможно неожиданно для некоторых - закладывайте в среднем 40. Конечно у вас будут дни с километражами по 80 и более, но будут и такие, когда вы не проедете ничего, вероятно будут равнины и горы, подъемы и спуски, асфальты и грунты, городские трафики и сельские велодорожки, хорошая погода и не очень, порой бодрость духа, порой усталость и возможно даже форс-мажоры. Лучше заложить меньше, но проехать больше, чем задрать планку и не взять высоты. На крупные города или знаковые достопримечательности для хорошего с ними знакомства закладывайте не менее 2 дней, на культурные гиганты вроде Парижа и недели будет мало. Ломайте график по факту продвижения, вполне вероятно что места от которых вы ничего не ждали порадуют вас и вы захотите в них остаться подольше, а может вы встретите интересных людей и составите друг другу компанию на время, ведь главное не то сколько вы успеете проехать, а то сколько положительных переживаний принесет вам путешествие, преобразуйте же количество в качество и получите от маршрута максимальный КПД.

 

2. «Дела рутинные канцелярские-бюрократические. Часть 1»

Оформление заграничного паспорта.


Рис. 3. Загранпаспорт сроком на 10 лет (биометрический).

Если вы никогда не выезжали за пределы СНГ и вот теперь решились, то первое с чем вам придется столкнуться — получение заграничного паспорта. Сделать это на мой взгляд в наше время проще и удобнее всего с помощью сайта gosuslugi. ru. Плюс этого способа еще и в том, что не нужно приходить в паспортный стол по месту регистрации, а оформить паспорт в том городе РФ где вы находитесь (живете, работаете). Минус в том что срок изготовления может составить больше месяца, так как идет пересылка данных из региона в регион и осуществляется она видимо почтовыми голубями. Делайте все заблаговременно и неспеша и будет вам счастье. Теперь пошагово о процедуре оформления. Буду писать о паспорте нового образца, что сроком на 10 лет, так как лучше делать один раз и надолго.

Сначала регистрируетесь на сайте госуслуг. В качестве логина используется номер вашего СНИЛС. Адрес отделения, в котором будете получать паспорт, выбираете тот, где вам удобно. Самая неприятная вещь — это код для подтверждения регистрации, который выдается в офисе Ростелеком (контора, которая собственно и разработала сайт ГосУслуги) при предъявлении того же СНИЛС. Можно этот код получить и по почте (не электронной! ), но это для совсем неторопливых.
Пройдя регистрацию приступаем к заполнению электронной анкеты в 9 шагов. Меня при заполнении особо напряг пункт с местами работы, представляю себе человека которому за 50 и сменившего мест этак 25, каково ему будет. Введя всю подноготную о себе идем себя фотографировать. В фотошопе делаем фото, удовлетворяющее всем их требованиям и закачиваем его в анкету (особо не позируйте, это фото не на паспорт, его они наклеют на вашу анкету и оставят себе на память). Если у вас завалялось где-то готовое фото 4, 5х3, 5 то просто сканируйте его и отправляйте.

Заполненная анкета отправляется на проверку и если все заполнено корректно, то втечение пары дней вам на эл. почту должно поступить письмо с приглашением явиться в урочный час для фотографирования (так как фотографируют вас по установленным мировым стандартам аккредитованные органы, с 2015 года еще и отпечатки 2х пальцев откатывают заодно). С собой захватите трудовую, паспорт, квитанцию об оплате гос. Пошлины за загранпаспорт (оплачиваете в ближайшем отделении банка, реквизиты там должны быть известны, но можете на всякий случай добыть их в интернете).

После всего этого ожидаем приглашения на эл. почту о том, что паспорт готов и топаем за ним. Одна маленькая победа за вами! P. S. В очереди постоять мне все-таки пришлось 40 мин. для фотографирования и 40 мин. для получения, ну нельзя у нас подругому! Может это так только в Спб на Красного Текстильщика, не знаю как в других местах.

3. «Дела рутинные канцелярские-бюрократические. Часть 2»

Оформление визы.

Рис. 4. Так выглядит вклеенная в паспорт Шенгенская виза.

Когда готов заграничный паспорт, а до запланированной даты вашего отъезда осталось 90 или менее дней, можно подавать пакет документов для визы. Кстати, если вам не охота заморачиваться этой бумажной волокитой, да еще и платить за это деньги, а за границу все же хочется, то к вашим услугам список из нескольких десятков безвизовых для граждан РФ стран, таких например, как Израиль, Турция, Черногория, множество стран СНГ, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Также привлекательны страны, выдающие визы по прилету прямо в аэропорту и страны, позволяющие оформить визу через интернет (например Индия, Шри Ланка, Камбоджа). Остальные страны пускают к себе только проверенных, обеспеченных и благонадеждных людей, а так как велотуристы в большинстве своем – путешественники бюджетные и особого вклада в казну не несут, то консульства не очень то заинтересованы в таких туристах и требуют помимо платы за визу еще и доказательств вашей состоятельности.

Нас для нашего путешествия интересовало получение шенгенской визы, дающей нам право свободно передвигаться внутри территории Евросоюза втечение срока ее действия. Плюсы шенгенской визы для велотуриста очевидны: оформил один раз и катайся хоть по всем странам Европы. Сейчас оформлением виз занимаются многочисленные агенты, которые обещают все сделать самостоятельно и в короткий срок. Но не стоит обольщаться этим, так как помимо того что за их услуги вам придется доплатить, никто не даст вам гарантии 100% получения визы, ведь решает этот вопрос консульство, а агент не более чем посредник передающий ваши бумажки из одной конторы в другую. Так что если у вас есть некоторое свободное время и вы хотите сэкономить, стоит заняться получением визы самостоятельно, это еще и даст вам бесценный опыт.

В случае с шенгенской визой встает еще один вопрос: в консульстве какой страны ЕС оформляться? Как известно есть страны, устраивающие допрос с пристрастием перед тем как выдать вам визу и страны, которые более лояльны в этом вопросе. Не поленитесь почитать на форумах про то или другое консульство. Если вы житель Петербурга, то проще всего заранее сделать запрос на пару краткосрочных виз в финском консульстве, откатать их в целях «шоп-тура» и с большой вероятностью вам на 3-й раз выдадут годовую мультивизу, по которой вы сможете находиться в Еврозоне по 90 дней в каждом полугодии, с единственным условием, что въездов на территорию Финляндии у вас будет больше, чем в другие страны, дабы визовая история ваша была чистой. Здесь даже можно немного нарушить главное правило: получать визу в консульстве той страны, в которой планируется провести больший срок, лишь бы вы периодически заезжали к финнам «шопиться». К сожалению, живя в СПб, я затянул со временем и воспользоваться сим способом было уже поздно.
Что же делать если вы не живете в 78/47 регионе, а шенген нужен? Тогда вам придется оформляться у той страны, в которую едете, или в которой планируете провести больше времени, если их несколько. Хотя кто узнает потом сколько времени вы где провели — загадка для русского ума, так что мотаем на ус.

Мы во время визовых размышлений выбрали испанское консульство, как самое лояльное к туристам из всех стран что были запланированы нами к посещению. Далее все телодвижения с визами будут описаны на примере испанского шенгена.

Во-первых определяем город в котором находится консульство в котором мы должны оформляться. Можно оформляться либо по месту регистрации, либо по месту работы (в этом случае в справке с места работы должен упоминаться этот город). Я оформлялся в СПб по месту работы, Артем оформлялся в Москве, так как ивановский регион приписан к московскому консульству. (Из наблюдений московское консульство оказалось щедрее, т. к. на запрашиваемые 82 дня мне выдали 82 дневную визу, Артему же округлили до 90 дней). Также стоит заметить, что консульства напрямую выдают лишь рабочие визы, а туристические нужно получать через некую посредническую организацию именуемой «визовый центр» (ВЦ), которая занимается сбором документов для консульств разных стран и хочет за свою работу отдельную денежку (у нас было около 1000 р. ) Обойти эту систему никак нельзя.

Прежде чем идти в визовый центр зайдите на его сайт и посмотрите какие документы им от вас нужны, там все написано. Начните с бронирования авиабилетов, т. к. они определяют вашу жесткую привязку к срокам визы и остальным датам и цена их может варьироваться в зависимости от дней недели. Теперь рассмотрим два случая с авиабилетами:
1. Когда вы полностью уверены в датах (особенно возвращения), в том что никакой форсмажор не поломает ваши планы и что визу вам дадут 100%. Тогда можете смело бронировать рейсы и печатать для ВЦ реальные брони. В помощь вам всякие AviaSales. ru, skyscanner. ru, momondo. ru и иже с ними. Смотрите календарь низких цен — выбирайте даты.  (Update 2016: поискать самые халявные билеты можно с помощью сервиса vandrouki. ru )! Не забывайте про главное — правила провоза велосипеда в самолетах выбранной вами авиакомпании, ибо в этом вопросе они, кто во что горазд!
2. Когда вы не уверены в датах и не уверены в выдаче визы. Мы например до последнего момента не знали из какого города будем улетать. А еще есть случай, когда въезд в визовую зону (либо выезд из нее) в вашем путешествии может происходить своим ходом (т. е. на велосипеде), этого в ВЦ лучше не пробуйте объяснять, все равно не поймут, посмотрят, скорее всего как на дурака. В таком случае нам нужен обходной путь — бронирование нереальных билетов. Сложность заключается в том, что нам нужно сохранить бронь в системе бронирования на срок пока ваши документы находятся в консульстве, не оплачивая ее. В этом нам поможет сайт agent. ru (мы делали с помощью biletix. ru , но там эту лавочку уже прикрыли). Регистрируемся на сайте, выбираем рейс, выбираем авиакомпанию (мы выбирали проверенный Аэрофлот, хороши в этом плане также КатарЭйрвэйс, на ценик и прочие атрибуты не смотрим, даже чем дороже тем лучше), вводим данные пассажиров, переходим в раздел оплаты, на экране появится номер брони и в самом низу страницы счетчик, который оповещает вас до которого времени необходимо оплатить бронь, также на почту вам придет информационное письмо. После того, как забронировали билеты, проверяем свою бронь на сайтах: www. checkmytrip. com, www. viewtrip. com, www. virtuallythere. com, www. myairlines. ru.
Если все в порядке и бронь находится, распечатываем ее, прикладываем к остальным документам и пока срок не вышел бежим в ВЦ. После того как бронь будет вам не нужна не поленитесь ее отменить, чтобы другие люди могли ее использовать.

Мед. страховка. Для выезда за границу необходима мед. страховка на срок действия визы, с 2016 года она обязательна для визита в любую страну и полисом ОМС тут никак не отделаться. Чем «экзотчней» регион поездки, тем дороже. Страховых агентов в наш век пруд пруди, поэтому сделать страховку не вопрос. Самые дешевые страховки подходят для туристов-матрасников (сделать для галочки), чьи риски минимальны. К слову сказать, о российских страховых ходят не слишком хорошие отзывы как на родине так и за рубежом, многие клиники даже не хотят сотрудничать с ними. К тому же все вопросы впоследствии решаются через «ассистанс» (т. е. цепочка увеличивается на 1 звено). Так что рекомендовать ни одну страховую не могу, желательно только, чтобы страховка была без франшизы (размер которой по умолчанию всегда оплачивает застрахованный). Мы выбрали, чтобы не самая дешевая, не самая дорогая (оформили за 3000 р. /чел. /90 дней). Ценник включает оплаченный риск «активный отдых», согласитесь, все-таки велотуризм сопряжен с некоторыми повышенными факторами риска отличными от повседневной жизни. Полис можно оформить через интернет и забрать в офисе, а можно и не забирать, записав лишь данные полиса и контакты. И не полагайтесь на страховку, как на панацею, будьте предельно осторожны в пути, особенно вне крупных населенных пунктов, где ближайшая больничка за много-много километров.

 

Рис. 5. Так выглядит страховой полис. (материал сайта Life-trip. ru)

Справка с работы. Иностранцы хотят быть уверенными, что у себя на родине вы крепко повязаны узами трудовой повинности и вам нет смысла ехать на поиски работы к ним, поэтому требуют сию справку. Если вы честный труженик со стажем, оформленный по трудовому кодексу, то взять справку не составит вам труда. Она должна быть на фирменном бланке с указанием адресов и телефонов организации, вашей должности, стажа и зарплаты. Как же быть если вы работаете без оформления по ТК или не работаете вообще? Что же тогда никак не выехать в визовые страны? Попробуйте поискать помощи друзей у которых например есть свое ИП, и которые смогут подтвердить в случае чего по указанному в справке телефону вашу с ними связь. Можно конечно вовсе пренебречь этой справкой, но стоит ли уменьшать таким образом свои шансы получения визы? Пусть лучше она будет.

Рис. 6. Так выглядят справка с работы и справка о состоянии счета.

 Выписка из банка. Туристы-нищеброды никому не интересны, ведь казну они не пополняют, поэтому будьте любезны подтвердить вашу состоятельность. Страны ЕС хотят видеть на ваших счетах сумму около 60 Евро на каждый день пребывания в еврозоне (Короче они хотят чтобы вы тратили у них за день сумму приближенную к минимальной месячной оплате труда по РФ, неплохо так да?! ) И если вы едете на недельку другую, то это еще реально, если же ваша поездка планируется на месяц и более, то это может стать проблемой. Выходим из этой ситуации так: занимаем деньги у родных, друзей, знакомых, получаем нужную сумму, кладем на свой счет, делаем выписку, снимаем деньги, отдаем обратно добрым и отзывчивым людям. С такой цифрой в выписке уже не грех и иностранцам на глаза показаться: ) Можно попробовать насобирать всяких кредиток с безумными процентами, типа Tinkoff, Связной и каким то образом заказать по ним выписки со счетов (активировать карты при этом не рекомендуется, дабы не залезть в реальные долги). Еще один обходной способ – предоставить спонсорское письмо от того, кто мог бы стать вашим спонсором и выписку с его счета, желательно чтобы это был ближайший родственник.

Бронь гостиниц. Если вы скажете что планируете ночевать у дороги в палатке или вписываться по каучсерфингу над вами как минимум посмеются, ведь так же нельзя: ) Придется и тут снова прибегать к русской смекалке-хитрости. Ищем жилье например сайте booking. com с пометкой «бесплатная отмена бронирования», бронируем на нужный нам срок, распечатываем бронь, несем в ВЦ, получаем визу, отменяем бронь. Тут есть еще одна засада — нужно указывать данные банковской карты для гарантии бронирования (я так понимаю чтобы средств на карте было достаточно для последующей оплаты), деньги при этом не списываются. Мы после того как много чего набронировали и наотменяли, обнаружили что карта, данные которой мы указывали на букинге,  заблокирована платежной системой MasterCard. Уж не знаю случайность ли это или мы где нагрешили, но штука неприятная, поэтому имейте ввиду что может произойти и такое.

Рис. 7. Так выглядит подтвержденная бронь гостиницы (лучше сохранять на английском языке)

Анкета, заполненная по образцу с сайта визового центра на английском языке или языке консульства. Здесь ничего сложного — распечатывай и заполняй.

Копии паспортов. Почему то в ВЦ требуют копии всех подряд страниц паспортов, хотя менеджер, принимающий документы, выбирает из них только заполненные, непонятна суть напрасного расхода бумаги, видимо это проще чем объяснять клиентам, какие страницы им действительно нужны.

Фото, формата 4, 5х3, 5 - того же что и на загранпаспорт, его надо наклеить на анкету на место для фото.

Вот все и собрано. Когда же идти подавать документы? Не ранее чем за 3 месяца до начала поездки и лучше не затягивать. В ВЦ вас попросят разложить все бумаги в требуемом порядке и дадут талончик на очередь, затем менеджер в окне смотрит их и если все в порядке, то забирает себе, а Вы идете оплачивать услуги ВЦ и консульства в кассу. Через 3-5 дней вы станете счастливыми обладателями шенгенской визы.

 

 

4. Бюджет или «Чтобы финансы не спели романсы»

Рис. 8. Расчет.

Теперь немного о финансовой стороне поездки. Как рассчитать бюджет похода, чтобы не уйти в минус в самый неподходящий момент и в чем хранить накопленные средства.

Бюджет включает в себя ту часть, которую вы тратите до поездки — это виза, страховка, авиабилеты и ту, которую нужно будет тратить во время поездки. Если с первой все понятно, то вторую нужно подрассчитать. Как выяснилось в конце похода - основные затраты у нас были на поезда, которыми мы пользовались на маршруте и на жилье в тех местах где ни палатка ни вписки к местным жителям были не применимы. По пункту жилье берем из расчета, что хоть раз в неделю придется воспользоваться им на пути, а для больших городов на каждую ночь пребывания в них. Ценник примерно 40? за двоих в хостеле и 25? в кемпинге. Цены на поезда, если вы планируете их использовать, можно промониторить на сайтах иностранных компаний-перевозчиков. Менее затратны входные билеты в музеи, парки и прочие достопримечательности, в среднем 10? за билет. На еду, даже если покупать ее в супермаркетах, а фрукты в фермерских лотках у полей у вас будет уходить средств больше чем на родине, но не думаю что это будет слишком критично. Например молоко можно купить за 1?, багет 0. 6?, тушенка 3, 5?, консервы типа фасоль/рататуй 1?, мюсли 1, 75?, шоколад 200г. 1?, минеральная вода от 0, 8 до 2, 5?. Обходя стороной рестораны, можно прожить на 10? / человекодень. Обязательно берем н. з. в количестве чем больше тем лучше на случай поломок, лечения или других непредвиденных обстоятельств.

В каком виде брать финансовые средства решать вам, но наличными большую сумму возить все-таки рискованно и лучше оформить банковскую карту MasterCard или Visa. С учетом последних финансовых катаклизмов я бы открыл сразу валютную. Мы же в свое время, промониторив интернет-форумы, выбрали рублевую карту MasterCard от военно-промышленного банка с тарифом «удобный», как самую выгодную в использовании (Update: Хотя теперь она менее удобна из-за отмены конвертации средств по курсу ЦБ РФ и перехода на конвертацию по не выгодному внутреннему курсу). Берем с собой несколько банковских карт с равномерно распределенными средствами на случай, если одну из них заблокируют по какой либо причине, дабы не остаться без средств к существованию совсем. Ну и минимум 200-300? стоит всегда держать при себе в наличности.

5. Транспорт. «Самолетом, поездом, кораблем»

Несмотря на то что формат нашего путешествия — ВЕЛОпоход, вероятнее всего придется пользоваться и другими видами транспорта для того чтобы выехать за границу, а также чтобы сэкономить время и силы при прохождении менее интересных участков маршрута.

Наиболее вероятный способ заброски на маршрут — самолетом. Для его реализации нам необходимо точкой старта выбрать город, в котором есть аэропорт. Главной же проблемой в заброске самолетом является перевозка велосипедов. Дело в том, что у каждой авиакомпании разные требования к перевозке велосипеда и разный ценник взимаемый за это удовольствие. Например, мы летели в Барселону компанией Vueling, у которой при выборе тарифа Optima открывается возможность включения дополнительного багажа в виде спортинвентаря, где цена за велосипед составляет 45?. Из Мюнхена в Москву нам пришлось лететь рейсом S7, где вес всего багажа суммировался, а каждый килограмм перевеса сверх нормы стоил 10?, что совсем не любо для велотуриста, имеющего тяжелый велосипед и велобаул. Так что внимательно изучайте правила провоза багажа прежде чем остановить свой выбор на той или иной авиакомпании.

Рис. 9. В идеале велосипед пакуется как то так.

Как упаковать велосипед для перевозки в самолете, чтобы он долетел в целости и сохранности? Лучший вариант — паковать в коробку из-под аналогичного велосипеда, способом максимально приближенным к тому, которым упакован новый велосипед перед продажей. (Снимаем заднее колесо, руль, седло, педали, ответственные места прокладываем смягчающими удар материалами, в распор вилки ставим пластиковую вставку. Коробку берем в ближайшем веломагазине, обращая внимание на ее размер. ) С такой упаковкой за сохранность можно не переживать. Минус способа в том, что с упакованным в коробку велосипедом вас кто-то должен привезти в аэропорт на автомобиле (и скорее всего грузовом), потому что ехать на велосипеде в аэропорт и везти с собой огромную коробку — утопичная затея. Способ проще — упаковать велосипед в чехол, аналогично погрузке в поезд. Способ быстрый и мобильный, но не дающий гарантии 100% сохранности велосипеда и еще один минус - чехол этот вам все время нужно будет возить с собой.
Мы паковали велосипеды в коробки, когда летели туда и в чехлы, когда летели обратно. В Домодедово я получил вел с разбитым зеркалом заднего вида и погнутым крылом, что было не так уж критично при возвращении на нем домой. Велосипед Артема не пострадал вообще.
Думаю в следующий раз обойдемся вовсе без коробок, избавив себя от лишней возни.

Внимательно проработайте момент касаемый того, как вы будете добираться из аэропорта/в аэропорт на велосипеде, так как почти все аэропорты расположены, мягко говоря, у черта на рогах. Из опыта: в Барселоне мы прилетели не на ближний терминал, как планировали, а на дальний от города и долгое время ломали полусонные усталые головы, как выбраться на велодорожку, ведущую в город от ближнего терминала. В результате пришлось выбираться кольцами-развязками по путепроводу автомагистрали под перечеркнутым знаком велосипеда, ибо другого пути там нет. В Мюнхене, например, велодорожка в аэропорт есть и приехать по ней в него не сложно, а вот найти ее при выезде из аэропорта, думаю, было бы для нас также непростой задачей, уж больно хитро она обходит вокруг всей территории аэропорта.

На маршруте для нас не грех было воспользоваться поездами, из них было 4 плановых и 5 внеплановых. Они, несмотря на завышенный ценник некоторых из них, сильно нас выручили. Поэтому советую проработать варианты, где возможно придется грузиться в поезда с велосипедами. Расписания, схемы движения и другую информацию можно найти на сайтах перевозчиков, не удастся только купить билет через интернет, так как это возможно лишь для граждан ЕС. Билеты можно приобрести как в автоматах по их продаже, так и в кассах вокзалов, интерфейс автоматов более-менее понятен, операторам в кассах не чуждо знание английского. Далее буду говорить о французских и немецких поездах, коими нам приходилось пользоваться.

Особенности французского ж/д транспорта. Легко купить билет в автомате, все интуитивно понятно для иностранца. Билеты очень дороги, это говорили даже французы, что поезд и для них почти что роскошь, а для нас и подавно. За велосипед платить в поездах типа TER и INTERCITY не нужно, но мест отведенных для них в вагонах ограничено и может случиться так, что для вас места не хватит. (Например в поезде Нарбонн — Каркассон после нашей посадки проводник завернул группу велотуристов из 8 человек, заставив их ждать следующего поезда, места в единственном оборудованном вагоне было всего под 4 велосипеда. Приезжайте на перрон раньше других — это даст вам некоторое преимущество) Вагоны нам попадались самой разной планировки и разного удобства за одну и ту же цену, однажды случайно проехали в 1 классе (отличается креслами и наличием розеток и доп. туалетов) на что нам никто ни слова не сказал - повезло. Билет перед посадкой в поезд считывается для контроля специальным устройством в вокзале при выходе на платформы. Билеты у нас во время поездок ни разу никто не проверял, может это случайность. Билеты на TER и INTERCITY действительны в течение дня на разное время, если они стоят одинаково (по аналогии с российскими электричками). Задержка поездов во Франции — обычное явление, мы стояли минут 20 на полпути в Бордо в ожидании пока жандармы удалят из поезда пьяного дебошира. Остановок на пути поезда делают очень мало, выбирайте для посадки города покрупнее. Скоростные поезда TGV просто безумно дороги, вдвое дороже наших сапсанов, мест для велосипедов в них мало, где-то 4-8 и за них надо платить тоже дорого а покупать желательно заранее. Если вам будут говорить, что можно убрать вел в чехол и везти его бесплатно в месте отведенном для багажа — не верьте никому, это не реально! Так нам говорил и один велотурист, встреченный на вокзале и кассир, продававший нам билеты, а спас нас от фиаско только начальник поезда Париж — Страсбург, добрейшей души дядька, любезно разместивший наши велы, практически друг на друге в том вагоне, где есть отведенные для них платные места, но понервничали мы надо сказать изрядно.

 

Рис. 10. Перевозка велосипедов во французском поезде INTERCITY.

 

Особенности немецкого ж/д транспорта. В автомате купить билет не так понятно как во Франции, нам проще было пользоваться кассами. Билеты гораздо доступнее по цене нежели французские. Провоз велосипеда оплачивается отдельно, это впрочем все равно не гарантирует того, что отведенного места хватит на всех (Так в Штутгартском поезде на отрезке Линдау-Кемптон был просто завал велосипедов в вагоне, кое кто даже стоял с велом в тамбуре, думаю, есть вариант вообще не влезть в поезд в часы пик) Билеты всегда проверяют контролеры. Поезда ходят четко по времени. Чем более местного значения поезд, тем больше он делает остановок. По билету на региональный поезд в границах земли можно ехать с различными пересадками в течение всего дня, оптимальный маршрут вам помогут подобрать в кассе. Например из пункта А в пункт Б вы проезжаете с пересадками через пункты В и Г, оплатив билет вы можете в течение дня успеть погулять по городам В и Г и к вечеру прибыть таки в пункт Б. Скоростными поездами в Германии не пользовались, поэтому про них сказать ничего не могу. Вагоны поездов очень цивильные и чистые.


Рис. 11. Перевозка велосипедов в региональных немецких поездах. (Это самый велодружелюбный вариант вагона, из всех встреченных нами)

В Европе очень популярен Blablacar, если вам удастся воспользоваться им с велосипедами — это будет хороший опыт. Нам к сожалению не попалось попутчиков с большой машиной.

6. Ночевки. «Отель 5 звезд или палатка с видом на звезды»

Ночевать всем известно проще и дешевле в палатке. К сожалению не во всех странах и не везде можно законно осуществить данный способ ночевки, что трудно осознать нашему брату, привыкшему ставить палатку практически под любым кустом на необъятных просторах родной страны, где-то это не принято, где-то просто не найти подходящего места, где-то может быть и запрещено. Но несмотря на это, кто ищет тот всегда найдет. Как говорилось ранее, при нанесении маршрута на карту, ещё будучи дома, стоит просмотреть космоснимки местности на предмет возможно пригодных для ночевки точек. Конечно же по фен-шую они должны быть вне населенных пунктов (видели однако даже палатки поставленные на тротуаре в столице Франции). Подойдут прибрежные зоны некоторых рек, озер, каналов, пустынные дикие пляжи вдоль морского побережья, участки выкошенных лугов, леса. Желательно чтобы рядом не было табличек с запрещающими знаками, надписей, повествующих о частной собственности и картинок со злыми собаками, ведь почти вся наша планета уже давно поделена на куски и кому-то принадлежит и без разрешения устраивать стойбище на чьей-то территории вроде как не совсем кошерно. Можно попробовать заночевать в зонах отдыха, которые предназначены в основном для барбекю во время уик-энда и не предполагают ночевок, но уж если больше негде, то попозже развернуться и пораньше свернуться вполне реально (правда сразу оговорюсь - сотрудники полиции наверное это не одобрят). Хорошо подходят для ночевки участки вдоль ЛЭП, ж/д путей, лесопарки с обозначением проходящих по ним пешеходных прогулочных маршрутов. Приходилось нам ночевать даже на обзорных площадках в Иль-Сюр-Тет и Мийо что конечно безумно красиво, но не оставит вас одинокими обитателями столь козырных мест. При выборе места дикой стоянки с вечера подумайте, куда по утру вы побежите отправлять естественные нужды, зачастую это может стать не простой задачей.

 

Рис. 12. Установка палатки на обзорной площадке рядом с виадуком Мийо и на лугу в городке Сен.

Следующий бесплатный способ ночевки — вписка к местным жителям, которые обычно сами являются путешественниками и любезно готовы разделить кров с братьями-туристами. Здесь в помощь приходят интернет-ресурсы couchsurfing. com и warmshowers. org, зарегистрироваться на которых будет полезно любому путешественнику. ВШ более подходит нам по причине того, что велотуристы - братья по оружию, понимают что к ним приедет грязный пыльный и уставший человек с велосипедом и баулом, каучсерфинг же все-таки более подходит для цивильных туристов а также не показывает район города хоста, что в большом городе немаловажно, зато распространен шире и людей в нем зарегистрированных гораздо больше, чем в ВШ. Заготовьте заранее краткий текст обращения — кто вы, откуда-куда едете, на сколько ночей хотите остановиться, об отсутствии вредных привычек и о том что вам нужно безопасное место парковки велосипедов, конечно же текст должен быть либо на языке принимающего человека, либо на английском. Отправлять запрос желательно за пару-тройку дней до предполагаемой даты въезда, в места же особо посещаемые туристами нужно напрашиваться еще раньше, за неделю и более, будьте также готовы что в таких местах многие будут отказывать вам либо принимать без особого энтузиазма из-за перегруза частыми гостями. Внимательно изучите страницу и требования хоста, читайте отзывы, прежде чем делать запрос, чтобы потом не разочаровать друг друга, люди бывают разные, например в Париже мы по невнимательности чуть было не вписались в квартиру к пожилому дяденьке не совсем той ориентации, не сразу дочитав презентацию на его странице, человек он может быть и неплохой, но знаете ли, на маршруте все же хочется спать спокойно. При подтверждении принять вас попросите телефон и подробный адрес хоста, возможно с координатами и ориентирами, так как порой найти в незнакомом городе нужный дом бывает непросто. Держите человека в курсе ваших продвижений к нему в день приезда, например смс-сообщениями. Как показывает практика, лучше всего делать запрос на 2 ночевки, так у вас будет и возможность отдохнуть и поближе познакомиться с людьми и посмотреть город, может быть вам даже позволят погостить еще дольше срока запроса, но некрасиво слишком злоупотреблять гостеприимством. Возможно кто-то захочет разделить с вами ужин, кто-то может попросить скинуться деньгами, чтобы купить продуктов и приготовить обед, кто-то может просто позволить вам воспользоваться кухней и стиральной машиной, кто-то предоставит вам отдельную комнату с кроватью и чистым бельем, кто-то место на полу в гостиной для коврика и спальника, кто-то оставит вам ключи от квартиры, чтобы вы могли в любое время приходить/уходить, кто-то попросит покинуть дом утром в определенный час. Вариантов может быть очень много. В какой то степени данный способ ночевки накладывает отпечаток повышенной аккуратности и ответственности, но незаменимым его преимуществом является возможность живого общения с людьми, погружение в их быт, в культуру страны, вы получите помощь советом и ответы на интересующие вас вопросы из первых уст, обменяетесь опытом путешествий. Не забудьте запастись небольшими сувенирами из родной страны, визитками, открытками, людям будет приятно получить от вас что-то взамен. Можно купить в магазине что-нибудь к столу в качестве donation. Делайте совместные фото, которое можно будет переслать на почту, это прекрасная память для всех.

 

 

Рис. 13. Очень удачные вписки через Warmshowers в городах Бордо и Нант.

Кемпинги. Большинство европейских велотуристов колесящих по Европе останавливается именно в них, это считается бюджетно, удобно и законно. Нам же сей способ ночевки совершенно не понравился. То что бюджетно по-европейски совершенно не бюджетно для нас, ведь стоимость начинается от 10 евро, но чаще еще дороже. За эти деньги вы имеете право на пользование душем, туалетом и получаете кусок относительно ровной земли под палатку, которая во время дождя может превратиться в болото. Пароль вай-фай для пользования интернетом вы получаете за отдельную плату в районе 2, 5 евро/сутки, причем может случиться так что интернет будет работать еле-еле или не работать вообще. В кемпингах может быть довольно шумно, масса людей заезжает-уезжает, ведет разнообразную деятельность, многие из них приехали на несколько дней, а то и недель и хотят веселиться, вам же после походного дня не мешало бы просто выспаться, чтобы на следующий день снова ехать дальше. Место под вашу палатку в кемпинге может оказаться не тенистым и ранним утром ее может раскалить взошедшее солнце. Если вы хотите осмотреть город, то из кемпинга, который по-любому находится за его чертой до города надо еще и добираться. Таким образом мы для себя, как велотуристы нашли в кемпингах минусов больше чем плюсов, иными словами в наших глазах кемпинг — это место заточенное на то чтобы люди в домах на колесах, едущие в отпуск всей семьей и везущие с собой полный набор удобств для жизни могли сэкономить на съемном жилье и расположиться с максимальным комфортом на лоне природы. Порой кемпинг более похож на своеобразный город из автофургонов, огромных тентов и палаток где люди живут неделями, бывают в некоторых из них и бунгало, но они также не дешевы и в высокий сезон забронированы.

Рис. 14. Кемпинги во французском Tarassac и немецком Freiburg.

Ну и конечно самый дорогой и цивилизованный способ — остановиться на ночь в хостеле или гостинице. В хостелах бывают как комнаты с большим количеством коек, так и двухместные, одноместные номера, последние естественно встречаются реже и ценник их выше. Часто в хостелах есть что-то вроде общего холла, общей кухни, где есть например микроволновка и эл. чайник, кулер. Может возникнуть проблема с размещением велосипеда, нужно спрашивать у администратора, где можно безопасно ваш велосипед поставить. С поиском гостиниц все элементарно — заходим на многочисленные поисковые системы, если цена, качество и местоположение устраивают — можно бронировать. Часто в Европе были случаи когда в интернете цена за номер была например 40 евро, а по приезду на стойке регистрации значилось 60 евро. При разговоре с администратором и ссылкой на интернет-ресурс всегда сходились на 40 евро, в чем прикол не понятно, может быть 60 евро написано так, на дурака, может кто и заплатит, но точно не русские велотуристы. Я считаю что раз в неделю в походе можно позволить себе роскошь остановиться в гостинице, поспать на мягком матрасе, помыться в ванной, отдохнуть в спокойной обстановке, особенно если вы в городе а бесплатно вас никто не вписывает.

Рис. 15. Полухостел-полукемпинг «The tent» в Мюнхене и бюджетный «Hipotel» в Париже.

Комбинация в одном походе всех способов размещения даст вам неповторимую полноту ощущений, и многогранности путешествия, так что не зацикливайтесь на чем то одном, комбинируйте, пробуйте новое, это интересно.

 7. О питании. «Хлеб-соль, а где же первое, второе и компот? »

Поддерживать такой же режим питания как в походах по России не просто. Поэтому нужно уделить немало внимания этому вопросу. Набор продуктов в магазинах и гастрономические пристрастия граждан отличается от страны к стране. Овсянка не требующая варки, которую мы привыкли употреблять по утрам дома, трудно находима на прилавках, мы заменяли ее на мюсли, которых в изобилии везде, (коробка 400 гр. стоит 1, 75? хватает ее на 4 добрых порции), к мюслям необходимо иметь молоко (стоит от 0, 7? за литр, берем коробку стерилизованного молока на раз, и целиком ее употребляем, так как в открытом виде хранить не возможно). Мы догонялись еще шоколадом (200 г. 1? ), таким образом стоимость одного завтрака примерно 1, 3? на человека. Плюсы такого завтрака — скорость, экономия газа, так как варить и даже кипятить ничего не нужно, идеален в жаркую погоду, но в условиях межсезонья не так хорош, нужно что-нибудь горячее. Можно дополнить завтрак например бутерами с «нутеллой» или арахисовой пастой.

Самое сложное — это обед, если серьезно заниматься готовкой в дороге (что конечно было бы правильнее и полезней) то это отвлекает, занимает много времени и сил. Кафешки в Европе очень дороги (комплексный обед ни о чем за 10? по большой удаче, столько же средняя пицца, в итоге что покушал, что радио послушал), в Азии конечно такой проблемы нет. Я спрашивал многих европейцев, нет ли у них социальных едален типа наших столовых, все отвечали что не встречается. Нам привыкшим в походе проезжая города России и Белоруссии непременно искать столовую, чтобы пообедать, немного диковато и трудновато. В магазинах конечно можно купить консервы, но они быстро приедаются, ведь хочется и 1-ое и 2-ое и компот. В итоге так и не нашли мы идеальной формулы обеда в загранвелопоходе, старались чередовать консервированный картофель и овощи, фасоль, рататуй, бутеры с хамоном либо паштетом, фрукты. Много всего продается для микроволновки, жаль что с собой в дорогу микроволновку не взять.

Ужин мы традиционно готовили вечером на горелке, в основном макароны/рис с тушенкой, овощи. Активно использовали в течение дня углеводные перекусы, орехи. Газ для горелки стоит 7-8? большой баллон, покупается в магазинах сети Декатлон, бывает что больших баллонов нет в наличии и приходится покупать маленький за 5?, что ну совсем не выгодно. Пару слов о лапше быстрого приготовления, называемой у нас в народе бомж-пакетом, так вот, в Европе это по всей видимости деликатес и запросто стоить может 2, 5? за штуку, так что съехать на них не придется. Лишь в китайском супермаркете нам удалось купить за евро 5 штук. И конечно же нет борща, гречки, сала и кабачковой икры.

Среди европейцев у которых мы останавливались я также не заметил особых кулинарных пристрастий, все едят довольно простую пищу, только в Бордо по случайности попав на праздничный ужин мы были приятно удивлены изобилием на столе.

Закупать продукты конечно удобнее в сетевых магазинах (Careefour в Испании, Super U во Франции, LIDL в Германии, например). В маленьких населенных пунктах как правило есть магазинчик с дежурным набором самых необходимых продуктов (наподобие советского сельпо) и хлебом из собственной пекарни. Запомните самое главное — в Воскресенье не работает ничего!!! Всем необходимым закупайтесь в субботу, если вдруг что-то понадобилось в воскресенье ищите заправку с магазином. Умеючи часть пропитания можно добыть с полей, но мы так поняли, что это не очень приветствуется, можно и схлопотать.


Рис. 16 Стандартная продовольственная закупка в супермаркете и бокадильос – фастфуд в испанском стиле.

8. Пара слов о снаряжении «все то же + гаджеты»

По снаряжению действуют все те же правила, что и в походах по России. Легкость, функциональность и практичность в приоритете. Очень пригодится телефон/планшет с возможностью выхода в интернет через вай-фай, навигатор, что-нибудь в помощь для перевода на иностранные языки (разговорник, офлайновый словарь). Можно от себя добавить такие вещи, как поясная сумка — пригодится для хранения самых ценных вещей, чтобы они были всегда при себе. Возможно неплохо было б обзавестись местной сим-картой с интернетом, чтобы на разоряться на звонках и не зависеть от точек доступа вай-фай, у нас этот момент не был проработан и мы так и не обзавелись ей, хотя вроде как сотовый оператор Orange нам бы подошел, пока этот вопрос открыт для будущего изучения. Не забывайте брать теплые вещи, погода, она даже летом может оказаться капризной, а осенью где-нибудь в Альпах и подавно. Хорошо зарекомендовал себя флисовый плед – легок, компактен, и во сне согреть может, и на стоянке и от кондиционеров в транспорте защитит. Жалею, что в путешествии у нас не было action видеокамеры, можно было б склеить неплохой видеоролик, а еще оси заднего и переднего колеса неплохо иметь в ремнаборе, ибо лопнувшая ось очень неприятная поломка.

Надеюсь, что все вышесказанное или часть его поможет вам в организации и осуществлении ваших велопутешествий за границей, и послужит готовым пособием, где собраны основные аспекты по данной теме. Ездить там можно, нужно и интересно. А в век информационных технологий это становится еще и проще с каждым годом.

 Рис. 16. Так выглядит один из магнитов на холодильник, популярный в Бретани.

© Copyright Nikolai Pysin, 2016



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.