|
||||||||||||||||||||||||||||||
Форма заявления кандидата в наставники
Комитет по образованию муниципального образования «Энский район»
Положение о программе наставничества 1. Общие положения 1. 1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ «Средняя школа № 1» разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов: - Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - распоряжения Минпросвещения России от 25. 12. 2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - письма Минпросвещения России от 23. 01. 2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; - приказа Министерства образования и науки Энской области от 18. 11. 2021 № 604; - приказа Управления образования города Энска от 20. 12. 2021 № 345; - устава МБОУ «Средняя школа № 1» - и определяет порядок организации наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1». 1. 2. Настоящее Положение: - определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель); - устанавливает порядок организации наставнической деятельности; - определяет права и обязанности ее участников; - определяет требования, предъявляемые к наставникам; - устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; - определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности. 1. 3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются: - наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого; - наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции; - руководитель МБОУ «Средняя школа № 1»; - куратор наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» – сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию программы; - родители (законные представители) обучающихся; - выпускники МБОУ «Средняя школа № 1»; - участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители образовательных организаций, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. Цель и задачи наставничества, 2. 1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее – педагоги) МБОУ «Средняя школа № 1» в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. 2. 2. Задачами наставничества являются: - улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; - раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; - обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; - формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; - ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; - сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ «Средняя школа № 1» и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; - создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности; - выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; - формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ «Средняя школа № 1», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. 2. 3. Планируемые результаты реализации программы наставничества: - успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе; - повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках; - развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности; - формирование активной гражданской позиции наставляемого; - позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; - построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3. 1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1». 3. 2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут руководитель МБОУ «Средняя школа № 1», куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в школе. 3. 3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: - обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; - педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ «Средняя школа № 1»; - педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3. 4. Наставниками могут быть: - учащиеся; - выпускники; - родители (законные представители) обучающихся; - педагоги и иные должностные лица образовательной организации; - сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявившие готовность принять участие в реализации программы наставничества. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в приложении 1. 3. 5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления (приложение 2). 3. 6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. 3. 7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3. 8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ «Средняя школа № 1», основанием могут выступать следующие обстоятельства: - прекращение трудовых отношений; - психологическая несовместимость наставника и наставляемого; - систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; - привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; - обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3. 9. Этапы наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» осуществляются в соответствии с дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов: - этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества; - этап 2. Формирование базы наставляемых; - этап 3. Формирование базы наставников; - этап 4. Отбор/выдвижение наставников; - этап 5. Формирование наставнических пар/групп; - этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; - этап 7. Завершение внедрения программы наставничества. 3. 9. 1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год исходя из потребностей образовательной организации, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации. 3. 9. 2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются: - согласия на обработку персональных данных от тех участников программы наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого согласия; - согласия на участие в программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники – несовершеннолетние. 3. 9. 3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (приложение 1). 3. 9. 4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в приложении 2). 3. 9. 5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым посредством специальной формы (приложение 3), формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов развития. 3. 9. 6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества. 3. 9. 7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. 3. 10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте МБОУ «Средняя школа № 1» (school1@edu. ensk. ru) в разделе «Наставничество» размещается и своевременно обновляется следующая информация: - нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию программы наставничества; - реестр наставников; - перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества образовательной организации; - анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества; - лучшие наставнические практики; - шаблоны и формы документов. 4. Права и обязанности куратора 4. 1. На куратора возлагаются следующие обязанности: - формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; - разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1»; - организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы наставничества; - подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ «Средняя школа № 1»; - оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; - мониторинг и оценка качества программы наставничества; - получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; - анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и участие в его распространении. 4. 2. Куратор имеет право: - запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; - организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др. ); - вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ «Средняя школа № 1», сопровождающие наставническую деятельность; - инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1»; - принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; - вносить на рассмотрение руководству МБОУ «Средняя школа № 1» предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; - на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества. 4. 3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 5. Права и обязанности наставника 5. 1. Наставник обязан: - помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; - в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов наставнической деятельности; - выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития; - передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях; - своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; - личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение; - принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе в рамках «Школы наставников»; - в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5. 2. Наставник имеет право: - привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе с деятельностью наставляемого; - выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития; - требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития; - в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; - принимать участие в оценке качества программы наставничества; - обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой; - обращаться к руководителю МБОУ «Средняя школа № 1» с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого 6. 1. Наставляемый обязан: - выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана развития; - совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; - выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; - отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана развития; - сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана развития; - проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; - принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МБОУ «Средняя школа № 1». 6. 2. Наставляемый имеет право: - пользоваться имеющейся в МБОУ «Средняя школа № 1» нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана развития; - в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; - принимать участие в оценке качества программы наставничества; - при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1». 7. Мониторинг и оценка результатов реализации 7. 1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 7. 2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка влияния программ на всех участников. 7. 3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый». Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 7. 4. На втором этапе мониторинга оцениваются: - мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; - развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; - динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы. Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика: - развития гибких навыков участников программы; - уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования; - качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ; - степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; - качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе. 7. 5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 8. Мотивация участников наставнической деятельности 8. 1. Участники системы наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1», показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений: - публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; - размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др. ) на сайте и страницах школы в социальных сетях; - благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; - обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8. 2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МБОУ «Средняя школа № 1». 8. 3. Руководство МБОУ «Средняя школа № 1» вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 1 Критерии отбора/выдвижения наставников Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются: - наличие личного желания стать наставником; - авторитетность в среде коллег и обучающихся; - высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:
Приложение 2 Форма заявления кандидата в наставники Директору МБОУ «Средняя школа № 1» (полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники) Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год. Контакты кандидата: тел.: E-mail: К заявлению прилагаю: 1. Согласие родителей (законных представителей) (для наставников из числа обучающихся). С Положением о программе наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» ознакомлен(а). Дата написания заявления « » 20 г. Подпись Расшифровка подписи Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ, Подпись Расшифровка подписи
Приложение 3 Примерная форма Потенциальные участники программы: Наставник: Наставляемый: Родитель/законный представитель: Критерии подбора: Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя: - одинаковый пол; - общие интересы; - совместимость графиков; - близость мест проживания; - схожесть черт личности; - другие причины совместимости: Вопросы, вызывающие обеспокоенность:
Комментарии: Решение о прикреплении:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|