Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Форма заявления кандидата в наставники



 

Комитет по образованию муниципального образования «Энский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Средняя школа № 1»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

 
педагогическим советом

 Директор МБОУ
«Средняя школа № 1»

 
МБОУ «Средняя школа № 1»  

А. А. Андреев

(протокол от 22. 06. 2022 № 18)

22. 06. 2022

 
       

 

Положение о программе наставничества
в МБОУ «Средняя школа № 1»

1. Общие положения

1. 1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ «Средняя школа № 1» разработано с учетом требований следующих правовых и нормативных документов:

- Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- распоряжения Минпросвещения России от 25. 12. 2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

- письма Минпросвещения России от 23. 01. 2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;

- приказа Министерства образования и науки Энской области от 18. 11. 2021 № 604;

- приказа Управления образования города Энска от 20. 12. 2021 № 345;

- устава МБОУ «Средняя школа № 1»

- и определяет порядок организации наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1».

1. 2. Настоящее Положение:

- определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель);

- устанавливает порядок организации наставнической деятельности;

- определяет права и обязанности ее участников;

- определяет требования, предъявляемые к наставникам;

- устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;

- определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.

1. 3. Участниками программы наставничества в образовательной организации являются:

- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;

- наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;

- руководитель МБОУ «Средняя школа № 1»;

- куратор наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» – сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и организацию программы;

- родители (законные представители) обучающихся;

- выпускники МБОУ «Средняя школа № 1»;

- участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители образовательных организаций, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.

2. Цель и задачи наставничества,
планируемые результаты программы наставничества

2. 1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее – педагоги) МБОУ «Средняя школа № 1» в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

2. 2. Задачами наставничества являются:

- улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;

- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;

- раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;

- обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе;

- формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;

- ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

- сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ «Средняя школа № 1» и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;

- создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;

- выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;

- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ «Средняя школа № 1», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.

2. 3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:

- успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном коллективе;

- повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках;

- развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности;

- формирование активной гражданской позиции наставляемого;

- позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;

- построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.

3. Порядок организации наставнической деятельности

3. 1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1».

3. 2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут руководитель МБОУ «Средняя школа № 1», куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в школе.

3. 3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций.

Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса:

- обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;

- педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ «Средняя школа № 1»;

- педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.

3. 4. Наставниками могут быть:

- учащиеся;

- выпускники;

- родители (законные представители) обучающихся;

- педагоги и иные должностные лица образовательной организации;

- сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявившие готовность принять участие в реализации программы наставничества.

Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в приложении 1.

3. 5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления (приложение 2).

3. 6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.

3. 7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого.

В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3. 8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ «Средняя школа № 1», основанием могут выступать следующие обстоятельства:

- прекращение трудовых отношений;

- психологическая несовместимость наставника и наставляемого;

- систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;

- привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

- обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

При замене наставника период наставничества не меняется.

3. 9. Этапы наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1» осуществляются в соответствии с дорожной картой внедрения программы наставничества и включают в себя семь этапов:

- этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;

- этап 2. Формирование базы наставляемых;

- этап 3. Формирование базы наставников;

- этап 4. Отбор/выдвижение наставников;

- этап 5. Формирование наставнических пар/групп;

- этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;

- этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.

3. 9. 1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год исходя из потребностей образовательной организации, заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.

3. 9. 2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:

- согласия на обработку персональных данных от тех участников программы наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого согласия;

- согласия на участие в программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники – несовершеннолетние.

3. 9. 3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (приложение 1).

3. 9. 4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в приложении 2).

3. 9. 5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым посредством специальной формы (приложение 3), формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов развития.

3. 9. 6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества.

3. 9. 7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.

3. 10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на сайте МБОУ «Средняя школа № 1» (school1@edu. ensk. ru) в разделе «Наставничество» размещается и своевременно обновляется следующая информация:

- нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию программы наставничества;

- реестр наставников;

- перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества образовательной организации;

- анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения программы наставничества;

- лучшие наставнические практики;

- шаблоны и формы документов.

4. Права и обязанности куратора

4. 1. На куратора возлагаются следующие обязанности:

- формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

- разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ «Средняя школа № 1»;

- организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы наставничества;

- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ «Средняя школа № 1»;

- оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;

- мониторинг и оценка качества программы наставничества;

- получение обратной связи от участников программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;

- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в школе и участие в его распространении.

4. 2. Куратор имеет право:

- запрашивать документы (индивидуальные планы развития, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности;

- организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др. );

- вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ «Средняя школа № 1», сопровождающие наставническую деятельность;

- инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1»;

- принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;

- вносить на рассмотрение руководству МБОУ «Средняя школа № 1» предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;

- на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.

4. 3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

5. Права и обязанности наставника

5. 1. Наставник обязан:

- помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;

- в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и (при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора методов наставнической деятельности;

- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития;

- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях;

- своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;

- личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости корректировать его поведение;

- принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе в рамках «Школы наставников»;

- в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.

5. 2. Наставник имеет право:

- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программы наставничества;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ «Средняя школа № 1», в том числе с деятельностью наставляемого;

- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом развития;

- требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;

- в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;

- принимать участие в оценке качества программы наставничества;

- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой;

- обращаться к руководителю МБОУ «Средняя школа № 1» с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.

6. Права и обязанности наставляемого

6. 1. Наставляемый обязан:

- выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана развития;

- совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки;

- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки;

- отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана развития;

- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана развития;

- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;

- принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества МБОУ «Средняя школа № 1».

6. 2. Наставляемый имеет право:

- пользоваться имеющейся в МБОУ «Средняя школа № 1» нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана развития;

- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;

- принимать участие в оценке качества программы наставничества;

- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МБОУ «Средняя школа № 1».

7. Мониторинг и оценка результатов реализации
программ наставничества

7. 1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор, обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

7. 2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

оценка качества процесса реализации программы наставничества;

оценка влияния программ на всех участников.

7. 3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый».

Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

7. 4. На втором этапе мониторинга оцениваются:

- мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества;

- развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;

- динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.

Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:

- развития гибких навыков участников программы;

- уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования;

- качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;

- степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;

- качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлет­воренности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.

7. 5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

8. Мотивация участников наставнической деятельности

8. 1. Участники системы наставничества в МБОУ «Средняя школа № 1», показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя школы к следующим видам поощрений:

- публичное признание значимости их работы – объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.;

- размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др. ) на сайте и страницах школы в социальных сетях;

- благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;

- обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты.

8. 2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МБОУ «Средняя школа № 1».

8. 3. Руководство МБОУ «Средняя школа № 1» вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.

Приложение 1
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 22. 06. 2022

Критерии отбора/выдвижения наставников

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников являются:

- наличие личного желания стать наставником;

- авторитетность в среде коллег и обучающихся;

- высокий уровень развития ключевых компетенций: способность развивать других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже:

Форма наставничества Критерии
«Ученик – ученик» - активный обучающийся уровня среднего общего образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты; - победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований; - лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); - возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений
«Учитель – учитель» - опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров); - педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества образовательной организации; - обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией
«Студент – ученик» - ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды; - участник образовательных, спортивных, творческих проектов; - увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим; - образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности

 

Приложение 2
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 22. 06. 2022

Форма заявления кандидата в наставники

Директору МБОУ «Средняя школа № 1»
Андрееву А. А.
                                                                   
                                                                   

(полные Ф. И. О. и должность кандидата в наставники)

Прошу считать меня участвующим(ей) в отборе наставников в Программу наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» на 2022/23 учебный год.

Контакты кандидата: тел.:                         E-mail:                                          

К заявлению прилагаю:

1. Согласие родителей (законных представителей) (для наставников из числа обучающихся).

С Положением о программе наставничества МБОУ «Средняя школа № 1» ознакомлен(а).

Дата написания заявления «    »             20    г.

Подпись                 Расшифровка подписи

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке, установленном законодательством РФ,
«    »             20    г.

Подпись                 Расшифровка подписи

 

 

Приложение 3
к Положению о программе наставничества,
утвержденному 22. 06. 2022

Примерная форма
прикрепления наставника к наставляемому

Потенциальные участники программы:

Наставник:                                                                                                                                          

Наставляемый:                                                                                                                                   

Родитель/законный представитель:                                                                                                  

Критерии подбора:

Предпочтения наставника, наставляемого и/или родителя/законного представителя:

- одинаковый пол;

- общие интересы;

- совместимость графиков;

- близость мест проживания;

- схожесть черт личности;

- другие причины совместимости:                                          

Вопросы, вызывающие обеспокоенность:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Комментарии:
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Решение о прикреплении:          
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.