План по самообразованию на 2022-2023г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ЛЕГОПОЛИС» г. Перми.
План по самообразованию на 2022-2023г.
Воспитателя Мизевой Светланы Михайловны
На тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
г. Пермь, 2022 г.
План по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Мизева Светлана Михайловна. Сведения об образовании: высшее образование.
Стаж педагогической работы: 18 лет.
Период работы над темой: работа начата в сентябре 2022 года, планируется закончить в мае 2023 года.
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Продолжать развивать свободное общение взрослыми.
2. Совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Развивать монологическую форму речи.
4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
5. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержанию сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
6. Развивать умение составлять свой рассказ из личного опыта.
Актуальность.
Развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развитие других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Литература:
1. Базик И. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.
4. ЛебедеваЛ. В., КозинаИ. В., Кулакова Т. В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятие по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
6. УшаковаО. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М., 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гаврин Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год
| Тема самообразования
| Форма и срок отчёта
| 2022 - 2023
| Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
| Выступление с опытом работы на итоговом педагогическом совете в мае 2023 г.
|
Месяц, тема.
|
Форма работы
| С детьми
| С педагогами
| С родителями
| Сентябрь.
Подбор и изучение литературы по теме.
| Дидактические игры и упражнения, сюжетные картины.
|
| Памятки для родителей по обучению связной речи.
| Октябрь.
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
| Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приёмам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
|
| Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»
| Ноябрь.
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
| Сказкотерапии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждатьк умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.
| Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
|
| Декабрь.
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
| Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов в предложении. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
|
| Познакомить родителей с играми (дидактическими и лекско – грамматическими, влияющими на развитие речи детей).
| Январь.
Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам.
| Учить детей рассматривать картину и выделять её главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассматривании картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
|
| Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказа по картинам.
| Февраль.
Работа с загадками.
| Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учит детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
|
| Консультация для родителе: « Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
| Март.
Работа над развитием речи через театральную деятельность.
| Инсценировка сказок: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кот». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передачи образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки старших групп.
|
| Проведение праздника 8 Марта: поздравляем мам и бабушек, поём песни и читаем стихи.
| Апрель.
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворения.
| Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов.
| Открытый просмотр образовательной ситуации для педагогов на тему «Весна»
|
| Май.
Открытый просмотр образовательной ситуации для родителей на тему «Книга сказок»
| Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказки по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарём – учить подбирать признаки предметов (прилагательные, существительные); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
| Отчёт о проделанной работе за учебный год.
| Открытый просмотр образовательной ситуации для родителей на тему «Книга сказок»
|
|