Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительнойгруппе на 2020-2021уч.г.
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительнойгруппе на 2020-2021уч. г.
Сентябрь
Неделя
| Тема и цель
|
3неделя
| 1. ( На прогулке) Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени.
| 2. ( На прогулке) Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.
| 3. Листья березы для гербария» Учить отличать листья березы от листьев дуба.
| 4. Опыт «Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
|
4 неделя
| 1. Опыт «Сравнить цветы».
Цель: Учить сравнивать и различать разные цветы.
| 2. Опыт. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество
| 3. Опыт «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
| 4. Опыт «Когда льётся, когда капает? ».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла
|
Октябрь
Неделя
| Тема и цель
|
1неделя
| 1. Опыт «Удивительный песок»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
| 2. Опыт «Соревнование»
Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.
Материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.
| 3. Опыт «Свойства сухого и мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.
|
2 неделя
| 1. Опыт «Сухая и влажная почва (то же с песком)»
Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
Материал: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.
| 2. Опыт «В какую бутылку нальётся вода быстрее? ».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
| 3. Опыт «Что бывает с паром при охлаждении? ».
Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
|
3 неделя
| 1. Опыт «Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
| 2. Опыт «Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
| 3. Опыт. «Куда делась вода? ».
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
|
4 неделя
| 1. Опыт «Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
| 2. Опыт «Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
|
5 неделя
| 1. Замерзание жидкостей.
Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Игровой материал: Емкости с одинаковым количеством обычной и соленойводы, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности
| 2. Опыт «Откуда берётся иней? ».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
| 3. Опыт «Замёрзшая вода».
Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
|
Ноябрь
Неделя
| Опыты
|
1 нед.
| 1. «Надуй шар»
Цель: Доказать на Опыте, что вступая в реакцию пищевая сода, сок лимона, смешанный с уксусом, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
| 2. Реактивный шарик.
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Игровой материал: Воздушные шары.
| 3. Как увидеть «молнию»?
Цель: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.
Игровой материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор
|
2 нед.
| 1. « Звуки в воде»
Цель: Выявить особенности передачи звука на расстоянии ( звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела )
| 2. Как увидеть «молнию»?
Цель: Выяснить, что гроза — проявление электричества в природе.
Игровой материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор
| 3. Мир металлов.
Цель: Называть разновидность металлов (алюминий, стал; жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.
Игровой материал: Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
|
3 нед.
| 1. «Не верь своим глазам»
Цель: Измерить с помощью линейки длину отрезков.
| 2. Опыт «Какая лужа высохнет быстрее? ».
Цель: выявить свойства быстрого высыхания воды.
| 3. Опыт «Игра в прятки».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой
| 4 нед.
| 1. « Свойства воска»
Цель: Показать, что воск при нагревании тает, а при застывании становится твердым.
| 2. Опыт «Как вытолкнуть воду? ».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
| 3. Опыт № 17. «Тающий лёд».
Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
|
Декабрь
Неделя
| Опыты
| 1 нед.
| 1. «Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.
| 2. «Яйцо утонет или всплывет? »
Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую (7 мин. в кипящей воде), 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
| 3. «Как образуется тень».
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
| 2 нед.
| 1. « Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
| 2. Как не обжечься? »
Цель: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
| 3 нед.
| 1. Опыт с перьями( ёмкости с водой, жир, пипетки, растительное масло, бумага, кисточка)
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме
| 2. Опыт № 20. «Пар — это тоже вода».
Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.
| 3. Опыт «Прозрачность льда».
Цель: Закрепить представления, что лед прозрачный.
Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.
| 4 нед.
| 1. «Есть ли у растений органы дыхания? »
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
| 2. Опыт № 22. «Почему снег мягкий? ».
Цель: выяснить, что снег легче воды.
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
|
Январь
Неделя
| Опыты
| 1нед.
| 1. «Испарение»
Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
| 2. «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
| 3. «Как работает термометр»
Цель. Посмотреть, как работает термометр.
Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка
| 2нед.
| 1. « Во всех ли листьях есть питание»
Цель : Установить наличие в листьях питания для растений.
| 2. «Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
| 3«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
| 3 нед.
| 1. « Лёд – твердая вода»
Цель: Познакомить со свойствами воды.
| 2. «Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
| 3. «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»
Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материалы. Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
| 4 нед.
| 1. «Исчезающий мелок»
Цель: Показать, что известняк при соприкосновении с уксусной кислотой превращается в другие вещества, одно из них – углекислый газ.
2. «Зависимость таяния снега от температуры»
Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
|
Февраль
Неделя
| Опыты
| 1нед.
| 1. «Лава-лампа»
Цель: Показать, что масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому опускается на дно и после распадения её частиц частицы масла поднимаются.
| 2. «Что выделяет растение? »
Цель. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
| 3. «Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
| 2нед.
| 1. «Цветное молоко »
Цель : Показать, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
| 2. «Во всех ли листьях есть питание? »
Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.
| 3. Опыт. «Таяние снега».
Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.
| 3нед.
| 1. «Дождевые облака»
Цель: Объяснить как идёт дождь, сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю
| 2. «Лабиринт»
Цель: Установить, как растение ищет свет.
| 3. Опыт «Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
| 4 нед.
| 1. Опыт «Способность воды отражать окружающие предметы».
Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.
| 2. Опыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать
Цель: Показать, что вода может литься, а может разбрызгиваться.
| 3. Опыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».
Цель: Подвести к пониманию, что бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.
|
Апрель
неделя
| Тема и цель
| 1нед
| «Бережем воду». Показать способ очистки воды с помощью фильтра; учить беречь воду. Помочь определить, сколько зря воды проливается из крана.
| «Животворное свойство воды».
Доказать детям одно из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому. Раскрыть понятие круговорота воды в природе.
| «Обоняние человека». Упражнять в различении цветов и пищи по запаху.
| 2нед
| «Вдох и запах, вкус и запах». Доказать необходимость вдоха для определения запаха; показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
| «Мир ткани». Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
| 3нед
| «Мир металлов». Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.
| «Проверка зрения»
Выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.
| 4нед
| «Выяснение причины храпа человека».
Помочь выяснить причины храпа человека (частичное перекрытие дыхательных путей).
| «Заплесневелый хлеб»Установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно правильно хранить.
|
5нед
| «Опыт с камнем»Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный нои босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.
| «Опыт со стеклом»Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.
|
Май
Неделя
| Тема и цель
| 1 нед
| «Далеко – близко»
Познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
| «Мир бумаги»
Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
| 2 нед
| «Как достать скрепку из воды не намочив рук».
Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
| «Яйцо утонет или всплывет? «Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
| «Опыт с металлом».
Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает
| 3 нед
| «Реактивный шарик». Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
| «Опыт с деревом».
Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?
|
|