Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение 2



 

 

Тема.     Печенеги и торки на территории Донецкого края

           

 

Об этих племенах современники писали: «их набеги – удар молнии, их отступления тяжелы и легки одновременно, тяжелы от множества добычи, легки от быстроты бегства… Они опустошают чужие страны, а своей не имеют. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел… Число их бесчисленно». Более столетия непосредственными южными соседями Руси был кочевой народ, именуемый русской летописью печенегами.

В начале X века в степях Северного Причерноморья появились печенеги. Эпоха князя Игоря Рюриковича стала временем тесных русско-печенежских контактов и мирных экономических связей. В 915 году киевский летописец отметил: " Пришли печенеги впервые на Русскую землю... " На подступах к Киеву их встретило сильное войско Игоря, и кочевники предпочли не вступать в битву, а направиться на Дунай, где принялись грабить болгарские земли. Князю Игорю, как можно предположить, удалось откупиться от неверных и оградить русские земли от разбоя. В " Повести временных лет" говорится, что киевский князь заключил с печенегами мир, и в течение пяти лет они не тревожили его пределы. В 920 году печенеги вновь оказались у русских рубежей, после чего последовали мирные переговоры и, вероятно, откуп, после чего кочевники опять удалились в Подунавье. Между Русью и печенегами не существовало четких границ, и поэтому мир был условным. Даже в период обострения отношений с печенегами, Русь продолжала вести торговлю с Византией, Крымом, Кавказом и странами Востока. Тяжелая война с печенегами продолжалась до самой смерти князя Владимира и, судя по летописным известиям, не принесла Руси решающих успехов. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Кочевники печенеги с самого начала своего существования занимались скотоводством, в основном разведением коней и овец. Скот был для них источником еды и питья, но знали они и особенности охоты. Ремесленничество печенегов носило домашний характер. Они изготавливали глиняную кухонную утварь, умели обрабатывать кожу и шить из нее одежду, для того, чтобы делать бытовой инвентарь, кочевники научились справляться с деревом и камнем. Кроме того, у них существовала собственноручно сделанная конская сбруя. Печенеги были европеоидами с темными волосами, брили бороды, имели небольшой рост и неширокие лица. Обычные печенеги жили в войлочных кибитках, с двух лет до старости ездили верхом на коне. Во время стоянки они создавали своеобразный круглый лагерь, окруженный связанными телегами. Несколько семей варили еду в общем походном казане. Питались они мясом и молочными продуктами, кашей, приготовленной из зерен дикорастущих злаков. Печенеги не представляли своей жизни без постоянных военных противостояний, а их набеги отождествляли с ударом молнии. С опустошенных земель они уходили, захватив с собой многочисленное чужое имущество, жен и детей покоренного народа.

 

 

Приложение 2

В XI веке пришли в наш край новые завоеватели – торки. Основные кочевья торков располагались в бассейне реки Казенный Торец. Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

Чёрные клобуки́ — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века. Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 году. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги. Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки». Чёрные клобуки получили у русов наименование по внешнему виду — чёрным войлочным шапкам.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.