Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чтение сказки и её анализ



 

Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста» - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.

 Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил: информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах - это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

 

 

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость  и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

 

Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

 

Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки, становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

 

 


Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок  отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на  поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения. И нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают  напряжение и возбуждение.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну... » или «в волшебный лес…»

 

Чтение сказки и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

— О чём сказка?

— Что запомнилось больше всего?

— Какие герои запомнились? Почему?

— Что случилось с тем или иным персонажем?

— Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

— Какие чувства, какое настроение после сказки?

— Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

— Случались ли у тебя похожие ситуации?

— Чему мы можем научиться у этой сказки?

 

Рассказывание сказок:

ü Рассказывание сказки от первого или третьего лица.  Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

ü Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

ü Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

ü Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т. д. Этот прием помогает развивать произвольную память, фантазию и воображение, умение выражать свои мысли, умение слушать.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

 

 


 Ефремовский отдел

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.