Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На базаре 1 страница



 

ОВОЩИ

 

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

(Поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз. )

Мы капусту солим-солим,

(Поочередное поглаживание подушечек пальцев. )

Мы капусту трем-трем,

(Потирать кулачок о кулачок. )

Мы капусту жмем-жмем.

(Сжимать и разжимать кулачки. )

 

 

У Лариски - две редиски У Лариски - две редиски,  У Алешки - две картошки,  А у Вовки - две морковки,  А у Петьки - две редьки. (Попеременно соединять большой палец с остальными одновременно на обеих руках. )              

Огород

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка.

(Загибать пальцы по одному. )

 

Овощи мы собирали.

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

 

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

              (Имитация движений в соответствии с текстом. )

Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой». ) Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с боль­шого. ) Наша Зина — молодец! (Показывают большой палец. )  

ФРУКТЫ

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

 (Левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать». )

Вот:

 

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибать пальцы по одному, начиная с большого. )

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варить» и «мешать». )

                    Н. Нищева

 

Апельсин Мы делили апельсин. Мног нас, а он одни. (Пальцы полусогнуты, словно в руках мяч. ) Эта долка – для ежа, Эта долька – для стрижа Эта долка – для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра. А для волка…кожура. (Из кулака пальцы разжимают по одному. ) Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь кто, куда. (Раскрыть и закрыть ладонь. )  

 

 


На базаре

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз.

(Попеременно соединять все пальцы с большим. Сначала на одной руке, потом на другой. )

 

                   

Фрукты Как у нашей Зины Фрукты в корзине: (Дети делают ладошки «корзинкой». ) Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы — До чего красивы! Посмотрите на ранет! (Сгибают пальчики, начиная с мизинца. ) Вкуснее наших фруктов нет! (Гладят живот. )  

Фруктовая ладошка

Этот пальчик — апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик — слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик — абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик — груша,

Просит: «Ну-ка, скушай! »

Этот пальчик — ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. )

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя. )

 

Яблоки в корзине* Раз обезьянка Зина Увидела в корзине (Сложить ладони в форме корзины. ) Два ароматных яблока Да не из магазина. (Сжать два кулачка и покрутить ими. ) Запрыгнула … и Вскрикнула! Так что же? Что же? Что же? (Стучать кончиками пальце обеих рук по столу в ритме стихотворения. ) Да просто первым яблоки Уже заметил ежик! (Сложить ладони вмести, а пальцы-иголки растопырить. ) Л. Ахметова  

ЯГОДЫ

 

В лес за ягодами

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

(Сжимать и разжимать кулачки. )

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

(Соединять все пальцы с большим – «Колечки». )

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Сложить ладошки в форме чашки. )

 

Ягоды Ягоды — это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на дру­гой руке. ) Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (Приподнимают плечи, удивляются. ) Я — молодец! (Большой палец вытягивают вперед. )  

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

 


Пирожки

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

(Загибать поочередно

пальчика, перечисляя продукты. )

Пирожки пеку, пеку,

(Имитировать лепку пирожков. )

Всех друзей я в гости жду.

(Ладони вперед, имитировать движения, подзывающие гостей. )

 

Хлеб Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики. ) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «ле­пят». ) Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи — Всё мы испечем в печи. (Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки раз­ворачивают вверх. ) Очень вкусно! (Гладят живот.  

Машина каша

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. )

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку,

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(Загибают по одному пальчику на левой руке. )

Всю посуду заняла,

(Разжимают кулачок. )

Все до крошки раздала.

(Сдувают «крошку» с ладошки. )

Н. Нищева

Каша Каша в поле росла, (Дети подняли руки, шевелят пальчи­ками. ) К нам в тарелку пришла. («Идут» пальчиками по столу. ) Всех друзей угостим, По тарелке дадим. (В правой ладошке «мешают» указа­тельным пальцем левой руки. ) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке, (Загибают по одному  пальчику на обеих руках. )  Всем дадим по ложке! (Разжимают кулачки. )  

ЦВЕТЫ

 

Алые цветки

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо-влево. )

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(Медленно сжимать пальцы в кулачки. )

Головой качают, тихо засыпают.

(Покачивать кулачки вперед-назад. )

 

Цветок Вырос высокий цветок на поляне, (Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, разветси пальцы и слегка округлить их. ) Утром веснним раскрыл лепестки. (Развести пальчики. ) Все лепесткам красоту и питанье (Ритмичное движение пальцами вместе-врозь. ) Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз и тыльной строной прижать друг к другу, пальцы развести. )    

ГРИБЫ

Грибы

Топ-топ – пять шагов,

(«Шагать» пальчками по столу. )

В туесочке пять грибов.

(Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки. )

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках. )

Груздь Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!   (Указательный палец правой руки – «ножка»; пальцы левой руки, сомкнутые вместе «шляпка». С одновременным произнесениеем скороговорки – менять «шляпку» и «ножку». Кузовок – переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая к себе грбок». )

Соберу грибы

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг! »

(Показывают удивление, разводят руки в стороны. )

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь —

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца пра­вой руки. )

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отстав­ляют, грозят ему. )

 

Грибы* Где берёзки да дубы (Поставить руки локтями на стол, кисти поднять вверх, пальцы растопырить. ) Летом выросли грибы. (Ладонь левой руки – ножка гриба, ладонь правой – шляпка. ) Тут - волнушки и опята, Там - лисички и маслята. Под сосной - боровики, (Загибать пальцы на каждое название гриба. ) Так им рады грибники. (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу. ) М. Абина  

ДЕРЕВЬЯ, РАСТЕНИЯ

Деревья осенью

Летом деревья росли, зеленели.     

(Руки – «деревья». )

Осенью листья на них пожелтели.

(Кисти рук – «падают». )

Стали деревья листья терять.         

(Поочерёдно пальцы прижимаются к ладони. )

Стали деревья листья ронять.         

(Пальцы по очереди стучат о крышку стола. )

Тихо ложится листок за листком.

(Плавно кладём ладони на крышку стола. )

Скоро накроет листья снежком.     

(Одна ладонь накрывает другую. )

Е. Г. Карельская

  Осенние листья Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики, начиная с большого. ) Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибать пальчики, начиная с большого. ) Маме осенний букет отнесем. («Шагать» по столу средним и указательным пальчиками. ) Н. Нищева

 

Деревья

Вот деревья:

(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. )

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

(Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. )

На ёлке Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши. ) И плясали, и резвились. (Ритмичные удары кулачками. ) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. ) Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг. ) В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки. ) Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого. ) В. Волина

Орешник

Орешник ветки наклонил –

(«Кивающие» движения ладоней. )

Зверят орешком угостил:

(Сжать кулачки. )

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для зайчонка,

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундучку,

И орешек для меня

Приготовил он, друзья.

(Массирование пальцев, начиная с мизинца. )

Две больших сосны Две больших сосны Стояли рядом, (Поднять руки вверх. ) А меж ними елочка росла. (Опустить руки вниз и отвести немного в стороны. ) Две сосны (Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону. ) Подружку укрывали, Чтоб вершинку (Изобразить руками вершину елочки, соединив ладошки над головой. ) Ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. (Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону. )

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

 


Комнатные растения

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония —

(Сгибают пальцы в кулачок,

начиная с мизинца. )

Мы все названья помним!

(Раскрывают ладошку. )

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком». )

 

Кактус* Кактус, маленький и колкий, Год живёт на книжной полке. (Ладони вместе, пальцы растопырить. ) Как прилежный ученик, Прочитал он столько книг (Ладони сложить вместе. Открывать и закрывать ладони, как книжку. ) Про пустыни и барханы, Про колючки-великаны. (Соединять большой палец с остальными. ) Там песок и жарко слишком, Если верить этим книжкам. (Сложить солнышко из рук. ) Здесь - за окнами зима. Снег ложится на дома. (Сложить ладони в виде домика. ) День за днём снежинок пляски... А пустыня - это сказки! (Указательным пальцем пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой руки. ) Ю. Симбирская  

ЖИВОТНЫЕ

 

Зайцы

Скачет зайка косой

(Показать зайчика правой рукой. )

Под высокой сосной.

(Показать дерево: развести

пальцы левой руки в стороны. )

Под другою сосной

(Показать дерево правой рукой. )

Скачет зайка другой.

(Показать зайчика левой рукой. )

 

Дикие животные Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. ) А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем. )  

Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочередно каса­ются остальных пальцев, выполняя уп­ражнение сначала одной, затем другой рукой. )

 

Веселые зверята На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зеленый на лужок Приходи и ты, дружок! (Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечилслении животных сгибать пальцы на обеих рукках  поочередно. )

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сна­чала на одной, затем на другой руке, начиная с больших. )

 

 

Веселая встреча Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! (Разгибают пальцы, начиная с мизин­ца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных. )

Коза рогатая

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Нажками топ-топ!

(Правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. )

Глазками хлоп-хлоп!

(Кончиками пальцев обеих рук ударять по столу иили по коленям. )

Кто каши не ест,

Молока не пьет

Того каза

Забодает, забодает.

(Хлопать в ладоши. )

Встреча Повтречались два котенка: «Мяу-мяу! » Два щенка: «АВ-ав! » Два жеребенка: «Иго-го! » Два тигренка: «Р-р-р! » Два быка: «Му-у-у! » Смотри, какие рога. (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. )

Покорми лошадку

Одной рукой я травку рву,

(Хватательные движения левой рукой. )

Другой рукой я тоже рву.

(Правой. )

Я травкой накормлю коня.

(Руки вытягиваются вперед ладонями вверх. )

Вот сколько пальцев у меня.

(Показываются. )

 

Мышка Мышка в норку пробралась, («Шагать» двумя пальчиками по столу, изображая крудущиеся движения. ) На замочек заперлась. (Соединить пальцы («Цепочки»). ) В дырочку глядит – (Сделать колечко и посмотреть в него. ) Кошка не бежит? (Поднести правую руку ладонью вних о лбу и посмотреть из-под нее. )  

Улитка

Улитка, улитка,

(Ладони сжать в кулачки, положить на стол. )

Высунь рожки!

(Из кулачков выставить указательные и средние пальцы, изображая рожки. )

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши грошок,

Хлеба ворошок,

Сладкий пирожок!

(Затем загибать поочередно пальчики, перечисляя предметы. )

 

Черепашка Черепашка, черепашка В панцире живет. (Положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими. ) Высонут головку, (Высунуть указательные пальцы. ) Обратно уберет. (Убрать обратно. )        
Где обедал, воробей? - Где обедал, воробей? (Дети машут перекрещенными ладошками. )  - В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть. ) Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного.     Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. (На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке. ) А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного. ) С. Маршак В зоопарке* В зоопарке шум и гам, (Сжимать и разжимать кулачки. ) Вон сидит гиппопотам, А на против в клетке Попугай на ветке. Там пантера и лисица, Обезьяна, крокодил, Бродит важная тигрица, Спит сердитый гамадрил. (Соединять большой палец с остальными. ) Встал я возле странной клетки, Ноги есть, а тела нет. (Поставить пальцы на стол, ладонь в форме купола. ) Да ведь это же жирафа!, Сверху шлёт большой привет! (Помахать. ) И. Евдокимова  

Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает

                слоненок,

За крокодилихой —

                  крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит

                         верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начи­ная с больших. )

 

Животные Севера Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети. (Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвиж­ны). )                             

ПТИЦЫ

Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки — индюшонок,

А у утки есть утенок.

(Большим пальцем поочередно каса­ются остальных, начиная с мизинца. )

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

(Показывают пальчики, играя ими. )

 

Курочка* Курочка Цыганка Встала спозаранку, (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу. ) " Ко-ко-ко" произнесла, (Соединить большой палец и указательный (это «клюв»), остальные пальцы поднять вверх. Три раза открыть «клюв». ) И на улочку пошла, (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу. ) Травку пощипала, («Пощипать» пальцы левой руки большим и указательным пальцем правой. ) Мушек поклевала, (Барабанить кончиками пальцами правой руки по ладони левой. ) Погуляла тут и там, - (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу. ) И снесла яичко нам. (Положить кулак правой руки на ладонь левой. )

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели —

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, ма­шут ладошками. )

Прилетел к нам скворушка —

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж —

(Поочередно сгибают пальцы на обе­их руках, начиная с мизинца

левой руки. )

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. )

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы

поют». )

  Птички Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка,            сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. (Загибать по одному пальчика на обеих руках. ) Эта птичка – злой орлан. (Махать сложенными накрест ладонями. ) Птички, птички, по домам. (Махать обеими руками, как крыльями. )  

 

Птички

Птички полетели,

(Все пальцы соединить («щепотка»), )

Крыльями махали,

(Взмахи кистями рук. )

На деревья сели,

(Руки вверх, пальцы развести в стороны. )

Вместе отдыхали.

(Все пальцы соединить («щепотка»), )

 

 

Сорока Сорока, сорока, Кашу варила, Деток кормила. (Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. ) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: (Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. ) «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Ничего не получил». (Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки. )

 

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

(Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой. )

Раздается чей-то стук.

(Наоборот. )

Это дятел на сосне

(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую рук поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. )

Долбит клювом по коре.

(Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. )

 

 

  Воробьи Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость. Один улетел, их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали, Один улетел, а двое остались. Сидели водвоем и снова сучали, Один улетел и остался один. Один посидел, да и взял улетел. (Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. )

РЫБЫ

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком». )

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз. )

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, на­чиная с мизинца. )

 

  Какие бывают рыбы? Мы в подводном мире, друг, (Выполняют движения руками, как будто плывут. ) Рыбы плавают вокруг: (Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой. ) Рыба-меч, рыба-молот                 и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла. (Поочередно сгибают пальцы, начи­ная с мизинца. )  

Рыбка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями изображать, как плывет рыбка. )

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозить пальчиком. )

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближать ладони. )

Рыбка спинку изогнула.

(Снова «рыбка поплыла». )

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения руками. )

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плыть». )

М. Клокова

Рыбки Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (Имитировать руками движения рубок в соответсвии с текстом. )

НАСЕКОМЫЕ

 

Насекомые

Дружно пальчики считаем —

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы. )

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кула­чок, начиная с большого. )

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем. )

Прячьтесь!       

(Прячут руки за спину. )

 

Божьи коровки Божей коровки папа идет, Следом за папой мама идет, За мамой слодом детишки идут, Вслед за ними самые малышки бредут. (Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, потом левой, потом обеими руками. ) Красные юбочки носят они, Юбочки с точками черненькими. (Поджать ладони, пальцы прижать друг к другу. ) На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. (Изобразить «солнышко». ) А если будет жарко им, То спрячутся все вместе в тень. (Сжать руки в кулачки. )  

Пчела

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(Машут ладошками. )

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(На каждое название насекомого загибают один пальчик. )

Как фонарики глаза.

(Делат кружочки из пальчиков и подносят к глазам. )

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками. )

От усталости упали.

(Роняют ладони на стол. )

Н. Нищева

Жук На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке; (Сидя за столом, руки положить на стол ладонями вниз. ) Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромащками дружу. (Медленносгибать и разгибать пальцы. ) Тихо на ветру качаюсь, Низко, низко кланяюсь. (Затем поднять руки вверх, развести пальцы вееером, покачиваться из стороны в сторону, медленно наклониться вперед. )  

ИГРУШКИ

 

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в ку­лачок, начиная с большого. )

 

Помощник* Есть игрушки у меня, (Сжимать руку в кулак и разжимать. ) Мяч, машина новая, Обезьянка, слон, медведь. (Сжать руку в кулак и разгибать по одному пальцу. ) Хочешь? Можешь посмотреть! (Покруть ладонью с растопыренными пальцами. ) Буду маме помогать, Все игрушки прибирать. (Сжимать пальцы веером, начиная с мизинца, два раза – на каждую строчку. ) Деда с бабой скажут враз - Внучек умница у нас! (Собрать пальцы в щепотку, соединяя и разъединяя с большим на обеих руках. ) Л. Аксенова

ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА

 

Прятки

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вто так,

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное снгибание каждого пальчика на обеих руках. )

Хлопушечки Пусть стоят на месте ножки. Ля-ля-ля. Только хлопают ладошки. Ля-ля-ля. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай. Хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай Да погромче, за спиной. Выше, выше, выше хлопай. Руки выше поднимай. Ниже, ниже, ниже хлопай, Руки ниже опускай. А теперь качать руками Можно целых пять минут. Отдыхайте вместе с нами, Руки тоже отдохнут.

Зарядка

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

(Выполнять движения руками в соответствии с содержаниме стихотворения. )

Тише, тише не шумите Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит (Загибать пальцы по одному, начиная с большого. ) Тише, тише, не шумите… (Погрозить пальцем. ) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! (Разогнуть кулачек. )

УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. ШКОЛА

 

В школу

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду.

(Дети «шагают» пальчиками по столу. )

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках. )

Я таким ученым буду!

Но свой садик не забуду.

(Грозят указательным пальчиком правой руки. )

Н. Нищева

 

Книги Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: (Ладошки соединяют вместе «книж­кой». Раскрывают и закрывают «кни­гу». ) Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. (Поочередно соединяют одноимен­ные пальцы обеих рук, начиная с ми­зинцев. )  

СЕМЬЯ

 

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошки. )

Четыре братца Идут четыре братца навстречу старшему. («Ходить»пальцами по столу. ) -Здравствуй, большак! -Здорово, Васка-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка, Да крошка Тимошка! (Соединить все пальцы в щепотук, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы. )  

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за

плечи. )

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель —

(Поочередно сгибают пальчики, на­чиная с мизинца, сначала на

одной, за­тем на другой руке. )

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек». )

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладош­ками вверх. )

 

Как у нас семья большая Как у нас семья большая Да веселая (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно. ) Два у лавки стоят, Два учиться хотят. Два Степана сметаны объедаются. Две Дашки у кашки питаются. Две Ульки в люльке качаются. (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших. )

ПРОФЕССИИ

 

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота —

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )

Бойцы – молодцы Пальцы наши – молодцы! (Раскрыть ладошки, растопырить пальцы. ) Удалые все бойцы. (Сжать пальцы в кулачки. ) (Положить обе руки ладонями вниз на стол. По мере дальнейшего чтения стихотворения, над крышкой стола приподнимаются соответствующие пальцы на обеих руках одновременно. Остальные пальцы при этом крепко прижать к поверхности столешницы. ) Два больших и крепких малых, И солдат в боях бывалых. Два гвардейца-храбреца. Два сметливых молодца. Два героя безымянных. Два мальца, весьма упрямых, - Встали, словно на парад! (Поставить ладони пальцами вверх на столе. ) Пальцы ровно держат ряд! (Вытянуть ровные пальчики. ) Е. Г. Карельская

Письмецо

Получили письмецо.      

(Ладошки сначала прижаты друг к другу. Затем их раскрыть, как книжку. )

И присели на крыльцо.  

(Ладони положить на крышку стола. )

В письмеце на каждой строчке

(Всеми пальцами правой руки одновременно провести по крышке стола слева – направо. )

Точки, палочки, крючочки.

(Нарисовать соответствующие значки на крышке стола указательным пальцем правой руки. )

Ухватились очень цепко.

(Каждый палец правой руки цепляется за соответствующий палец левой руки. Получается «ракушка». )

Друг за друга взявшись крепко.

Мы расцепим те крючочки.

(Расцепить пальцы, начиная с мизинцев. )

И прочтём письмо до точки.

(Указательным пальцем правой руки провести по столешнице слева – направо, как бы читая строчку. В конце ставим «точку». )

Е. Г. Карельская

Повар Повар готовил обед, А тут отключили свет. (Ребром ладони стучат по столу. ) Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой. (Загибают пальцы, начиная с большого. ) Сахар сыплет в бульон. (Потереть большой палец с указательным и средним. ) И очень довольный он!  (Разводят руками. )

Разные профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим. )

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим. )

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. )

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки. )

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. )

 

Строители Рядом с нами, за углом,   (Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца. ) Дружно строят новый дом (Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца. ) Каменщик, маляр, электрик, (Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого. ) И сантехник. (Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой. )    

Продавец*

Продавец — молодец!

(Пальцы сжаты в кулак, большой палец направлен вверх. )

Он товары продает —

Молоко, сметану, мед.

(Сжимать и разжимать кулачки. )

А другой — морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

(Соединить пальцы с большим на правой руке. )

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

(Соединить пальцы с большим на левой руке. )

А четвертый — стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

(Загибать пальцы по одному. )

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

(Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой. )

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

(Потереть ладони друг о друга. )

Детский сад* Детский садик, детский сад! Малыши туда спешат. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Посмотреть я в сад иду - Что растёт в таком саду? («Шагать» средним и указательным пальцами. ) Может, груши, виноград? Их всегда я видеть рад!.. (Соединить большой палец с остальными. ) - Что ты, дядя, не смеши! – (Махнуть рукой. Улыбнуться. ) Говорят мне малыши. И кричат вдесятером: " Это мы в саду растём! " (Ладони друг против друга. Пальцы соединять парами. ) А. Ярославцев

КОСМОС

 

Луноход

Посмотрите, луноход

По Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз. )

Планеты На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс. Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, А за ним уж, потом, Девять — дальше всех — Плутон. (Загибать пальцы по одному. ) А. Усачева

СПОРТ

Спортсмены

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

(Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. )

Играет в теннис теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. )

 

Фигурное катанье* Фигурное катанье на коньках (Потирать ладони друг о друга. ) Похоже на витанье в облаках. (Шевелить пальцами. ) Похоже на стремительный полет, (Скрестить большие пальцы обеих рук, махать «крыльями». ) Как будто всюду небо, а не лед. (Потирать ладони друг о друга. ) И трудно после этого ногам К своим же приучаться сапогам. («Шагать» по столу средним и указательным пальцами. ) Г. Дядина  

ОДЕЖДА

 

Портняжки

Привет, Николка!

Бери скорей иголку.

Будем шить Кате

Новое платье.

(Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно  разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки. )

Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домико не попал! Маша варежку сняла, -Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?                         Н. Саконская (Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев. )

Обновки

Танечка, бери иголку,

(Показывают указательный палец правой руки — иголку. ) Сошьем рубашку и футболку,

(Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. )

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю.

(Повторяют другой рукой. )

 

Портниха* Для любимой куклы Кати Шью я курточку на вате, А для Димы и для Тони Пару брюк на синтепоне. Т. Лаврова (Во время чтения стихотворения ребенок изображает работу на швейной машине. Указательный палец левой руки выполняет движения вверх-вниз, а правой рукой держимся за воображаемую ручку и крутим ее. )

Стирка

Мы белье стирали,

(Тереть одни кулачок об другой. )

В речке полоскали,

(Движения ладонями вправо-влево. )

Выжали, развесили –

(Сжимать-разжмать кулачки, митировать движения, изображающие развешивание белья. )

То-то стало весело!

(Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведениы в стороны. )

Стирка Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки — (Делают движения кулачками, ими­тирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с дру­гой рукой. ) Устали мои руки! (Встряхивают обе руки. )

ОБУВЬ

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу. )

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали.

После лезем под кровать,

(Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. )

Будем там тихонько спать.

(Укладывают ладони на стол. )

Ежик*  -Ёжик, надевай сапожки,  А не то замерзнут ножки. (Ладони соединить вместе, пальцы растопырить. )  -Я свернусь вот так в клубок  И согреюсь без сапог! (Сложить руки «замком». ) М. Дружинина    

Дятел*

 - Дятел в красной шапочке,

(Пальцы скрестить, ладони развести так, чтобы образовался купол. )

 Надень скорее тапочки.

(Положить ладони на стол, несколько раз «пошагать» ими. )

 - Не надену тапочки,

(Пальцы собрать в щепотку – «дятел». «Дятел» отрицательно качает головой. )

 Останусь только в шапочке.

(Пальцы скрестить, ладони развести так, чтобы образовался купол. )

 Работать в тапках мне нельзя,

(«Дятел» стучит по «дереву», т. е. по ладони левой руки. )

Они по дереву скользят.

(Потереть ладони друг о друга. )

В. Рычихина

Сколько ножек? * Нету ножек у улиток, посмотри, (Соединить большой палец с безымянным и мизинцем, указательный и средний поднять вверх. ) У других же ног избыток: раз, два, три..... (Загнуть по очереди три пальца. ) Для чего сороконожке сорок ног? Кто наденет ей сапожки? я б не смог. (Постучать подушечками пальцев по столу. ) Хорошо, что у меня две ноги, И без рук надену я сапоги. («Ходить» средним и указательным пальцами по столу. ) М. Дружинина

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Панама*

У Иришки – горе,

(Сжимать и разжимать кулачки. )

Заругает мама:

(Погрозить указательным пальцем. )

Оказалась в море

(Волнообразные движения ладонью. )

Красная панама.

(Сложить пальцы замком, ладони развести в стороны, чтобы образовался купол. )

Чайкою ленивой

(Скрестить большие пальцы обеих рук, «махать» крыльями. )

На волнах качается,

(Волнообразные движения ладонью. )

И не улетает,

(Махать крыльями. )

И не возвращается.

(Сложить ладони вместе. )

Н. Городецкая

Сколько шапок разных-разных! * Сколько шапок разных-разных! (Пальцы скрестить, ладони развести так, чтобы образовался купол. ) Синих, красных, чистых, грязных! (Соединять большой палец с остальными поочередно. ) В разных шапках много разных - Даже грустных и несчастных. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Снег посыпал густо-густо И засыпал грустных-грустных… (Постучать подушечками пальцев по столу. ) Нет ни грустных, ни ворчливых - Много белых и счастливых! (Сжимать и разжимать кулачки. ) Э. Мошковская

МЕБЕЛЬ

 

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. )

Много мебели назвал —

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх. )

 

Много мебели в квартире Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках. ) Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки. ) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, (Загибают пальчики, начиная с боль­шого). Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). Н. Нищева

Наша квартира

В нашей комнате — столовой —

Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ — спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

(На каждое название пред­мета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев. )

 


Две широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ — центр музыкальный.

Н. Нищева

Шкаф* Книжки в нем стоят на полках, Не валяются без толку. (Ладони сложить вместе, открывать и закрывать, как книгу. ) Строго выстроились в ряд, Почитать их каждый рад. (Стучать по столу ребром ладоней в ритме стихотворения. ) Он большой, как батискаф, Наш любимый книжный шкаф. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Т. Суханова  

ПОСУДА

 

Посуда

Девочка Иринка порядок

                      наводила.

Девочка Иринка кукле

               говорила:

«Салфетки должны быть

            в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть

               в хлебнице,

А соль? Ну, конечно,

                      в солонке! »

(Поочередно соединяют большой па­лец с остальными. )

 

                              Чайничек Чайничек с крышечкой, («Нарисовать» в воздухе обеими руками полукруг, «крышечку» показать одной рукой, расположенной горизонатально. ) Крышечка с шишечкой, (Снова одной рукой паказать «крышечку», а другой рукой сдулать «шишечку» (сложить пальцы в кулачок), «дырочка». ) Шишечка с дырочкой, (Большой и указательный палец сложить колечком. ) Из дырочки пар. (Снова показать «дырочку», «пар» - помахать пальчиками. )    

Помощники

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. )

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу. )

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начи­ная с большого. )

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой. )

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Загибают пальчики по одному, начи­ная с большого. )

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. )

Н. Нищева

Помощник Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга — «моют посуду». ) Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, на­чиная с мизинца. ) И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движе­ние. )    

ТРАНСПОРТ

Транспорт

Будем пальчики сгибать —

(Сжимают и разжимают пальчики. )

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. )

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начи­ная с большого. )

 

Посчитаем Раз, два, три, четыре, пять — Буду транспорт я считать. (Сжимают и разжимают пальчики. ) Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. (Поочередно сжимают пальчики обе­их рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки. )

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

(Обеими руками «крутят руль» пе­ред собой. )

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки. )

Самолет Я построю самолет, (Разводим большой палец и мизинец в стороны, остальные пальцы сжать. ) Шлем надену, и в полет. (Сложить пальцы замком, ладони развести в стороны, чтобы образовался купол. ) Сквозь волнистые туманы, Полечу в другие страны, (Шевелим пальчиками. ) Над морями и лесами, Над горами и полями, (Делать «брызгающие» движения пальцами. ) Облечу весь шар земной, (Сложить круг из пальцев. ) А потом вернуть домой. (Скрестить большие пальцы обеих рук, «махать» крыльями. )

Ехали-ехали

На велосипеде ехали,

В огород заехали.

Оп-оп-оп!

Оп-оп-оп!

 

На машине ехали

До угла доехали.

Би-би-би!

Би-би-би!

 

Паровозом ехали,

До горы доехали!

У-у!

Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. (Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. )   Паруса подниму, Синим морем поплыву, А по буйным волнам Плывут рыбки тут и там. (Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. )  

Дорожных правил очень много

Дорожных правил очень много

Раз - Внимание дорога!

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

(Соединить большой палец с остальными по очереди. )

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Сжимать и разжимать кулачки. )

Автомобиль В «Автомобиль» друзья играли Вот из чего его собрали: Двигатель, капот и фары И колеса по две пары. Есть багажник для вещей, Бардачок – для мелочей. Есть в нем руль – для поворота И салон, где едет кто-то. Есть и звуковой сигнал, Пешеход, чтоб услыхал. (Загибать пальцы по одному. )

ИНСТРУМЕНТЫ

 

Строим дом

Молотком стучу, стучу,

(Посуткивать кулаком правой руки по расправленной ладони левой руки. )

Сто гвоздей заколочу.

(Наоборот. )

Буду строить дом, дом.

(Ставить поочередно кулачок на кулачок. )

Будем жить в нем, в нем.

(Поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома. )

 

 

  Пила* Я, зубастая Пила, Много зубьев у меня, (Барабанить подушечками пальцев по столу. ) Каждый день пилю, пилю, Доски, брёвна и пою! («Пилить» левую руку ребром ладони правой руки. ) Зубья крепкие, из стали, Не болят и не устали, (Пошевелить пальцами. ) С плотником дружу всегда! За работу мне пора! (Попеременно ставить ладонь на ребро, сжимать в кулак. ) Л. Алейникова

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

 

Музыканты

Я на дудочке играю,

(Шевелить пальцами, имитирую игру на дудочке. )

Саша на гармошке,

(Сводить и разводить сжатые кулачки, имитирую игру на гармошке. )

Петр на балалайке,

(Движения пальцами правой руки, имитирующие игру на балалайке. )

А Илья на ложках.

(Стучать указательынми пальцами один о другой. )

 

 

Музыкант Заиграла дудка, Я плясать пойду, В пляс за мной ребята, Ду-ду-ду. (Имитация игры на дудке. )   Барабан грохочет, Будто сильный гром, В лес за мной, ребята, Бом, бом, бом.  (Указательные пальцы превращаются в барабанные палочки. )

Скрипка*

Здравствуй, маленькая скрипка!

(Сложить руки в замок, затем соединить ладони вместе. )

Ты как золотая рыбка,

(Сжать пальцы, слегка согнуть, делать волнообразные движения. )

Струны трогает смычок:

(Провести указательным пальцем правой руки по кончикам пальцев левой руки. )

- Заиграй, запой ещё!

(Сжимать и разжимать кулачки. )

С. Кабанова

Дудочку-погудочка* Дудочку-погудочку Смастерил я сам. (Имитация игры на дудке. ) Веселиться на лугу Всех заставить я могу! (Сжимать и разжимать кулачки. ) Заиграю – и запляшут (Покрутить кистями рук – «фонарики. ) Бабочки, стрекозы. (Скрестить большие пальцы, «махать» крыльями. ) Заиграю – и заскачут (Ударять кончиками пальцев по столу – «скакать». ) Бабушкины козы. (Показать «козу» из пальцев рук. ) И букашки, и жуки, И коровы, и сверчки (Загибать пальцы по одному. ) Любят слушать дудочку, Дудочку-погудочку! (Имитация игры на дудке. ) М. Пляцковский

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Пылесос*

Не любит пыль наш пылесос,

Отрастил длиннющий нос!

(Собрать пальцы в щепотку. Сделать движения вправо-влево. )

В каждый угол он заглянет

Мусор носом своим втянет.

Вот чистотой весь дом искрится,

А он всё не угомонится!

(Пальцами правой руки обхватывать пальцы левой и вести от основания к кончику. )

Т. Вишнякова

 

  Утюг* Мой незаменимый друг Под рукой пыхтит утюг. (Сжимать и разжимать кулачки. ) Гладит ровно гладко. Но порой то там то тут (Ладонью одной руки гладить другую. ) Слёзы он роняет вдруг От работы жаркой! (Барабанить по столу подушечками пальцев. ) Р. Бикметова  

ЖИЛИЩЕ

Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

(Ударяют, чередуя, кулачком о ку­лачок. )

Мы построим новый дом,

(Ставят рядом ладошки-«стены». )

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,

(Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «кры­шей». )

Есть труба вверху на крыше.

(Мизинец отставляют в сторону — труба. )

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей! »

(Делают приглашающий жест рукой. )

Сколько в доме этажей? Этот дом — одноэтажный. Этот дом — он двухэтажным. А вот этот — трехэтажный. Этот дом — он самый важный; Он у нас пятиэтажный. (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. )  

Есть у каждого свой дом

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

(Дети загибают пальцы на обеих ру­ках: по одному пальцу на каждое дву­стишие. )

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Удары ладонями и кулачками пооче­редно. )

В. Пальчинскайте

Дом Я хочу построить дом, (Руки над головой " домиком". ) Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в " окошко". ) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. ) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. ) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. ) Пёс ворота охранял. (Одна рука " пёс", мизинец отсоединить от других пальцев. ) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. ) Дождик шёл, (" Стряхивающие" движения. ) И тюльпан в саду расцвёл (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. ) Е. Железнова

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

(Выставить вверх большие пальцы. )

Указательный и средний,

Безымянный, и последний.

(Соединмить под углом кончики пальцев обеих рук. Поочередно называетмые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. )

Сам мизинчик-малышок

(Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. )

Постучался о порог.

(Кулачки стучат друг о дружку. )

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках. )

 

Замок На дверях висит замок. Кто его открыть не смок? (Пальцы собрать в «замочек». ) Мы замочком постучали, (Постучать о стол «замочком». ) Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили И открыли! (Затем покрутить «замочком» в воздухе, и открыть – показать ладошки. )  

ВРЕМЕНА ГОДА

Ветер

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями. )

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках. )

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно укладывают ладони на стол. )

 

Поздняя осень Солнышко греет уже еле-еле; Перелетные птицы на юг                 улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась                    земля. (Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каж­дую примету). ) Река покрывается льдом в ноябре — (Руки сжимают в «замок». ) Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой. )  

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(Сжимают пальцы в кулачок, начи­ная с мизинца. )

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

(Показывают большой палец, вращая им. )

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем  левой и наоборот. )

Зимние забавы Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах                      бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (Поочередно соединяют большой па­лец с остальными. )

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в сто­роны. )

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой па­лец с остальными. )

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе — «фо­нарики». )

 

Круглый год Круглый год, круглый год! (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. ) За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим — Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. (Поочередно соединяют большой па­лец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой. )

Снежный ком

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом.

(Имитировать движения, изображающие лепку снежком. )

Мы польем его водой,

Домик будет ледяной.

(«Плескать» ладонями воду. )

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

(Ставить кулачок на кулачок, затем сделать из ладоней домик. )

 

 

Снеговик Давай, дружок, смелей, дружок!  (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя. )  Кати по снегу свой снежок –  Он превратится в толстый ком.  (Рисуют в воздухе круг. )  И станет ком снеговиком.  (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх. )  Его улыбка так светла!  (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку. )  Два глаза, шляпа, нос, метла...  (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу. )  Но солнце припечёт слегка –  (Дети поднимают руки вверх. )  Увы! И нет снеговика!  (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками. )

Сосульки

Шаловливые сосульки

(Собрать пальчики вместе (щепоткой). )

Сели на карниз.

(Положить руки на колени. )

Шаловливые сосульки

(Покрутить кистями рук. )

Посмотрели вниз.

(Опустить голову вниз. )

Посмотрели, чем заняться?

(Пожать плечами. )

Стали каплями кидаться.

(Руками соответствующие движения. )

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,

(В такт наклонять голову вправо – влево. )

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Ю. Клюшников

Поднежник Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок». ) Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук. ) Утром весенним раскрыл лепесток,   (Соответственно. ) В мягкой землице его корешки. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз. ) Н. Нищева

Лето

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет. )

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!

Лето наступает Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев. ) Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших. ) Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце». ) И на даче отдыхать («Домик». )

Радуга

Ах ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

(Нарисовать в воздухе радугу обеими ладонями. )

Не дай дождичка,

(Махать ладонями от себя. )

Дай нам ведрышка.

(Махать ладонями к себе. )

Чтобы деткам покулять,

(«Шагать» по столу двумя пальцами. )

Чтоб теляткам поскакать,

(«Шагать» всеми пальцами. )

Нужно солнышко,

(Изобразить «солнышко». )

Колоколнышко!

(Покачать пальцами, имитируя позванивание колокольчика. )

Гроза Капли первые упали, (Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу. ) Пауков перепугали. (Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки. ) Дождик застучал сильней, (Постучать по столу всеми пальцами обеих рук. ) Птички скрылись средь ветвей. (Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе). Дождь полил как из ведра, (Сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук. ) Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию. ) Гром все небо разрывает. (Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши. ) А потом из тучи солнце (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами. ) Вновь посмотрит нам в оконце! Е. Савельева

ГОРОД

 

Москва*

Москва – это Красная площадь,

(Положить ладони на стол, прижав друг к другу. )

Москва – это башни Кремля.

(Сложить «домик» из рук. )

Москва – это сердце России,

(Сжимать и разжимать кулачки. )

Которое любит тебя.

(Прижать ладони к сердцу. )

В. Степанов

 

Москва – России краса* Городов не перечесть: (Сжимать и разжимать кулачки. ) И Париж, и Лондон есть, Рим, Венеция, Берлин, Вена, Токио, Пекин – (Загибать пальцы по одному. ) Городов великих, славных, Людных, шумных, ярких самых, (Снова загибать пальцы по одному. ) Удивительных... И всё же Есть один – всего дороже, (Показать один указательный палец. ) Город близкий и родной, (Прижать ладони к сердцу. ) Тот, что нарекли Москвой! (Сложить «домик» из рук. ) В. Борисов

Москва златоглавая*

Город самый главный,

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой,

(Соединять большой палец с остальными в ритме стихотворения. )

Город нашей славы,

Город волшебства,

Город златоглавый –

Гордая Москва!

(Ладони друг против друга. Соединять большой палец с большим, указательный с указательным… в ритме стихотворения. )

Н. Добронравов

Люблю Москву! * Люблю Москву, люблю Москву (Сжимать и разжимать кулачки. ) За всё, что в жизни мне дала! (Сложить руки в виде чаши. ) Люблю Москву – мою Москву: (Сжимать и разжимать кулачки. ) Её высотки, купола…   Её соборы и дворцы, Её театры и музеи, Призывный звон колоколов, Я слушать день и ночь готов. (Загибать пальцы, начиная с большого. )   Москвы дыхание ловлю, (Подуть на ладонь. ) Её я шум и шепот знаю (Потереть ладони друг о друга. ) Всем сердцем я Москву люблю, (Прижать ладони к сердцу. ) А, уезжая, я скучаю! («Шагать» указательным и средним пальцами по столу. ) Е. Яхницкая

СКАЗКИ

В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять —

Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо —

Героев из сказок вспомнить мы рады!

(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают паль­цы в кулачок, начиная с большого пальца. )

 

Сказки Будем пальчики считать, Будем сказки называть: (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. ) Эта сказка — «Теремок». Эта сказка — «Колобок». Эта сказка — «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. (Поочередно касаются большим паль­цем остальных, начиная с указательно­го. ) «Волк и семеро козлят» — Этим сказкам каждый рад! (Показывают большой палец. )  
     

Источники иллюстраций:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.