|
|||
«Очерк Молодого Археолога»Стр 1 из 2Следующая ⇒
«Очерк Молодого Археолога» Дело было так, что числа двадцатого я ещё не знал, что отправлюсь к археологам на раскопки. С утра я как обычно зависал в контакте в поисках чего-то нового и необычного, летняя практика у меня кончилась, ия стал принадлежать самому себе. В поисках чего-то безумно нового и необычного в том же Вконтакте я случайно натыкаюсь на группу «Старая Рязань 2014», и что-то в ней показалось мне особенным и способным удовлетворить моё любопытство. Я решил зайти в эту группу, ибо она оказалась как раз для всех любопытных вроде меня. Выяснилось, что группа «Старая Рязань 2014» является сообществом археологов, которые приглашают всех желающих на раскопки городища Старая Рязань. Все желающие могут участвовать на раскопках в точности как волонтёры на олимпийских играх. Заинтересованные участники археологической групповой экспедиции должны сами добраться до места лагеря археологов. Каждый участник должен иметь при себе палатку, спальник, пенку, предметы первой необходимости, такие как: резиновые сапоги, сандалии, несколько маек или футболок. Рабочая одежда должна быть у каждого участника своя. Что могу сказать обобщем досуге: по вечерам можно просматривать кинофильмы с помощью проектора, устраивать всевозможные конкурсы, например, кулинарные поединки, где несколько команд из разных городов соревнуется между собой в приготовленииразнообразных блюд, а затем все участники экспедиции пробуют все, что они приготовили и оценивают с помощью голосования за ту или иную команду. Своими увлечениями тут нужно и можно делиться, каждый участник может что-то принести в общий досуг: он может предложить игру, которая в дальнейшем увлечетот нескольких её участников до целых небольших групп, также могут устраиваться костры, на которых участники экспедиции делятся всевозможными историями. Квадратный участок, разбитый на маленькие участки нивелиром, поделен на маленькие квадратики (2 на 2 метра) с помощью деревянных колышков, - это облегчает работу археологов. Итак, непосредственные участники раскопа заняты каждый своим делом: одни аккуратно снимают грунт штыковой лопатой, делая небольшие кучки, другие аккуратно грузят её совковой лопатой в тачку и везут на место переборки, аккуратно сгружая в кучи; у каждой кучи имеется свой номер и пакетик, приложенный к ней, и группа из двух-трёх переборщиков. Путём тщательного просеивания грунта руками, отсеяннаяземля идёт в отвал. У каждого переборщика он свой, находится он в непосредственной близости от переборщика. Все найденные предметы оцениваются, и если они важны, то их складывают в приготовленные для этого пакеты. Пакеты подписываются, отдельно складываются индивидуальные находки, типа ножей, перстней, костяных гребней, бус и пр. Работа археологов требует кропотливости и внимательности, усердия и не требует спешки; нужно пропустить через свои руки грунт, дабы найти в нём что-то ценное. Затем, все собранные находки, сложенныев мешочки дабы не перепутать их с другими находками, собранными с других квадратов относят другой группе людей, которые с помощью воды и зубных щеток отмывают их, подобно чистке их собственных зубов. Затем все помытые предметы складываются на специальную фанеру для дальнейшей сушки. Небольшое пояснение: археологи, как профессиональные историки, которые изучают летописные сказания, классифицируют их, относят их к той или иной эпохе, то есть вершат письменную историю; археологи также имеют непосредственное отношение к истории; она проходит буквально через их руки, тем самым они вносят в неё свой неоспоримый вклад; без этой профессии не обойдётся ни одно государство, если егоистория не исчисляется несколькими десятками, а имеет от несколько сотен до тысячи лет. Итак, чтобы наконец-то удовлетворить ваше любопытство, мои будущие читатели, это происходило со мной с двадцать второго июля; а где это место находится, чтобы вы удостоверились в подлинности этого места, что это не плод моего воображения: - это находится под Рязанью, а именно непосредственно в близи городишка Спасск-Рязанский, в трёх километрах от него на другом берегу Оки, чуть поодаль от неё, пройдя или проехав, там и находится городище Старой Рязани, где не один десяток лет проходят археологические раскопки. Вот настаёт второй день, как ни странно, он оказался выходным днём у археологов. Среда – в этот день многие разъехались по своим делам, и распорядок дня не как обычно; завтрак не всемь, а в восемь, обед был передвинут на два часа раньше. В этот день лишь немногие согласились поработать, и я был в их числе. На раскоп в этот день отправились не рано и каждый мог решить свои насущные дела. Итак, небольшая группа людей отправилась на верхний раскоп, который был сороковым. Небольшое пояснение: раскоп № 40 на городище Старая Рязань считался очень перспективным, когда его закладывали. Планировали этим раскопом соединить между собой старые раскопы 20-х и 50-х годов. Таким образом, можно было бы изучить небольшойсредневековый «квартальчик», в который входило городское кладбище и ремесленные мастерские. Раскоп не просто оправдал наши ожидания, но превзошёл их. Вот уже несколько лет земля открывает нам свои тайны. Были изучены усадьбы ювелира и бронза - литейщика, гончарный горн находилсяв 45-м раскопе, который был завершен 2013 г и засыпан керамикой. Представленная ниже относится к нему же, вот тут представлены фрагменты обожжённой керамики из этого самого гончарного горна 45-го раскопа. Собран огромный материал для изучения костных остатков РязанцевXII в. Территория города выглядела так в первой половине. Найдено множество орудий труда, которые помогли нам лучше изучить ремесло Древней Руси, уникальные украшения и клад ювелира. Предметы ювелирного производства и его стадии
(кстати, 17 клад в Старой Рязани), а также предметы империи из Византии и Ближнего Востока, помогут нам лучше понять торговые связи рязанских князей. Вот детали украшений, которые были извлечены в 2014 году. Ювелирные матрицы и их местоположение:
Вот группа людей отправилась на верхний раскоп, который, как оказалось, был сороковым. Работа заключалась в следующем: зачистка ямы и раскопа с переборкой земли. Эту работу можно сравнить лишь с генеральной уборкой: земля с носилок ссыпалась в аккуратную кучку чуть поодаль от этого раскопа; и ссыпалась так, чтобы сильно непылить, ведь пыль не должна попасть обратно в раскоп. Как оказалась, такая уборка нужна была для фотографии, стенки раскопа были зачищены – изнутри, как внутренние стены дома после их оштукатуривания, пол раскопа был такой ровный, что его можно сравнить с бетонным полом квартиры, он отливал различными пёстрыми оттенками. Такое описание могло заинтересовать каждого, кто там не был; там находился скелет: в такой страной позе шея слегка приподнята, голова его покоилась на камне, череп не сохранился (череп всё же был, просто он был раздавлен, наверное, и «сохранился плохо»? ), он был смят под тяжестью грунта, колени были согнуты; близ него был обнаружен ключ, за его головой находились остатки мазанного очага. И так раскоп был снят на фотоаппарат с нескольких ракурсов. И вот можно перейти к другому участку этогораскопа, который находился от него лишь за небольшой бровкой земли, там нашли при раскопе несколько скелетов разного размера, что наводило на мысль, что там было кладбище. Каждый скелет был пронивелирован, чтобы на схематичной зарисовке на миллиметровке в масштабе, с помощью мерной линейки и нивелира определялась глубина залегания его различных частей, чтобы указать эти размеры напротив точек на схематичном рисунке, для того, чтобы дать глубину общего залегания скелета. Расчистка скелета. На сороковом раскопе после зачистки и фотографии шпателем были нанесены линии раскопа; начерченные линии оказались«заделом» на следующий день. Вот наступил следующий день. Утром после непродолжительного завтрака людей стали расставлять на участки раскопов; мне посчастливилось попасть к АлександруАртамкину: на тот самый раскоп, на котором я и работал в выходной. Итак, настал четверг, я решил описать все дальнейшие действия на нём. Там, на намеченных предыдущим днём заданиях стали снимать грунт лопатой, предварительномнастроив нивелир, затем стали снимать показания с прибора в ямках, чтобы снятый слой был весь ровно снят. Скопанный грунт был свален в кучки за бровкой раскопа.
Переборщики стали перебирать его наналичие находок. Перебранный грунт был собран в носилки и вынесен в ближайший отвал. После небольшого отдыха – перекуса– был зачищен и другой участок, находившийся рядом, где было большое захоронение, скелеты были зафиксированы с помощью нивелира на разных точках глубины их залегания.
Глубина залегания клада. Находки были сняты и собраныв заранее приготовленные мешки, слой грунта находящийся под ними был тоже снят, и позже там началась зачистка, затем там также наметили шпателем места съёма на этом раскопе на следующий день, но всех согнал начинающий дождь. Александр Артамкинтолько чудом донёс коробку с миллиметровкой и другими немаловажными документами, он бегом побежал в лагерь, а именно в домик, где находился склад находок «камералка». Все уже успели спрятаться в палатках, через некоторое время был обед, чуть позже начался обряд посвящения в археологи. По задумке авторов все непосвящённые в прошлые годы были собраны под главным тентом; всем были розданы баночки с разноцветной гуашью и маленькие кисточки - нужно было разрисовать друг друга. После раскраски было выдано по два резиновых шарика на команду, которые нужно было надуть и набрать внутрь каждого воду и сохранить их до конца. Из уже посвящённых были заранее выбраны два предводителя, затем всем было сказано разбиться на две команды и на пары. Все пары пошли за предводителями наверх по дороге, где их ждала первая засада. Всех, включая меня, стали закидывать маленькими воздушными шариками, наполненными водой, и некоторые ребята уже слегка промокли. Дальше все пошли за предводителями до площадки, где нас встретили градом из свежих яиц. Следом начался конкурс, на площадке были размещены три бидона, доверхузаполненные воздушными шариками с водой; а два своих шарика нужно было сохранить нетронутыми. Две команды, каждый из участников которой достал из бидона шарики, наполненные водой. Всего баков было три. У этого конкурса был свой ведущий, лицо которого было покрыто жёлтой гуашью, а сзади развевался плащ жёлтого цвета; нужно было попасть шариком с водой в участника из другой команды и выйти из этого конкурса наиболее сухим. У многих рисунки гуашью стали напоминать грязные пятна непонятного цвета. Потом слегка мокрые участники обеихкоманд отправились к кресту, где всех ждали ещё конкурсы, не менее забавные. Первым был конкурс сбора большого букета из различных цветов, которые росли тут же, на поле, и собрать их надо было за пять минут, однако этот конкурс ничего не решил, одной команде были присвоены баллы, но этим всё не закончилось. Оба букета были собраны в один большой букет, и его унесли; второй конкурс из этой же серии, тоже проходил на время. Нужно было в течение пяти минут из своей одежды: носков, шнурков, кофт и других видов одежды - связать самую длинную верёвку. И участники обеих команд стали снимать с себя всю оставшуюся у них одежду: вход шли даже ремни от штанов. После конкурса связанную одежду отложили в сторону от места проведения другого конкурса, который заключался в том, чтобы обсыпать соперников другой команды мукой. Каждому из участников этого действия было роздано по два маленьких пакетика с мукой. Итак, действие началось: в мучной завесе были едва видны участники обеих команд, каждый из которых были осыпаны мукой втой или иной степени – чистым из этого конкурса не вышел никто. Затем обе команды отправились к жёлтой палатке, которая была украшена теми цветами, что удалось собрать обеим командам; перед палаткой все стали в живую очередь, несмотря на принадлежность к той или иной команде; сначала вызывали всех лиц женского пола, в этой украшенной цветами палатке, судя по голосам, было несколько человек. Все призванные люди после таинственного действия, которое происходило в палатке, – исчезали, как будто у неё было второе дно; порой оттуда доносились непонятные звуки и фразы, и каждый раз звали всё новых участников из непосвящённых; каждый думал, что палатке происходит какой-то окончательный обряд посвящения. И так очередь дошла и до меня, когда все участники прошли, а я остался один; в палатку нужно было залезать с закрытыми глазами; мне предложили выпить из половника, на вкус это оказалась редкостная дрянь из чая, приправы ичего-то ещё. Затем мне предложили запить всё это из чайника: на вкус это оказалось нечто вроде компота, затем пришлось целовать древко от лопаты, и вот мне повесили на шею кусочек керамического горшка, попросту черепок с надписью, с начертанной на нем надписью «Старая Рязань 2014». Но на этом посвящение не заканчивалось, дальше была церемония вручения грамот, которые подтверждали прохождение посвящения. Каждый из названных по фамилии должен выйти вперёд, затем он обязан поцеловать титановую сапёрную лопатку, следом была зачитана грамота со словами клятвы(привожу только то, что я запомнил): Каждый должен за завтраком, слой за слоем снимать кашу, тем самым поступая как настоящий археолог; Перед тем как переплывать Оку каждый должен завещать: свою туалетную бумагу и свою зубную щетку; каждый после каждой строчки этой грамоты должен произнести слово КЛЯНУСЬ. С 28. 07 вновь началась моя жизнь на раскопе, на территории лагеря археологов. В этот день не было выкопано и найдено при переборкеособенно интересных археологических находок, лишь изредка попадались обломки керамических изделий. В этот же день была проведена зачистка: пол раскопа переливался разными оттенками коричневого, иногда с включениями других цветов. И это сочетание давало реалистичность, которая проявлялась на фотографиях, сделанных для отчётности проведённых работ на раскопе. Эти снимкиидут в специальный фотоотчёт проведённых работ на конкретном раскопе, например, на 40-ом. Всё снималось послойно, начальник раскопа АлександрАртамкинруководит съемом слоя. Его нужно снимать ровно, для точности после снятия слоя на данном участке делаются замеры с помощью нивелира, при этом используется двухсторонняя рейка, которая с одной стороны имеет разметку чёрных и красных отметок - с ее помощью можно определить высоту отметки: на какой высоте она находится от отметки балтийских высот, нулевая отметка находится в Кронштадте, но здесь используется её другая сторона. Обе стороны рейки разбиты на метры и сантиметры. Сторона с яркими делениями и большими цифрами – для дальних расстояний, а другая сторона - на небольших расстояниях. Они нужны, чтобы узнать залегание того или иногообъекта в раскопе. Обычно берут до пяти или более точек, и с помощью разности этих точек выводят пол в раскопе на единый уровень. Александр Артамкин: - «Археологом я захотел быть ещё когда учился в школе. В нашем городе сохранилась площадка средневекового города, обнесенного валами (городище). Каждый день, когда я шёл из дома в школу, я проходил тот участок пути, с которого это городища видно, как на ладони. И мне всегда было интересно, какие же тайны оно хранит. Там я решил стать археологом. Для этого я пошёл на исторический факультет Тверского гос. университета. После первого же года обучения я попал в экспедицию, в которой отработал 7 лет. С ней я работал в разных городах Тверской области и за её приделами. После окончания университета я пошел в аспирантуру. Моим научным руководителем оказался доктор наук Алексей Владимирович Чернецов, который пригласил меня в Старую Рязань. Таким образом, с 2013 г. в большей или меньшей степени я каждый год езжу с года работать на раскопках. » Пётр Шеров-Игнатьев: - «Я совсем не связан с археологией, место моей учебы был Аграрный университет в городе Пушкине районе Санкт-Петербурга, на отделение садовода, овощеводства и виноградарства, в 2015 г закончил свою учебу – Бакалаврам по направлению Садоводство. В экспедицию Старой Рязани я попал случайно, наткнувшись на группу Старой Рязани Вконтакте, и уже второй год езжу в неёдля расширения своего кругозора. А ещё там интересные люди, с которыми интересно общаться». 30. 07 На раскопе в этот день были находки. Их оформляли в специальную тетрадь и у каждой находки был свой пакетик с замком, в него была вложены бумажка с записью на каком уровне земельного слоя была найдена находка и дата. Из находок были найдена косточка бобра, пряслице и ещё несколько других. Все они были найдены до перекуса в 12 °°, после него уже таких находок не было, в основном были керамические фрагменты горшков. Ильиных Илья: - «Моя жизнь крайне плотно связана с археологией и историей в целом. А началось это четыре года назад, в 2011 году. В этот знаменательный год я поступил на исторический факультет Рязанского государственного университета и после окончания первого курса отправился на археологическую практику в Старую Рязань. И вся последующая жизнь закрутилась вокруг этого исторического места. Здесь я познакомился со многими интересными людьми – очень разными, от школьников до докторов наук, но объединёнными общем делом – археологией. Многие из них стали моими друзьями. Именно здесь я встретил свою любовь. Для меня археология — это неотъемлемая часть моей жизни». Таисия Чистякова: - «Моя жизнь никогда не была связана с историей до 2014 года. На Старку (это принятое сокращение Старорязанской археологической экспедиции) я попала совершенно случайно, и эта случайность сильно изменила мою жизнь. Сюда я приезжаю уже второй раз, и, думаю, далеко не последний. Старая Рязань просто «кишит» (в хорошем смысле этого слова) интересными, дружелюбными, и просто прекрасными во всех смыслах этого слова людьми. Здесь я начала интересоваться историей, узнала много нового, поняла, что наука может быть интересной. Это место притягивает и завораживает, оно наполнено своей особой атмосферой, Старка наполняет жизнь чувствами и эмоциями, с которыми не хочется расставаться. А еще здесь я встретила Илью, который также стал неотъемлемой частью моей жизни. В общем, Старая Рязань внесла много нового, важного, интересного и очень нужного в мою жизнь. Спасибо этому месту за всё» Зайцев Денис: - «Я познакомился с археологией в июле 2001 г, когда поехал отрабатывать практику в Костромскую область. Судя по всему, мне там понравилось, так как я пробыл там вдвое больше, чем положено. А в Старой Рязани я оказался впервые в конце июня 2003 г. И вот с тех пор каждое лето уже 13 –й сезон езжу сюда. Мне трудно самому себе объяснить такое постоянство выбора, но могу сказать я так долго на Старой Рязани благодаря тому, что тут очень хорошее начальство! Игорь Юрьевич Стрикалов такой человек, который сам любит и умеет работать и создаёт условия в экспедиции для того, чтобы любой человек, не зависимо от физических и интеллектуальных способностей, смог эффективно работать в Старой Рязани, чего я, к великому сожалению, не видел в достойной мере в других экспедициях. Про себя могу сказать, что, хотя у меня и есть историческое образование, археология даётся мне с трудом, поэтому я сосредоточил свои силы и энергию в русле делопроизводства на раскопеи на хозяйственной деятельности в лагере. Планирую в дальнейшем совершенствоваться в этом направлении! Ну вот если вкратце, то всё, а я родился 3 ноября 1983 г. » 1. 08. В этот день был дождь и на раскоп решено не идти. Все дружно начали работу в камералке: несколько человек разбирали по пакетам высохшие фрагменты керамики и кости издеревянныхящичков – лоточков. Фрагменты керамики складывались в пакеты одного цвета с квадратными листиками с записями на них: из какого слоя были извлечены, глубина в см и № квадрата. Все кости из этого же деревянного лоточка складывались в мешочки другого цвета - это были целлофановые пакетики с соответствующими записями на таких же квадратных листочках. Большая часть людей, которые были в лагере, мыли керамику с 46-го и 40-го раскопа и раскладывали их в такие же деревянные лоточки с такими же бумажными квадратиками с переписанными на них записями – текста из бумажечек, которые были выписаны при выдаче мешков на раскопе: слой, из которого были извлечены в см, № квадрата, с которого они извлечены, они были в пакетиках с замочком, который находился в мешке, если фрагментов было много, то их раскладывались в два деревянных лоточка и записи тогда дублировались. Я относил готовые лоточки и складывал их в камералку так, чтобы в каждый ящичек из стопки попадал воздух, это не даёт ящикам загнить. Вот так складывались стопки, одну вдоль, другую поперёк. Александр занимался мытьём индивидуальных находок, они так же складывались в деревянные лоточки, но под каждой находкой были свои записи – глубина, с которой была взята находка в см, № квадрата, на котором её нашли, и существовали ещё дополнительные записи, на которых было написано предположительное наименование и цвет пласта, из которого они были извлечены. Михаил Жаворонков. Главный редактор газеты «Рязанский университет» Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, руководитель литературного объединения «Призвание»: - Впервые я приехал в Старую Рязань летом 1976 года, на археологическую практику после окончания 1 курса факультета истории Рязанского государственного педагогического института (сейчас это – Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина). И сразу полюбил это место. Следующим летом приехал сюда по заданию областной молодёжной газеты. И репортаж из экспедиции стал моей первой журналистской работой. Так что, Старая Рязань дала мне старт в профессию. За прошедшие годы участвовал в работе разных экспедиций. А с 2011 года каждое лето приезжаю в Старую Рязань. И весь свой отпуск провожу в этом удивительном месте, в компании необыкновенных людей – романтиков, влюблённых в историю и в Старую Рязань. У каждого из нас – своя история любви к нашей Старке. Но Старка у нас – одна. На всех.
Студенки РГУ им. С А Есенина Черкалина Анна и Капитонова Мария. В экспедицию я приехала в 2014 г как практикант от 1 курса исторического факультета, но сразу поняла, что вернусь сюда ещё не раз. Могу с уверенностью сказать, что для меня это место оказалось судьбоносным! Здесь я нашла то, что люди порой ищут всю свою жизнь. Археология интересная наука, но всё-таки не так близка мне, как история. И всё же очень здорово наблюдать за работой профессионалов и понимать, что я вношу маленький вклад в развитие науки. Что касается самой Старой Рязани, то это место обладает невероятной энергией, оно будто волшебное! Здесь я получаю огромный заряд. И, кстати, здесь я поняла, что две девушки – одногруппницы с которыми я приехала работать – очень хорошие друзья. С тех пор мы просто неразлучны. В общем, в это место либо влюбляешься с первого раза, либо нет, но абсолютно равнодушных точно нет. 2. 08 В этот день все усилено трудились на40-ом раскопе, ведь за 400-х сотую находку начальник раскопа Александр пообещал две банки сгущёнки. Для этой находки оставалось всего ничего: найти оставшиеся 6-ть находок. Было найдено уже 394 находки, и каждый хотел быть обладателем тех заветных двух банок сгущёнки. Среди найденных находок были: точильный камень, бусина золото стеклянная и ещё другие, которые я не запомнил. Помню лишь какая находка оказалось 400-х сотой – это был небольшой железный фрагмент. И все были слегка разочарованы, что такая невыдающееся находка и стала 400-х сотой. Александр, как обещал, после обеда отправился в Спасск за двумя нашумевшими банками сгущёнки. София Каращук «Я с детства хотела стать археологом – любила читать книжки про динозавров и представлять интересную жизнь наших предков. Впервые я поехала в экспедицию в 2009 году. Тогда я была слишком маленькая, и от меня было мало толку. Старка стала для меня первой экспедицией. Здесь я встретиламного замечательных людей из разных городов. Каждый день был ярким и неповторимым. Я надеюсь приезжать сюда снова и снова». 3. 08 был очень хороший день, в этот день мне Александр доверил накапывать квадрат. Конечно, спустя некоторое времяего уровень проверяли с помощью нивелира, чтобы узнать, сколько сантиметров еще надо снимать. Так же есть выражение «стрельнуть отметки» - это значит проверить уровень земли, ведь копать надо так, чтобы не было перекопов. Когда квадрат уж почти готов, его уровень был проверяется по пяти точкам. На нем были и индивидуальные находки, кроме фрагментов керамики – точильный камень и ещё несколько не столько запомнившихся находок. В начале на этом квадрате у меня были небольшие перекопы в 1, 5 см, но под конец у меня стало получаться и без них. Так что когда Александр стал проверять уровень при помощи нивелира, мне было приятно услышать слово УРОВЕНЬ, я решил проверить квадрат по диагонали через каждые 10 – 15 см и много раз услышал это слово УРОВЕНЬ. 4. 08 День выдался хороший, я, как и на прошлый день, был поставлен копать. Я добил свой первый квадрат, точнее тот маленький кусочек, который остался у меня с прошлого дня. Потом меня поставили на другой участок, находящийся за бровкой. Этот участок вчера был уже скопан на половину, так что снять нужно было вторую половину на 20 см. Я стал накапывать и носить землю, складывал её на край бровки недалеко от отвала, где у меня работала группа переборщиков. Я стал накапывать и относить им накопанный грунт, они его тщательно перебирали, чтобы вовремя переборки не пропустить что-то важное. Попадались лишь фрагменты керамики и кости, всё это шлов большой мешок, потом моей команде переборщиков была выписана этикетка с вписанными в неё данными: № квадрата и его глубиной. Потом у меня появились ещё двое переборщиков, и я с помощью ведра стал накладывать землю на две команды переборщиков, затем у меня забрали это ведро – он понадобился для зачистки печки, чтобы всю пыль, смахнутую с неё после зачистки кисточкой, были собраны в кучки и вынесены в этом тазу, и выброшенная из него пыль пошла в ближайший отвал. Через некоторое время этот квадрат закончился, и я накидал обеим командам переборщиков всю оставшуюся землю. Потом мне разрешили копать следующий квадрат, его тоже надо выводить на 20 см, а ещё через некоторое время моей команде переборщиков был выдан мешочек с новой этикеткой. Всё шло хорошо, но когда стали проверять уровень при помощи нивелира, оказалось, что в нескольких местах у меня перекоп где-то на 3, 5 см, в другом месте на 5 см, а самый большой был на 6, 5 см. Так меня отстранили от этой работы. Мою работу взяла большая Оля, та, которая работала на зачистке печки, она уверяла меня, что у меня всё получится в следующий раз и, что у всех, кто начинал копать, сначала были перекопы. Перекопы учат копающего человека быть более внимательным и аккуратным, относиьтся к этой работе более кропотливо, как будто ты не археолог, а художник. И малейшая неверная линия может испортить будущую картину, и поэтому надо подходить к этому делу более внимательно, чтобы будущий посетитель, тот, который будет смотреть на неё, смог понять её смысл. 5. 08 Я сам вызвался остаться на камералке и на себе ощутить все её трудности и прелести. Работа на камералке заключается в том, что пакеты прошлого дня, принесённые к обеду, перемываются в тазу на следующий день до перекуса. Этикетку из пакета кладут в пустые латки, а содержимое пакета складывается в таз, где его промывают сначала холодной водой, а затем промывают, сливая воду из тазика до тех пор, пока там не появится его чистое содержимое: кости, керамика. Только тогда таз вместе с его содержимым помещают в раковину, где уже из крана набирают в него тёплую воду, которая нагревается в бойлере и от её теплоты уже зависит добавлять ли туда холодную воду или нет. И таккак камералка в этом году работала как часы, и не было претензий, что работа стоит, а даже напротив, людям не хватало того, что им приносили с обеих раскопов 40-го и 46-го, пакеты с археологических разведок мылись отдельно и складывались в лотки, которые отставлялись в сторонку от остальных. Там так же, как и при переборке на раскопе или с лопаты были находки, которые оформлялись отдельно и складывались в отдельный лоток. На камералке у меня тоже были две находки: бобровая косточка с дырочкой (использовался как оберег) и целый фрагмент донцакерамического сосуда (глиняного горшка) с клеймом. Такие донца попадаются очень редко - по его рисунку можно определить, с какой это мастерской - это как знак качества. 6. 08 Ятоже остался на камералке. Всё так же вынимались из пакета этикетки и так же клались в чистые лотки, а содержимое ссыпалось в таз, где содержимое пакета промывали водой из шланга; рабочими инструментами на камералке кроме таза и холодной и тёплой воды является щетка, которая используется для мытья керамики и костей, ближе к окончанию сезона некоторые стираются уголком, почему не знаю, толи от большой твёрдости поверхности и большой силы трения, искусственные щетинки на щетке начинают постепенно стираться, а если нет достаточного количества зубных щёток собираемых для этого и если они одна за одной все сотрутся, а других взамен не будет, то это может надолго застопорить этот процесс. Итак, при очередном наливании воды из раковины в таз из бойлера, на нём были показаны градусы, до какой температуры нагрета вода, выливаемая из крана, она была 42° и мне кто-то сказал, что я кипячу кости. При длительном промыванием воде из шланга, то и дело сливая грязную воду из таза по три-четырераза, в таз заливают достаточно горячую воду. Нужно приложить небольшие усилия, чтобы отмыть фрагменты керамики и кости, довести их до той степени чистоты, когда с них уже ничего не смывается. В конце домытой партии грязную воду сливают, а сам таз ополаскивают водой. Кроме меня там были ещё пять человек, а начальницей этого отдела в этом году была Татьяна Ермакова. Одна женщина, которая работала в этот день на переборке, нашла крестик, и чтобы не повредить его вовремя помывки, отдала его заместительнице начальника археологической экспедицииЕлене Владимировной Буланкиной. Только она может отмывать такие ценные находки, но и она побоялась его отмывать и оставила эту работу тем мастерам, которые занимаются восстановлением украшений перед тем как они поступят в археологический музей города Рязани. Эта работа очень кропотливая и длительная, на то, чтобы довести этот музейный экспонат до тосостояния, которое мы видим в музе, требуется от нескольких часов, недели и даже, если объект наиболее сложный, на его восстановление может уйти до целого месяца. 8. 08 Я снова был на 40-ом раскопе. За время, что я прибывал на камералке, там разбили новый участок: он был тоже поделен на квадраты, а находился он за бровкой рядом с тем участком, где находился дом ювелира, в противоположной стороне, тоже за бровкой, от него находилось кладбище, где и был найден клад ювелира. В предыдущий день 7. 08 с этого нового участка был снят только дёрн, так как в предыдущий день их переборщики не перебрали весь дёрн, то восьмого числа день начался для переборщиков с переборки этого самого дёрна, свалянного за его бровкой. Тех отвалов, что остались от предыдущего дня, когда весь дёрн был перебран, он совковыми лопатами был перегружен в носилки и отнесён в основной отвал, я тоже отдельно тоже уже без носилок перекидывал землю в отвал. Большая часть людей работала на новом уже разбитом участке, только двое человек работали на том участке, где было кладбище. В начале на новом участке решено было выходить на – 20 см, сначала там ничего не попадалось, а просто был пустой грунт. Многие уже начали сомневаться, что там что-нибудь будет, но когда на одном из квадратов нашли бусину, все тут же оживились и начали работать с большим энтузиазмом. Тогда весь новый участок раскопа был выведен на – 20 см. Александр решил копать квадрат и выводить его на – 40 см, я и ещё несколько человек стали работать у него на переборке. Александрначал накапывать землю, но сначалапри переборке ничего не находилось. Потом к переборке подключилась большая Оля, а затем и дядя Миша, который уезжал в Рязань по своим личным делам, он был вызван оттуда самим Стрикаловым. По приезде в лагерь археологов он был в срочном порядке послан на 40-ой раскоп. Ивот дядя Миша тоже уже присоединился к переборщикам; на этом квадрате стали изредка попадаться фрагменты керамики, и дядя Миша как бы в шутку сказал: - Мол, начальник раскопа, может их тоже будим записывать как индивидуалка; но Александр сказал, что всё нужно складывать в общий пакет. Тем временем все уже забыли, что двое человек работают на другом участке раскопа - где было кладбище, и вот когда они там нашли костяную пластину с двумя дырочками, то сначала подумали, что она похожа на подставку для благовоний. Но Александр при первом осмотре сразу определил, что это накладка на колчан, что является очень большой редкостью на раскопках. И Александр Артамкинвелел ставить нивелирную рейкуна находку, чтобы узнать, нужно ли копать на этом квадрате раскопа, или там уровень. После работы, когда все работы на этот день были закончены, а инструменты убраны и собраны в отведённом для них месте, все пошли на обед, не забыв захватить с собой керамику в мешках, а я нёс нивелир. Наташа: «Я очень рада тому, что оказалась здесь. Произошло это совершенно случайно и внезапно, поэтому мне пришлось быстро осваиваться на месте и вспоминать уже слегка позабытые прелести туристической жизни. Но я очень довольна тем, что это случилось! В определённом смысле сбылась моя мечта, одно из моих желаний: я мечтала побывать в настоящей археологической экспедиции и узнать всю эту «кухню» изнутри. Я поняла, что труд археологов невероятно труден и кропотлив, я узнала радость находки: что-то особенное посреди привычной керамики, теперь я знаю много новых понятий: камералка, «инвидуалка», «п/ж» и другие. Мне очень нравится атмосфера Старки: здесь много замечательных людей, которых объединяет не только место и совместный отдых, но и самая настоящая, правильная любовь к Родине. Я побывала во многих уголках России, но здесь, на Старой Рязани, Родина ощущается особенно глубоко. Здесь потрясающая природа: неброская, спокойная, тихая, по-настоящему русская. Я видела древнерусские крепости и городки (Псков, Изборск, Печоры, Карела и др. ) Здесь нет крепостных стен, здесь нет городских строений, но они возникают в сознании, когда стоишь на валу, смотришь на Оку. И все время кажется, что этот призрачный город, стёртый с лица земли историей, продолжает жить, дышать, звучать. Я очень хочу вернутся сюда снова». Татьяна Ермакова: «Свое лето я провожу в Старорязанской Археологической Экспедиции. Здесь, в условиях полевого лагеря, группа людей, состоящая из профессиональных археологов и волонтеров, изучает древний славянский город на реке Ока, павший в декабре 1237 года от рук татаро-монгольских войск. Первая половина дня в лагере посвящена работе с предметами старины - их бережно извлекают из земли, отмывают, высушивают и систематизируют. Чаще всего в руки археолога попадают осколки глиняной посуды с незамысловатым узором и фрагменты костей, но время от времени ученому подмигивает удача, и он достает из земли бронзовый крест, костяной гребень или сердоликовую бусину. Команду ребят объединяет интерес к истории своей страны, любовь к труду и обаяние харизмы старших товарищей. Вторая половина дня в лагере — это свободное время. Прекрасная погода позволяет проводить его на берегу Оки, в прогулках по раскинувшимся окрест полям или же в лагере, в обществе старых и новых друзей, за разговором и веселой игрой. Уже через несколько дней, прожитых в лагере, обнаруживаешь, что попал в новую вселенную, покинуть которую в полном смысле этого слова невозможно. » Старая Рязань 2016. Анастасия Муратбакиева. Не буду долго говорить о моей связи с археологией, скажу только, что она давняя и прочная. Именно эта связь заставляла меня идти до конца, чтобы поступить-таки в Санкт-Петербургский государственный университет на исторический факультет. Гораздо интереснее рассказать о Старой Рязани. По правде говоря, я не собиралась туда ехать и никогда не поехала бы, потому что у меня даже не было необходимости интересоваться существованием подобной экспедиции. Просто как-то зимним вечером моя однокурсница прислала мне объявление с небезызвестного сайта «Пикабу», в котором говорилось о «возможности сбежать волонтером в археологическую экспедицию». Именно «сбежать», а это было как раз то, в чем я больше всего нуждалась. Уже тогда стало понятно, что мне не удастся попасть в Тувинскую экспедицию со своими друзьями – нужен был альтернативный вариант. Положа руку на сердце, признаюсь, что я до последнего надеялась, что поеду куда-нибудь в другое место, но только не в Старую Рязань. Это совершенно незнакомое место меня ужасно пугало. Я боялась заполнять анкету, боялась отправлять её, боялась звонить начальнику, но все это было в конце концов сделано, билеты куплены, а я сама, радостная, поступившая, уже мечтала оказаться на берегу Оки-реки. Встретили меня приветливо, скорее всего потому, что мои друзья из археологического кружка уже успели рассказать обо мне и подготовить почву к моему приезду. Я до самого конца своего пребывания не могла по-настоящему понять и оценить всю, если можно сказать, самобытность Старки. Здесь все по-другому - не так как в других экспедициях. Сначала я думала, что это плохо, но только уезжая, осознала, насколько это прекрасно. Ведь, как поется в песне, «здесь солнце и воздух совсем иной, и это самый прекрасный на свете клад». Думаю, нет нужды описывать день на раскопе, так как он со всех ракурсов выглядит, в основном, одинаково. Могу лишь упомянуть самые запомнившиеся мне моменты. Начать хотелось бы с небольшой преамбулы, почему я не умею копать. Дело в том, что во всех экспедициях, где мне прежде доводилось бывать, женщинам не очень-то доверяют лопату. Мастерок, щетка, веник- исключительно женские орудия труда. Все члены нашего археологического кружка проходят «боевое крещение» в неолитической экспедиции в Ленинградской области. Именно там меня научили делать зачистку, работать лопатой, мастерком, нивелиром и прочее. Но лопату в руки опять-таки давали крайне редко, а в последний раз назначили «человеком-нивелиром», отняв возможность вообще взять в руки этот чудесный инструмент. Поэтому я была несказанно счастлива, когда в один прекрасный день в Старой Рязани мне доверили снимать слой. И меня не очень огорчило количество перекопов – главное, что начальник не ругался. Второй момент, запомнившийся мне – нахождение металлического нательного крестика. Накануне вечером я писала письма своим друзьям в разные города нашей большой страны и каждому другу сообщила о желании непременно найти нательный крестик. Не знаю, почему именно крестик, но это стало для меня идеей-фикс. На следующий день крестик действительно нашли, но, увы, не я, а мальчик из нашего кружка. Причем, он не прилагал для этого особенных усилий- просто шел по раскопу, когда прямо под ногами у него очутился медный позеленевший, плохо сохранившийся крестик. Мое разочарование не стоит описывать, ведь стоило мне пройти по этому месту на секунду ранее – вожделенная находка стала бы моей. Третье событие, приключившееся со мной вовремя экспедиции, - возможность зачистить участок. Несмотря ни на что, зачищать я все-таки умею, правда, мало кто знал об этом. Но в один прекрасный день, 16 августа, начальник 40-го раскопа Александр Артамкин поставил меня зачищать участок, на котором прежде находилась печь. Сначала мы зачищали вдвоем: я и Александр, которого я про себя называю Александр-гончар. Я старалась зачищать маленькими участочками, но начальнику вдруг показалось, что мы не справляемся, и он поставил к нам молодого человека по имени Сергей, а по кличке – Кот. Дело пошло резвее, так как я очень боялась отстать от мужчин, но более этого боялась, что мою линию зачистят без меня. Однако все обошлось благополучно: после Саша Артамкин похвалил меня, а пришедший зарисовывать план Игорь Юрьевич подивился чистоте и мастерству исполнения зачистки. Если кратко подводить итоги экспедиции, то именно здесь я поняла весь сокровенный и глубокий смысл фразы: «что ни делается - все к лучшему». Экспедиция, в которую я попала практически случайно, произвела на меня неизгладимое впечатление. Конечно, виды, открывающиеся с городища, и закатные переливы серебристой Оки не могут сравниться с Тувинскими горами, бесконечными степями и бездонным мудрым небом, но и здесь присутствует невыразимая красота русской природы. Старка ценится своими людьми: именно здесь я нашла новых друзей, да таких, с которыми страшно терять контакты, а хочется присылать им открытки на праздники и приезжать в гости не реже, чем 5 раз в год. Я слишком мало была в этой экспедиции, чтобы расслабиться и достигнуть той гармонии, что хранят эти места вот уже 800 лет, но у меня есть задел на будущее. Я очень надеюсь, что у меня еще будет возможность проникнуться атмосферой древности и миролюбия, царящих всего в 60-ти километрах от Рязани. Как говорится: «Возьмем билет на Рязань на июль и снова сядем у нашего костра! » Александр Артамкин: в XII-XIII вв. на Руси делали печки разных видов и для разных целей. Хорошо знакомая нам " русская печь", на которой ездил Емеля, ещё не появилась, но вместо неё была домашняя печь, которая отапливала дом зимой, и в которой можно было готовить. Топилась она, что называется, «по-чёрному»: дымохода не было, и дымила она прямо в доме. Это было очень неудобно и неприятно: дым нужно было выпускать через дверь на улицу, а значит, уходило и очень много тепла. Ещё один тип печей - этопроизводственные печи для плавки руды, для разогревания металла в кузнице и для обжига горшков, а на фотографии изображён ещё один тип - летняя уличная печь для приготовления пищи. Чтобы не дымить летом в доме, можно поставить печь во дворе и готовить там. Такие печи были простыми в своей конструкции: участок земли, где она возводилась, сначала засыпался небольшим слоем песка, в который укладывался " фундамент" печи - камни или (как на фото) куски горшков. Получившаяся поверхность выравнивалась, на ней сооружался деревянный каркас, который обмазывался глиной. Потом в ней просто жгли огонь, скорее всего, такая печь была недолговечной и вряд ли могла отстоять больше, чем несколько летних сезонов, зато её было несложно сделать. На днях вечером на Старке нам провели лекцию по антропологии. Лектор: ЕленаАндреевнаВагнер-Сапухина- ведущий антрополог, закончила исторический факультет, тема лекции - «Методика полевых антропологических исследований», Антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития и существование в природной и культурной среде. На Старке проводилась лекция по физической антропологии, то есть дисциплина, которая изучает физическое строение человека и его изменение под влиянием разных факторов. Немного об истории антропологии: - Ещё древние греки обогатили науку о человеке многими наблюдениями и идеями. Медицина, главным образом в лице Гиппократа (ок. 460—377 до н. э. ), осветила влияние климата и природы на заболевания и на физические особенности людей. Он же своим учением о соках в организме человека и четырёх темпераментах предсказал те пути, по которым впоследствии пошли исследования физиологических различий между типами конституции и связей этих различий с морфологическими особенностями (габитусом). Антропология в России зародилась в начале XVIII в... Основанная Петром I Кунсткамера может считаться колыбелью отечественных музеев, в которой важное место заняли анатомические препараты, а также препараты различных уродств. Основы для развития анатомии человека в России заложили труды А. П. Протасова, С. Г. Забелина, А. М. Шумлянского и др. В XVIII в. была организована Великая Северная экспедиция (1733—43), причём в инструкции, которую составил участник экспедиции Г. Ф. Миллер, была подробно разработана антропологическая программа. Ценные антропологические сведения о народах Сибири и Дальнего Востока были собраны С. П. Крашенинниковым (1755), а также участниками академической экспедиции под руководством П. П. Палласа (1768—1774). В начале 19 в. русские мореплаватели и исследователи проделали более 30 кругосветных путешествий, которые обогатили науку этнографическими и антропологическими сведениями о многих народах мира. Произведением, касающимся проблемы места человека в природе, явился трактат А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный в 1792—96. В XIX в. выдающееся значение имели антропологические работы К. М. Бэра, пополнившего краниологические коллекции анатомического кабинета Петербургской АН, много сделавшего для обоснования теории моногенетического происхождения человеческих рас, усовершенствовавшего методику измерения черепов. Великие географические открытия (XV—XVI вв. ) расширили горизонты антропологических познаний, познакомив, хотя и поверхностно, европейцев с расовыми типами народов Восточной Азии (путешествия Плано Карпини, Рубрука, Марко Поло), населения Америки (Х. Колумб), с народами Восточной Сибири (С. И. Дежнев), Огненной Земли и Океании (Ф. Магеллан). Значение кругосветного путешествия Магеллана было наиболее важно для антропологии в том отношении, что оно, подтвердив существование антиподов, показало несовместимость науки с библейской легендой о сотворении человека в «Святой земле», Значительным событием в истории. В XVIII в. были сделаны также первые более или менее серьёзные попытки построить научные гипотезы о происхождении человека и его месте в природе: во Франции — Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Бюффон, в Германии — И. Кант, в России — А. Н. Радищев. Большое значение для антропологии имела деятельность шведского натуралиста Карла фон Линнея, который в труде «Система природы» (1 изд. 1735 г.; 10 изд. 1758 г. ) выделил среди млекопитающих отряд приматов и подразделил его на четыре рода — человек, обезьяна, лемур и летучая мышь. В соответствии с созданной им двойной, или бинарной, номенклатурой Линней обозначил человека термином «Человек разумный» - подразделив на четыре расы, по числу хорошо известных тогда континентов — Человек разумный европейский, азиатский, африканский и американский. Это была далеко не единственная попытка дать классификацию человеческих рас в XVIII в. Вслед за французом Ф. Бернье (1684) систему рас построили Ж. Бюффон, И. Кант, немецкий анатом и антрополог И. Блуменбах и др. Изучения живых началось в XVII веке А. Багданов в работе – (возрастание детей, взрослых и стариков) расоведение изучения рас изменение, антропология изучает остатки приматов, популяционная генетика палеоантропологии начинается в 20 веке с изучением человека. Антропология – изучает происхождение и эволюцию человека, нормальное физиологическое строение человека и организация человеческих рас. Ф. Энгельсом определил антропологию как науку и обосновал ее место среди других наук. В зарубежных странах в антропологию включают кроме натуральной истории человека, к тому же археологию и этнографию. Расоведение — раздел, изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно называется «этнической»; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, т. е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей. Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования. вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в Антопологи имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов мед. географии. Расоведение имеет важное значение в научном обосновании борьбы против расизма. Антропология изучает происхождение и эволюцию человека, нормальное физиологическое строение человека и организация человеческих рас. Ф. Энгельсом определил антропологию как науку и обосновал ее место среди других наук. В зарубежных странах в антропологию включают кроме натуральной истории человека, к тому же археологию и этнографию. Методы исследования в Антропологии. Физическая антропология работает с вариациями размеров и формы тела с помощью описания, и измерения. Описательная методика получила название антропоскопии, измерительная — антропометрии. В обработке антропометрического материала велика роль статистических методов. Важными методами антропологических исследований являются краниология, остеология, одонтология, антропологическая фотография, снятие отпечатков кожных узоров ладоней и подошвенных поверхностей стоп, снятие гипсовых масок лица, получение гипсовых отпечатков внутренней полости черепа (эндокранов). В современной Антропологи, распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, продольного (долговременного) и поперечного (единовременного) изучения групп, приёмы фракционирования массы тела, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы и др. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отд. расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа. Для советской Антропологии. характерны огромный размах исследований во многих её разделах, планирование работ, разработка унифицированных методов. В области учения об антропогенезе, этнической Антропологии и морфологии человека были накоплены большие материалы и сделаны крупные теоретические обобщения. В области антропогенеза изучалась сравнительная анатомия разных органов человека и обезьян. Были выяснены основные направления развития мозга приматов и специфические черты строения мозга человека в связи с формированием его трудовой и речевой деятельности (Ю. Г. Шевченко и др. ). Ряд исследований посвящен эволюции и строению руки (Е. И. Данилова). Изучались соотношения онтогении человека и его филогении, причём подтверждены применительно к антропологическому материалу основные положения теории филэмбриогенезов А. Н. Северцова. Сделаны важные открытия ископаемых низших узконосых обезьян на Юго-восточной Европы и остатков зубов человекообразной обезьяны третичного периода на Кавказе. Вот основные понятия, с которыми работают антропологи. Maturus (в переводе на русский с латыни – «зрелый») – скелета человека зрелого возраста, который состоит из 233-234 костей. Череп (cranium), скелет которого состоит из мозгового и лицевого черепа. Лицевой череп образован верхней челюстью, носовой костью, нижней челюстью, скуловой костью. Расчистку скелета начинают с верху вниз, желательно фиксировать скелет и вынимать его в тот же день дабы кости самого скелета не подверглись деформации из – за попадания на них солнечных лучей при длительном нахождении в таком состоянии и ветровой эрозии. Череп даёт так много информации, что при обработке погребения он разбирается отдельно: кладётся отдельно в лоток и проходит специальные исследовательские процедуры, включающие обмеры и анализы. Весь остальной скелет помещается в другой лоток. Чтобы не спутать черепа и основные костяки от разных погребений, каждое погребение номеруется и каждому костяку и черепу присваивается номер этого погребения. Желательна сухая чистка костей скелета, так при мокрой чистке он может быть подвергнут деформации, также необходимо сушить его в тени. Мужской скелет отличается от женского – он более крупный, у него иначе расположены тазовые кости. Пол у детей примерно до 18 лет (до перестройки организма во взрослый) не определяется (хотя иногда его удаётся определить по сопроводительному инвентарю). По комплексным признакам мужские кости тяжелее, важна так же их поверхность. Затылочный бугорок у мужчин и подбородок трёхвершинный, зубы формируются к 20 годам. Анастасия Романова. Даты пребывания в экспедиции: 20. 06. 14-05. 07. 14, 13. 08. 15-24. 08. 15, 05. 08. 16-26. 08. 16 Впервые о Старке я узнала от бывшего начальника СТРАЭ Алексея Владимировича Чернецова, который преподавал у нас на первом курсе в РГГУ археологию. Он предложил желающим поехать на открытие экспедиции вместе с музеологами, у которых археологическая практика стояла в плане. Работа археологов казалась мне таинственной и загадочной. И я была очень рада возможности поучаствовать в настоящих раскопках, тем более что это был мой первый опыт жизни в полевом лагере. Когда я впервые сказала маме, что поеду в археологическую экспедицию, где мы будем жить в палатках, она была уверена, что я и 5-ти дней не протяну в таких условиях. Но, приехав на Старку, я осталась на две недели и уезжала чуть ли не со слезами на глазах. И теперь поездка на Старую Рязань стала моей ежегодной традицией, этим летом я собираюсь на раскопки уже 4-ый раз. Сначала я думала, что найти любую вещь при раскопках – большое событие. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что кости животных и осколки керамической посуды XIII века попадаются чуть ли не на каждом шагу практически на поверхности раскопа, причем, большая часть из них не представляет особой ценности. Конечно же, сразу захотелось что-то взять себе на память: теперь у меня дома есть небольшая коллекция из костей животных, гвоздей и керамических черепков с разными узорами. В первый год своего пребывания на раскопках (2014) я участвовала в основном в переборке, но в последующие разы мне стали доверять и более ответственную работу. Я научилась пользоваться рейкой и нивелиром, аккуратно снимать культурный слой до необходимого уровня и делать зачистку стенок раскопа. В сезон 2016 года у меня было три индивидуальных находки: костяной гребень, оселок и пряслице. А еще мне впервые доверили расчистку человеческого скелета – кропотливую и тщательную работу, в ходе которой нужно сохранить местоположение и целостность хрупких человеческих костей. Также очень интересно было вечером послушать лекции об истории Старой Рязани и о ее кладах. Особенно мне запомнилась лекция по палеоантропологии: нам рассказывали, как по костям можно определить пол и возраст человека. Ну и конечно, нельзя не сказать о потрясающей природе Старки и ее волшебной атмосфере. Неописуемые рассветы и закаты над рекой, бесконечные просторы полей и терпкий запах прелой скошенной травы, леденящий ветер и жгучее солнце… А эта тишина и безмятежность ночи, когда, глядя на звездное небо и Млечный путь, всем своим существом будто чувствуешь медленное течение времени и дыхание вечности. Сердце замирает, и дух захватывает от этой красоты, и ощущаешь священный трепет перед жизненными силами нашей родной природы и наполняешься счастьем просто от того, что ты здесь, ты живой и ты часть всего этого… Здесь каждый день и каждый вечер как целая жизнь. Это место, где самой хочется просыпаться с восходом солнца, потому что ты живешь и дышишь вместе с природой, будто сливаешься с ней. Это место, где живешь настоящим моментом, где отступают все проблемы, сожаления о прошлом и тревоги о будущем. А еще на Старке я встретила много ярких, потрясающе интересных людей, большинство из которых стало моими друзьями и с которыми мы продолжаем поддерживать общение и встречаться в течение всего года. Плохие люди здесь не задерживаются. Всех объединяют простые, вечные ценности: Россия, Родина, земля, предки, история, природа, настоящая любовь и дружба. Поэтому здесь всегда такая теплая, дружеская, семейная атмосфера. Старка раскрепощает людей, делает их более открытыми, искренними, естественными. Каждый раз, приезжая сюда, ощущаешь прилив жизненной энергии и вдохновения, начинаешь верить в лучшее, и тебе снова хочется жить, любить, творить, духовно развиваться. Поэтому, если однажды ты приехал на Старку и почувствовал, пережил все это, то все – ты пропал… Ты больше не сможешь жить без этой холодной, сырой палатки, без этих костров, этих песен, этой волшебной атмосферы, которую все вместе создают здесь чудесные люди со всех уголков России. Ты будешь возвращаться снова и снова… О Старке можно говорить бесконечно. И я неоднократно рассказывала о ней всем своим друзьям. Причем, когда начинаешь говорить, погружаешься в эту удивительную атмосферу и будто бы переживаешь заново все произошедшие события. Каждый уголок Старки стоит у меня перед глазами, и эти теплые летние воспоминания согревают в долгие зимние вечера. Для меня Старка — это волшебное место, рай на земле. Так что, приезжайте, не пожалеете! J Максим Панкин Первый приезд в экспедицию на Старую Рязань произошёл в 1994г. Лагерь тогда стоял в 5 км ниже по течению реки Оки от переправы. К нашему приезду сами раскопки были завершены и нам было суждено собирать лагерь. Мы разбирали хоз. палатку, поковали вещи, выбрасывали мусор. До раскопа людей возила машина, которая к нашему приезду уже уехала, поэтому на место раскопа мы так и не попали. В лагере мы застали всего несколько человек: А. В. Чернецова и других. Нас пригласили в экспедицию на следующий год, чем я и воспользовался. В 1995 г. лагерь стаял уже между церковью и дорогой. Церковь была заброшена и там был устроен склад оборудования. Рядом стояли палатки, а в центре лагеря стоял вагончик и столовая. На этом месте лагерь просуществовал до 2011 г, а уже потом переехал на нынешнее место. Находка клада № 17 в 2013г. Лето 2013 г, было хорошим, тёплым, и я приезжал в экспедицию каждые выходные. Раскоп № 40 функционировал уже 3-й год и в планах было прирезаться к нему, чтобы соединить его с траншеями В. А. Городцова, раскопанными в 1920-30 х гг. Было решено сдвинуть отвал этих траншей бульдозером, чтобы разбить прирезку к 40-му раскопу. Бульдозер сдвинул отвал и уехал, оставив ровную площадку под раскоп. И. Ю. Стрикалов решил обследовать освободившуюся площадь, и попросил меня это сделать с помощью металлодетектора. И вот вечером, 7 июля, после работы, я побрёл на место будущего раскопа и работать, честно говоря, совсем не хотелось. Я начал обследовать участок и спустя некоторое время обнаружил несколько интересных вещей. Среди них был клиновидный серебряный крест (или подвеска), пустотелый, спаянный издвух половинок. Второй удивительной находкой стала мятая консервная банка, которая при тщательном осмотре оказалась серебряным медальоном с изображением креста, изрядно помятого плугом. Вскоре ко мне присоединился Денис Зайцев и Дима Лошин. Они с интересом наблюдали за процессом поиска. Находки продолжались. И вдруг в наушниках прозвучал сильный сигнал, я начал выкапывать предмет, и им оказался ещё один серебреный крест, идентичный первому. Вынув егоиз ямки, я провёл металлоискателем над ней ещё раз, но сигнал не исчез, я стал смотреть, что там осталось ещё и вытащил большую серебряную бусину свеликолепной зернью. Это было необычно, и я провел металлоискателем над ямой ещё - сигнал не исчез! И площадь сигнала оказалась около 30× 30 см. Тогда я понял, что обнаружил клад! Мы втроём сразу пошли в лагерь, показали находки И. Ю. Стрикалову - он был приятно шокирован. Там уже темнело, необходимо было поставить охрану на ночь на место предполагаемого клада, охраной стала палатка, поставленная прямо над кладом, и несколько добровольцев заночевали в ней. На следующий день перед выборкой клада надо было сначала сделать разметку квадратов раскопа. Управившись к обеду, мы приступили к самой увлекательной части раскопок. Аккуратно работаясовочком, скальпелем и кисточкой, мы сняли верхние слои земли. Первым из земли показались серебряные полые бусы инепонятный обруч диаметром около 15 см - им оказалась расплющенная ковкой проволока, позолоченная с внутренней стороны и скрученная в несколько витков. Она как будто обхватывала все находки. Рядом из земли показались два серебряных браслета, сплетённых из нескольких толстых проволок. Один из них был украшен двумя самоцветами на концах. Расчистка клада заняла 2 дня аккуратной работы, которая перемежалась приездом журналистов и телевидения. Из земли было извлечено около 150 предметов. Состав клада был необычен. Наряду с «рядовым» набором украшений, который включал в себя трёхбасенные подвески, колты звездчатые и чечевицевидные, каменные кресты в серебряных обойлицах, медальоны с изображением процветшего креста и прочими детали женского княжеского набора, было найдено несколько вещей, которые сделали этот клад уникальным: слиточки серебра и золота, несколько матриц, золотая фольга, скрученная в рулончик и уже известный нам моток расплющенной проволоки из серебра говорили о том, что эти сокровища были спрятаны ювелиром в декабре 1237 г. Вероятнее всего он выполнял чей-то очередной заказ на украшения, когда пришёл Батый. Прежние известные клады были спрятаны самими владельцами, а этот содержал заказ и инструменты ювелира. При обследовании прилегающих к кладу квадратов в процессе раскопок было найдено около 80 матриц для изготовления украшений, растащенными распашкой по площади. «Кладювелира», как его назвали, стал 17-м из известных кладов Старой Рязани. Кроме того, он стал первым кладом, найденным на северном городище.
|
|||
|