|
|||
ЗФО План занятия Методика изложения1. Теоретический блок: основные положения методики развития речи при написании изложений. 2. Виды изложений. 3. Языковой анализ текста. 4. Урок подготовки к подробному изложению / сжатому изложению 5. Анализ урока подготовки к изложению.
ЗАДАНИЯ 1. Подготовьте устные сообщения по теории изложения: - обучающий потенциал изложений, - речеведческая основа работы над изложением, - языковой разбор при подготовке к изложению, - виды изложений. 2. Охарактеризуйте каждый из указанных видов изложений: подробное (близкое к тексту) изложение, выборочное изложение, сжатое изложение - с позиций: - цель изложения, - дидактическая задача, - планируемые результаты обучения.
3. Разработайте вопросы для языкового разбора текста при подготовке школьников к изложению. Текст изложения Последняя синичка Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи». (По В. Белову)
4. Подготовьтесь к деловой игре – проведению урока подробного изложения в роли учителя. Отработайте действия учителя по организации работы школьников на каждом этапе урока. 5. АНАЛИЗ УРОКА. Готовы ли вы выполнить роль зам. директора, который присутствует на уроке? Проанализируйте урок в роли завуча, оценив результативность этапов подготовки учащихся к написанию подробного изложения (схема анализа компонентов урока прилагается).
ПРИЛОЖЕНИЕ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА (см. ниже) Литература
3. Сайт ФИПИ. ОГЭ 9 класс (материал о сжатом изложении: требования к работе, критерии оценки, материалы для экспертов по оценке изложений). 4. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994. 5. Плёнкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
|
|||
|