Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗФО План занятия Методика изложения



1. Теоретический блок: основные положения методики развития речи при написании изложений.

2. Виды изложений.

3. Языковой анализ текста.

4. Урок подготовки к подробному изложению / сжатому изложению

5. Анализ урока подготовки к изложению.

 

ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте устные сообщения по теории изложения:

- обучающий потенциал изложений,

- речеведческая основа работы над изложением,

- языковой разбор при подготовке к изложению,

- виды изложений.

2. Охарактеризуйте каждый из указанных видов изложений: подробное (близкое к тексту) изложение, выборочное изложение, сжатое изложение - с позиций:

- цель изложения,

- дидактическая задача,

- планируемые результаты обучения.

 

3. Разработайте вопросы для языкового разбора текста при подготовке школьников к изложению.

Текст изложения

Последняя синичка

      Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

     Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

                                                                         (По В. Белову)

 

 

4. Подготовьтесь к деловой игре – проведению урока подробного изложения в роли учителя. Отработайте действия учителя по организации работы школьников на каждом этапе урока.

5. АНАЛИЗ УРОКА.

Готовы ли вы выполнить роль зам. директора, который присутствует на уроке? Проанализируйте урок в роли завуча, оценив результативность этапов подготовки учащихся к написанию подробного изложения (схема анализа компонентов урока прилагается).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА (см. ниже)

Литература

  1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова: раздел «Обучение устной и письменной речи». – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 278-287.
  2. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: оценка сочинений и изложений.

3. Сайт ФИПИ. ОГЭ 9 класс (материал о сжатом изложении: требования к работе, критерии оценки, материалы для экспертов по оценке изложений).

4. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994.

5. Плёнкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 классы: Кн. для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.