|
|||
«Лучший учитель»Учитель! Для меня это святое, возвышенное слово. Я всегда мечтала стать учителем. Уже сейчас представляю себя в роли педагога. — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Надеюсь, вы помните, что сегодня у нас контрольная работа по теме «Сообщающиеся сосуды»? По кабинету физики разлилось недовольное, но покорное гудение. Я раздала карточки с задачами, заодно проверила, все ли учебники и тетрадки закрыты. Собрала урожай из нескольких шпаргалок – почему-то ученики всегда считают, что молодую учительницу легко провести. Не тут-то было. Вернулась за учительский стол и бросила взгляд на календарь: семнадцатое ноября. «Елена Сергеевна» – первое, что проскользнуло у меня в голове. Сегодня день рождения у моего школьного учителя физики. После того как я выбрала педагогическую стезю, преподавателей физики было много, много прочитано авторов, много прослушано лекторов, но никогда у меня не возникало желания запоминать их дни рождения. А семнадцатое ноября я помню с детства. Почему-то дни рождения дорогих людей запоминаешь с особой лёгкостью, раз и навсегда. Елена Сергеевна для меня не просто первый учитель физики, она дорогой человек, который помог мне определить профессиональный путь и дал несколько очень важных жизненных уроков. Их я пронесу через всю жизнь и, может быть, однажды передам какому-нибудь молодому преемнику, пожелавшему стать учителем. Елена Сергеевна встречала нас искренней улыбкой, и с годами впечатление от ее доброты не проходит. Такое чувство невозможно подделать – она всегда была нам действительно рада. А когда на уроках из-за чего-то расстраивалась, ей не удавалось это скрыть, хотя она очень старалась. В такие редкие моменты мы знали, что лучше не баловаться. Нет, Елена Сергеевна не будет кричать и наказывать, не этого мы боялись – мы боялись еще больше её огорчить. Быть искренним со своими учениками – вот первый и главный урок, который я вынесла из кабинета физики. Детей не обманешь, а фальшью очень легко потерять их доверие. Мы верили своему учителю, и Елена Сергеевна это ценила. Знаете, что общего у слов «физика» и «Елена Сергеевна»? Любой ученик нашей школы ответит: «Лабораторная работа». Сначала для меня было загадкой, почему так много лабораторных работ по физике, что даже тетради из двенадцати листов не хватает? Кроме того, когда в школах начала набирать обороты проектная деятельность, Елена Сергеевна с радостью взяла на вооружение и этот вид «научного творчества» и теперь вместе с учениками разрабатывает один за другим интереснейшие, талантливые проекты. Почему? Зачем? Только спустя несколько лет, когда мы стали выпускниками, во время личного разговора у неё в лаборантской Елена Сергеевна достала с полки книгу. Я подумала, что это очередная методичка. Каково было моё удивление, когда она положила передо мной книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель». Тогда мне эта книга еще не была знакома. Я открыла страничку с закладкой и прочла аккуратно выделенную карандашом цитату: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». И тут мне стало всё понятно, почему ей не лень возиться с приборами для лабораторных работ, по нескольку раз в неделю доставать двадцать с лишним комплектов, убирать обратно, снова доставать, проверять наши тетради… Всё это для того, чтобы помочь нам совершать свои маленькие открытия в области физики. Ведь именно свои победы, даже самые маленькие, человек запоминает раз и навсегда. Давать ученику возможность самостоятельно и последовательно приходить к результату, лишь заинтересовывая и направляя, – следующий важный урок Елены Сергеевны, который я ежедневно несу в школу, уже своим ученикам. Без лишней скромности могу заявить, что я не просто молодая двадцатипятилетняя учительница физики, которая учит детей находить силу тока. Я искренне горжусь, что преподаю подрастающему российскому поколению физику – науку, в которую наши великие русские учёные внесли огромный, неизмеримый вклад. Этих учёных, благодаря Елене Сергеевне, я знаю поимённо. Их имена обязательно будут дороги и моим ученикам: Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, С. П. Королёв, И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров и многие другие. Очень хочется, чтобы школьникам всегда было, что ответить на вопрос: «Кто этот человек, что он сделал? » Любовь к своей стране, уважение трудов русских учёных, гордость за достижения своего народа – всё это объединяется одним словом –«патриотизм», который урок за уроком наша Елена Сергеевна по маленьким крупицам вкладывает в сознание своих любимых учеников. Чему научила и меня. Елена Сергеевна вот уже двадцать четыре года верна своей профессии. Внешне она очень молода, а ещё чуть-чуть – и ветеран педагогического труда. В наше время редко встретишь человека, который – с трудом ли, с лёгкостью ли – проходит через все испытания профессионального пути. «Разве меня здесь кто-то держит? Разве я не свободный человек и не могу сменить профессию? » – часто думаем мы, столкнувшись с неудачами на работе или сомнениями в выбранном пути. Путь школьного учителя особенно труден: ты не просто работаешь с людьми, ты ежедневно имеешь дело с детьми, с подростками, порой такими непослушными, иногда даже жестокими; с коллегами – чаще всего с женщинами, что тоже иногда крайне сложно; с родителями, чья любовь к ребенку порой необъяснимо слепа. Как, несмотря на все трудности, Елене Сергеевне удалось сохранить верность своей профессии? Ответ прост: нужно любить. Всем сердцем любить детей, свой предмет, свой путь. Любовь – залог и терпения, и верности, и успеха. За этот простой, но такой ценный урок я благодарна Елене Сергеевне особенно. Потому что он не просто про школу – он про жизнь, про любое дело, за какое бы ни взялся человек. Некоторые учителя, когда услышали, что я хочу вернуться в школу уже их коллегой, всячески пытались отговаривать. Родители тоже какое-то время были против, ссылались на низкую зарплату, на нервы, на якобы потерянное обществом уважение к профессии учителя. — Ну что, ты решила, куда поступать? – тихонько спросила Елена Сергеевна на вечере, посвященном нашему последнему звонку. — В педагогический, – не задумываясь, ответила я. – Думаете, не надо? — Если чего-то очень хочется, обязательно надо! А мне очень хотелось стать учителем физики.
Валентина Мясоутова, г. Воскресенск, Московская область
|
|||
|