Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: История создания книги



 

ПЗ № 7 по " Методике обучения литературному чтению"
Тема: Методика формирования библиографической компетентности

 

Теоретический вопрос:
- Почему формирование библиографической компетентности требует междисциплинарного подхода?

Библиографическая компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественной продуктивной деятельности по ориентированию в мире книг. Библиографическая компетентность – это качество личности, понимаемое как степень владения учебником библиографической компетенции. Библиографическая компетентность характеризуется степенью сформированности мотивов, адекватных содержанию библиографической деятельности, уровнем владения библиографическими знаниями и умениями, а также развитием интереса к предмету и процессу деятельности, ценностным ориентациями учебника. Наполнение понятия «библиографическая компетентность» зависит от возраста ученика. О высоком уровне владения библиографической компетентностью младшим школьником можно говорить, если:

· деятельность ребенка по ориентировке в книжном мире результативна;

· познавательные мотивы библиографической деятельности реально действуют и осознаются учеником;

· ученик знает способы ориентировки в книжном мире, владеет операционной стороной деятельности: умеет пользоваться тематическим и алфавитным каталогом, может грамотно сформулировать свое обращение к библиотекарю, умеет определять содержание книги по оглавлению, обложке, иллюстрациям, может использовать помощь библиотекаря, библиографа;

· интерес к предмету и процессу поиска нужной книги (информации) устойчивый и глубокий;

· сформировано отношение к книге как к ценности.

Формирование библиографической компетентности есть часть общей системы начального образования, этот процесс затрагивает не только каждую школьную дисциплину, но и самостоятельную деятельность учащихся, и внеклассную работу в течение всего периода обучения ребенка в начальной школе. При всем многообразии форм работы по формированию библиографической компетентности можно выделить общие методические условия, соблюдение которых обеспечивает эффективность работы:

· введение новых библиографических знаний на специальных библиографических уроках, последующее их закрепление и формирование соответствующих умений на других школьных предметах при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной учебной и досуговой деятельности;

· систематичность включения задания по поиску литературы в учебно-познавательную деятельность;

· использование занимательных форм обучения и постепенный переход от игровой мотивации к формированию процессуальных и результативных мотивов, мотивов саморазвития;

· согласованность работы учеников, учителя, библиотекаря и родителей.

  1. Содержание работы по формированию библиографической компетентности

Система формирования библиографической компетенции включает знания о структуре книги, гигиене чтения, об основных способах библиографической помощи, доступных младшим школьникам: карточке обложек, книжных выставках, алфавитном и тематическом каталогах, аннотированном каталоге. На основе этих знаний формируется умения, способствующие ориентировке в книжном мире:

· соблюдать правила гигиены чтения;

· называть книгу, указывая автора и название книги;

· ориентировке в книге, пользоваться ее справочным аппаратом;

· определять основное содержание книги по названию, иллюстрациям, оглавлению, аннотации;

· находить нужную книгу, используя алфавитный и тематический каталоги;

· подбирать книги определенного автора (на определенную тему) и оформлять книжную выставку;

· подбирать материал по заданной теме, пользуясь справочной литературой, детской периодикой.

Мотивы формируются у младших школьников в соответствии с целью их деятельности в каждом конкретном случае. Так, освоить правила гигиены чтения детям помогает игровая мотивация: играя в «Зеркало» ученики копируют позу девочки, изображенной на плакате, и (или) действия учителя и таким образом учатся ориентировать свое рабочее место, правильно держать книгу, ровно сидеть, переворачивать страницы за уголок. При починке библиотечных книг или оформление книжной выставки формируется альтруистические мотивы, что важно не столько для библиографической компетентности, сколько для формирования общей культуры учащихся. Формирование основных библиографических знаний и умений требует создание процессуальных и результативных мотивов. Младшего школьника легче заинтересовать процессом деятельности, чем ее результатом, поэтому часто игровые мотивы сопровождают формирование процессуальной и результативной мотивации. Мотивы саморазвития начинают формироваться у учащихся начальных классов в творческой деятельности: выборе книг для подготовки сообщений, подборе материала для журнала, создании классного каталога и т. п.

Использование полученных в школе знаний и умений в самостоятельной учебной и досуговой деятельности требует определенных усилий не только от младшего школьника. Успешное овладение библиографической компетентностью возможно только при тесном взаимодействии всех участников общения: ученика, учителя, библиотекаря и родителей. Ученик неслучайно занимает в этом перечне первое место - он является субъектом обучения, а не предметом воздействия.


Практическое задание:

- Предложите вариант вступительной беседы для первоклассников об истории возникновения современной книги.

Тема: " История создания книги"

Цели:

- познакомить детей с историей создания книги;

- способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;

- содействовать воспитанию бережного отношения к книгам и школьным учебникам.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о книге.

– Ребята, а вы любите читать книги? (Книги помогают познавать окружающий мир, узнать о давно прошедших временах, представить себе жизнь будущих поколений. )

–Давайте послушаем высказывания знаменитых людей о книге.

● Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
(А. Декурсель)

● Хорошая книга - точно беседа с умным человеком.

(Лев Николаевич Толстой. )

Задание: Закончить пословицу


Кто много читает, тот много знает.

Книги читай, а дела не забывай.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.
Не красна книга письмом, а красна умом.

 

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книги читать - не в ладушки играть.

Книга - лучший подарок.

Книга мала, а ума придала.

Дом без книги – что день без солнца.

 

Кто много читает, тот много знает.

Книги читай, а дела не забывай.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.
Не красна книга письмом, а красна умом.

 

Кто много читает, тот много знает.

Книги читай, а дела не забывай.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.
Не красна книга письмом, а красна умом.

 

Кто много читает, тот много знает.

Книги читай, а дела не забывай.

Книги читать - скуки не знать.

Одна книга тысячу людей учит.
Не красна книга письмом, а красна умом.

 

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книги читать - не в ладушки играть.

Книга - лучший подарок.

Книга мала, а ума придала.

Дом без книги – что день без солнца.


III. Вводная беседа
Учитель
. Книгиживут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

–Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была?

–А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги?

– Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.

– Расшифруйте название корабля, используя шифр.

 

А Б Г И К Н О П Р С

 

– Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.