Литературное чтение 3 класс учебник 1 часть Климанова
ПЗ 9: Тема " Урок литературного чтения"
1. Цели и задачи уроков литературного чтения.
2. Типы и виды уроков литературного чтения по ФГОС, требования к современному уроку литературного чтения.
3. Структура урока изучения нового материала (в соответствии с требованиями ФГОС).
Практическое задание: Выберите одно из произведений в учебнике литературного чтения (класс по выбору студента), сформулируйте цель, задачи урока. Составьте конспект нестандартного урока.
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цель: знакомство детей с произведением В. А. Осеевой, формирование представления о добре и отзывчивости.
Задачи:
- образовательная: познакомить детей с жизнью и творчеством В. Осеевой; научить выразительно читать рассказ «Волшебное слово»; - развивающая: развивать познавательный интерес, желание читать и учиться; обогащать словарный запас учащихся; вырабатывать технику беглого чтения; - воспитательная: воспитыватьуважение и вежливость в взаимоотношениях, культуру поведения, дружелюбие; Тип урока: усвоение новых знаний Форма урока: урок-путешествие
Ход урока
1. Организация начала урока 1. 1. Приветствие
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти!
- Итак, у нас урок чтения. Девизом нашего урока будут такие слова. Давайте прочитаем их вместе. «Волшебное слово помочь всегда готово». А в конце урока проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь. 2. Актуализация опорных знаний 2. 1. Проверка домашнего задания - Ребята, какое домашнее задание было задано вам на этот урок? - На прошлом уроке мы с вами составили план рассказа «Два пирожных». Пользуясь этим планом, вы легко перескажете этот рассказ. - Какая главная мысль этого произведения? ( Пересказ детьми по плану)
2. 1. 1 Индивидуальная беседа по прочитанному. - Кто из главных героинь понравился вам больше и почему? - Как вы думаете, зачем автор рассказал вам эту историю? 3. Сообщение темы, целей и задач урока - Ребята, где путешествовала Наташа из произведения «Два пирожных»? - Правильно. Путешествие очень увлекательное занятие, сегодня на уроке вы в этом убедитесь. Ведь мы с вами отправляемся в путешествие в необычное место. А в какое вы узнаете, если сможете закончить мои фразы. 3. 1. Игра « Закончи фразу» - Сейчас я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день)
Когда нас ругают за шалости,
Говорим мы, простите... (пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощания говорят, ... (до свидания ) Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ... (здравствуйте) - Как вы думаете, куда мы отправимся? - Не просто в страну Вежливости, а мы с вами сегодня посетим Школу Вежливых Наук. 4. Изучение нового материала - Посмотрите, к нам пришло письмо из этой школы. « Дорогие ребята, приглашаем вас в Школу Вежливых Наук. Вы узнаете о самых важных качествах человека. О вежливости, о дружбе, о доброте от нашей Фея Добрых Слов. А также о правилах поведения в общественных местах, в транспорте, о правилах поведения в гостях, этому вас научит Специалист Вежливых Поступков. Учитесь прилежно. Желаем вам успехов в учебе ». - Ну что же, ребята. Отправляемся в путешествие на волшебном летучем корабле. Но для этого нужны волшебные слова, а это девиз нашего урока: «Волшебное слово помочь всегда готово». 4. 1. Просмотр видеоматериала о жизни и творчестве В. А. Осеевой. - Вот мы и прибыли в Школу Волшебных Наук основателем, которой является писательница В. А. Осеева. - Давайте узнаем о жизни и творчестве В. А. Осеевой. ( Видео) - Посмотрите на доску, это рассказы, сказки, пьесы В. Осеевой, в которых рассказывается о таких же маленьких детях, как и вы. Назовите их. (Слайд) 4. 1. 1 Фронтальная беседа
- Где родилась В. А. Осеева? - Кем мечтала стать маленькая Валя в детстве? - Какое было в детстве прозвище у В. Осеевой? - Чем интересовалась маленькая Валя? - Кем стала работать писательница? - Чему учила В. Осеева детей? - Для чего она писала свои книги? - Какие волшебные слова есть на свете? - Что это за слова?
4. 2. Игра «Спасите, дерево» - Ребята, Фее Добрых Слов нужна помощь. В школе Вежливости существует Дерево Вежливых слов и из-за того, что многие люди стали забывать волшебные слова, оно стало увядать. - Давайте ему поможем опять стать зеленым. Вам необходимо называть вежливые слова. 4. 3. Первичное чтение текста и проверка восприятия - Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Так и произошло с мальчиком, героем рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Давайте узнаем, что с ним произошло. 4. 3. 1. Словарная работа. - В тексте вам могут встретиться незнакомые слова или словосочетания. (Слайд) - Чуть не поддал хорошенько. - Как вы понимаете значение данного словосочетания? - Следующее слово – стряпать. - Что обозначает это слово? Физминутка - Перед чтение, проведем разминку для глаз. - Следите за 4. 3. 2. Чтение текста детьми шепотом. - Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте этот рассказ шепотом и ответьте на вопрос: кто герои этого рассказа? - Итак, кто герои этого рассказа? 4. 4. Повторное чтение с углубленным анализом. 4. 4. 1. Чтение текста детьми вслух. - Прочитайте рассказ вслух. Читаем выразительно, соблюдаем знаки препинания. 4. 4. 2. Чтение, нахождение отрывка по рисунку - Сейчас вам необходимо по рисунку определить о каком отрывке идет речь, и прочитать его. (Слайд) Физминутка 4. 5. Анализ прочитанного произведения « Волшебное слово» В. Осеева - Ребята, как вы думаете, может ли слово быть волшебным и почему? - Можно ли назвать старика из этого рассказа волшебником? Почему? - Этот старик один из учителей в Школе Вежливых наук, он и помог мальчику. (Слайд) - Какой Павлик был в начале рассказа? Заполним синие ячейки. - Каким он стал в конце? Заполним красные ячейки.
5. Обобщение и систематизация знаний 5. 1. Разыгрывание ситуаций о правилах поведения в транспорте, в общественных местах, помощь пожилым людям. Работа в группах. - Ребята, Специалист Вежливых Поступков предлагает вам несколько ситуаций. Сейчас мы разыграем эти ситуации и узнаем, что же необходимо делать в таких ситуациях. Ситуация 1. Мальчик и девочка ехали со школы в переполненном автобусе. Зашла старушка, с большими сумками. Что нужно сделать детям? Ситуация 2. На перемени мальчик случайно толкнул девочку и у нее упала книга. Что нужно сделать мальчику? Ситуация 3. Девочка собиралась переходить дорогу, к ней подошла слепой дедушка. Что необходимо сделать девочки? 5. 2. Игра «Вежливо – невежливо» - А сейчас мы узнаем, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого проведём игру «Вежливо – невежливо». Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то поднимаете руку, а если нет, то – хлопаете в ладоши.
1. Поздороваться при встрече… (вежливо).
2. Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
3. Не встать, обращаясь к взрослому…
4. Помочь поднять упавшую вещь…
5. Не уступить место пожилому…
6. Пропустить вперёд девочек, когда вы заходите в класс, в раздевалку…
7. Выкрикивать с места во время урока...
5. 3. Круг «Добрых слов» Дети передают игрушку и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек).
6. Итог урока - Вы посетили каждый урок в Школе Вежливых Наук. И теперь вас можно наградить дипломами о том, что девочки являются – Феями добрых слов, а мальчики – Специалистами Вежливых Поступков. - Наше путешествие подошло к концу. И можно его закончить этими словами: Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе. - Это золотое правило Школы Вежливых Наук.
- Занимаем свои места в летучем корабле. Произносим наши волшебные слова. - Вот мы и в школе. - Где мы сегодня с вами побывали? - Какое произведение прочитали? - С каким автором познакомились? - Кто такой вежливый человек? (Оценивание детей) 7. Сообщение домашнего задания.
ПЗ № 10 Тема: Формирование УУД на уроках Литературного чтения.
Вопросы: 1. Понятие об УУД. 2. Виды УУД: - личностные; - регулятивные; - познавательные; - коммуникативные. 3. Использование современных образовательных технологий, пед. методов и приемов, формирующие УУД на уроках ЛЧ.
Задание:
- Проанализируйте учебники по ЛЧ и подберите 2-3 примера на формирование различных УУД.
Литературное чтение 3 класс учебник 1 часть Климанова
Регулятивные УУД:
· Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их. Запиши в «Рабочую тетрадь». (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
· Сравни сказку и иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? (сказка «Иван Царевич и Серый Волк»)
Познавательные УУД:
· Обсудите с другом. По каким признакам эту сказку можно назвать волшебной? (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
· Кто хотел погубить Аленушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось? (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Коммуникативных УУД:
- Обсудите с другом. По каким признакам эту сказку можно назвать волшебной? (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
· Расскажи об Аленушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая? (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Личностные УУД:
· Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
· Что тебе особенно запомнилось в сказке? (сказка «Иван Царевич и Серый Волк»)
|