Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И в Удмуртии есть горы



Организация Объединенных Наций объявила 2002 год годом гор. Это отличный повод рассказать о достоинствах горных местностей

Удмуртия частенько с гордостью относит себя к Предуралью, считая нашу местность как бы воротами в самую древнюю и протяженную горную систему России.

— А где же в Удмуртии горы? — спросят скептики.
— На севере республики, — ответим мы, хотя признаем, что здесь все-таки нет скалистых утесов и могучих вершин, куда бы могли карабкаться альпинисты. Но гористая и холмистая возвышенная местность есть от Глазовского до Игринского районов. Об этом красноречиво говорит и карта Удмуртии, на которой легко найти сразу несколько точек с высотой от 250 до 300 и более метров над уровнем моря, принадлежащих Верхнекамской возвышенности. По своей абсолютной высоте она превышает все известные возвышенности Европейской части России — сказано в учебнике географии С. И. Широбокова, самом распространенном в наших школах.

Какие они, горы Удмуртии? Мне больше всего знакомство с ними запомнилось после одной поездки на север Балезинского района, в Сергино, где протекает наша знаменитая Кама. От Карсовая туда примерно сорок километров по безлюдным лесам, и по дороге километров двадцать не встретишь ни одной деревни. Прямая, словно по линейке проложенная дорога практически повсюду постепенно поднимается вверх. Одновременно вверх тянутся придорожные деревья — ели, березы и осины. Заметно меняется характер растительности, она становится более суровой, могучей. В учебнике географии и этому есть объяснение — здесь, на севере Удмуртии, начинаются темнохвойные южно-таежные леса, в которых европейская ель постепенно сменяется своим сибирским вариантом, имеющим более мелкие шишки, а также легко переносящая самые суровые зимы.

Можно без преувеличения сказать, что леса возле Сергино — самая настоящая тайга. Территория Удмуртии здесь граничит с такой же безлюдной и богатой лесами Кировской областью. Однажды тут упал вертолет, его даже не пытались вывезти — глухомань, бездорожье.

Так вот в Сергино почти самая высокая точка Балезинского района — 320 метров над уровнем моря. Еще выше находятся деревни Аверята и Новоселы — 322 метра. Сосновка рядом с ними почти низина — 310 метров.

Возле Сергино уже солидной речкой течет Кама, устремляясь в Кировскую область, чтобы там набрать силу и через Пермь вернуться в Удмуртию могучей, полноводной красавицей. А начинается Кама ручьем возле села Кулига в Кезском районе. Рядом с истоком у деревни Карпушата и находится самая высокая точка Удмуртии — 331 метр. Сюда раньше летом приезжало немало школьников-туристов. Сейчас поток любознательных поубавился: пешком далеко, на автобусе — дорого. Да и ходят автобусы в глушь только в идеальную погоду. Асфальт же сюда тянут лет десять. Хорошо еще, до сих пор работу не забросили. По километру-два в год цивилизация все ближе подходит к Кулиге.

Честно говоря, пейзажи этой возвышенности мне нравятся меньше сергинских. В балезинских краях преобладает могучая, первозданная природа, а кезские леса изрядно вырубили местные дровосеки. То тут то там изрядный кусок тайги пригнулся к земле, набирая силу после натиска бензопилы и трелевочного трактора. За лесами мелькают небольшие поля, пересеченные оврагами, — ничего путного тут, на бедной почве, не вырастает. Вот вам и минусы гористой и холмистой местности. К тому же север есть север — среднегодовая температура здесь на два градуса ниже, чем в Грахово и Сарапуле. Весна приходит сюда почти на месяц позднее, чем в Алнаши, заморозки в августе — типичное явление для северян.

Но недаром пел поэт, что лучше гор могут быть только горы. Необязательно самые высокие, необязательно недоступные. Глазовчане гордятся Солдырем, балезинцы — Буринским горами. Собственно, это высокие правые берега Чепцы — 238 и 232 метра над уровнем моря — и метров пятьдесят над рекой. Однако пейзажи тут впечатляющие, особенно если смотреть сверху на Чепцу возле Глазова: река петляет по низине, в зелени скрываются небольшие ручьи притоков, видны озерца оставшейся после половодья воды. Почти такой видели эту местность и древние удмурты, построившие когда-то на Солдыре всем известное городище Иднакар.

Высокий правый берег Чепцы буквально усеян древними археологическими памятниками. Иднакар — самый известный среди них, но по количеству этих памятников больше всего на территории Балезинского района — 38! Такого нет ни в одном другом районе Удмуртии. И все эти древности в основном находятся на горных высотках, Карйыл, Жутэмкар, Гурезьшай, Узякар, Вуккебит, Гурьякар, Издынь — так назывались удмуртские городища, селища и могильники, со временем получившие русские имена: Бурино, Гордино, Балезино, Подборново. Состояние большинства археологических памятников плохое, часть из них уже уничтожена разливами реки и хозяйственной деятельностью человека. Об этом мне подробно рассказал руководитель местного краеведческого музея Олег Кондратьев. Вместе мы обсудили красоты балезинского края, его достоинства для экологического туризма. Во всем мире такое увлечение входит в моду — посмотреть на живую природу, взглянуть на оазисы флоры и фауны. Увы, не умеем мы «стричь купоны» со своих достопримечательностей. А может, когда-то размахнемся, пригласим любопытный народ взглянуть на наши высокие деревья, низенькие горы и древние городища?

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https: //rodnaya-vyatka. ru/blog/3221/99001

https: //rodnaya-vyatka. ru/blog/3221/99001



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.