Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОПУСТИМОСТИ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДОПУСТИМОСТИ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Редько В. В

Студентка Института права

ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Научный руководитель: к. ю. н. Ветров Д. М.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, образованная в форме автономного образовательного учреждения, вправе заниматься помимо основной деятельности, предусмотренной уставом, двумя формами деятельности, а именно предпринимательской деятельностью и деятельностью, приносящей доход. [1] Оба вида деятельности должны соответствовать общему для них требованию – деятельность должна соответствовать целям, для достижения которых создана организация.

В настоящем исследовании предлагаем рассмотреть правовые основания осуществления автономным образовательным учреждением деятельности, приносящей доход.

Правомочия автономного образовательного учреждения по осуществлению приносящей доход деятельности определяются законодательством Российской Федерации и не должны противоречить Уставу образовательного учреждения. Автономные образовательные учреждения относятся к некоммерческим организациям, согласно системе законодательства Российской Федерации. [2]

Некоммерческие организации вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). [3]

Приносящая доход деятельность – это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». [4] Итак, приносящая доход деятельность не направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг. Однако образовательное учреждение вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги, если они не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. [5] Автономные образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства: на функционирование и развитие учреждения, на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды. [6]

Исследовав деятельность ряда автономных образовательных учреждений г. Челябинска, мы пришли к выводу, что одним из основных видов приносящей доход деятельности автономных образовательных учреждений являются платные образовательные услуги. Платная образовательная деятельность автономного образовательного учреждения не противоречит законодательству Российской Федерации, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. [7]

Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 г., устанавливает право государственных (муниципальных) образовательных учреждений на оказание платных образовательных услуг. Согласно ч. 1 ст. 101 данного нормативного акта платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. [8] В качестве условия оказания дополнительных платных образовательных услуг является то, что платные услуги не могут быть предусмотрены соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, т. е. должны выполняться за их рамками. [9]

Итак, к платным образовательным услугам относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов. [10] Платные образовательные услуги предоставляются в договорном порядке. [11]

Проанализировав положения законодательства по вопросу предоставления платных образовательных услуг, мы пришли к выводу, что платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств муниципального бюджета. Перечень платных услуг и порядок их предоставления должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения. Кроме того, перечень дополнительных платных образовательных услуг должен выходить за рамки государственного образовательного стандарта. Предоставление платных услуг может осуществляться только в договорном порядке, т. е. посредством заключения с потребителями соответствующих договоров. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны исключительно по желанию обучающихся.

Таким образом, предоставление платных образовательных услуг правомерно, так как это предусмотрено законодательством, и существует спрос родителей на дополнительные образовательные услуги. Финансирование автономных образовательных учреждений на 90 % осуществляется из муниципального бюджета. Однако, автономные образовательные учреждения вправе привлекать дополнительное финансирование путем осуществления того или иного вида приносящего доход деятельности. И одним из видов приносящей доход деятельности, осуществляемый образовательным учреждением, является предоставление платных образовательных услуг.

Итак, в соответствии с п. 2 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные платные образовательные услуги должны оказываться только за рамками государственного образовательного стандарта. Если же платные образовательные услуги оказывались вместо образовательной деятельности, то «средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам». [12] Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил оказания дополнительных образовательных услуг» устанавливает порядок оказания данных услуг, а именно предоставление дополнительных образовательных услуг должно осуществляется за рамками государственного образовательного стандарта и только по договору. [13] Перечень же дополнительных образовательных услуг не носит универсальный характер для всех образовательных учреждений, поэтому перечень платных образовательных услуг прописывается в уставе автономного образовательного учреждения.

Федеральный государственный стандарт устанавливает же образовательный минимум содержания основных образовательных программ. Ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнена Приказом Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30 августа 2013 г., который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. [14]

Итак, в Постановлении правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» утвержден порядок оказания платных образовательных услуг. И т. к. перечень оказания дополнительных образовательных услуг не является универсальным для всех автономных образовательных учреждений и указывается в уставе образовательного учреждения, то в настоящее время складывается такая ситуация, когда образовательное учреждение вправе самостоятельно определить в уставе перечень дополнительных образовательных услуг. С одной стороны, ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает «вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся»[15], но с другой стороны, согласно этой же 11 ст. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на территории Российской Федерации должно обеспечиваться «единство образовательного пространства». [16] Итак, возможность образовательных учреждений самостоятельно устанавливать перечень дополнительных образовательных услуг в уставе нарушает «единство образовательного пространства» на территории Российской Федерации. Таким образом, мы предлагаем дополнить п. 1 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которая предусматривает оказание дополнительных платных образовательных услуг за счет средств физических лиц, дополнительным приказом Министерства образования и науки, который бы регламентировал перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением. В рамках проводимого нами исследования, мы пришли к выводу, что в настоящее время в автономных образовательных учреждениях г. Челябинска оказываются дополнительные образовательные услуги по эстетическому воспитанию детей, дополнительные курсы для подготовки к Единому государственному экзамену по различным дисциплинам. Итак, новый приказ Министерства образования и науки РФ, дополняющий п. 1 ст. 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должен быть аналогом Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Виктория как мне кажется это не совсем верная формулировка новый приказ не может быть аналогом существующего и регламентировать перечень дополнительных платных образовательных услуг по таким направлениям, как эстетическое воспитание детей, подготовка к Единому государственному экзамену по разным дисциплинам.

 


[1]О внесении изменения в Федеральный  закон «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 15 февраля 2013 г. № 8-ФЗ // Российская газета от 15 февраля 2013г. № 128

[2]Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета (интернет-портал) от 24 марта 2008 г.

 

[3]Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета (интернет-портал) от 24 марта 2008 г.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета (интернет-портал) от 24 марта 2008 г.

[5]Суханов Е. А. Российское гражданское право. М: Статут, 2011. С. 256.

[6]Агешкина Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования М: Статут, 2003. С. 125.

[7]Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений // Нормативные документы образовательного учреждения.  2011. №10. С. 50.

[8]Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 5976.

[9]Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 // Российская газета от 23 августа 2013 г. № 6163.

[10]Шевченко Д. А. Маркетинг образовательных услуг // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013. № 4. С. 67.

[11]Агешкина Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования М: Статут, 2003. С. 128.

[12]Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 5976.

[13]Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 // Российская газета от 23 августа 2013 г. № 6163.

[14]Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015// Российская газета от 16 октября 2013 г. № 6208

[15]Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 5976.

[16]Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 5976.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.