|
|||
Замечание. Данноеутверждениеназывают пространственнойтеоремойПифагора.
ранеемы с вами уже познакомились с параллелепипедом. Напомню, что параллелепипед – эточетырехугольная призма, основаниямикоторойявляютсяпараллелограммы. Выяснили, чтоесли все боковые ребра параллелепипедаперпендикулярны к плоскостям его оснований, т. е. боковые грани – прямоугольники, то такойпараллелепипедназывается прямым. Еслипараллелепипед не являетсяпрямым, т. е. если все его боковые ребра не перпендикулярны к плоскостям оснований, то он называется наклонным. Если же и основаниями прямого параллелепипедаслужатпрямоугольники, то такойпараллелепипедназывается прямоугольным. А также узнали, что параллелепипедобладаетследующимисвойствами: 1) противолежащие грани параллелепипедаравны и лежат в параллельныхплоскостях. 2) диагоналипараллелепипедапересекаются в однойточке и делятсяэтойточкой пополам. Сегоднямыподробнейрассмотримпрямоугольныйпараллелепипед и выясним, какимисвойствами он обладает. Давайте представим себе комнату, имеющую форму прямоугольногопараллелепипеда. Если говорить о ееразмерах, то обычноупотребляют слова «длина», «ширина» и «высота». Имея в виду длинытрехребер с общейвершиной. В геометрииэти три величиныобъединяютсяобщимназванием: измеренияпрямоугольногопараллелепипеда.
На рисункеизображенпрямоугольныйпараллелепипед ABCDA1B1C1D1. В качестве его измеренийможновзять, например, длиныребер DA, DC и DD1, все эти ребра имеютобщую вершину D. Каквы уже знаете у прямоугольника два измерения – длина и ширина. При этомнапомню, . Оказывается, чтоаналогичнымсвойствомобладает и прямоугольныйпараллелепипед: квадрат диагоналипрямоугольногопараллелепипедаравенсуммеквадратовтрех его измерений. Рассмотримпрямоугольныйпараллелепипед . И докажем, что – диагональпараллелепипеда, а, b и c – ребра, имеющиеобщую вершину. Пусть , , . , – прямоугольник. Из по теоремеПифагораимеем . Из по теоремеПифагораимеем . Замечание. Данноеутверждениеназывают пространственнойтеоремойПифагора. Рассмотримеще одно свойство, иллюстрирующееаналогиюмеждупрямоугольником и прямоугольнымпараллелепипедом. Мызнаем, чтоплощадьпрямоугольникаравнапроизведению его измерений. Оказывается, чтоаналогичноеутверждение справедливо и для прямоугольногопараллелепипеда: объемпрямоугольногопараллелепипедаравенпроизведениютрех его измерений. Для доказательстваэтогоутверждениявоспользуемся принципом Кавальери. Рассмотримсначалапрямоугольныйпараллелепипед с измерениями а, b, 1 и куб с ребром 1, «стоящие» на плоскости α. Этот куб являетсяединицейизмеренияобъемов, т. е. его объемравен 1. Любаясекущаяплоскость, параллельнаяплоскости α, дает в качествесечения куба квадрат площадиравной 1, а в качествесечениярассматриваемогопараллелепипеда – прямоугольникплощадиравнойпроизведениюab. Следовательно, согласно принципу Кавальери, объемэтогопараллелепипеда в а на b раз большеобъема куба, т. е. равенab. Рассмотримтеперь два прямоугольныхпараллелепипеда: один с измерениями а, b, 1, а другой – с измерениями а, b, c, «стоящие» на плоскости α так, как показано на рисунке. Объемпервогопараллелепипеда, какбыло доказано, равенab. Докажем, чтообъемвторогопараллелепипедаравенabc. Любаясекущаяплоскость, параллельнаяплоскости α, дает в качествесеченияпервогопараллелепипедапрямоугольникплощадиравной , а в качествесечениявторого – прямоугольникплощадиравнойпроизведению . Поэтомуобъемвторогопараллелепипеда в c раз большеобъемапервого и, следовательно, равен . Что и требовалосьдоказать. В прямоугольномпараллелепипеде с измерениями а, b, c, изображенном на рисунке, площадь , а высота . Поэтому формулу можнозаписать в виде , т. е. объемпрямоугольногопараллелепипедаравенпроизведениюплощадиоснования на высоту. Оказывается, чтотакая же формула имеетместо для любойпризмы: объемпризмыравенпроизведениюплощадиоснования на высоту. Задача. прямоугольныйпараллелепипед. Определитечемуравнадиагональ , еслипараллелепипедимеетизмерения см, см и см. Решение. Напомню, что квадрат диагоналипрямоугольногопараллелепипедаравенсуммеквадратовтрех его измерений. (см) Ответ: (см). Задача. прямоугольныйпараллелепипед, основание – квадрат. Объем см3. Определитевысотупрямоугольногопараллелепипеда, если см. Решение. На этомурокемы доказали, чтообъемпрямоугольногопараллелепипедаравенпроизведениюплощадиоснования на высоту. Выразимизформулывысоту. (см2) (см) Ответ: (см). Подведемитогиурока. На этомурокемыподробнорассмотрелипрямоугольныйпараллелепипед. И выяснили, чтопрямоугольныйпараллелепипедобладаетсвойствами, иллюстрирующимианалогию с прямоугольником. А именно квадрат диагоналипрямоугольногопараллелепипедаравенсуммеквадратовтрех его измерений. И объемпрямоугольногопараллелепипедаравенпроизведениютрех его измерений. А такжеобъемпрямоугольногопараллелепипедаможновычислитькакпроизведениеплощадиоснования на высоту.
|
|||
|