Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Собственные векторы и собственные значения



Собственные векторы и собственные значения

линейного оператора

(17марта, 4гр. и 5гр. 1-го курса)

Поставим перед собой задачу: Для данного оператораА: Е Е с матрицей

Ае=

найтитакиечислаλ, чтобывыполнялосьравенствоАx =λ xдля некоторого ненулевого вектораx.

Координаты вектора x в базисе е обозначим x1, x2, x3. Тогда должно выполняться равенство

·  = λ ·

Это равносильно тому, что

·  =  (1)

Если раскрыть это равенство, то получится система однородная система линейных уравнений с матрицей, равной Аеλ Е.

Если определитель этой матрицы ≠ 0, то по правилу Крамера эта система имеет единственное нулевое решение, которое даст нулевой вектор с такими координатами. Это не будет решением задачи.

Если же определитель  = 0, то ранг этой матрицы окажется меньше, чем  3, и система будет иметь ненулевые решения. Значит, в этом случае, решая систему (1), мы тем самым решим поставленную задачу.

Итак, поставленная задача имеет решение тогда и только тогда, когда выполняется условие  = 0.

Все такие значения называются собственными значениями оператораА,
а ненулевые векторыx, для которых Аx =λ x, называются собственными векторами этого операторас собственным значением λ.

Пример. Ае = .

=  =

= ( )·( )·( )  9  +3·( ) +3·( ) +9·( )=

= (1  +λ 2)·( ) + 9 – 9λ =

= − λ 3 − 3λ 2 + 4= − (λ 3 +3λ 2 – 4).

  − 4

Таким образом, = 0 тогда и только тогда, когда λ 3 +3λ 2 – 4=0. Хорошо виден один корень этого уравнения: =1. Делим многочлен на ( − 1) по схеме Горнера:

 

Поэтому λ 3 +3λ 2 – 4= ( − 1)· (λ 2 +4λ + 4) = ( − 1)· (λ +2)2.

Все корни этого многочлена: =1 =− 2. Это все собственные значения данного оператора.

Решая систему (1) для собственного значения =1, а потом для собственного значения = − 2, найдём координаты всех собственных векторов данного оператора.

1) =1 ·  =

Так как определитель матрицы равен нулю, то её ранг равен 2. Поэтому одна строка линейно выражается через другие, например вторая. Вычеркнем её, последнюю разделим на 3, поменяем местами с первой и запишем соответствующую систему

 + 0·  = 0

 +  = 0

Положим  = С3, или, чтобы удобнее было вычислять,  = 3С3.

Тогда  = С3,  = С3.

Общее решение системы имеет вид (x1, x2, x3) = (С3, С3, 3С3), где С3Î R.

По этим координатам записываем векторы и берём только ненулевые:

x= (С3, С3, 3С3)e, где С3Î R, С3≠ 0. Это все собственные векторы оператораА с собственным значением =1.

2) =− 2. ·  =

− 3  +  = 0                        −  +  = 0       

 −  +  = 0   или                            − 2 =0.

Запишем систему в ступенчатом виде

 +  −  = 0

− 2 =0 

Получаем общее решение(x1, x2, x3) = (С2, С2, 0), где С2Î R.

По этим координатам записываем векторы и берём только ненулевые:

x= (С2, С2, 0)e, где С2Î R, С2≠ 0. Это все собственные векторы оператораА с собственным значением = − 2.

 Всё рассмотренное перенесём на случай линейного оператораА: Е Е, действующего в пространстве произвольной размерности. Тогда

Ае= Ае E=

Определение. Собственным вектором линейного оператораА: Е Е называется такой ненулевой вектор xÎ E, чтоАx = λ x. При этом число λ называется собственным значением этого вектора, а также собственным значением этого оператора.

Теорема. Число λ является собственным значением оператораА: Е Е тогда и только тогда, когда определитель  = 0.

Определение. Многочлен от переменной λ, равный определителю
, называется характеристическим многочленом оператора А.

Таким образом,

1. Все собственные значения оператораА− это все вещественные корни его характеристического многочленаp(λ ) = .

2. Если λ 0− собственное значение оператораА, то соответствующие ему собственные векторы строятся по всем ненулевым решениям однородной линейной системы, матрица которой совпадает с матрицей 0Е. Эти решения – координаты собственных векторов в базисе е.

Замечания.

1) Характеристический многочлен p(λ ) =  не зависит от выбора базиса. Действительно, при другом базисе fтого же пространства, будем иметь:

=  = =
· = =p(λ ).

2) В случае n=3 характеристический многочлен может быть вычислен по матрице оператора

Ае=

с помощью формулы

p(λ ) = − (λ 3 – ( )·λ 2 +( )·λ − ).

Пример. Для рассмотренного выше оператора с матрицей

Ае =

Сумма ( ) = 1− 5 + 1 = 3;

= +  +  = − 2 − 2 + 4 = 0,

= − 5− 9− 9+ 15 + 3 + 9 = 4



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.