«Северный педагогический колледж»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ
Составитель:
Дорохина Анастасия Анатольевна, студентка 144 группы,
специальности 44. 02. 01
«Дошкольное образование»
Серов
Содержание
«Отдагадайка»………………………………………………………………. ….. 3
«Я знаю»…………………………………………………………………….. ……4
«Подбери слова » ………………………………………………………. …………5
«Такие разные профессии…»………………………………. ………………... …. 6
«Верно или неверно»………………………………….. …………………….. …. 7
«Летает – не летает»………………………………………………….. ……. ……. 8
«Лягушка»…………………………………………………………………………9
«Я иду в поход и беру с собой…. »……………………………... ……….. …….. 10
«Какое слово заблудилось»……………………………………………. ………. 11
«Времена года»………………………………………………………………….. 12
«Имена»………………………………………………………………………. …. 13
«Столяр»………………………………………………………………... ……….. 14
«Звуки перепутались……………………………………………………………. 15
«Добавлялки»………………………………………………………. ……………16
«Начало и конец»…………………………………………………….. …………17
«ОТГАДАЙ-КА! »
Цель: обучение детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате.
| «Я знаю…»
Цель: развитие мышления, внимания, памяти.
Правила: эту игру играют обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т. д.
Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета? », «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».
|
«Подбери слова»
Цель: обучение детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.
Правила: предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок? Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп! » Теперь подберите слова о том, что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.
| «такие разные профессии»
Цель: умение группировать, обобщение предметов по определенным признакам. Упражнение в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Правила:
Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
|
«Верно или неверно»
Цель: развитие мыслительной способности детей.
Правила: читать детям предложения по порядку:
1. яблоки растут на березе
2. петух снес яйцо
3. число 5 больше числа 4
4. коровы летают очень низко
5. зайцы живут в лесу
6. воробей – насекомое
7. таракан – птица
8. диван – домашнее животное
9. у любого слона есть хобот
10. у коровы есть рога
11. у белки шесть лап
12. На деревьях растут овощи
13. На деревьях растут фрукты
14. Грибы и ягоды растут в лесу
15. Зубы нужно чистить 10 раз в день
16. Кошки и мышки – большие друзья
| «ЛЕТАЕТ-НЕ ЛЕТАЕТ»
Цель: развитие у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
|
«ЛЯГУШКА»
Цель. определние товарища по голосу.
Правила: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала …
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит:
«Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
| «Я ИДУ В ПОХОД И БЕРУ С СОБОЙ….. »
Цель: развитие памяти и расширение словарного запаса. Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…
Рюкзак, - говорит первый ребенок, и передает мячик другому.
Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.
Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.
Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:
Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.
|
«КАКОЕ СЛОВО ЗАБЛУДИЛОСЬ»
Цель: определение точных по смыслу слов.
Правила: Взрослый читает стихотворение. Дети должны заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель перед сном.
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
Забодал меня котел, На него я очень зол.
| «ВРЕМЕНА ГОДА……»
цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца.
Правила:
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие у нас существуют времена года. Я буду показывать картинку предмета явления или одежду, а вы скажете, к какому времени года это относится. Есть другой вариант, разделить детей на группы и каждому дать свое время года.
|
«Имена»
Цель: закрепление умений ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.
Правила: Предложите вашему ребенку определить, сколько частей в его имени. Затем предложите ему выбрать ту форму имени, в которой больше или меньше частей (Лена – Елена – Леночка).
Пусть проделает то же с именами членов семьи, друзей, знакомых.
| «Столяр»
Цель: развитие фантазии и речевого творчества детей; закрепление знания детей о том, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Правила: Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)
|
«Звуки перепутались»
Цель: подготовление детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.
Правила: Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки
| «Добавлялки»
Цель: Развитие речевого творчества детей.
Правила игры: Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
|
«Начало и конец»
Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.
Правило: Поочередно с ребенком произносите по частям разные слова с условием, что новое слово должно начинаться на последний слог предыдущего: ва-за – за-ря – ря-би-на – на-ход-ка.
|
|