Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Здравствуйте, уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!



Здравствуйте, уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: «Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря».

Слайд 1-2

Актуальность исследования. Проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на современном этапе развития общества являются самыми актуальными. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит изменение социально-экономического положения населения, снижение матери­ального уровня жизни, утрата нравственных семейных ценностей и устоев, что и приводит к тяжелой жизненной ситуации.

Все семьи обладают разными возможностями по решению постав­ленных перед ними задач. Одним семьям достаточно указать на про­блему, и они сами найдут пути ее решения. Другая группа семей не обладает достаточным потенциалом и опытом, чтобы выйти из тя­желой жизненной ситуации. Таким семьям необходима социальная, юридическая, социально-психологическая помощь.

Таким образом, все вышесказанное доказывает важность и актуальность изучения нашей темы исследования.

Слайд 3 Уважаемая комиссия! С методологическим аппаратом можно ознакомиться на слайдах и вВКР на страницах 5-6.

Целью ВКР является организация эффективной программы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с обозначенной целью, были поставлены Задачи исследования. В результате теоретического анализа нами были решены эти задачи:

Слайды 4

 

Работая по 1 задаче, нами рассмотрены понятие и сущность определения «трудная жизненная ситуация»…

В современном мире остро стоит вопрос по проблемам детского воспитания при трудностях в жизни. Поэтому термин «трудная жизненная ситуация» больше всего используется в педагогическом смысле.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность.

Слайд5

Так в психолого-педагогических исследованиях трудная жизненная ситуация характеризуется как социально нестабильная ситуация, при которой личность испытывает стресс, депрессию, кризис психологических чувств. Н. А. Цветкова установила, что трудная жизненная ситуация возникает при нескольких факторах это: Поведенческий, Когнитивный, Витальный, Вероятностно-прогностический, Экзистенциальный.

Слайд 6

Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – отдых в лагере будет психологической помощью. Так смена обстановки, организация и участие в мероприятиях, вожатые и сверстники помогут им социализироваться. Ребенок нуждается в теплой поддержке, добром слове, подсказках и т. п.

Слайд7

 

Работая над 2 задачей мы изучили основные направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях детского лагеря

Важные задачи, которые ставятся перед детским оздоровительным лагерем можно решить, только если грамотно выстроить организацию воспитательной работы и создать благоприятный климат.

Слайд 8

К основным направлениям деятельности детского оздоровительного лагеря относятся физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое, духовно-нравственное, образовательное. На реализацию каждого направления деятельности детского оздоровительного лагеря влияют такие особенности как: работа с временным коллективом, у которого есть свои особенности, такие как неоднородность состава, публичный характер деятельности, кратковременность функционирования, коллективный характер жизнедеятельности, и все, что закладывается в воспитательном процессе в детском лагере, будет определять отношение детей к окружающему их миру, к ценностям и установкам общества, а также непосредственно к самим себе.

Слайд 9

Существует множество форм реализации деятельности детского оздоровительного лагеря. У каждой из них будет своя цель и свой результат.

Данные перечисленные на слайде формы позволяют активно вовлекать детей в групповую деятельность, развивать их и развлекать.

Таким образом, сущность трудной ситуации в жизни заключается в нарушении привычного, стабильного уклада. Однако для ребенка она может нести катастрофический характер, что не так тяжело для взрослого человека, имеющего опыт переживания конфликта, потерь и т. п.

Родители, учителя, психологи, вожатые — их задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не в одиночку справляться с трудностями. Они должны помочь в выборе стратегии поведения и реагирования, так как в отличие от взрослого ребенок не располагает жизненным опытом, знаниями по решению проблем.

Слайды 10

По 3 задачей нами определены содержание, формы и методы организации воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Данная проблема ощущается достаточно остро, так как современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых поколений. Педагогам и воспитателям не просто сейчас найти общий язык с ними, поэтому модернизация методов необходима.

Работа с детьми, попавшими в трудную ситуацию, базируется на четырех основных позициях:

1) Полноценное развитие ребенка.

2) Системное оздоровление (психологическое и физическое).

3) Культурологическое развитие.

4) Самоорганизация.

Слайд 11

Базой нашего исследования являлся детский санаторно-оздоровительный лагерь «Морская волна», которая находится на самом берегу Черного моря. Основные природные лечебные факторы - мягкий климат, морские купания, большое число солнечных дней - способствуют отдыху и оздоровлению детей, укрепляют нервную и сердечно-сосудистую систему, благоприятно воздействуют на органы дыхания.

В процессе организации разнообразных форм работ была предложена анкета учащимся.

Слайд 12

Анкетирование проводилось с детьми (120 участников). Нами были составлены вопросы для выявления количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Анкета проводилась в нескольких отрядах. Анкетирование проводилось в форме личного дневника.

Данные анкетирования позволили вожатым скорректировать работу смены и ввести новые приемы и методы. Так, воспитательная работа должна быть комплексной и включать деятельность различных направлений, чтобы объединить оздоровление и воспитание в условиях лагерной смены.

Одной из главных задач вожатых было развитие личности с помощью вовлечения в социальную жизнь – игры, трудовая деятельность, экскурсии. Основная ставка делалась на трудовой аспект – уборка участка, помощь вожатым.

Формы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации реализуются поэтапно, что позволяет контролировать проводимую работу.

Организация воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации имеет свои особенности и методы воспитательной работы.

Таким образом, рассмотренные в исследовании методы, формы, содержание воспитательной работы могут быть видоизменены в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, опыта воспитателей в педагогической сфере. Поэтому требуется перед работой составить подробную программу воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря, а также план-конспект мероприятия.

Слайд 13

Работая над 4 задачей, на основании проведенного анкетирования, и выявления детей, нуждающихся в помощи компетентных лиц, нами была составлена программа по повышению качества жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. А также был составлен план-конспект лагерного мероприятия.

Программа реализовывалась по направлениям: художественно-творческое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, образовательное. Каждое направление предусматривает определенные мероприятия, исходя из задач и ожидаемых результатов.

Слайд 14

После окончания смены с особенной группой детей проводилось анкетирование, оно включало следующие вопросы:

1. Тебе понравилось в лагере?

2. Что нового ты узнал?

3. Какую пользу тебе принесла жизнь в лагере?

4. Ты приедешь к нам в следующий раз?

    По результатам анкетирования, в котором более 92% детей ответили, что хотели бы приехать в ДСОЛ " Морская волна" еще раз, можно сделать вывод, что программа прошла успешную апробацию, и в дальнейшем будет использоваться руководством лагеря при организации воспитательной работы.

Большим преимуществом этой программы является ее соревновательный характер, охват нескольких сфер (творческая, спортивно-развлекательная, образовательная и познавательная), мероприятия, позволяющие раскрыть потенциал детей во всех представленных областях с учетом их ожиданий, характеристик, а также тесное сотрудничество всех учителей в реализации данной программы, что положительно сказывается на психологическом климате внутри коллектива.

Слайды 15-17

Подводя итоги исследования, в ыявлено, что в детском оздоровительном лагере в условиях временного коллектива организация воспитательной работы проходит четыре этапа: подготовительный, организационный, практический, аналитический. Основными участниками организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере являются: заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, вожатые и воспитатели. При организации воспитательной работы все они должны руководствоваться кадровыми ресурсами, нормативно-правовой базой и материально-техническим оснащением лагеря.

Исследования показывают, что цель детского оздоровительного лагеря – развитие интересов и возможностей детей, создание условий для отдыха, улучшение здоровья и рациональное использование отдыха, индивидуальное удовлетворение и возрастные потребности детей, физическое и умственное развитие.

Таким образом, задачи нашего исследования были выполнены, цель достигнута.

На этом всё, благодарю за внимание!

В конце после вопросов-ответов

Слова благодарности преподавателям…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.