Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.3.2 Внешняя политика



 

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

 

 


РЕФЕРАТ

Тема: «Самозванцы в России»

 

Выполнила ученица

10 «А»

Фокина Алиса

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Цель проекта
Введение
Феномен самозванства
Типология самозванства

Причины появления самозванцев
Исторические портреты

1. Лжедмитрий I

1. 1 Происхождение Лжедмитрия
1. 2 Начало похода на Москву
1. 3Правление Лжедмитрия
1. 3. 1 Внутренняя политика
1. 3. 2 Внешняя политика
1. 4 Конец жизни
2. Илейко Муромец (Лжепетр)
2. 1 Происхождение Илейки Муромца

2. 2 Правление
2. 3 Попытка взять Москву
2. 4 Конец жизни

3. Лжедмитрий II
3. 1 Происхождение Лжедмитрия II
3. 2 Правление Лжедмитрия II

3. 3 Поход Сигизмунда III
3. 4 Конец жизни
4. Лжедмитрий III

4. 1 Происхождение Лжедмитрия III

4. 2 Попытки на правление Лжедмитрия III

4. 3 Конец жизни

Заключение
Библиографический список


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
является явление самозванства как феномена истории России XVII века.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является– российские самозванцы XVII столетия, претендовавшие на имя/статус царей или их родственников.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: комплексное исследование проблем, связанных с феноменом самозванства в контексте идеологической и социально-политической борьбы в России XVII века, и на этой основе выяснение особенностей, места и роли самозванства в истории России XVII века
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
- выяснить природу и сущность феномена самозванства;
- выявить социально-политические и социокультурные предпосылки самозванства в XVII в.;
- рассмотреть особенности деятельности самозванцев в России в начале XVII в.

ВВЕДЕНИЕ
Начало XVII века в истории России принято называть " Смутным временем", которое понимается как полоса экономического упадка, внутренних раздоров и внешнеполитических неудач, в которую вступает страна в этот период. Причины бедствия, в которое была ввергнута Россия, были заложены в годы правления " безумного царя" Ивана Грозного.  

Периоды покаяния и молитвы у царя сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. А третий сын царя - Дмитрий Иванович погиб в 1591 году в Угличе.

После смерти Ивана Грозного, скорее всего насильственной, осталась, разоренная Ливонской войной и злодеями, страна. Одно из его последних преступлений — убийство в порыве ярости своего сына, повлекшее крах династии Рюриковичей и вовлечение страны в " Смутное время".

ФЕНОМЕН САМОЗВАНСТВА
Самозванство – явление очень загадочное и, по прихоти истории, чаще всего возникало именно в России. Ни в одной другой стране это явление не было столь частым и не играло столь значительной роли. Даже если ограничиться подсчетом только лжецарей и лжецаревичей, то все равно в итоге получится внушительная цифра. В XVII столетии на территории Российского государства действовало около 20 самозванцев, век же восемнадцатый отмечен примерно 40 случаями самозванства.

Самозванство издавна привлекало внимание историков, корни этого явления до конца не выяснены. До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-первых, для самозванства царистского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванства в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон. В-третьих, история самозванства представляет собой цепь конкретных воплощений народных утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях».

Вывод: самозванство трактуется как одна из форм «антифеодального протеста», а в плане политическом- как «борьба трудящихся за власть».

ТИПОЛОГИЯ САМОЗВАНСТВА
Историки, изучающие феномен самозванства, выявили целую типологию.

Выделяют три типа:
1) Самозванец-защитник - действует на благо народа; движим не личными, а общественными целями; борец за справедливость и всеобщее равенство и счастье. Здесь хорошим примером может быть Емельян Пугачев.
2) Самозванец-мошенник - лицо, которое действует в своих личных корыстных целях. Называет себя чужим именем лишь для того, чтобы претворить свои помыслы в жизни.
3) Самозванец-марионетка - это лицо, которое выступает по воле других заинтересованных лиц. В этом случае самозванство является лишь прикрытием действий этих самых заинтересованных личностей. В данном контексте можно упомянуть Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ САМОЗВАНЦЕВ
 Начало этого явления было положено, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедливым» и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Обожествление царской власти в общественном сознании русского средневековья способствовала этому. В переломные времена появлялись люди, заявлявшие о своей принадлежности к царской фамилии. А сама история самозванства в России тесно связана с династическими кризисами, время от времени сотрясавшими царский трон.
Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» - Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позднее нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событиями.

Самозванство было и одной из форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце

XVI в., резкая борьба Ивана Грозного с боярством, жесткая политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

Но не все самозванцы были связаны с движением социального протеста. Одну из важных причин возникновения самозванчества можно прежде всего увидеть в идейно-психологической особенности русского народного сознания XVII— XVIII веков. В литературе устоялось мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом допускается возможность того, что трудящиеся могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, — главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа.
К. В. Чистов рассматривал самозванство в России " как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода " избавителя", их веры в " доброго" царя, способного защитить народ от притеснений " лихих бояр" и оградить его от социальной несправедливости.
В. О. Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: «праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
1. Лжедмитрий I
1. 1 Происхождение Лжедмитрия
Историки до настоящего времени спорят, кем был на самом деле Лжедмитрий I. По официальной версии, считается, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. При рождении самозванца назвали Юрием (Юшкой). Приехав в юности в Москву, молодой человек поступил на службу в один из приказов. Отработав некоторое время, Юрий Отрепьев постригся (в исторических церквях символическое и обрядовое действие, состоящее в пострижении волос в знак принадлежности к Церкви) в монахи под именем Григорий. Случилось это в 1600 году. Ушёл в монастырь Юшка не от большой веры, а ради того, чтобы избежать расправы, ведь в мирской жизни он воровал, пьянствовал и не слушал своего отца. Через год после пострижения в монахи Григорию удалось обосноваться в Чудовом монастыре в Москве. Будучи грамотным и обладая каллиграфическим почерком, молодой человек получил в нём должность переписчика книг.
 Именно здесь и возникает у Отрепьева идея выдать себя за преждевременно умершего наследника московского престола царевича Дмитрия. Сбежал из монастыря, предположительно, в 1601 году. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был активно поддержан польскими аристократами, а также католической церковью. Последующие годы (1603–1604) прошли в подготовке к его возвращению на российский престол. В это время Лжедмитрий I тайно принимает католическую веру и обещает в случае своего успеха ввести католичество на Руси.

1. 2 Поход на Москву
Король Сигизмунд III давно хотел расширить свою территорию за счёт русских земель. В такой ситуации заявление Отрепьева пришлось к месту. Сигизмунд заключил с ним тайный договор. По этому договору за оказанную военную помощь, Отрепьев должен был отдать ему плодородную Чернигово-Северскую землю. Семье Мнишек, своим непосредственным покровителям, он обещал передать Новгород и Псков. После перехода границы Григорий несколько раз ездил к запорожским казакам и просил их помочь ему в борьбе с “узурпатором” Борисом. Сечь взбудоражилась. Буйная вольница давно точила сабли на московского царя. Вскоре к царевичу прибыли гонцы, заявившие о том, что войско Донское примет участие в войне с Годуновым. Григорий очень удачно уловил момент своего выступления. В 1601-1603 годах, произошли события, создавшие новые поводы к народному ропоту и возбуждению. Главным из них была чрезвычайная голодовка вследствие трехлетних неурожаев, постигших страну. Ужасы голодных лет были чрезвычайны и размеры бедствия поразительны. Страдания народа, дошедшего до людоедства, становились еще тяжелее от бесстыдной спекуляции хлебом, которой занимались не только рыночные скупщики, но и весьма почтенные люди, даже игумены монастырей и богатые землевладельцы. К общим условиям голодного времени присоединилось и политическое обстоятельство. Делом Романовых и Вольского начались опалы Бориса на бояр. Они вели, по московскому обычаю, к конфискации боярских имений и к освобождению боярской дворни с “заповедью” никому тех слуг к себе не принимать. Итак, 13 Октября 1604 года самозванец перешёл русскую границу и подошёл к черниговскому местечку Моравску. Жители сдались ему без боя. Ободрённые успехом казаки помчались к Чернигову. Воевода черниговский отказался сдаться и применил против самозванца пушки, однако в результате восстания, вспыхнувшего в городе, и воевода был пленён, а город попал в руки Григория. Здесь можно отметить тот факт, что наёмники отказались идти дальше, пока им не заплатят. К счастью для Григория в воеводской казне нашлась изрядная сумма денег, иначе он мог бы остаться без войска. 10 ноября Лжедмитрий I достиг Новгорода-Северского, где засел московский воевода Пётр Басманов с отрядом стрельцов численностью 350 человек. Попытка взять город окончилась неудачей, но в это время население ближайших земель, взволнованное слухами о восстании в Чернигове и возвращении царевича Дмитрия начало переходить на сторону самозванца. Разгорались мятежи в Путивле, Рыльске, Северске, Комарицкой волости. К началу декабря власть Лжедмитрия I признал Курск, затем Кромы. Тем временем русская армия была сосредоточена в Брянске, поскольку Годунов ожидал выступления Сигизмунда III. Убедившись, что тот не собирается выступать, армия под командованием боярина Мстиславского направилась к Новгороду-Северскому, где находилась ставка Отрепьева. 19 декабря 1604 года армии встретились, однако самозванец решил провести переговоры, тем более, что Мстиславский обладал огромным перевесом в силах. Одновременно в войске Отрепьева назревал мятеж, т. к. наёмники вновь требовали им заплатить, а, поскольку у Григория денег не было, они его бросили. Отрепьев был вынужден направиться в Комарицкую волость, где ему удалось добавить в свою изрядно поредевшую армию несколько тысяч комаринцев. Несмотря на это, войско Мстиславского, настигшее его 21 января 1605 года, разбило их и заставило Лжедмитрия спасаться бегством. Впоследствии он сел в Путивле. Во время вынужденного «сидения» в Путивле будущий государь не терял время даром: он принимал польских и русских священнослужителей, рассылал грамоты к боярам, готовил почву для своего восшествия на престол.

1. 3Правление Лжедмитрия
1. 3. 1 Внутренняя политика
Занять престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Новый царь открыто демонстрировал пренебрежение русскими традициями, не посещал церковь, почти не скрываясь, исповедовал католицизм и был приверженцем польских обычаев. Москву наводнили поляки, которые приехали в город вместе с Мариной Мнишек. Иностранцам был разрешен свободный въезд и выезд из Московской Руси (такой свободы не знало ни одно европейское государство). Все более шатким становилось и внутреннее положение Лжедмитрия I. Бояре уже готовили против него заговор, а средства для щедрых пожалований, которыми самозванец надеялся купить народную любовь, заканчивались. Необходимо было пополнять казну, что означало бы повышение налогов, в то время как Лжедмитрий I обещал снизить их. Попытка обратиться за помощью к церкви успехом не увенчалась: священнослужители восприняли эту просьбу как посягательство на свою собственность. Крестьяне тоже разочаровались в новом царе: они надеялись вновь получить возможность уходить от своих господ, то есть на восстановление выхода, но потакание желаниям крестьян означало бы непременное противостояние с дворянством. Для подобной внутренней борьбы у Лжедмитрия не было ни средств, ни авторитета.

1. 3. 2 Внешняя политика

Обострялись и отношения с Польшей. Сигизмунд III и Папа Римский требовали исполнения обещаний, данных Лжедмитрием I в Речи Посполитой. Однако самозванец понимал, что введение католической веры на Руси и передача под власть Польши Смоленска и Северской земли для него самоубийственно. В результате Лжедмитрий I лишь сместил Иова с поста патриарха, ставленником Лжедмитрия I стал патриарх Игнатий. Сигизмунду III самозванец предложил денежный выкуп вместо обещанных земель. Чтобы сгладить противостояние, новый царь предложил устроить всеобщий славянский поход против татар и турок. Лжедмитрий даже начал укреплять войско в рамках подготовки к этой войне, но не успел предпринять ничего масштабного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.