Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый уровень смыслового ряда. (Рассматривается в рамках библейской концепции. )



 

2. http: //www. hobbitaniya. ru/rusnarod/rusnarod118. php - вот сказка типичная про попа. Герои: поп и батрак.

http: //polinka. net/2012/01/skazka-pro-popa-carya-i-lovkogo-soldata/ - про попа царя и солдата.

http: //e-skazki. narod. ru/skazki/narodny/belarus/by-029. html - ПРО ПОПА КИРИЛУ И ЕГО РАБОТНИКА ГАВРИЛУ

3, 4 – трудновато расчленить эти вопросы. Думаю, все касательно персонажей нужно отнести к 3 вопросу. А в 4 наверное надо отобрать то, где звучат слова о различие. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» объединены два фольклорных сказочных сюжета - о хозяине и

работнике и о состязании мужика (солдата) с чертями (о глупом черте); эти сюжеты фигурируют по отдельности, однако в сборнике Афанасьева есть сказки, объединяющие оба сюжета.

У Пушкина традиционные сказочные персонажи – поп и работник не просто носители определенных функций, это – два характера, две жизненные позиции. Когда поп и Балда договариваются об условиях, на которых Балда будет служить попу, работник говорит: «В год за три щелчка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». В народной сказке, рассказанной Пушкину Ариной Родионовной тоже говорится про три щелчка по лбу, но о полбе уговора не было. Часто употребляется слово «авось». Поп надеется на авось.

В русском фольклоре чёрт – фигура конкретная, и в то же время многофункциональная, выполняющая большой набор действий – от явного вредительства до невольного содействия сказочному герою.

Волков, подчеркивая близость пушкинской сказки к фольклору приводит изречение из Даля: «Вот тебе яичко попово, облуплено, готово. Ему дай яичко, да еще и облупленное. Поп считает себя умнее Балды. В русских сказках обычно бывает одурачен тот, кто умничает, к удовольствию слушателей. Здесь поп не просто одурачен – он лишается ума.

Концовка у фольклорной сказки жестока, поп там умирает. В черновых вариантах этой сказки у Пушкина тоже все кончается смертью. «Замер дух у старика», «брызнул мозг до потолка», «вышибло дух у старика», «выскочила шишка у старика», «он лишился языка». Все эти варианты Пушкин заменяет на «вышибло ум у старика».           

несколько спрямлен сюжет, но без нарушения фольклорных правил. В нянькиной сказке поп дает несколько невыполнимых заданий и Балда вынужден их выполнять: имеет дело с чертями, медведем, берется вылечить царевну.

Еще одним источником сказок Пушкина был Киево-Печерский патерик. И в «сказке о попе» отозвались сюжеты и из него. Так например рассказ о том как отец Федор заставил бесов намолоть 5 пудов муки, а затем перенести от Днепра на гору привезенные для постройки бревна.

Переосмысливаются древние представления: вместо первозданного моря-окияна, Балда приводит в колебание море с помощью простой веревки. Вместо бесед с солнцем, ветром – угроза закинуть палку на тучу. Вместо превращения в шмеля, комара для перемещения в пространстве – кобыла, которую Балда, к удивлению черта «пронес целую версту. Вместо чудесного помощника лебеди, мнимый помощник зая, которого Балда выдает за своего младшего брата.

В фольклорной сказке герои не нуждаются в представлении – все друг друга знают. У Пушкина черт знает Балду. Но зато происходит представления героя, который должен появиться «Вот он кричит: поди кА сюда, верный мой работник балда».

В фольклорной сказке не варьируются имена героев, у Пушкина же черт называет Балду ласково Балдушка. Хотя я с этим не согласен. Ведь в сказках варьируются имена героев. Иван иванушка, иванудурак и т. д. Хотя здесь может имелось ввиду то, что в сказках про попа и работника нет инвариантности.

Знаменитые три щелка Балды тоже имеют народное игровое

происхождение и в детских играх дошли до нашего времени: проигравшему щелчок в лоб в качестве физического побуждения лучше думать и одновременно насмешка и наказание за неповоротливость мысли.

Сюжет произведения развивается в характерных для народной бытовой сказки пространственно-временных отношениях. Время действия - условное, неопределенно-прошлое (Жил-был поп, Толоконный лоб), оно не связано с конкретно-историческим временем.

Вместо чудесной помощницы-лебеди появляется мнимый помощник – заяц, которого Балда выдаёт за своего младшего брата. А вместо сражённого чародея – одураченный бесёнок. В нянином тексте чертёнок был только вспомогательной фигурой, у Пушкина он обретает права персонажа, требующих к себе определённого авторского и читательского отношения.

В балдеобъединены дурак и шут.

Пушкин упростил сюжет сказок подобных народных. И перенес акцент с интера к образу работника на интерес к социальному конфликту.

Еще есть психологизм типа в этой сказке. Смотрите поп с неясными мотивами отправляется на базар. На промысел нечистый типа. А тут олее умный Балдапредолагает себя ему в работники. Поп хотел закабалить Балд, но балда все просек и просчитал. Это как то притянуто звучит, н оатк считает зуева. И не покупать он пошел, а только посмотреть, может, что и перепадет. И вот она удача — навстречу ему Балда, “идет, сам не зная куда”. Встретились двое, искавшие друг друга. Один жадный дурак, другой умный, работящий приколист. Увидел Балда попа и пристает с разговорами: чего ты, так рано проснулся, что ищешь? Тот по внешнему виду определил, что такой ему может сгодиться… Сила у него есть, а там видно будет. И говорит, что ищет себе работника, который будет работать за всех, на всех черных работах, но очень задешево. Балда соглашается за одну еду и три щелчка по лбу целый год работать на попа.

У пушкина не фольлорносказочна логика определяет движение сюжета, а характеры. Балда маскирует луавство ума – простодушием и глупостью. Поп умный и хитрый надеется на авось. Попахивает национальным характером.

Это уже кстати можно все привязать к 6 пункту.

 

 

5. Написана фольклорным раешным стихом («без размера, только с рифмами»), и кажется что в ней нет ни одного слова или фразы, которые могли бы показаться книжными.

В пушкинской прозе используются изобразительные особенности различных фольклорных жанров: народная сказка, пословица, народная драма

Знаменитые три щелка Балды тоже имеют народное игровое

происхождение и в детских играх дошли до нашего времени: проигравшему щелчок в лоб в качестве физического побуждения лучше думать и одновременно насмешка и наказание за неповоротливость мысли.

Волков, подчеркивая близость пушкинской сказки к фольклору приводит изречение из Даля: «Вот тебе яичко попово, облуплено, готово. Ему дай яичко, да еще и облупленное. Поп считает себя умнее Балды

Вообще сказки пушкина можно разделить на 2 стилевый группы: с народнопоэтической стилевой основой: о попе, о рыбаке, о медведихе и сказки в которых наиболее выражено лит-ое начало: о царевне, о салтане, о петухе, о богатырях. Это ксатти хуесос белинский разбил.

Пушкин сам придумывает афооризмы в народном духе: идет сам не зная куда, понадеялся на русский аввось, ни ест ни пьет, нчои не спит

6. Главная идея сказки, её философия. Двойной код сказки (детское и взрослое восприятие)

В «Сказке о попе и работнике его Балде» решаются вопросы: что есть глупость - порок или беда? Всегда ли разум прав перед глупостью? Народная бытовая сказка не знает сомнений: лукавый работник обманывает глупого и жадного хозяина - попа или барина, причиняет ему вред, но его козни как будто заранее оправданы. Для Пушкина народная сказка служит только поводом для размышлений.

Главная идея заключена в последней строчке сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Позиция автора не фольклорная а авторская.

Как нам кажется, сказка говорит о пользе халявы для всех дураков. И в этой сказке нет положительных героев, как это ни странно.

Первый уровень смыслового ряда. (Рассматривается в рамках библейской концепции. )

Сам смысл сказки, где персонажи являются собирательными образами и обладают типичными субъективными качествами ясен и понятен каждому.

Балда – типичный представитель народа, простой русский мужик с типовыми личностными качествами присущими подавляющему большинству: усердный трудяга, исполнительный неприхотливый, сметливый.

ПОП – типичный представитель духовной власти на Руси обладающий типичными для данного персонажа личностными качествами: хитрость, продажность (всюду ищущий выгоду) и пр… Дабы не быть голословным сошлюсь на словарь Даля который наряду с определениями слов, для пояснения их и раскрытия многогранности слова давал и типичные часто употребляемые высказывания и народные поговорки.

Бес – собирательный образ нечистой силы (см. http: //ru. wikipedia. org/wiki/Бес_(славянская_мифология)) в христианстве аналог демона, сатаны.

В общем то смысл сказки итак понятен. Как Балда и с нечистой силой сладил и попа проучил.

Да кстати есть еше веселая версия что балда это комунист большевик – смешно ен правда ли?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.