Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Технологии работы с семьей: христианский подход» (900 ч.)



 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной программы профессиональной переподготовки

«Технологии работы с семьей: христианский подход» (900 ч. )

                                                                                                                                                                                                                                                                  

№ п/п Наименование учебных модулей, дисциплин, тем

Период

Преподаватель

 
  Модуль 1. Христианская антропология и христианское учение о семье.            

 

 
1. 1 Введение в христианскую антропологию и христианское учение о семье.

Ю. М. Зенько

 
1. 1. 1 Христианская антропология как основа правильного подхода к проблемам семьи и брака.

 

 

 
1. 1. 2 История христианской антропологии. Особенности христианской антропологии.

 

 

 
1. 1. 3 Категориальный строй христианской антропологии и психологии. Бог, человек и мир как основные методологические понятия христианской антропологии.

 

 

 
1. 1. 4 Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии.

 

 

 
1. 1. 5 Основные понятия и термины христианской антропологии и психологии. Дихотомический и трихотомический подход к человеку.

 

 

 
1. 1. 6 Тело, плоть, душа, дух.

 

 

 
1. 2 Проблемное поле христианской антропологии и психологии.  
1. 2. 1 Христианская антропология и психология: догматы, теологумены, частные богословские мнения, разномыслия, ошибки, ереси.

 

Ю. М. Зенько

 
1. 2. 2 Проблемы современной христианской психологии в христианско-антропологическом и историческом контексте.

 

 

 
1. 3 Святоотеческое учение о душе и ее происхождении.  
1. 3. 1 Свойства и качества души, общий обзор ее сил и органов.

 

 

 
1. 3. 2 Методы изучения души.

 

 

 
  Перерыв:

 

 

 
1. 3. 3 Душевные силы, душевные состояния и устроение души.  
1. 3. 4 Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания.

 

 

 
1. 4 Библейская и святоотеческая антропология.

Ю. М. Зенько

 
1. 4. 1 Сотворение человека по образу Божьему. Образ и подобие.

 

 

 
1. 4. 2 Библейское и святоотеческое учение о сердце. Чистое сердце. Свойства сердца. Сердце и богообщение. Сердце и молитва. Сердечная молитва. Сердце и физикализм. Сердце и ум. Сердце и феномен схемы тела в психологии.

 

 

 
1. 4. 3 Христианское учение о личности-ипостаси. Бог, как Личность. Личность Христа. Христианские корни личности. Определение личности. Личность и безличие. Личность и природа.

 

 

 
1. 4. 4 Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности.

 

 

 
1. 5  Христианское учение о страстях и борьбе с ними.

прот. Г. Пименов

 
1. 5. 1 Определение страстей.

 

 

 
1. 5. 2 Телесные и душевные страсти.

 

 

 
1. 5. 3 Общая классификация страстей.

 

 

 
1. 5. 4 Основные страсти и борьба с ними.

 

 

 
1. 5. 5 Добродетели.

 

 

 
1. 6 Пол, брак, семья: христианская суть.

Ю. М. Зенько

 
1. 6. 1 Пол: многообразие аспектов и проблем. Научный, оккультный и христианский подходы. Негативные типы взаимоотношения полов. Критика идеи андрогинизма.

 

 

 
1. 6. 2 Новый Завет как новое откровение о человеке, семье, браке, поле и любви. Иисус Христос и женщины. Женщины в раннем христианстве; в католицизме и протестантизме; в Православии. Брак, безбрачие, монашество, девственность.

 

 

 
1. 7 Итоговая он-лайн встреча.

 

 

 
  Перерыв:

 

 

 
  Модуль 2. Духовные аспекты возрастной психологии.  
2. 1. Введение. Возрастная психология в контексте психологического и антропологического знания (научного и христианского).

 

Ю. М. Зенько,

Г. В. Коробкина.

 
2. 1. 1 Методология курса.

 

 

 
2. 1. 3 Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития. Личностное и психическое развитие..

 

 

 
2. 1. 4 Методы возрастной психологии. Типы возрастов. Возрастная периодизация. Время и причины взлетов и спадов духовного развития. Задачи каждого возраста.

 

 

 
2. 2 Ожидание ребенка.

А. А. Калинина

 
2. 2. 1 Основные положения перинатальной психологии, психологии материнства. Духовные задачи материнства.

 

 
2. 2. 2 Беременность. Мотивы зачатия и их влияние на стиль проживания беременности. Психологические особенности беременной женщины, внутриутробное развитие ребенка, возможности дородового воспитания.

 

 

 
2. 2. 3 Работа психолога с беременной женщиной и ее семьей. Школы материнства, подготовка к родам, методы диагностики. Духовно-ориентированная работа с беременной женщиной.

 

 

 
2. 2. 4 Помощь семье в ситуации репродуктивного выбора. Обращение к вспомогательным репродуктивным технологиям. Биоэтика: ЭКО, суррогатное материнство – позиция церкви. Доабортное консультирование и постабортный синдром.

 

 

 
2. 2. 5 Влияние перинатального опыта на взрослую жизнь человека и его коррекция.

 

 

 
2. 3 Младенчество (от рождения до 2 лет).

А. А. Калинина

 
2. 3. 1 Роды как важный этап в жизни женщины и ребенка. Факторы удовлетворённости родами у женщин: непрерывная поддержка, личные убеждения. Партнерские роды.

 

 

 
2. 3. 2 Жизнь семьи после рождения ребенка.

 

 

 
2. 3. 3 Особенности психологического, эмоционального состояния женщины после родов.

 

 

 
2. 3. 4 Проявления послеродовой меланхолии и депрессии, профилактика и помощь.

 

 

 
2. 3. 5 Привязанность у ребенка и кризисы раннего возраста.

 

 

 
2. 3. 6 Задачи младенческого возраста и влияние кризиса первого года на духовное становление человека.

 

 

 
2. 4 Раннее детство (дошкольный возраст от 3 до 7 лет).

Г. В. Коробкина

 
2. 4. 1 Эмоциональная связь с родителями. Сенсомоторное развитие, развитие сознания и речевого общения. Переживание ребенком своего имени, формирование психологических границ, появление автономности.

 

 

 
2. 4. 2 Кризис раннего возраста. Экзистенциальные переживания ребенка. Сила личности. Развитие готовности к религиозным чувствам.

 

 

 
2. 4. 3 Отношения и игра со сверстниками. Половая идентификация. Приобретение произвольности и опосредованности. Развитие воли ребенка. Истоки морального развития. Кризис середины детства.

 

 

 
2. 5 Среднее детство (младший школьный возраст от 7 до 11 лет).

Г. В. Коробкина

 
2. 5. 1 Формирование социальных связей. Появление меры правильности и справедливости отношений. Исследование своей умелости, формирование уверенности в себе, своих силах. Овладение способами организации нового вида труда – учебного. Роль взрослых в формировании системы способов оценки и контроля ребенком своей деятельности.

 

 

 
2. 5. 2 Формирование ответственности у детей; формирование трудолюбия в семье.

 

В. В. Стоякова

 
2. 5. 3 Развитие логического мышления. Морально-этическое развитие. Овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире.

 

Г. В. Коробкина

 
2. 6 Подростковый и юношеский возраст (средний и старший школьный возраст от 12 до 17 лет).

Г. В. Коробкина

 
2. 6. 1 Стремление быть самим собой. Формирование самосознания и самооценки. Поиск своего настоящего места в жизни. Освоение основных форм общественно-полезной деятельности. Умение понимать другого и себя. Ценность опыта отношений в коллективе сверстников, разновозрастном коллективе, в семье, опыта искренней дружбы.

 

 

 
2. 6. 2 Открытие своей внешности, как значимого отражения своей личности. Половое созревание. Формирование мировоззрения личности. Значение доверительных отношений со взрослыми. Задачи подросткового возраста.

 

 

 
2. 7 Арт-терапевтические методы работы с подростками на приходе.

Н. А. Пивоварова

 
2. 7. 1 Кризис идентичности, развитие осознанности, в том числе сексуальной, формирование границ личности. Проблемы поведения и их предупреждение: нарциссизм, ложь, воровство подростков в семье. Стратегии помощи при суицидальном и самоповреждающем поведении. Одаренность. Формирование характера: развитие навыков общения, саморегуляции, управления своим состоянием и поведением.

 

 

 
2. 7. 2 Арт-терапевтические техники для исследования идентичности, интериоризации духовных ценностей и повышения осознанности в церковной жизни. Развитие у подростков эмоциональной грамотности, приобретение опыта трансформации негативных состояний и чувств, навыков общения и уверенного поведения, конструктивного решения конфликтов с использованием арт-терапии.

 

 

 
2. 8 Влияние индивидуальных особенностей на формирование личности ребенка.

А. Г. Трунова

 
2. 8. 1 Понятия акцентуации характера и психопатии. Различные классификации акцентуаций. Влияние воспитания на формирование акцентуаций характера у детей.

 

 

 
2. 8. 2 Православный взгляд: корреляция страстей и акцентуаций характера.

 

 

 
2. 9 Профориентация подростков.

Н. А. Пивоварова

 
2. 9. 1 Диагностика способностей и препятствия для правильного выбора профессии. Способности, необходимые для успеха в профессиональной деятельности. Диагностика способностей к обучению и познавательной деятельности. Работа как поле развития характера и талантов.

 

 
2. 9. 2 Психологическая карта профессий с учетом спроса на современном российском рынке труда. Планирование карьеры. Приобретение навыков самопрезентации для получения работы. Профиль компетенций и личностные ресурсы. Планирование карьеры с использованием арт-терапевтических практик. Исследование и осознание семейного опыта, влияющего на карьерные решения. Причины ошибочных решений.

 

 
2. 10 Сопровождение подростков с девиантным поведением.

З. Н. Григорова

 
2. 10. 1 Основные теоретические концепции девиантного поведения. Особенности девиантного поведения подростков. Делинквентное поведение.

 

 
2. 10. 2 Сопровождение процесса взросления подростков с девиантным поведением. Опыт социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом.

 

 

 
2. 12 Танатопедагогика: актуальность и проблематика.

Л. А. Немчикова

 
2. 13 Теоретические и прикладные духовные аспекты возрастной психологии. Итоговый практический он-лайн семинар.

Ю. М. Зенько

 

 

Перерыв:

Модуль 3. Психология семьи и семейных отношений.

Коррекция семейных взаимоотношений и формирование здоровой личности в семье (17. 01 – 25. 04).

 

1.

Истинная христианская любовь-агапе и проблемы современности.

 

Ю. М. Зенько

3. 1. 1

Библейское учение об истинной любви-агапе в контексте современности. Критика эротизации христианской любви и обыденных представлений о любви.

 

 

2.

Спектр учений о семье и браке. Целостный, комплексный подход к проблемам брака и семьи.

 

Ю. М. Зенько

3. 2. 1

Семья как социальный институт и ячейка общества. Семья как малая церковь. Семья как школа любви. Семья как школа добродетелей. Семья как лечебница от страстей. Семья как образ Божий. Семья как единение личностей.

 

 

3. 2. 2

Выводы: как нам услышать вечные ответы христианства на вопросы современности (он-лайн встреча).

 

 

3.

Введение в семейную психологию (3 он-лайн встречи по 3 часа).

 

прот. П. Чубаров

3. 3. 1

Учение о семье в светской и христианской традиции.

 

 

3. 3. 2

Учение о функциях и структуре семьи в светской и христианской традиции. Типология нарушений в системе семейных отношений. Показатели функционального здоровья семьи.

 

прот. П. Чубаров

3. 3. 3

Жизненный цикл семьи.

 

 

3. 3. 4

Стили дисгармонического воспитания детей в семье.

 

 

4.

Организация работы с молодежью на приходе.

 

И. В. Астэр

3. 4. 1

Проблемы молодёжи. Технологии работы с молодежью. Организация церковного молодёжного служения.

 

 

5.

Добрачное консультирование.

 

иер. А. Лынов

3. 5. 1

Мужчина и женщина - инструкция по применению. Как научиться понимать друг друга?

 

 

3. 5. 2

Стадии развития отношений. Дружба. Влюбленность. Любовь.

 

 

3. 5. 3

Мотивы вступления в брак, ожидания от брака, ожидания друг от друга.

 

 

3. 5. 4

Цели семьи, ответственность в семье (финансы, дети, работа, быт, отдых и т. д. )

 

 

3. 5. 5

Сексуальность.

 

 

3. 5. 6

Духовная основа отношений. Венчание.

 

 

3. 4. 7

Он-лайн встреча.

 

иер. А. Лынов

 

Перерыв:

6.

Христианский подход к консультированию. Социальная и психологическая диагностика семейных отношений. Психология и пастырская практика (5 он-лайн встреч по 3 часа).

 

прот. П. Чубаров

3. 7. 1

Проблема семейного консультирования, христианский и светский подходы.

 

 

3. 7. 2

Психологическая и социальная диагностика семейных отношений.                        

 

 

3. 7. 3

Современные технологии семейного консультирования.

 

 

7.

Психологическая коррекция детско-родительских и внутрисемейных отношений.

 

А. Л. Башун

3. 8. 1

Семья и ее проблемы.

 

3. 8. 2

Лествица.

 

 

3. 8. 3

О чувстве вины, грехе и покаянии.

 

 

3. 8. 4

Влияние супружества на детско-родительские отношения.

 

 

3. 8. 5

Роль отца в семье.

 

 

3. 8. 6

Типы нарушений семейных отношений.

 

 

3. 8. 7

Психологическая коррекция детского поведения.

 

 

 8.

Коррекция семейных взаимоотношений и формирование здоровой личности в семье.

 

А. Г. Трунова

4. 9. 1

Комплексы.

 

 

4. 9. 2

Психологические защиты.

 

 

4. 9. 3

Обида и прощение.

 

 

4. 9. 4

Вина.

 

 

4. 9. 5

Стыд.

 

 

9.

Религиозные искажения, маски и роли у современного православного человека.

 

 

В. В. Стоякова

 

Перерыв между модулями:

Модуль 4. Практическая христианская семейная конфликтология (10. 05 – 30. 06).

1.

Психология семейного развития.

 

Н. Н. Лепехин

4. 1. 1

Устойчивость семейных систем.

 

 

4. 1. 2

Суггестия, контрсуггестия и проактивность в семье.

 

 

4. 1. 3

Ненормативная модель развития семейных систем.

 

 

2.

Психология семейных противоречий.

Н. Н. Лепехин

4. 2. 1

Секулярные сайентистские концепции… (семейных противоречий? )

 

 

4. 2. 2

Супружеские конфликты в системе целостности семейной системы.

 

 

4. 2. 3

Постсупружеские конфликты.

 

 

3.

Преодоление страстей и негативных состояний методами православной психологии.

В. В. Стоякова

4. 3. 1

Страсть гнева.

 

 

4. 3. 2

Страсть гордыни, тщеславие.

 

В. В. Стоякова

4. 3. 3

Работа с обидой и прощением.

 

В. В. Стоякова

4. 3. 4

Базовые потребности личности и всех членов семьи, последствия их неудовлетворённости в поведении и душевном состоянии, в отношениях с собой, окружающими и Богом.

 

В. В. Стоякова

4. 3. 5

Эмоциональное насилие и границы. + тема семейного насилия

 

В. В. Стоякова

4. 3. 6

Ресурсы, права, забота о себе, благодарность, желания и цели. Планирование с учетом ценностей, смыслов

и промысла Бога.  

 

В. В. Стоякова

4. 3. 7

Опыт ведения группы «Исцеление» (он-лайн встреча с возможной супервизией для психологов).

 

В. В. Стоякова

 

 

 

 

Перерыв между модулями: июль, август.

4.

Брачное право в сопровождении семейных конфликтов.   

 

прот. А. Балакай      

5.

Введение в конфликтологию семьи и медиацию разводов и семейных ссор.

 

О. И. Андреева

4. 9. 2

Диагностика конфликтов в семье.

 

 

4. 9. 3

Сущность и процедура проведения медиации семейных конфликтов.

 

 

6.

Христианский подход к разрешению конфликтов.

 

Прот. А. Дягилев

4. 10. 1

Модель христианского миротворчества.

 

 

4. 10. 2

Сравнение христианского подхода к разрешению конфликтов с секулярными методами.

 

 

4. 10. 2

Особенности христианского помогающего общения.

 

 

4. 10. 3

Обзор христианских и православных методов разрешения конфликтов.

 

 

7.

Милосердие в семейных отношениях.

 

В. А. Павлова

Модуль 5. Технологии психолого-социальной работы с разными категориями семей (16. 10 – 05. 01).

Формирование социально-поддерживающей среды для семьи на приходе. Особенности организации приходской социальной работы. Организация семейных клубов на приходе. Церковная помощь малоимущим семьям.

 

Т. В. Зальцман

Перерыв между темами: 31. 10 – 8. 11

2.

Церковная поддержка семей с тяжелобольными или людьми с инвалидностью.

 

В. В. Леонтьева

3.

Психологическое сопровождение умирающих. Фазы принятия экзистенциального кризиса (смерти). Духовный аспект работы с умирающими

 

Пивоварова Н. А.

4.

Работа с созависимыми членами семьи.

 

Рыдалевская Е. Е., Екимов Н. С.

5.

Профилактика сиротства.

 

Павлова В. А.

             

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.