№ п/п
| Наименование учебных модулей, дисциплин, тем
| Период
| Преподаватель
| |
| Модуль 1. Христианская антропология и христианское учение о семье.
| |
| |
1. 1
| Введение в христианскую антропологию и христианское учение о семье.
| | Ю. М. Зенько
| |
1. 1. 1
| Христианская антропология как основа правильного подхода к проблемам семьи и брака.
|
|
| |
1. 1. 2
| История христианской антропологии. Особенности христианской антропологии.
|
|
| |
1. 1. 3
| Категориальный строй христианской антропологии и психологии. Бог, человек и мир как основные методологические понятия христианской антропологии.
|
|
| |
1. 1. 4
| Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии.
|
|
| |
1. 1. 5
| Основные понятия и термины христианской антропологии и психологии. Дихотомический и трихотомический подход к человеку.
|
|
| |
1. 1. 6
| Тело, плоть, душа, дух.
|
|
| |
1. 2
| Проблемное поле христианской антропологии и психологии.
| | | |
1. 2. 1
| Христианская антропология и психология: догматы, теологумены, частные богословские мнения, разномыслия, ошибки, ереси.
|
| Ю. М. Зенько
| |
1. 2. 2
| Проблемы современной христианской психологии в христианско-антропологическом и историческом контексте.
|
|
| |
1. 3
| Святоотеческое учение о душе и ее происхождении.
| | | |
1. 3. 1
| Свойства и качества души, общий обзор ее сил и органов.
|
|
| |
1. 3. 2
| Методы изучения души.
|
|
| |
| Перерыв:
|
|
| |
1. 3. 3
| Душевные силы, душевные состояния и устроение души.
| | | |
1. 3. 4
| Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания.
|
|
| |
1. 4
| Библейская и святоотеческая антропология.
| | Ю. М. Зенько
| |
1. 4. 1
| Сотворение человека по образу Божьему. Образ и подобие.
|
|
| |
1. 4. 2
| Библейское и святоотеческое учение о сердце. Чистое сердце. Свойства сердца. Сердце и богообщение. Сердце и молитва. Сердечная молитва. Сердце и физикализм. Сердце и ум. Сердце и феномен схемы тела в психологии.
|
|
| |
1. 4. 3
| Христианское учение о личности-ипостаси. Бог, как Личность. Личность Христа. Христианские корни личности. Определение личности. Личность и безличие. Личность и природа.
|
|
| |
1. 4. 4
| Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности.
|
|
| |
1. 5
| Христианское учение о страстях и борьбе с ними.
| | прот. Г. Пименов
| |
1. 5. 1
| Определение страстей.
|
|
| |
1. 5. 2
| Телесные и душевные страсти.
|
|
| |
1. 5. 3
| Общая классификация страстей.
|
|
| |
1. 5. 4
| Основные страсти и борьба с ними.
|
|
| |
1. 5. 5
| Добродетели.
|
|
| |
1. 6
| Пол, брак, семья: христианская суть.
| | Ю. М. Зенько
| |
1. 6. 1
| Пол: многообразие аспектов и проблем. Научный, оккультный и христианский подходы. Негативные типы взаимоотношения полов. Критика идеи андрогинизма.
|
|
| |
1. 6. 2
| Новый Завет как новое откровение о человеке, семье, браке, поле и любви. Иисус Христос и женщины. Женщины в раннем христианстве; в католицизме и протестантизме; в Православии. Брак, безбрачие, монашество, девственность.
|
|
| |
1. 7
| Итоговая он-лайн встреча.
|
|
| |
| Перерыв:
|
|
| |
| Модуль 2. Духовные аспекты возрастной психологии.
| | | |
2. 1.
| Введение. Возрастная психология в контексте психологического и антропологического знания (научного и христианского).
|
| Ю. М. Зенько,
Г. В. Коробкина.
| |
2. 1. 1
| Методология курса.
|
|
| |
2. 1. 3
| Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития. Личностное и психическое развитие..
|
|
| |
2. 1. 4
| Методы возрастной психологии. Типы возрастов. Возрастная периодизация. Время и причины взлетов и спадов духовного развития. Задачи каждого возраста.
|
|
| |
2. 2
| Ожидание ребенка.
| | А. А. Калинина
| |
2. 2. 1
| Основные положения перинатальной психологии, психологии материнства. Духовные задачи материнства.
| |
| |
2. 2. 2
| Беременность. Мотивы зачатия и их влияние на стиль проживания беременности. Психологические особенности беременной женщины, внутриутробное развитие ребенка, возможности дородового воспитания.
|
|
| |
2. 2. 3
| Работа психолога с беременной женщиной и ее семьей. Школы материнства, подготовка к родам, методы диагностики. Духовно-ориентированная работа с беременной женщиной.
|
|
| |
2. 2. 4
| Помощь семье в ситуации репродуктивного выбора. Обращение к вспомогательным репродуктивным технологиям. Биоэтика: ЭКО, суррогатное материнство – позиция церкви. Доабортное консультирование и постабортный синдром.
|
|
| |
2. 2. 5
| Влияние перинатального опыта на взрослую жизнь человека и его коррекция.
|
|
| |
2. 3
| Младенчество (от рождения до 2 лет).
| | А. А. Калинина
| |
2. 3. 1
| Роды как важный этап в жизни женщины и ребенка. Факторы удовлетворённости родами у женщин: непрерывная поддержка, личные убеждения. Партнерские роды.
|
|
| |
2. 3. 2
| Жизнь семьи после рождения ребенка.
|
|
| |
2. 3. 3
| Особенности психологического, эмоционального состояния женщины после родов.
|
|
| |
2. 3. 4
| Проявления послеродовой меланхолии и депрессии, профилактика и помощь.
|
|
| |
2. 3. 5
| Привязанность у ребенка и кризисы раннего возраста.
|
|
| |
2. 3. 6
| Задачи младенческого возраста и влияние кризиса первого года на духовное становление человека.
|
|
| |
2. 4
| Раннее детство (дошкольный возраст от 3 до 7 лет).
| | Г. В. Коробкина
| |
2. 4. 1
| Эмоциональная связь с родителями. Сенсомоторное развитие, развитие сознания и речевого общения. Переживание ребенком своего имени, формирование психологических границ, появление автономности.
|
|
| |
2. 4. 2
| Кризис раннего возраста. Экзистенциальные переживания ребенка. Сила личности. Развитие готовности к религиозным чувствам.
|
|
| |
2. 4. 3
| Отношения и игра со сверстниками. Половая идентификация. Приобретение произвольности и опосредованности. Развитие воли ребенка. Истоки морального развития. Кризис середины детства.
|
|
| |
2. 5
| Среднее детство (младший школьный возраст от 7 до 11 лет).
| | Г. В. Коробкина
| |
2. 5. 1
| Формирование социальных связей. Появление меры правильности и справедливости отношений. Исследование своей умелости, формирование уверенности в себе, своих силах. Овладение способами организации нового вида труда – учебного. Роль взрослых в формировании системы способов оценки и контроля ребенком своей деятельности.
|
|
| |
2. 5. 2
| Формирование ответственности у детей; формирование трудолюбия в семье.
|
| В. В. Стоякова
| |
2. 5. 3
| Развитие логического мышления. Морально-этическое развитие. Овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире.
|
| Г. В. Коробкина
| |
2. 6
| Подростковый и юношеский возраст (средний и старший школьный возраст от 12 до 17 лет).
| | Г. В. Коробкина
| |
2. 6. 1
| Стремление быть самим собой. Формирование самосознания и самооценки. Поиск своего настоящего места в жизни. Освоение основных форм общественно-полезной деятельности. Умение понимать другого и себя. Ценность опыта отношений в коллективе сверстников, разновозрастном коллективе, в семье, опыта искренней дружбы.
|
|
| |
2. 6. 2
| Открытие своей внешности, как значимого отражения своей личности. Половое созревание. Формирование мировоззрения личности. Значение доверительных отношений со взрослыми. Задачи подросткового возраста.
|
|
| |
2. 7
| Арт-терапевтические методы работы с подростками на приходе.
| | Н. А. Пивоварова
| |
2. 7. 1
| Кризис идентичности, развитие осознанности, в том числе сексуальной, формирование границ личности. Проблемы поведения и их предупреждение: нарциссизм, ложь, воровство подростков в семье. Стратегии помощи при суицидальном и самоповреждающем поведении. Одаренность. Формирование характера: развитие навыков общения, саморегуляции, управления своим состоянием и поведением.
|
|
| |
2. 7. 2
| Арт-терапевтические техники для исследования идентичности, интериоризации духовных ценностей и повышения осознанности в церковной жизни. Развитие у подростков эмоциональной грамотности, приобретение опыта трансформации негативных состояний и чувств, навыков общения и уверенного поведения, конструктивного решения конфликтов с использованием арт-терапии.
|
|
| |
2. 8
| Влияние индивидуальных особенностей на формирование личности ребенка.
| | А. Г. Трунова
| |
2. 8. 1
| Понятия акцентуации характера и психопатии. Различные классификации акцентуаций. Влияние воспитания на формирование акцентуаций характера у детей.
|
|
| |
2. 8. 2
| Православный взгляд: корреляция страстей и акцентуаций характера.
|
|
| |
2. 9
| Профориентация подростков.
| | Н. А. Пивоварова
| |
2. 9. 1
| Диагностика способностей и препятствия для правильного выбора профессии. Способности, необходимые для успеха в профессиональной деятельности. Диагностика способностей к обучению и познавательной деятельности. Работа как поле развития характера и талантов.
|
| | |
2. 9. 2
| Психологическая карта профессий с учетом спроса на современном российском рынке труда. Планирование карьеры. Приобретение навыков самопрезентации для получения работы. Профиль компетенций и личностные ресурсы. Планирование карьеры с использованием арт-терапевтических практик. Исследование и осознание семейного опыта, влияющего на карьерные решения. Причины ошибочных решений.
| |
| |
2. 10
| Сопровождение подростков с девиантным поведением.
| | З. Н. Григорова
| |
2. 10. 1
| Основные теоретические концепции девиантного поведения. Особенности девиантного поведения подростков. Делинквентное поведение.
|
| | |
2. 10. 2
| Сопровождение процесса взросления подростков с девиантным поведением. Опыт социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом.
|
|
| |
2. 12
| Танатопедагогика: актуальность и проблематика.
| | Л. А. Немчикова
| |
2. 13
| Теоретические и прикладные духовные аспекты возрастной психологии. Итоговый практический он-лайн семинар.
| | Ю. М. Зенько
| |
Перерыв:
|
Модуль 3. Психология семьи и семейных отношений.
Коррекция семейных взаимоотношений и формирование здоровой личности в семье (17. 01 – 25. 04).
|
1.
|
Истинная христианская любовь-агапе и проблемы современности.
|
| Ю. М. Зенько
|
3. 1. 1
| Библейское учение об истинной любви-агапе в контексте современности. Критика эротизации христианской любви и обыденных представлений о любви.
|
|
|
2.
|
Спектр учений о семье и браке. Целостный, комплексный подход к проблемам брака и семьи.
|
| Ю. М. Зенько
|
3. 2. 1
| Семья как социальный институт и ячейка общества. Семья как малая церковь. Семья как школа любви. Семья как школа добродетелей. Семья как лечебница от страстей. Семья как образ Божий. Семья как единение личностей.
|
|
|
3. 2. 2
| Выводы: как нам услышать вечные ответы христианства на вопросы современности (он-лайн встреча).
|
|
|
3.
|
Введение в семейную психологию (3 он-лайн встречи по 3 часа).
|
| прот. П. Чубаров
|
3. 3. 1
| Учение о семье в светской и христианской традиции.
|
|
|
3. 3. 2
| Учение о функциях и структуре семьи в светской и христианской традиции. Типология нарушений в системе семейных отношений. Показатели функционального здоровья семьи.
|
| прот. П. Чубаров
|
3. 3. 3
| Жизненный цикл семьи.
|
|
|
3. 3. 4
| Стили дисгармонического воспитания детей в семье.
|
|
|
4.
|
Организация работы с молодежью на приходе.
|
| И. В. Астэр
|
3. 4. 1
| Проблемы молодёжи. Технологии работы с молодежью. Организация церковного молодёжного служения.
|
|
|
5.
|
Добрачное консультирование.
|
| иер. А. Лынов
|
3. 5. 1
| Мужчина и женщина - инструкция по применению. Как научиться понимать друг друга?
|
|
|
3. 5. 2
| Стадии развития отношений. Дружба. Влюбленность. Любовь.
|
|
|
3. 5. 3
| Мотивы вступления в брак, ожидания от брака, ожидания друг от друга.
|
|
|
3. 5. 4
| Цели семьи, ответственность в семье (финансы, дети, работа, быт, отдых и т. д. )
|
|
|
3. 5. 5
| Сексуальность.
|
|
|
3. 5. 6
| Духовная основа отношений. Венчание.
|
|
|
3. 4. 7
| Он-лайн встреча.
|
| иер. А. Лынов
|
Перерыв:
|
6.
|
Христианский подход к консультированию. Социальная и психологическая диагностика семейных отношений. Психология и пастырская практика (5 он-лайн встреч по 3 часа).
|
| прот. П. Чубаров
|
3. 7. 1
| Проблема семейного консультирования, христианский и светский подходы.
|
|
|
3. 7. 2
| Психологическая и социальная диагностика семейных отношений.
|
|
|
3. 7. 3
| Современные технологии семейного консультирования.
|
|
|
7.
|
Психологическая коррекция детско-родительских и внутрисемейных отношений.
|
| А. Л. Башун
|
3. 8. 1
| Семья и ее проблемы.
|
| |
3. 8. 2
| Лествица.
|
|
|
3. 8. 3
| О чувстве вины, грехе и покаянии.
|
|
|
3. 8. 4
| Влияние супружества на детско-родительские отношения.
|
|
|
3. 8. 5
| Роль отца в семье.
|
|
|
3. 8. 6
| Типы нарушений семейных отношений.
|
|
|
3. 8. 7
| Психологическая коррекция детского поведения.
|
|
|
8.
|
Коррекция семейных взаимоотношений и формирование здоровой личности в семье.
|
| А. Г. Трунова
|
4. 9. 1
| Комплексы.
|
|
|
4. 9. 2
| Психологические защиты.
|
|
|
4. 9. 3
| Обида и прощение.
|
|
|
4. 9. 4
| Вина.
|
|
|
4. 9. 5
| Стыд.
|
|
|
9.
|
Религиозные искажения, маски и роли у современного православного человека.
|
| В. В. Стоякова
|
Перерыв между модулями:
|
Модуль 4. Практическая христианская семейная конфликтология (10. 05 – 30. 06).
|
1.
|
Психология семейного развития.
|
| Н. Н. Лепехин
|
4. 1. 1
| Устойчивость семейных систем.
|
|
|
4. 1. 2
| Суггестия, контрсуггестия и проактивность в семье.
|
|
|
4. 1. 3
| Ненормативная модель развития семейных систем.
|
|
|
2.
|
Психология семейных противоречий.
| | Н. Н. Лепехин
|
4. 2. 1
| Секулярные сайентистские концепции… (семейных противоречий? )
|
|
|
4. 2. 2
| Супружеские конфликты в системе целостности семейной системы.
|
|
|
4. 2. 3
| Постсупружеские конфликты.
|
|
|
3.
|
Преодоление страстей и негативных состояний методами православной психологии.
| | В. В. Стоякова
|
4. 3. 1
| Страсть гнева.
|
|
|
4. 3. 2
| Страсть гордыни, тщеславие.
|
| В. В. Стоякова
|
4. 3. 3
| Работа с обидой и прощением.
|
| В. В. Стоякова
|
4. 3. 4
| Базовые потребности личности и всех членов семьи, последствия их неудовлетворённости в поведении и душевном состоянии, в отношениях с собой, окружающими и Богом.
|
| В. В. Стоякова
|
4. 3. 5
| Эмоциональное насилие и границы. + тема семейного насилия
|
| В. В. Стоякова
|
4. 3. 6
| Ресурсы, права, забота о себе, благодарность, желания и цели. Планирование с учетом ценностей, смыслов
и промысла Бога.
|
| В. В. Стоякова
|
4. 3. 7
| Опыт ведения группы «Исцеление» (он-лайн встреча с возможной супервизией для психологов).
|
| В. В. Стоякова
|
|
|
|
|
Перерыв между модулями: июль, август.
|
4.
|
Брачное право в сопровождении семейных конфликтов.
|
| прот. А. Балакай
|
5.
|
Введение в конфликтологию семьи и медиацию разводов и семейных ссор.
|
| О. И. Андреева
|
4. 9. 2
| Диагностика конфликтов в семье.
|
|
|
4. 9. 3
| Сущность и процедура проведения медиации семейных конфликтов.
|
|
|
6.
|
Христианский подход к разрешению конфликтов.
|
| Прот. А. Дягилев
|
4. 10. 1
| Модель христианского миротворчества.
|
|
|
4. 10. 2
| Сравнение христианского подхода к разрешению конфликтов с секулярными методами.
|
|
|
4. 10. 2
| Особенности христианского помогающего общения.
|
|
|
4. 10. 3
| Обзор христианских и православных методов разрешения конфликтов.
|
|
|
7.
|
Милосердие в семейных отношениях.
|
| В. А. Павлова
|
Модуль 5. Технологии психолого-социальной работы с разными категориями семей (16. 10 – 05. 01).
|
|
Формирование социально-поддерживающей среды для семьи на приходе. Особенности организации приходской социальной работы. Организация семейных клубов на приходе. Церковная помощь малоимущим семьям.
|
| Т. В. Зальцман
|
Перерыв между темами: 31. 10 – 8. 11
|
2.
|
Церковная поддержка семей с тяжелобольными или людьми с инвалидностью.
|
| В. В. Леонтьева
|
3.
|
Психологическое сопровождение умирающих. Фазы принятия экзистенциального кризиса (смерти). Духовный аспект работы с умирающими
|
| Пивоварова Н. А.
|
4.
|
Работа с созависимыми членами семьи.
|
| Рыдалевская Е. Е., Екимов Н. С.
|
5.
|
Профилактика сиротства.
|
| Павлова В. А.
|
| | | | | | |