Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Понятие образования. Мировые образовательные тенденции.



 

1. Понятие образования. Мировые образовательные тенденции.

Образование – процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития.

Особенности образования:

1. интернационализация – подготовка специалистов для работы во взаимозависимом мире.

2. создание образовательных программ, ориентированных на развитие творческого, критичного мышления.

3. многоступенчатость

4. непрерывность.

Дидактика - отрасль педагогики, которая занимается процессами организации обучения.

Дидактогения – негативное состояние человека, вызванное бестактностью учителя (кажется, что всё забыл).

Обучение – способ организации образовательного процесса. Самый надёжный путь получения образования. В основе любого типа или вида обучения заложена система «преподавание-учение» (процесс двухсторонний).

Мировые образовательные тенденции, изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся проанализировать основные тенденции мировых образовательных систем.

 Сегодня в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

4 4 Виды психологии и педагогики: научная и житейская. Отличие житейской и научной психологии и педагогики: 1. Житейские знания конкретны и приурочены к определённым ситуациям, а научные стремятся к обобщению, выявлению закономерных и общих тенденций. 2. Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путём опыта, научные же рациональны и осознаны, основаны на выдвижении гипотез, их подтверждении или опровержении. 3. Житейские знания передаются по принципу «отцы-дети», научные же аккумулируются и передаются в научной литературе, они кристаллизуются во всевозможные законы. 4. Житейские знания приобретаются путём наблюдений, научные – эмпирическим путём.

8 Общее понятие о психолого-педагогическом исследовании и его методах.

Психолого-педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации

учебно-воспитательного процесса.

Метод – способ решения научно-исследовательских задач.

Основные методы психолого-педагогических исследований:

а) Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов.

В методологическом арсенале существуют такие виды наблюдения, как лонгитюдное (продольное, т. е. наблюдение за одними и теми же лицами в течение длительного времени) и ретроспективное (обращенное к прошлому).

Метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления психолого- педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

б) Опросные методы. Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. В психологии и педагогике используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование.

в) Эксперимент определяется в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы (предположения). Имеются две основные разновидности эксперимента - естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации.

г) Социометрические методы. Они служат средствами изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга.  

д) Тесты – это специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.

5. Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология.

Школы современной психологии:

1. Бихевиористский подход (Дж. Уотсон) (предметом психологии является поведение, а не сознание).

2. Когнитивный подход(Ж. Пиаже и Дж. Миллер) (объясняет поведение человека на основе знаний и изучает процесс и динамику их формирования)учёные пыт. Понять как люди мыслят.

3. Гештальтпсихология Вертгеймер, ковлер(Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон)).

4. Социально-психологический подход Альфред Адлер (характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин)).

6. Психология сознания (У. Джеймс) (предмет: осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты).

7. Психоаналитический подход (фрейд, Рубенщтейн, Выгодский) (объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает. )

8. Гуманистический подход (система взглядов, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.

Гуманистический подход - это вера в человека, в первую очередь в позитивность его намерений)маслоу.

 

1879г. – в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

Первый труд в области педагогики «О воспитании оратора» принадлежит Марку Фабию Квинтилиану.

Первые упоминания о школе были в Египте за 2 тыс. лет до н. э. Жрецы обучали детей царских сановников.

2 Самообразование и непрерывное образование.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.

Непрерывное образование – всеохватывающее по полноте получение знаний, умений и навыков, индивидуализированное во времени, темпах и направленности, представляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения.

Я-концепция:

1. Когнитивный аспект (знания)

2. Эмоционально-волевой аспект

3. Поведенческий аспект

9 Эксперимент. Формирующий эксперимент как ведущий метод получения психолого-педагогических знаний

Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Виды экспериментов:

а) Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

б) Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.

в) Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

г) Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении.

д) Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Формирующий эксперимент — особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в естественных условиях, Ф. э. направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов.

 

3 Психология и педагогика: общность и различия.

Психология – 1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуальных типологических особенностях её проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой. 2. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. Предмет: психические функции, свойства, процессы, состояния и т. д.

Педагогика – наука и практика обучения и воспитания человека во всех возрастных этапах его развития. Она представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Предмет: воспитательная деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях людьми, специально подготовленными для этого обществом.

6 Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психоанализ, гуманистическая психология. (см. вопрос №5)

7 Основные тенденции современной педагогики

а) педагогический традиционализм (больше культуросообразности)

б) реформаторская педагогика (больше природосообразности)

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует гуманистический подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.

Педагогический смысл демократизации образования сводится к преодолению негативных последствий авторитарной педагогики, порожденной тоталитарной государственной системой, которая способствовала отчуждению субъектов образования от образовательных институтов.

Демократизация системы образования является важной задачей во многих странах. Их опыт позволяет увидеть реальный вклад образования в развитие демократического общества.

В течение последних 10-15 лет можно наблюдать усиление тенденции применения гуманистического подхода в педагогике. На официальном уровне настойчиво и последовательно проводится идея гуманизации и гуманитаризации педагогики, говорится о личностно-ориентированной педагогической концепции. Цели и задачи, которые формулируются в соответствующих документах, в целом укладываются в рамки гуманистической педагогики, хотя на практике осуществляются с большим трудом.

 

10 Психолого-педагогическое тестирование. Виды тестов.

Психологическое тестирование — процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий.

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Характеристики психологических тестов:

* Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера.

* Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты.

* Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.

Виды тестов:

* Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого.

* Вербальный тест (Verbaltest) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

* Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

* Тесты личности (психология) (Personalitytests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности.

* Тест достижений (Achievementtest) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора.

* Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается.

* Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.

* Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

 

11 Общее понятие о поведении человека. Предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Активность человека в процессе взаимодействия с окружающей средой называется поведением. Два основных типа поведения человека – это внешнее, которое может быть замечено наблюдателем, и внутреннее, т. е. мыслительные процессы, известные только самому человеку. Поведение человека так же может быть добровольным и вынужденным. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения.  

12. Деятельность и её основные виды.

Деятельность - активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Основные виды деятельности:

Общение, в самом широком смысле, может быть определено, как

Игра — это вид поведения животных и деятельности человека, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.

Учение — это деятельность, непосредственной целью которой является усвоение человеком определенных знаний, навыков и умений. Знания — это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности. Навыки — это действия, которые, будучи сформированными в результате упражнения, характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умения — это способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков, в изменяющихся условиях.

Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества, — всеобщее условие обмена веществ с природой; гл. предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни.

15. Общее понятие о сознании его структура. Сознание – высшая форма психики, присущая человеку, характеризуется категориально-ценностным отражением действительности (к определённым словам мы присваиваем определённые значения (у маленьких детей свой язык)). К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. Структура сознания: 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение " Я" и " не Я" ). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

18 Зарубежные и отечественные подходы к личности

три основные зарубежные традиции:

Психодинамический подход

З. Фрейд

признание роли бессознательного, необходимость понимания бессознательного психического содержания и его скрытого значения, важность раннего детского опыта для формирования личности, возможность изменений через глубинный инсайт и др.

Когнитивно-поведенческий подход

И. П. Павлов, Д. Уотсон, Ж. Пиаже

не считают нужным задумываться по поводу психических структур и процессов, скрытых в бессознательном. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а, отнюдь, не внутренние психические явления, формируют личность.

Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход

А. Маслоу и К. Роджерс

поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией.

не бессознательные импульсы, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек – не арена для решения внутренних конфликтов и не «поведенческая глина», из которой, благодаря научению, лепится личность, а, как говорил

Ж. -П. Сартр: «Человек – это его выборы». Личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью делать свой выбор – выбирать, как думать и как поступать.

Отечественные подходы:

Исследование личности как системы отношений было начато А. Ф. Лазурским и продолжено В. Н. Мясищевым

Отношение – это сознательная, основанная на опыте, избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Б. Г. Ананьев

Основная форма развития личностных свойств человека – жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.

С позиций психологии деятельности рассматривает личность А. Н. Леонтьев, развивая идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития. В качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Деятельность человека вытекает из его потребностей. (см. начало 17 вопроса)

16. Соотношение сознательного и бессознательного в психике. Классы бессознательного.

Сознательным является индивид, осознающий тот или иной происходящий в нем психический процесс, т. е. отдающий себе отчет в своих чувствах, помыслах, идеях, и т. д. Напротив, бессознательным в этом смысле называется состояние, при котором человек не отдает себе отчета в каких-либо происходящих в нем психических процессах, в том числе сенсорных. Индивид, осознающий то или иное чувство, является по отношению к этому чувству сознательным. Если же индивид не осознает какое-либо чувство, он является по отношению к нему личностью бессознательной. Необходимо иметь в виду, что термин «бессознательное» определяет лишь неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т. д., а вовсе не их отсутствие.

По Фрейду, бессознательное представляет собой хранилище всего иррационального. Со своей стороны, Юнг рассматривает бессознательное как глубочайшую кладовую мудрости, а сознательному отводит роль вместилища человеческого интеллекта. Бессознательное вбирает в себя все, что неспособно разместиться в высших уровнях человеческой психики. Это можно сравнить с подвалом дома, куда отправляются вещи, которым не нашлось места на жилых этажах. «Подвал», во фрейдовском понимании, заключает в себе человеческие пороки, для Юнга же он является в первую очередь кладезем человеческой мудрости.

Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

•                  неосознаваемые механизмы сознательных действий;

-неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой».

-явления неосознаваемой установки установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.

- неосознаваемые сопровождения к неосознаваемым сопровождениям сознательных действий мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека.

•                  неосознаваемые побудители сознательных действий; теория Фрейда. По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сексуальное (либидо)

•                  надсознательные процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. (Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. )

13 Психологическая сущность общения. Функции и виды.

Общение – взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные (они связаны с эмоциональными сфе­рами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов в про­странстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» –непосредственное-опосредованное,

3) с точки зре­ния формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения письменной и постоянной позиции я–говорящего и ты–слушающего – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное-официальное,

 

19 Основные качества (свойства) личности. · социальность, т. е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием; · уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу; · трансцендентность – стремление выйти за «пределы себя», постоянное развитие и творчество как способ бытия личности, вера в возможность самосовершенствования и преодоления внешних и внутренних барьеров на пути к цели и, как следствие сказанного, незавершённость, противоречивость и проблемность; · целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность; · активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки; · нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

20 Модели структуры личности

Основные подходы к определению структуры личности заложил Б. Г. Ананьев. Он выделил 3 подсистемы в структуре личности.

1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема.

Это системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

2. Интериндивидная (внеиндивидная) подсистема.

То, что обнаруживается в межличностных отношениях. Личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений.

3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура.

 

К. К. Платонов говорит о существовании 4-х подструктур личности:

1. Биологическая подструктура. Он ее называл " биопсихические свойства". Сюда относятся темперамент, половые, возрастные свойства, патологические особенности.

2. Психологическая подструктура. Или по его терминологии " индивидуальные особенности психических процессов". Сюда относятся индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, чувств, воли).

3. Подструктура социального опыта. Это личный опыт, знания, навыки, привычки.

4. Подструктура направленности личности. Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждение и мировоззрение.

 

Модель личности З. Фрейда:

1 – Id – область бессознательного, личного, интимного.

2 – Ego – область психической защиты " я"

3 – Super-ego – область социальных требований: социальные нормы, мораль, запреты.

 

К. Роджерс представил структуру " Я" – концепции.

1. Реальное Я – как вижу себя в настоящий момент.

2. Динамическое Я – каким стремилось стать в ближайшее время.

3. Идеальное Я – то, каким должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы и социальные ценности.

4. Фантастическое Я – кем, каким хотел бы стать, если бы это было возможно.

23 Структура характера

Б. М. Теплов и А. В. Петровский разработали классификацию черт характера в соответствии с системой отношения человека к действительности:

1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

26 Направленность личности и её составляющие

Направленность – устойчивые мотивы, ориентирующие деятельность личности и независимые от ситуации; установки личности, которые проявляются во влечениях, стремлениях, склонностях, убеждениях, желаниях, интересах, идеалах.

Влечение – примитивное по сути биологическая форма направленности – это неосознание или недостаточное осознание потребности.

Стремление – побуждение к деятельности, опирается на волевой компонент.

Склонность – (включается волевой компонент) предпосылка к развитию определённой способности.

Убеждения – высшая форма направленности, система мотивов личности, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определённому.

Интерес – это особое мотивационное состояние познавательного характера. В динамике превращается в склонность. Бывает непосредственным (вызывается привлекательностью объекта) и опосредованным (стремление к достижению цели).

Идеал – то, к чему стремится личность и на что она ориентируется; одна из наиболее значимых характеристик личности, которая связана с мировоззрением челове

 

17Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность». Индивидуальность личности.

Об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя вида homosapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т. е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений. Понятие личности формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность.

Субъект – человек в контексте его деятельности.

Индивидуальность – это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и физиологических, психологических и социальных качеств (свойств). На уровне индивидуальности получают свое реальное и уникальное воплощение все названные качества человека. Связь между биологическим индивидом, усвоившей социальные роли личностью и, преобразующей мир и себя самое, индивидуальностью выражается формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

 

 

22 Общее понятие о характере. Отличие характера и темперамента.

Характер – это черта, признак, примета, особенность; стержневое, психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки. Основная жизненная направленность личности, которая проявляется в том или ином виде деятельности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

- Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

- Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

- Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

- Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

- Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты »

14 Понятие о психике. Психологические явления и психологические факты Психика – активное отражение человеком объективного мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности. Формы проявления психики: а) с помощью эмоций (чувства, воля, желание, стремление) и познания (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание). б) свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). в) состояния (устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, адаптация, угнетённость) Психические функции: высшие (внимание, воображение, память, мышление, речь), низшие (ощущение, восприятие). Психологические явления – психологические переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Феноменология – направление психологии, изучающее психологические явления (их изучают экзистенционалисты). Психологические факты – широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности, социально-культурных явлений, которые используются психологией для изучения психики. совок. явлений кот. Используются психологией для изучения психикой 21 Понятие темперамента. Психологическое описание типов темперамента. Темперамент – интегративное, психическое свойство личности, определяемое индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов и поведения человека. В структуре темперамента выделяют 3 основных компонента: а) активность – пассивность б) эмоциональный – безэмоциональный (угасание и протекание эмоций) в) особенности двигательной, или моторной, сферы (характеристика походки, речевая моторика) Основные свойства темперамента: а) сензитивность (чувствительность) б) реактивность (как реагирует на воздействия) в) активность г) пластичность (регидность (приспособленность к изменению внешних условий)) д) темп реакций (скорость реагирования на внешние воздействия) е) эмоциональная возбудимость ж) интроверсия – экстроверсия. Классификация темперамента: а) гоморальная теория (связь темперамента с жидкими средами организма) б) конституциональная (морфологическая) теория – Кречмер. в) нейрофизиологическая теория (соотносит типы темперамента с устойчивыми типами нервой системы) – Павлов.

27 Акцентуации характера.

а) гипертимные – обладают высокой жизненной активностью. Повышенное настроение и актуальность. Постоянный повышенный фон настроения.

б) возбудимые – возбудимая акцентуация. Слабость сдерживающих, контролирующих поведение, процессов. Возникающие на их пути барьеры вызывают у них реакцию острого противоборства, сопротивления. Не думают о последствиях.

в) эмотивные – глубина эмоциональной жизни человека, высокая эмоциональная чувствительность. Подвижная мимика, нередко слезливость. Чувствительные и впечатлительные. В отличие от экзальтированных личностей, у них эмоциональные состояния развиты не столь бурно, но зато они более устойчивы и глубоки. Не могут противостоять.

г) педантичные – долгое переживание травмирующих событий. Бесконечные сомнения и перепроверки. Нерешительность, тревога.

д) тревожные – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость. Неуверенность.

е) циклотимные – склонность к перепадам настроения. Сочетают черты, характерные для гипертимных и дистимических личностей. Настроение подчинено некоторым циклическим колебаниям.

ж) демонстративные – привлекают внимание окружающих. Потребность во внимании.

и) неуравновешенные (застревающие) – переоценивают значимость собственного Я, поэтому весьма чувствительны ко всякого рода замечаниям. Угасание эмоций во времени затруднено, поэтому начинают окрашивать совсем другие события в иной цвет.

к) дистимные – противоположность гипертимным. Сниженное настроение, фиксация на мрачных сторонах жизни. Пессимизм. Высокая чувствительность к неприятностям. Но если их окружить заботой и вниманием, то они становятся юмористами и разговорчивыми. Но такое состояние длится недолго и они опять возвращаются в пессимистичное состояние.

л) экзальтированный – большой диапазон эмоциональных состояний. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Экзальтация – склонность к крайним состояниям.

28 Мотивация и мотивы личности

Мотивация – это процесс выбора между различными возможными действиями, который направляет действия на достижение цели и поддерживает эту направленность. Это также совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение.

Мотив – внутренне побуждение, принадлежащее самому субъекту, являющееся его устойчивым личным свойством и побуждает изнутри к совершению определённым действий.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивы:

1) внешние:

а) широкие, социальные (долг, ответственность, самоопределение, самовоспитание)

б) узколичные (одобрение, престиж, благополучие)

2) внутренние:

а) содержательные (узнавание нового)

б) процессуальные (интеллект, активность, саморазвитие, самовоспитание)

Мотивационная сфера – сплав движущих сил поведения, стержень личности (отличается широтой, гибкостью и иерархизированностью мотивов).

 

29 Воспитание и самовоспитание личности. Нравственное воспитание личности

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Воспитание обычно строится " на трёх китах":

* наказание (кнут),

* поощрение (пряник)

* личный пример воспитателя.

Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа с

собой, направленная на развитие и совершенствование своей личности. Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок. Зрелая личность способна не только менять окружающий мир, но и трансформировать себя.

Этапы самовоспитания:

1. Первый этап - принятие решения.

2. Второй этап - самопознание.

3. Третий этап - выбор средств, составление плана.

4. Четвертый этап - реализация планов.

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

28 Становление личности.

Стадии развития личности, или идентичности, по Э. Эриксону: (у человека всегда есть два полюса (они приводятся в каждом пункте в начале))

1) Младенчество (до 1 года):

Основная альтернатива:

Базовое доверие – недоверие к окружающему миру.

При недоверии в дальнейшем развитии проявляется устойчивый пессимизм, отрицательная оценка жизненной перспективы, неверие в себя, замкнутость.

2) Позднее младенчество (1-3 года):

Автономия – стыд, сомнения.

Слабости ребёнка в дальнейшем проявляются в обесценивании себя.

3) Раннее детство (3-6 лет):

Инициатива – чувство вины.

Развитие качеств: предприимчивость – пассивность.

4) Среднее детство (6-12 лет):

Целеустремлённость и трудолюбие – чувство неполноценности.

При плохой учёбе и непослушании формируется чувство некомпетентности, а отношения со взрослением принимают конфликтующий характер.

5) Отрочество и юность (12-20 лет):

Я-идентичность – личностная неопределённость.

Овладевая разными ролями, идёт социальная адаптация или дезадаптация, влияющая на реализацию поставленных целей и желаний.

6) Ранняя взрослость (20-25 лет):

Интимность солидарность – изоляция.

Обременённые прошлыми неудачами, молодые люди показывают повышенную озабоченность, склонность к повышенным контактам.

7) Средняя взрослость (25-65 лет):

Продуктивность – застой.

8) Поздняя взрослость (больше 65 лет):

Целостность и интеграция – разочарование и отчаяние.

 

27 Мотивация и личность. Мотивированное поведение как характеристика личности.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего, можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять свои корыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

 

30 Общее понятие о личностном росте. Личностный рост представляет собой, свойственную организму, тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять, развивать личность. Суть личностного роста – это обретение себя и своего пути. Роджерс считал, что если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве его критериев. Личностный рост по К. Роджерсу: а) Интроперсональный рост (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя. ). б) Интерперсональный рост (принятие других, понимание других. ).  
31 Понятие жизненного пути личности (тут по большей части будут ответы из вопросов 28-30, ведь это всё одна тема) Жизненный путь - осмысленное движение по жизни. это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б. Г. Ананьев). Жизненный путь бывает извилист, но главный вопрос в том, кто его определяет. Обычно, если не определяешь его ты, твой жизненный путь тебе определяют другие - другие люди или просто обстоятельства. Лучше, если выбор жизненного пути происходит осознанно, что требует высокого уровня личностного развития. Личный выбор человека-ребенка обычно менее осознан, чем тот выбор, который сделает за него взрослый человек в заботе о нем. Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Жизненный путь личности - это когда-то рост и развитие, когда-то функционирование - горизонтальное движение по жизни: по течению или против него, а когда-то деградация. У каждого свои этапы развития личности и у каждого свой уровень.

32 Жизненный выбор. Жизненные ценности и способы их достижения

(см. вопрос №31. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития.

Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т. п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр. ) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики.

Список 12 способов достижения своих целей:

- Трудолюбие. Целеустремленность, воля к победе. Честность, порядочность. Ответственность. Исполнительность, аккуратность, дисциплинированность. Взаимопомощь. Умение переносить трудности. Способность к эмоциональной разрядке (например, наличие чувства юмора). Решительность, смелость или (наоборот) осторожность. Заботливость. Рационализм. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

33 Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

Эмоции – переживания, душевные волнения. Это процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживания отношений к предметам и явлениям действительности..

Виды эмоций: настроение, страсти, аффекты.

Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и устойчивостью, положительными или отрицательными переживаниями.

Страсть – максимальная степень выраженности чувства.

Аффект – это сильно выраженная эмоция, стремительно развивающаяся и характеризующаяся действиями и поступками, не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние).

Базовые эмоции: (по Б. Спиноза) удовольствие, желание, неудовольствие.

Функции эмоций:

сигнальная функция показывает, что из происходящего значимо, что – нет, что представляет ценность, а от чего лучше отказаться. Эмоции – это система сигналов о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека.

С сигнальной функцией эмоций тесно связана функция регулятивная. Эмоции не только ориентируют нас по отношению к различным событиям и объектам, но и побуждают к определенным действиям – сближению или уклонению, поиску или отвержению.

Стабилизирующая функция. Эмоции обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций.

Эмоции способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели.

Коммуникативная функция. Неоспорима роль эмоций в установлении контактов между людьми. Выразительные движения, сопутствующие эмоциональным явлениям, позволяют нам ориентироваться в том, что переживает в данный момент человек – радость, скорбь или зависть.

34 Виды эмоционального реагирования. 1) ограничивается аффективно-эмоциональная чувствительность (удовольствие – неудовольствие) 2) предметы чувства-эмоции (интеллектуальные, эстетические, моральные) 3) обобщённые чувства, аналогичные по уровню обобщённости абстрактному мышлению (юмор, ирония, трагическое, комическое, возвышенное).

35 Стресс и его виды.

Стресс – неспецифическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие.

Дистресс – вредоносный или неприятный стресс.

Эустресс – приятный стресс.

Виды стресса:

1) Эмоциональный стресс

Этот вид стресса, так или иначе, связан с нашими эмоциями, эмоциональными реакциями.

2) Внутриличностный стресс

Находиться в мире с самим собой! Как это важно и как часто мы не можем этого достичь. Наши внутренние переживания, недовольства, смятения начинают проявляться раздражительностью, неудовлетворённостью и как следствие развивается стресс. К внутриличностному стрессу обычно приводят наши нереализованные потребности, несбывшиеся мечты, желания, надежды и др.

3) Рабочий стресс

Стремление сделать карьеру и при этом длительное отсутствие результата или просто высокая рабочая нагрузка и не важно, каким трудом Вы занимаетесь, физическим или умственным, но если работа вызывает хроническую усталость и частные отрицательные эмоции, это может перейти в рабочий стресс. Часто его связывают с несправедливой оценкой труда, ролевой неопределённость и даже с плохим обеспечением безопасности на работе.

4) Финансовый стресс

Мы живём в том мире, где деньги играют в жизни человека большое значение. Мы приобретаем продукты питания, необходимые предметы в быту, оплачиваем развлечения и счёта за квартиру и многое другое. Ситуации, когда наши расходы значительно больше доходов способны привести к такому виду стресса, как финансовый стресс. К стрессу могут привести неожиданные траты и незапланированные расходы, невозможность взять кредит для необходимой покупки, заниженная оплата труда и т. д.

5) Общественный стресс

Мы находимся в обществе и редко можем избежать тех, проблем, которые в нём возникают. Общественный стресс развивается у какой-то группы людей. Причиной общественного стресса могут быть экономические, политические проблемы и др.

6) Экологический стресс

Неблагоприятные экологические факторы напрямую влияют на наше здоровье. Самые разные факторы, в том числе воздействие химии, шума, загрязнённой воды и т. д. отрицательно влияют на организм в целом. Как эти причины, так и ожидание неблагоприятного воздействия плохой экологической обстановки приводит к экологическому стрессу.

37 Эмоциональные свойства личности.

К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. Сюда также относят оптимизм и пессимизм.

Эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т. е. готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность.

Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.

Эмоциональная глубина. У некоторых индивидов чувства могут достигать, при известных условиях, такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными.

Эмоциональная ригидность – лабильность. Эмоциональная ригидность (устойчивая эмоция) – это тот наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью. Лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие

Эмоциональная устойчивость – это устойчивость эмоций, а не функциональная устойчивость человека к эмоциональным условиям.

Экспрессивность является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и контроля человека за их выражением. По степени проявления экспрессии (в частности на лице) выделяют гипомимию и гипермимию.

Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.

Гипермимиясвязана с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами

36 Фрустрация как особое эмоциональное состояние личности.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи). Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели.

Экстрапунитивная форма реагирования, Интрапунитивная форма фрустрации.

Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В некоторых случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако поведение при этом может носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, и тогда он, либо путем замещающих действий, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от действия.

Как и разочарование, фрустрация возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха.

38 Управление эмоциями.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах: 1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния); 2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент); 3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции).

Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:

•                  Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;

•                  Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п. ) или на деловую сторону предстоящей деятельности;

•                  Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т. п.;

•                  Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);

•                  Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

•                  Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. п.

Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение.

39 Понятие о воле и волевых действиях. Структура волевого акта. Волевая саморегуляция.

Воля – форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действия, связанное с преодолением внешних или внутренних препятствий. Она связана с мотивами, познавательными и эмоциональными процессами.

Волевые действия по своей природе причиннообусловлены. Возникают в процессе взаимодействия со средой. Волевые качества личности представляют собой устойчивые психические образования. Волевая активность имеет сложную психическую структуру и включает отношения личности к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

В волевой активности мотивы выполняют двоякую функцию: направляющую и побудительную.

Самостимуляция как одна из сторон воли проявляется в разных формах: прямо и косвенно.

Волевое действие может быть реализовано в простых (автоматически (самодействие)) и сложных формах (надо осознать мотивы, принять решение, возникает намерение его осуществить).

В сложном волевом действии можно выделить несколько основных этапов (структура волевого акта):

1) целеполагание и стремление её достичь

2) осознание того, как я это буду делать

3) появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти цели.

4) борьба мотивов и выбор

5) принятие одной из возможностей в качестве версии

6) осуществление принятого решения.

Борьба мотивов – этап волевого действия, связанного с принятием решения.

Волевая саморегуляция основывается на волевом усилии, которое направляет поведенческую активность в нужном направлении, но не снимает внутреннее противостояние мотивов и не обеспечивает состояние психологического комфорта. Волевое усилие – субъективный компонент волевого действия (как мы переживаем эти действия).

40 Волевые свойства личности и их формирование.

а) целеустремлённость – умение человека подчинять свои действия поставленным целям.

б) настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

в) выдержка – умение затормозить мысли, чувства и действия, мешающие осуществить принятое решение.

г) решительность – умение принимать и притворять в жизнь быстрые, обоснованные и трудные решения.

д) инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и осуществлять поступки по собственному усмотрению.

Они формируются в процессе развития личности в обществе.

42 Восприятие. Основные свойства.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя.

Свойства восприятия:

1) Предметность – соответствие объекта понятию о нём.

2) Целостность – объект воспринимается целостно на основе ощущений нескольких органов чувств.

3) Структурность – не является простой суммой ощущений на данный момент времени. Воспринимается абстрагированная, обобщённая структура в продолжительном времени.

4) Константность – предметы воспринимаются как нечто постоянное по своим характеристикам (цвет не меняется от освещённости).

5) Осмысленность – понимание сущности предмета, обобщение в слове.

 

  43 Виды восприятия. 1) зрительное 90% 2) слуховое 9% 3) осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое 1%

 

 

41 Ощущение и его виды

Ощущения возникают не на кончиках пальцев, а в голове.

Ощущения – сенсорные процессы, а восприятие – перцептивные процессы.

Ощущение – психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Общие свойства ощущений: качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация раздражителя.

Абсолютный порог ощущений:

Ощущения бывают: (в () то, что находится между ними)

субпороговые (НАПО) адекватные (ВАПО) надпороговые

НАПО – нижний абсолютный порог ощущений

ВАПО – верхний абсолютный порог ощущений

Работает двигатель самолёта, расстояние до человека: ВАПО = 100м, НАПО = несколько км.

Классификация ощущений:

1) Ч. Шеррингтона:

Сенсорные - это осознаваемые ощущения. Человек имеет связанные с ними переживания, может их описать и передать информацию о них другим людям.

Субсенсорные - это неосознаваемые ощущения. Они вызывают в организме человека те же самые реакции, которые связаны с сенсорными ощущениями, но эти реакции не представлены в сознании человека в виде специфических переживаний, характерных для сенсорных ощущений.

Дистантные - это ощущения, порождаемые источниками энергии, находящихся на расстоянии от поверхности тела человека.

Контактные - ощущение, возникающие при непосредственном контакте источника энергии с поверхностью тела.

Интероцептивнъши называют ощущения, связанные с работой рецепторов, расположенных во внутренних органах тела.

Экстероцептивные ощущения возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи.

Проприоцептивные (кинестетические) ощущения отражают движения и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках.

2) Классификация по модальности (специфичности органов чувств): зрительные, слуховые, вестибулярные (позволяют оценивать положение в пространстве и изменения положения: находится в «среднем» ухе), вкусовые, двигательные.

 

Повышение чувствительности одних органов под воздействием слабых раздражителей, воспринимаемых другими органами чувств, называется сенсибилизацией. Понижение чувствительности органов чувств под влиянием слабых раздражителей, воздействующих на другие органы чувств, носит название анестезии.

• Иногда под воздействием раздражителей на один орган чувств могут возникать ощущения, характерные совсем для другого органа. Это явление носит название синестезии.

 

44 Психофизиологические и перцептивные особенности личности. Конкретного ответа мне так и не удалось найти. Насколько я понимаю, это особенности, связанные с тем, как мы воспринимаем и ощущаем окружающий мир, они в каждом возрасте разные. Вот список особенностей в подростковый период: - чувствительность к оценке посторонних своей внешности в сочетании с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; - внимательность, которая порой уживается с поразительной черствостью; - болезненная застенчивость в сочетании с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими, - с показной независимостью; - борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.  

45 Общее понятие о внимании, его функции и свойства.

Внимание – это особая форма психической активности, которая характеризуется направленностью (проявляется в избирательности, выборе, выделении объектов, которые соответствуют потребностям человека, целям и задачам его деятельности) и сосредоточенностью (концентрация на одних объектах и одновременное отвлечение от других) нашего сознания на определённом объекте или деятельности. Оно предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности индивида.

Мнемозина – богиня внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

Структура внимания характеризуется следующими свойствами:

1) устойчивостью – длительное сохранение внимания, на которое влияет активность личности.

2) переключением – преднамеренный переход субъекта от одного действия к другому; способствует предотвращению утомления и повышает устойчивость.

3) распределением – успешное выполнение одновременно нескольких действий.

4) объёмом – оценивается количеством воспринимаемых объектов за время 0, 0701 секунду. Их 5-9. Влияет группировка материала и объединение по смыслу.

46 Виды внимания. 1) непроизвольное – возникая, поддерживается независимо от сознательной цели, без усилий воли (условия: интерес, новизна, сильный раздражитель) 2) произвольное – сознательно направленное и регулируемое силой воли сосредоточение внимания (условия: цель, усилия воли) 3) послепроизвольное – характеризуется длительной сосредоточенностью, с ним связывают умственную деятельность, формирующуюся на основе произвольного внимания (условия: цель, усилия воли)

47 Индивидуальные особенности внимания. Наблюдательность.

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его текущие психические состояния, условия текущей деятельности.

(можно рассказать, как проявляются свойства из 46 вопроса у каждого индивида в зависимости от факторов, которые описаны выше)

Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в т. ч. и малозаметные, свойства предметов и явлений. Она предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Развитие наблюдательности — важная задача формирования познавательной установки и адекватного восприятия действительности.

48 Понятие памяти основные процессы памяти

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение индивидом его опыта.

Память обеспечивает единство и целостность человека. Пик развития памяти – 20 лет. Наиболее эффективно запоминается материал, выступающий в качестве цели действия.

Эббинхауз: в течение первого часа в результате ослабления связей мы утрачиваем около 60% информации, через 9 часов – ещё 20%, а спустя 48 часов кривая забывания стабилизируется.

Процессы памяти:

* Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

* Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

* Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

 

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

* Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

50 Индивидуальные особенности памяти

Условия для запоминания:

1) интерес

2) личная значимость

3) важность

4) нахождение отличительных исходных черт

5) включение нового материала в систему знаний

6) повторение (14 раз – целостный материал, частичный – 16, комбинированный – 9)

7) самоконтроль

8) организация материала, наглядность, образность

9) логическая связность текста

10) систематизация

11) реконструкция и переработка материала

12) активизация мыслительной деятельности

13) доступность материала

А дальше несложно описать индивидуальные особенности, используя вышеприведённый материал.

49 Классификации памяти: виды и типы.

Разницы между ними практически нет.

Типы (виды) памяти:

# по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

# по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

# по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

# по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

# по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

# по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

# по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

# по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

51 Общее понятие о воображении. Воображение и личность

Воображение – психический познавательный процесс создания образов объектов, ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека.

Агглютинация – с помощью «склеивания» частей действительности создаётся 1 целостный образ (напр. кентавр – образ, созданный слиянием 2 образов).

Воображение формируется в результате взаимодействия памяти, восприятия и мышления.

Виды воображения:

1) непроизвольное (пассивное): сновидения, галлюцинации, грёзы.

2) произвольное (активное): репродуктивное (воспроизводящее), творческое.

Функции воображения:

1) познавательная: расширяет и углубляет знания.

2) предвосхищения (антиципация): предвидение.

3) регулирующая: способствует активности человека.

4) контрольно-корректирующая: позволяет исправлять ошибки и недочёты.

5) эмоционально воздействия: стимулирует повышение или понижение настроения.

52 Понятие мышления Характеристики мышления.

Мышление – познавательный психический процесс обобщённого и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Процесс, связанный с обработкой информации, полученной через ощущения, либо сохранённой в памяти в результате личного опыта.

Взгляды разных человечков на мышление:

1) Пиаже:

Мышление используется человеком для адаптации в новой среде.

2) Зигмунд Фрейд:

Есть первичные и вторичные мыслительные процессы, а также 3 уровня мышления: предсознательное мышление, сознательное мышление и надсознательное мышление.

3) Гештальтпсихология:

Классическим в ихней модели мышления является понятие изоморфизма. Разум всегда пытается переструктурировать элементы проблемы так, что поля мозга принимают хорошую форму («закон организации»).

4) Бихевиористы:

Уотсон рассматривал мышление как незвуковую речь (движение пальцами при общении глухих).

5) Когнитивная психология:

Изучение эвристических стратегий. Память компьютера аналогична памяти человека.

Формы мышления:

1) понятие: простое или сложное, абстрактное или конкретное, теоретическое или эмпирическое.

2) суждение: истинное или ложное, общее, частичное или единичное.

3) умозаключение: по аналогии, индуктивное или дедуктивное.

Понимание - это мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления.

Мыслительные (логические) операции: деление или обобщение, анализ или синтез, классификация или систематизация, абстрагирование или конкретизация.

53 Виды и индивидуальные особенности мышления.

Виды мышления:

1) практическое:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

2) теоретическое:

а) образное

б) понятийное

Конечно же индивидуальные особенности описываем сами исходя из вопроса 52.

54 Общее понятие языка и речи: функции и виды Личность и речь.

Язык – система знаков любой физической природы, служащей средством осуществления человеком общения, мышления, способом выражения самосознания личности.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Функции языка:

1) передача опыта

2) коммуникативная

3) информационная. Сигнификативная (семантическая) – передача информации. Средство выражения мыслей, их образования и развития.

4) обобщение – создание образов.

Виды речи:

1) внешняя

2) внутренняя

3) устная

4) письменная

5) диалогическая

6) монологическая

Функции речи - использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и мышления.

Уровни речевых процессов:

Рецепции – интеграции – репрезентации – самостимуляции – моторного кодирования.

Виды речевых процессов (это насчёт «личность и речь»):

1) говорение – слух + актив

2) письмо – актив + зрение

3) чтение – зрение + пассив

4) слушание – пассив + слух

55 Общее понятие о способностях и их природе. Виды способностей. Способности – индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость, быстроту, прочность овладения новыми способами и приёмами деятельности. Задатки – это врождённые анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей. Склонность проявляется в стремлении, тяготении к определённой деятельности. Виды способностей: 1) потенциальные – это возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. 2) актуальные – та часть потенциальных способностей, для которой имеются объективные условия и возможности. 3) общие – одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. 4) специальные – способности являются условиями для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности (музыкальный слух, чувство ритма и др. )

56 Уровни способностей. Талант и гениальность

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек,

находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности.

Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

«Формула гения» (В. Н. Дружинин):

Гений = (высокий интеллект + ещё более высокая креативность) * активность психики.

57 Интеллект как общая познавательная способность Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Это основная форма познания человеком действительности. 3 подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению 2) способность к оперированию символами 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Конвергентное мышление – способности правильно и быстро находить единственно верное решение; основная составляющая психометрического интеллекта. Дивергентное мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. 58 Креативность как общая познавательная способность Креативность – общая способность человека к творчеству, проявляющаяся в различных сферах его активности. Это способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако креативность, по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homosapiens — скорее всего, эта способность присуща также многим «интеллектуальным» животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homosapiens.
59 Обучаемость как общая познавательная способность. Личностные особенности усвоения учебных знаний. Обучаемость – общая познавательная способность, которая проявляется в скорости, лёгкости и качестве приобретения и запоминания. Имплицитная обучаемость – способность к элементарным формам обучения и запоминания. Эксплицитная обучаемость – проявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Ну а дальше рассказываем, у кого какие проблемы с усвоением знаний. 60 Общее понятие об обучении и учении. Самообучение. Обучение — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения. Учение – одна из сторон процесса обучения - деятельность ученика в овладении знаниями и навыками. Самообучение — направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и(или) опыта. Метод известен с древних времен, о чем говорит слово «студент». Студент (лат. ) — самообучающийся. Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.