Технологическая карта
Этап урока
| Действия учителя
| Действия детей
| УУД
| Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята! Меня зовутРуфинаРинатовна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.
- Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
| Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.
Знакомятся с учителем
| Личностные УУД: действие самоопределения.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
| Актуализация знаний
(1 слайд)
Выделение звука
(2 слайд)
(3 слайд)
| - Какое время года сейчас у нас?
- А кто знает, сколько месяцев осенью?
- Назовите.
Осень, наверное - самое очаровательное и таинственное, отмеченное особыми красками время года. Поэты и художники разных поколений, посвящали осени свои вдохновенные стихи и картины, помогая раскрыть эту пору года, во всех ее великолепных красках.
У осени есть три осенних месяца - ласковый, бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь. Природа осенью готовится к длительному зимнему отдыху. И если в сентябре, осень дружелюбно тешит нас и природу, ласковыми лучами бабьего лета, очаровывая своей красотой, то с наступлением второй половины осени, погода начинает намекать нам, что скоро зима, а небо все чаще затягивается серыми, дождливыми тучами.
- Какие явления природы происходят осенью часто?
А сейчас я вам скажу загадки об осенних явлениях природы. Будьте внимательными.
Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно …(Листопад)
– А как вы догадались?
Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный… (дождь)
-А как вы догадались?
Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду… (лужи)
- Как вы догадались?
Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)
- Как вы догадались?
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Из чего состоит наша речь?
А давайте составим предложения по данной картинке?
- Из чего состоят предложения?
А что вы видите на этой картинке?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных?
- Какие друзьями мягких согласных? Почему?
- Какие буквы мы называем «хитрыми»?
-Хотите узнать ещё одну «хитрую» букву?
- Тогда проведём небольшое исследование.
- Назовите, что изображено на картинках.
- Найдите одно слово, исключив два лишних.
Молодцы!
Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает.
Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный.
Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.
Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.
Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов.
Поют ли ёжики? Да. По весне. Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».
А кто видел ёжиков?
| Отвечают на вопросы
Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.
- Мы общаемся с помощью речи.
- Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова делятся на слоги.
Слова состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими.
- А О У ы
И Е Я
Е Я
- В начале слова и после гласной обозначают два звука.
-Да
- черника, малина, ёжик.
Ёжик
| Познавательные УУД:
Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.
Личностные УУД: воспитывать у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку, формировать потребности способности к сотрудничеству при работе.
| Знакомство со звуками [й'], [о].
Работа со словом
Ёжик
( 4 слайд)
(5 слайд)
( 6 слайд)
(7 слайд)
( 8 слайд)
| - Произнесите слово Ёжик по слогам.
Для этого давайте поставим все руку на локоть под подбородок. Сколько раз ударит подбородок о руку, столько слогов.
Так сколько у нас слогов?
- Какой слог первый?
- Какой второй?
- Теперь давайте дети нарисуем звуковую схему нашего слова
-Назовите мне 1 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме? Кто пойдет, сделает?
-Назовите мне 2 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме?
-Назовите мне 3 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме?
-Назовите мне 4 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме?
-Назовите мне 5 звук? Какой это звук?
-Каким цветом мы будем обозначать его в схеме?
Цветовая схема: ёжик
А теперь откроем наши буквари на странице 38
Давайте отгадаем, что за название дерева спрятано в этих клеточках?
А кто знает, где оно произрастает? Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а так - же в Средиземноморье и в Средней Азии. Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов. Клён - это постоянный обитатель городов и посёлков.
Давайте рассмотрим картинки, на которых изображён клён.
А так выглядят листья клёна, их можно собирать для гербария.
Заметьте у слова клен [л`] произносится мягко. Значит, буква [л`] обозначает мягкий звук.
Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова КЛЁН
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый л — [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий ё — [о] — гласный, ударный н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.
Цветовая схема: клён
Вывод: Звук [о] на письме под ударением после мягкого согласного обозначается буквой Ё, ё.
Теперь послушайте Сказку «Почему Ë всегда ударная» Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ë вверху две шишки — ой, нет! — две точки. Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ë. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.
Давайте снова вернемся к нашим букварям. Сравните слова « Пёс» и «Утенок»
Почему в слове пёс мы поставили букву «ё», а в слове «утенок» автор поставил букву о.
Мы поставили букву ё так как звук [п`] мягкий
А автор поставил букву О так как [н] произносится твердо
А теперь Посмотрите на страницу 39 кто изображён на рисунке?
А у кого-нибудь из вас есть дома кот или кошка
А давайте опишем котенка на рисунке, какой он?
А какие же буквы мы поставили
А давайте теперь разгадаем кроссворд
А ваши мамы используют её дома?
Ковёр — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п. ) в декоративных или утеплительных целях.
Поднимите ручки, кто из вас любит мёд?
|
-В этом слове 2 слога.
- Ё
- жик
Дети составляют схему на магнитной доске.
ё — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
- зелёный
[о] — гласный, ударный
– красным
ж — [ж] — согласный, парный звонкий, непарный твёрдый, шипящий
- синим и — [ы] — гласный, безударный
- красным
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
- синим
– клён.
Котёнок
Рыжий, маленький.
-Тёрка
-Ковер
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (умение слушать, говорить)
|
Упражнение на слышание звука
( 9 слайд)
|
А сейчас давайте поиграем в игру.
Посмотрите на изображения на слайде. Назовите слова с буквой Ё.
Аист, белка, ёлка, ёж, берёза.
Молодцы! Вы справились с заданием.
|
- Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.
ёлка, ёж, берёза.
|
Коммуникативные УУД
(навыки сотрудничества учителя с учениками)
| Физкультминутка
| Давайте, ребята, немного с вами отдохнем.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
| Учащиеся выполняют соответствующие действия.
| | Обозначение звука буквой
| Звукйо в начале слова и под ударением,
Ов середине слова под ударением после мягкого согласного обозначается буквой Ё.
| Дети слушают.
| Познавательные УУД
(умение строить речевое высказывание, анализировать объект)
| Работа с текстом
Анализ текста
| Я раздала вам карточки, на них написан текст. Прочитайте его внимательно.
А теперь подчеркните букву «ё» и назовите слова, в которых нашли букву «ё»
КАК ЖИВЕТ ЁЖИК.
Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Осенью ёжик роет себе норку. Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Ёжик спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. Весной он просыпается, вылезает из норки. Всё лето ходит он по лесу.
| Дети выполняют задания.
Ёжик, нёс, ёжик, ёжик, ёжик, всё.
| Познавательные УУД
(умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)
Коммуникативные УУД
(умение говорить, переработка информации на основе анализа)
| Подведение итогов
| -Какой звук учились слышать и выделять из слов?
-Как на письме обозначают звук [йо]?
| -Звук [й] [о]
-Звук [о] на письме под ударением после мягкого согласногообозначается буквой Ё, ё.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
| Рефлексия
(11 слайд)
| -Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу при помощи листков, которые лежат у вас на партах.
Если на уроке у вас не возникало трудностей, и вы все поняли, то поднимите листочек с изображением веселого смайлика.
А если у вас возникали трудности и остались вопросы, то поднимите листочек с изображением грустного смайлика.
Всем спасибо за урок, До свидания!
| Учащиеся оценивают свою работу.
| Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено; осознание качества и уровня освоения)
|
|