|
|||
Нетрадиционные логопедические упражненияс шариками марблс и
Нетрадиционные логопедические упражненияс шариками марблс и камешками–кабошонами Павлова Елена Николаевна учитель-логопед МДОУ «Детский сад №3» п. Ракитное, Белгородская область Одним из самых интересных и инновационных приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста можно назвать применение шариков марблс и камешков-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад были игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (переводится как мраморные). Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, – цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами, блестками. Камешки-кабошоны (переводится как «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются. Предлагаю логопедические упражненияcшариками марблс и камешками-кабошонами для детей старшего дошкольного возраста. На индивидуальных логопедических занятиях я использую разные виды работ с шариками марблс и камешками - кабошонами, в зависимости от поставленных целей, задач и речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей. Цели: 1. формировать и закреплять правильный захват шарика; 2. развивать тактильные ощущения; 3. развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; 4. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; 5. упражнять в ориентировке на плоскости; 6. профилактика оптико-пространственных нарушений; 7. работать над дифференциацией цветов; 8. упражнять в счете; 9. обогащать словарный запас; 10. развивать внимание и память; 11. формировать и закреплять правильный образ буквы; профилактика дисграфии; 12. развивать фантазию ребенка. Варианты игр с шариками марблс и камешками - кабошонами: 1. Из прозрачной ткани сшить длинную «колбаску». Наполнить «колбаску» шариками марблс. Можно перевязать по центру пустую «колбаску» и одновременно (по команде) двум игрокам приступить к наполнению её с двух сторон – «кто быстрее? » 2. Смешать камешки – кабошоны и шарики марблс. Помочь Золушке сортировать камешки и шарики в разные ячейки. 3. Дидактическая игра «Сухой бассейн» («Найдем предмет» или «Угадай-ка») Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от шариков марблс (Например: киндер-игрушки; небольшой строительный материал; природный материал – желудь, каштан). Оборудование: емкость глубокая, шарики марблс, мелкие игрушки. Задание: педагог предлагает найти игрушки, среди шариков с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами. 4. Упражнение «Выложи по заданию» Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Оборудование: карточки с заданиями, камешки – кабошоны. Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. Усложнение: - Запомнить узор на карточке и выложить по памяти. 5. Работа по коррекции дисграфии. Игра «Отражение». Из камешков – кабошонов выкладывают буквы в правильном и зеркальном расположении. Детям рассказывается история о буквах в зазеркалье, которые запутались; где они и где их отражения. Дети помогают буквам убрать неправильные отражения. 6. Применяя шарики марблс и камешки - кабошоны можно развивать фантазию и творчество, придумывая новые варианты игры. Изготовить и украсить поделки. Данный материал адресован: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти дидактические игры и упражнения доступно применять в работе логопедического пункта ДОУ, а также в домашних условиях.
|
|||
|