Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Начало перестройки



Стартовой точкой перестройки принято считать апрель 1985 г., когда на пленуме ЦК была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества.

К середине 80-х гг. возможности социалистической государственно-мобилизационной модернизации были исчерпаны, и СССР вступил в полосу экономического и политического кризиса, который начал проявляться ещё в период брежневского правления, что вызвало к жизни косыгинские реформы. Реформы эти вскоре были прекращены, так как они оказались несовместимыми с руководящей ролью КПСС, как впрочем, и с другими основами советского строя, и развитие экономики стало осуществляться в русле традиционной модели, приведшей к периоду «застоя».

В это время в системе мирового хозяйства для СССР была отведена единственная роль – поставщика нефти, газа, и металла. А в десятилетие брежневского «застоя» Западная цивилизация уже осуществила переход ко второму (информационному) этапу научно-технической революции, тем самым, оставив позади Советский Союз.

Первым попытался оживить общественно-политическую и экономическую жизнь в стране бывший руководитель КГБ Ю. В. Андропов, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС после смерти Л. И. Брежнева в ноябре 1982 г. При нем была развернута кампания по борьбе со взяточничеством и коррупцией. Однако эти меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам. А в апреле 1984 г. после смерти Андропова пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял К. У. Черненко, представитель брежневской команды, однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым.

В марте 1985 года произошла смена партийного руководства, Генеральным секретарем был избран М. С. Горбачев, самый молодой в руководстве партии. Среди всех представителей советской элиты, которые в марте 1985 г. имели реальный шанс возглавить страну, он был единственным, обладавшим способностью выдвижения и поддержки тех реформ, которые за последующие несколько лет коренным образом изменили ход отечественной истории. И все же одни историки полагают, что М. С. Горбачев стремился к демократизации общества, другие рассматривают «перестройку» как попытку достижения М. С. Горбачевым неограниченной личной власти. Третьи считают, что это была попытка мирного преодоления госсоциализма, стремление правящей элиты выжить.

Так или иначе, но понятие «перестройка» можно определить, как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

К предпосылкам перестройки можно отнести: 1. экономический кризис: застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада; 2. политический кризис: неспособность государственного аппарата обеспечить экономический прогресс, сращивание части партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках;                        3. социальный кризис: провалы в социальной политике, апатия и застой в духовной жизни общества. Таким образом, перемены назревали сами собой.

Можно предложить следующую периодизацию перестройки: первый этап - с апреля 1985 до конца 1986 гг.; второй этап - с января 1987 по апрель 1988 гг.; третий этап - с апреля 1988 по март 1990 гг.; четвертый этап - с марта 1990 по август 1991 гг. Несмотря на всю условность такой периодизации, она позволяет проследить динамику перестроечного процесса, основные этапы политической борьбы, участия в общественно-политической жизни широких масс народа.

Первый этап перестройки. Первый этап перестройки (март 1985 – 1986 гг. ) ознаменовался выдвижением трех знаменитых лозунгов «ускорение», «гласность», «перестройка». Звучали они новаторски, но в действительности за ними скрывалась достаточно традиционная модель социалистической модернизации, вобравшая в себя подходы, цели, уже использовавшиеся Хрущевым и Андроповым. Вслед за ними Горбачев исходил из убеждения в непорочности основ советского социализма. При этом главная задача заключалась в том, чтобы создать «больше социализма», так как «потенциальные возможности социализма использовались недостаточно».

Историческую сверхзадачу М. С. Горбачев видел в том, чтобы на основе социалистической модернизации «перегнать Америку», доказав что общественная собственность на средства производства, руководящая роль КПСС и пролетарское государство способны обеспечить более успешное развитие общества, нежели частная собственность, многопартийность и капиталистическое государство. В соответствии с этой установкой и проводились реформы первого этапа, в первую очередь реформа машиностроения, которая должна была создать основу для решения главной исторической задачи советского социализма обозначенной выше. Ещё одна принципиальная реформа, которая должна была создать прочную кадровую базу научно-технического прогресса, - школьная - предполагала всеобщее компьютерное обучение школьников.

Первые шаги по пути перестройки привели к определенному подъему производства в 1985-1986 гг. Но в этот момент по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть. Теперь был утрачен тот поток нефтедолларов, который поддерживал на плаву советскую экономику на протяжении 20 лет. Огромные экономические потери повлекла авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г. ). Всё это вместе с коренными пороками советской экономики привело к тому, что программа ускорения осталась на бумаге. Попытки новых подходов в сочетании с инерцией прошлого сказались и в том, что на XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 г. ) была принята новая редакция Программы КПСС, дано обещание решить к 2000 г. жилищную проблему.

Другие реформы первого этапа походили на традиционные командно-административные меры социалистической модернизации: антиалкогольная, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины. Все реформы в течение короткого срока обнаружили свою несостоятельность. А антиалкогольная реформа уже в 1985 г. привела к бюджетному дефициту, который в 1986 г. вырос в 3 раза.

Важным направлением перестройки стало укрепление позиций Горбачева в руководстве партии. Формирование политической команды Горбачева прошло в 1985 – 1986 гг. В нее вошли Рыжков, Лигачев, Яковлев, Шеварнадзе и другие. Были устранены противники реформ и выдвиженцы Л. И. Брежнева: Гришин, Кунаев, Романов, Тихонов, Щербицкий и другие. Новая «команда» занялась поиском конструктивных идей. К этой работе были привлечены ученые, в первую очередь экономисты и социологи: Аганбегян, Абалкин, Гринберг, Бунич, Шаталин, Заславская и другие. Одновременно в состав Политбюро были введены реформистски настроенные люди. Руководителем партийной организации Москвы и кандидатом в члены Политбюро ЦК в конце 1986 г. стал бывший руководитель строительных организаций Урала, а затем первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельцин. Первые годы перестройки убедили Горбачева, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Неудачи привели к необходимости корректировки курса. Существовали два альтернативных варианта развития СССР. Первый вариант мог использовать опыт Китая, где с конца 70-х гг. при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа с использованием товарно-денежных, рыночных отношений. Второй вариант предполагал одновременно сочетать демократизацию и экономические реформы. Сложно судить, чем руководствовался Горбачев и его ближайшее окружение при выборе вариантов развития СССР, но был избран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. На январском (1987 г. ) Пленуме ЦК КПСС с докладом «О перестройке и кадровой политике» выступил М. С. Горбачев. Причинами неудач первого этапа назывались несвоевременность и недооценка со стороны ЦК КПСС необходимости перемен в стране, а также догматизм и закостенелость не позволившие осуществить объективный анализ состояния общества.

Правительству Горбачева предложил скорректированный курс: на основе углубления «ускорения» осуществить перестройку. Перестройка была направлена на преодоление застойных процессов, обновление всех сторон жизни страны, придание социализму самых современных форм, полную демократизацию общественной жизни. Составляющими перестройки должны были стать:                                      

- радикальная реформа управления (замена административных методов управления экономическими);                                                                                                  - осуществление глубоких перемен в политической системе, но без отступления от принципиальных базисных основ;                                                      - правовая реформа.

Понимая важность экономических проблем, в июне 1987 г. собрался очередной Пленум ЦК КПСС, на котором была предложена программа реформ. Был провозглашен переход от административных к экономическим методам руководства народным хозяйством. Попытка соединения социализма с рынком предпринималась в годы НЭПа. Этот в значительной мере идеализированный опыт вдохновлял реформаторов перестройки. Знаменитые публицисты, авторитетные ученые-экономисты действительно считали возможным создание рыночного хозрасчетного социализма.

Основополагающим для создания социалистического рынка стал закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон перераспределял прерогативы между министерствами и предприятиями, наделяя последние большой экономической самостоятельностью и создавая конкурентную среду. Однако в условиях отсутствия структурной перестройки управления народным хозяйством, сохранения министерств это не могло принести ожидаемых результатов. В 1988 г. закон должен был охватить 50% промышленных предприятий, в    1989 г. – 100%. Но уже в 1988 г. стало ясно, что нормальное функционирование закона осложняется рядом обстоятельств: отсутствием посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж и т. д. Закон о государственном предприятии, как и закон о кооперации, вступал в противоречие с остававшейся неизменной экономической практикой и только усиливал дисбаланс экономики. В частности, создание кооперативов, имевших право на свободное формирование цен и фонда заработной платы, открывало возможность для перетекания безналичных денег в наличные и создавало пробоину в жестком финансовом контроле за ценами со стороны государства.

Неудачи экономических реформ углубляли продовольственный и товарный голод. Горбачев пытался погасить общественный кризис и сохранить политическое лидерство с помощью углубления демократизации. Но демократизация быстро обрела собственную инерцию и оборачивалась против него самого. Первая радикальная демократическая реформа – «альтернативные выборы». В советской политической практике безраздельно господствовали выборы без альтернативы, и нововведение М. С. Горбачева было действительно радикальным. Тогда он и не предполагал, что введение классической формулы выборов обернется полным крушением социализма.

Политика гласности. Важную роль в осуществлении реформ, вовлечении в политическую жизнь широких слоев трудящихся сыграла политика гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения которых невозможно было сломать тоталитарный режим.

Изменилось отношение к истории, которая долгое время находилась под партийным диктатом. Теперь появилась возможность изучения проблем, ранее сознательно исключенных из числа научных исследований. Появилась необходимость, а главное возможность пересмотра всей отечественной истории XX в.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.