Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мягкая сила КНР



В начале 21 века основными инструментами «мягкой силы» Китая являются инвестиции, гуманитарная помощь, образовательные программы, включая «Институты Конфуция» и академический обмен, публичная дипломатия, работа с зарубежной диаспорой и дипломатия панд.

Направление инвестиций и предоставление займов, вероятно, являются самыми мощными инструментами «мягкой силы» Китая. В 2017 году Китай инвестировал на международном рынке? 639, 54 млрд. [1], что вывело Китай на 1-е место в мире среди доноров иностранных инвестиций. Инвестиционная стратегия Китая направлена, прежде всего, на добывающие отрасли и инфраструктуру в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Латинской Америки. Это во многом объясняется необходимостью в устойчивом потоке энергетических ресурсов и сырья для поддержания высокого уровня экономического роста.

Данный инструмент приносит свои плоды –помимо экономических результатов, население Латинской Америки иАфрики все чаще смотрят на Китай как надежного партнера и пример дляподражания. Особую симпатию у развивающихся стран вызывает то, чтоКитай, не читаетлекций по демократии и правам человека.

Самыми амбициозными проектами китайского руководства стали: Банкстран БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века.

За каждым из этих проектов стоят масштабные инвестиции и договоренностис другими странами, которые обещают серьезно укрепить позиции Китая в мире.

Китай принимает самое активное участие в проведениимиротворческих операций. По количеству отправленных миротворцев извсех постоянных членов ООН он уступает только Франции. Также КНР весьма активно участвует в здравоохранительных программах: более 15000 китайских врачей были отправлены в 46 африканских стран, где оказали помощь 18 миллионам пациентов.

Основной целью столь активного участия является продвижение положительного имиджа Китая, какответственного участника международного сообщества, что поддерживается национальными средствами массовой информации. В рамках конструирования имиджа ответственного и благонадежного члена мирового сообщества Пекин стал одним из важнейших доноров гуманитарной помощи после стихийных бедствий.

Популяризация языка тесным образом связана с расширением образовательной деятельности КНР как внутри страны, так и за ее пределами. В настоящее время китайский язык изучают более 50 млн. человек по всему миру за пределами Китая. Основным инструментом популяризации китайского языка за рубежом является создание и развитие сети Институтов Конфуция, деятельность которых направлена на «налаживание дружеских связей с другими странами и углубление понимание китайской культуры и языка, среди изучающих китайский язык».

Нужно отметить, что Институты Конфуция создаются на базе крупнейших и наиболее авторитетных вузов. Это позволяет привлечь в них наиболее одаренных студентов, которые в будущем должны составить экономическую, политическую и интеллектуальную элиту обществ целевых государств, относящуюся к Китаю с уважением и любовью, что предоставит Китаю дополнительные возможности по реализации своей «мягкой силы».

Также Китай успешно занимается и привлечением иностранных студентов для обучения в Китае. Китайские вузы становятся все более конкурентоспособными в мире, и, соответственно, растет число обучающихся в них иностранных студентов. Например, с 2011 по 2015 год число зачисленных в китайские высшие учебные заведения иностранных студентов увеличилось на 30 %, и большинство из них получали стипендии от китайского правительства. Кроме того, многие китайские ТНК часто спонсируют программы обмена, присуждая стипендии для иностранцев, особенно из развивающихся стран, на обучение в вузах КНР. Причембольшинство студентов приезжают изучать китайский язык, с целью остаться работать в Китае.

Дипломатия КНР также изменяется, подстраиваясь под потребности «мягкой силы». Китай принял проект более сложной дипломатии, включающей увеличение встреч на высшем и высоком уровне и подготовку более квалифицированных дипломатов. По словам одного из дипломатов, «если раньше было легко быть китайским дипломатом, достаточно было выучить несколько фраз, которые определяли внешнеполитическую линию, теперь необходимо знать все».

Китай активно использует такой эффективный инструмент публичной дипломатии как организация международных мероприятий. За последние годы страна стала организатором крупнейших международных и локальныхмероприятий: культурных - Мировая выставка в Шанхае, год Китая в России, культурные недели в Берлине, политических - саммит АСЕАН, Международная конференция ООН по вопросам прав женщин и т. д. Еще одним ярким каналом общественной дипломатии является организация массовых спортивных мероприятий. Среди них необходимо отметить Олимпийские Игры 2008 г., состоявшиеся в Пекине, зимнюю Универсиаду в Харбине и регулярно проходящие на китайской территории Азиатские Игры. Указанные мероприятия способствовали широчайшему распространению «мягкой силы» Китая по всему миру.

Специфическим моментом распространения «мягкой силы» Китая является использование возможностей влияния китайской диаспоры. Она является самой многочисленной в мире: по разным оценкам, за пределами КНР проживает более 50 млн. этнических китайцев. Нужно отметить, что доля в прямых иностранных инвестициях зарубежных китайцев в экономику КНР составила за период с 1979 по 2010 годы 60%. Также, китайская диаспора играет большую роль в распространении традиционной культуры Китая. Например, в Бразилии многочисленная китайская диаспора, численностью более 100 тыс. человек, регулярно проводит мероприятия, направленные на популяризацию традиционной китайской культуры. Наличие большого числа соотечественников за рубежом предоставляет КНР мощный инструмент в распространении своей «мягкой силы».

Интересным инструментом распространения «мягкой силы» Китая является так называемая панда-дипломатия, в рамках которой Китай направляет в зарубежные зоопарки представителей больших панд. Любовь к пандам используется КНР для налаживания отношений с иностранными государствами и решения других международных задач. Если Китай доверяет столь редкое и ценное животное какому-либо государству, то это в некоторой степени символизирует начало нового этапа двусторонних отношений между ними. Более того, Китай получает значительные доходы от подобных мероприятий: так, только зоопарк Вашингтона заплатил 10 млн. долл. за аренду двух больших панд.

Итак, на современном этапе в Китае существует комплексная стратегия продвижения «мягкой силы», включающая культурные и образовательные обмены, информационную и разъяснительную работу с иностранными аудиториями, и им имиджевое направление, включающее проведение крупных мероприятий, помощь нуждающимся странам, активное участие в деятельности международных организаций.

 

Итак, обобщая все вышесказанное, мы можем заключить, что, вопервых, «мягкая сила» КНР на современном этапе носит реактивный характер. Обращение китайского правительства к данной концепции во многом связано с необходимостью реагировать на беспокойство, вызванноев мировом сообществе резким экономическим ростом Китая, и распространение в связи с этим на Западе теории «китайской угрозы». Вовторых, в то время как американские и западные модели «мягкой силы» ориентированы главным образом на продвижение своих политических, демократических и правозащитных ценностей, общую направленность «мягкой» дипломатии КНР можно считать культуроцентричной. Это позволяет избегать прямой конкуренции и «лобовых столкновений» между моделями «мягкой силы» КНР и западного мира и соответствует исторически сложившейся модели воздействия Китаем на соседние страны. В-третьих, в китайском варианте «мягкая сила» направлена не только на внешний мир, но в первую очередь, на граждан страны. Еще одним уникальным направлением «мягкой силы с китайской спецификой» является активная дипломатическая работа, нацеленная на поддержание крепких связей с зарубежной диаспорой (хуацяо). В-четвертых, особенностью китайской «мягкой силы» является отказ от пропаганды свой социально-экономической и политической системы, известной как «Пекинский консенсус» и декларация уважения политического выбора других стран. И самой важной особенностью реализации китайцами данного концепта мы считаем полный контроль партии и государства над формированием задач и целей политики, определением круга инструментов ее реализации, что полностью исключает НГО из процесса. В связи с чем мы делаем вывод, что «мягкая сила» Китая, хоть и базируется на классической теории Дж. Ная, но в результате еѐ переосмысления китайскими исследователями обретает специфические черты, которые нередко противоречат исходным постулатам.


[1] ТОП-10 стран – мировых лидеров по инвестициям 2017 года. URL: http: //internationalinvestment. biz/investments/336-top-10-stran-mirovyh-liderov-po-investiciyam-2017-goda. html.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.