Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мягкая сила КНР



Для получения комплексного представления о политике «мягкой силы», принимаемым Китаем, выделяются семь основных направлений, которые несколько отличаются от традиционных составляющих мягкой силы:

1) Распространение и популяризация языка;

2) Продвижение традиционной и современной культуры;

3) Расширение образовательных контактов;

4) Развитие экономических связей и научно-техническое сотрудничество;

5) Содействие международному развитию;

6) Развитие общественной дипломатии;

7) Поддержка зарубежной диаспоры.

Основными инструментами «мягкой силы» Китая являются инвестиции, поддержания мира и гуманитарная помощь, образовательные программы включая «Институты Конфуция» и академический обмен, публичная дипломатия, работа с зарубежной диаспорой и дипломатия панд.

Направление инвестиций и предоставление займов, вероятно, являются самыми мощными инструментами «мягкой силы» Китая. В 2017 году Китай инвестировал на международном рынке? 639, 54 млрд. [1], что вывело Китай на 1-е место в мире среди доноров иностранных инвестиций.

Инвестиционная стратегия Китая направлена, прежде всего, на добывающие отрасли и инфраструктуру в странах Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Латинской Америки. Это во многом объясняется необходимостью в устойчивом потоке энергетических ресурсов и сырья для поддержания высокого уровня экономического роста.

Данный инструмент приносит свои плоды –помимо экономических результатов, население Латинской Америки иАфрики все чаще смотрят на Китай как надежного партнера и пример дляподражания. Особую симпатию у развивающихся стран вызывает то, чтоКитай, не читаетлекций по демократии и правам человека.

Самыми амбициозными проектами китайского руководства стали: Банкстран БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века.

За каждым из этих проектов стоят масштабные инвестиции и договоренностис другими странами, которые обещают серьезно укрепить позиции Китая в мире.

Китай принимает самое активное участие в проведениимиротворческих операций. По количеству отправленных миротворцев извсех постоянных членов ООН он уступает только Франции. Также КНР весьма активно участвует в здравоохранительных программах: более 15000 китайских врачей были отправлены в 46 африканских стран, где оказали помощь 18 миллионам пациентов.

Основной целью столь активного участия является продвижения положительного имиджа, который представляет Китай, какответственного участника в международном сообществе, что поддерживается национальными средствами массовой информации, которые в регулярном режиме уделяют внимание миротворческой деятельности Китая в ООН. В рамках создания имиджа ответственного и благонадежного члена мирового сообщества Пекин стал одним из важнейших доноров гуманитарной помощи после стихийных бедствий.

Хотя точную статистику, в силу причин, указанных в пункте выше, практически невозможно получить, нет никаких сомнений, что Китай заметно увеличил расходы на гуманитарную помощь.

Популяризация языка тесным образом связана с расширением образовательной деятельности КНР как внутри страны, так и за ее пределами. В настоящее время китайский язык изучают более 50 млн. человек по всему миру за пределами Китая. Основным инструментом популяризации китайского языка за рубежом является создание и развитие сети Институтов Конфуция деятельность которых направлена на «налаживание дружеских связей с другими странами и углубление понимание китайской культуры и языка, среди изучающих китайский язык».

Нужно отметить, что Институты Конфуция создаются на базе крупнейших и наиболее авторитетных вузов. Это позволяет привлечь в них наиболее одаренных студентов, которые в будущем должны составить экономическую, политическую и интеллектуальную элиту обществ целевых государств, относящуюся к Китаю с уважением и любовью, что предоставит Китаю дополнительные возможности по реализации своей «мягкой силы».

Также Китай успешно занимается и привлечением иностранных студентов для обучения в Китае. Китайские вузы становятся все более конкурентоспособными в мире, и, соответственно, растет число обучающихся в них иностранных студентов. Например с 2011 по 2015 год число зачисленных в китайские высшие учебные заведения иностранных студентов увеличилось на 30 %, и большинство из них получали стипендии от китайского правительства. Кроме того, многие китайские ТНК часто спонсируют программы обмена, присуждая стипендии для иностранцев, особенно из развивающихся стран, на обучение в вузах КНР. Причембольшинство студентов приезжают изучать китайский язык, с целью остаться работать в Китае.

Дипломатия КНР также изменяется, подстраиваясь под потребности «мягкой силы». Китай принял проект более сложной дипломатии, включающей увеличение встреч на высшем и высоком уровне и подготовку более квалифицированных дипломатов. По словам одного из дипломатов, «если раньше было легко быть китайским дипломатом, достаточно было выучить несколько фраз, которые определяли внешнеполитическую линию, теперь необходимо знать все».

Китай активно использует такой эффективный инструмент публичной дипломатии как организация международных мероприятий. За последние годы страна стала организатором крупнейших международных и локальныхмероприятий: культурных - Мировая выставка в Шанхае, год Китая в России, культурные недели в Берлине, политических - саммит АСЕАН, Международная конференция ООН по вопросам прав женщин и т. д. Еще одним ярким каналом общественной дипломатии является организация массовых спортивных мероприятий. Среди них необходимо отметить Олимпийские Игры 2008 г., состоявшиеся в Пекине, зимнюю Универсиаду в Харбине и регулярно проходящие на китайской территории Азиатские Игры. Указанные мероприятия способствовали широчайшему распространению «мягкой силы» Китая по всему миру.

Специфическим моментом распространения «мягкой силы» Китая является использование возможностей влияния китайской диаспоры. Она является самой многочисленной в мире: по разным оценкам, за пределами КНР проживает более 50 млн. этнических китайцев. Нужно отметить, что доля в прямых иностранных инвестициях зарубежных китайцев в экономику КНР составила за период с 1979 по 2010 годы 60%. Также, китайская диаспора играет большую роль в распространении традиционной культуры Китая. Например, в Бразилии многочисленная китайская диаспора, численностью более 100 тыс. человек, регулярно проводит мероприятия, направленные на популяризацию традиционной китайской культуры. Наличие большого числа соотечественников за рубежом предоставляет КНР мощный инструмент в распространении своей «мягкой силы».

Интересным инструментом распространения «мягкой силы» Китая является так называемая панда-дипломатия, в рамках которой Китай направляет в зарубежные зоопарки представителей больших панд. Любовь к пандам используется КНР для налаживания отношений с иностранными государствами и решения других международных задач. Если Китай доверяет столь редкое и ценное животное какому-либо государству, то это в некоторой степени символизирует начало нового этапа двусторонних отношений между ними. Более того, Китай получает значительные доходы от подобных мероприятий: так, в 2000 г. только зоопарк Вашингтона заплатил 10 млн. долл. за аренду двух больших панд.

Итак, на современном этапе в Китае существует комплексная стратегия продвижения «мягкой силы», включающая культурные и образовательные обмены, информационную и разъяснительную работу с иностранными аудиториями, и имиджевое направление, включающее проведение крупных мероприятий, помощь нуждающимся странам, активное участие в деятельности международных организаций.

Soft power of China

In order to obtain a comprehensive picture of the soft power policy adopted by China, there are seven main areas, which differ slightly from the traditional components of soft power:

1) the Dissemination and popularization of the language;

2) Promotion of traditional and modern culture;

3) Expanding educational contacts;

4) Development of economic relations and scientific and technical cooperation;

(5) Promoting international development;

6) the Development of public diplomacy;

7) support of the Diaspora abroad.

The main instruments of China's soft power are investment, peacekeeping and humanitarian assistance, educational programs including " Confucius Institutes" and academic exchange, public diplomacy, work with the foreign Diaspora, and Panda diplomacy.

The direction of investments and loans are probably the most powerful instruments of " soft power" of China. In 2017, China invested? 639. 54 bn in the international market, which brought China to the 1st place in the world among foreign investment donors.

China's investment strategy focuses primarily on extractive industries and infrastructure in the Middle East, Central Asia, Africa and Latin America. This is largely due to the need for a sustained flow of energy and raw materials to sustain high levels of economic growth.   

This tool is bearing fruit – in addition to economic results, Latin American and African populations are increasingly looking to China as a reliable partner and role model. It is particularly appealing to developing countries that China does not lecture on democracy and human rights.

The most ambitious projects of the Chinese leadership were: the BRICS Bank, the Asian infrastructure investment Bank, the economic belt of the silk road and the sea silk road of the XXI century.

Behind each of these projects are large-scale investments and agreements with other countries that promise to seriously strengthen China's position in the world.

China takes an active part in peacekeeping operations. By the number of peacekeepers sent from all permanent members of the UN, it is second only to France. Also, China is very actively involved in health programs: more than 15, 000 Chinese doctors were sent to 46 African countries, where they assisted 18 million patients.

The main purpose of such active participation is to promote a positive image that represents China as a responsible participant in the international community, which is supported by the national media, which regularly pay attention to China's peacekeeping activities in the UN. As part of creating the image of a responsible and trustworthy member of the world community, Beijing has become one of the most important donors of humanitarian aid after natural disasters.

While accurate statistics, for the reasons stated in the paragraph above, are almost impossible to obtain, there is no doubt that China has markedly increased the cost of humanitarian assistance.

Popularization of the language is closely related to the expansion of educational activities of the PRC both within the country and abroad. Currently, more than 50 million people around the world study Chinese outside China. The main tool for the popularization of the Chinese language abroad is the creation and development of a network of Confucius Institutes whose activities are aimed at " establishing friendly relations with other countries and deepening the understanding of Chinese culture and language among Chinese language learners".

It should be noted that Confucius Institutes are established on the basis of the largest and most reputable universities. This makes it possible to attract the most gifted students, who in the future should form the economic, political and intellectual elite of the societies of the target States relating to China with respect and love, which will provide China with additional opportunities to realize its " soft power".

China is also successfully engaged in attracting foreign students to study in China. Chinese universities are becoming more competitive in the world, and, accordingly, the number of foreign students studying in them is growing. For example, from 2011 to 2015, the number of foreign students enrolled in Chinese universities increased by 30%, and most of them received scholarships from the Chinese government. In addition, many Chinese TNCs often sponsor exchange programs, awarding scholarships to foreigners, especially from developing countries, to study in Chinese universities. Moreover, most students come to study Chinese, in order to stay working in China.

China's diplomacy is also changing, adapting to the needs of" soft power. " China had adopted a project of more complex diplomacy, including an increase in summit and high-level meetings and the training of more qualified diplomats. According to one diplomat, " if it used to be easy to be a Chinese diplomat, it was enough to learn a few phrases that defined the foreign policy, now you need to know everything. "

China actively uses such an effective tool of public diplomacy as the organization of international events. In recent years, the country has organized major international and local events: cultural events - the world exhibition in Shanghai, the year of China in Russia, cultural weeks in Berlin, political events - the ASEAN summit, the UN international conference on women's rights, etc. another bright channel of public diplomacy is the organization of mass sports events. Among them it is necessary to note the Olympic Games of 2008 which took place in Beijing, the winter Universiade in Harbin and the Asian Games which are regularly passing in the Chinese territory. These events contributed to the widest spread of " soft power" of China around the world.

The specific moment of China's soft power spread is the use of opportunities of influence of the Chinese Diaspora. It is the largest in the world: it is estimated that more than 50 million ethnic Chinese live outside China. It should be noted that the share of foreign direct investment in the Chinese economy amounted to 60% for the period from 1979 to 2010. Also, the Chinese Diaspora plays an important role in spreading the traditional Chinese culture. For example, Brazil has a large Chinese Diaspora, numbering over 100, 000. people regularly holds events aimed at promoting traditional Chinese culture. The presence of a large number of compatriots abroad provides the PRC with a powerful tool in spreading its " soft power".

An interesting tool for the spread of China's" soft power " is the so-called Panda diplomacy, in which China sends representatives of large pandas to foreign zoos. Love for pandas is used by the PRC to establish relations with foreign countries and solve other international problems. If China trusts such a rare and valuable animal to any state, it symbolizes to some extent the beginning of a new stage in bilateral relations between them. Moreover, China receives significant revenues from such activities: for example, in 2000. only the Washington Park zoo paid $ 10 million. for rent two large pandas.

Thus, at the present stage, China has a comprehensive strategy for promoting " soft power", which includes cultural and educational exchanges, information and outreach to foreign audiences, and image direction, including major events, assistance to countries in need, active participation in the activities of international organizations.

 


[1] ТОП-10 стран – мировых лидеров по инвестициям 2017 года. URL: http: //internationalinvestment. biz/investments/336-top-10-stran-mirovyh-liderov-po-investiciyam-2017-goda. html.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.