Маршрут на Каверзинские водопады (Large Kaverzinsky Waterfall)

Отличный вариант похода выходного дня. Маршрут не сложный, в одну сторону от места стоянки машины до Большого Каверзинского водопада составляет около 4, 3 км. Никакого особого снаряжения не требуется, но удобнее всего идти в резиновых сапогах, это позволит упростить передвижение и сохранить ноги в сухости. Еще один плюс маршрута - близость к Краснодару, до места стоянки всего около часа езды.

Каверзинские водопады находятся на ручье Тамбовская щель — притоке реки Каверзе, она же Кавярзе, она же Кобза. Ближайший населенный пункт — село Хребтовое в 15 км от Горячего Ключа по трассе М4 в сторону Джубги. Указателя на трассе нет, поэтому нужно найти ориентир слева по ходу движения — памятник солдатам у обочины дороги, рядом с которым растет приметная издалека живописная сосна.
Запомните это место (на фото ниже), по дороге в сторону Джубги оно будет слева от вас, именно тут необходимо свернуть.

§ (Съезд с М4: 44. 543978, 38. 969610)

§ За памятником, не доезжая до остановки общественного транспорта, нужно свернуть налево на грунтовую дорогу.

Машину можно оставить прямо здесь здесь и дальше пойти пешком. Можно проехать немного дальше, преодолеть брод (обычно он проезжаем для всех машин) и доехать до пасеки, где за автомобилем предлагают присмотреть за небольшую плату.

Проходим по пути пасеку, осторожно переходим через деревянный мост через реку Аракелова щель.
Дальше дорога пойдет выше.
Первая часть пути проходит по грунтовой дороге в лесу — 5 км. Через 2 км от начала пути встретятся две развилки: на первой нужно повернуть направо (левое ответвление дороги заросшее и нехоженое, ветвь, засыпанная старым гравием, проложена к бывшим лесосекам вдоль Аракеловой щели, (Поворот направо после ручья: 44. 509184, 38. 952795) на второй — налево (а правое ответвление уходит вверх). Через пару километров после второй развилки удобная тропа заканчивается и дальше нужно идти по руслу ручья Тамбовская щель. За редким исключением в любое время года можно, перескакивая с берега на берег по камням и бревнам, не замочить ног, но удобнее и быстрее идти по воде в резиновых сапогах.

На второй части маршрута встречается много стоянок, на одной из которых можно подкрепиться. Третий участок самый интересный и самый трудный. Горы смыкаются, и долина постепенно приобретает вид ущелья. Маркированная тропа прыгает с одного берега на другой. Через поваленные деревья — следы сошедших селей и оползней — двигаться становится все труднее. Русло ручья меняет свое направление на юго-западное и южное. На левом притоке (по ходу движения — справа) мы увидим первый водопад, высота его 4 м. Чуть выше, в основном русле, мощный поток воды стекает по двухметровой песчаной стене.
(Малый Каверзинский водопад)

(Еще один водопад за Малым Каверзинским)

Конечная цель маршрута — Большой Каверзинский водопад. Он расположен на высоте 750 м от первого водопада. Шум этого водопада слышен далеко. Высота ступени составляет 9, 5− 10, 5 м — это зависит от уровня воды в водобойном колодце.

(Большой Каверзинский водопад: 44. 498000, 38. 954660; 44. 49805 38. 954713)

Его можно обойти слева с помощью лестнички из бревен, связанных веревками. Она вполне надежна и используется уже много лет, ее периодически кто-то обновляет.

Стоит обязательно подняться над водопадом: русло ручья там наиболее красивое. Еще триста метров — и перед нами сливаются два притока ручья, а между ними спускается по причудливым каменным ступенькам еще один небольшой водный поток, он вытекает из пещеры Университетской.

Поднявшись по этим ступенькам, мы попадаем на крутую тропку вверх, ведущую на очень уютную полянку, рядом с которой расположен вход в пещеру Университетскую.
(Пещера Университетская)
Из пещеры течет ручей, вход в нее узкий и поэтому затруднительный, но на несколько метров вглубь ее исследовать можно, если захватить фонарик. Рядом с пещерой хорошее место для лагеря. Отсюда можно вернуться обратно тем же путем или продолжить маршрут наверх через гору Щетка и выйти в Фанагорийское.
Лучше всего посещать водопады или ранней осенью, или весной, когда ручей полноводный. Во время затяжных дождей планировать сюда маршрут нежелательно. А летом водопады менее красивы из-за высыхания ручья.