|
|||
ФИЛОСОФИЯ И СОЛЯРИСТИКАУже 10 лет мы живём без Станислава Лема. Он родился 12. 09. 1921 г. во Львове – скончался 27. 03. марта 2006 г. в Кракове. В 1961 г. был напечатан его «Солярис». Два юбилея: 95 и 55. Не круглые? А надо отметить!
Доминик Синьоре. «Симметриада». Иллюстрация к «Солярису»
Эту идею подала Нина Семёновна Кирдода, Первый вице-президент АМКОСа – Ассоциации музеев космонавтики России. Её предложение посвятить мой доклад на очередной конференции АМКОСа звёздным юбилеям 2016 г. подвигнуло меня к поискам и размышлениям. Любимый «Солярис» я прочитал по-новому – и под философским углом зрения. Универсален ли ν ο ῦ ς Анаксагора? Λ ό γ ο ς Гераклита? Ratio Декарта? Спросим прямо – без обиняков: если существует Мировой Разум, то он должен быть единым для Вселенной – или это не так? На его основе мы сможем достичь полноты взаимопонимания – как на Земле, так и в космосе? Сумеем оптимизировать своё существование? Победить зло? Станислав Лем углубляет наши давно возникшие сомнения.
Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Что осталось от пушкинского мажора? Европейский рационализм!
Ещё одна «Симметриада» Доминико Синьоре Он сулил человечеству блестящие перспективы – их захватывающая сила не ослабла до сих. Но вот Артур Шопенгауэр теснит Абсолютную Идею Гегеля, ставя на её место тёмную Мировую Волю – иррационализм заявляет себя. Он получит поддержку у Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше. Анри Бергсон вознесёт интуицию над рассудком. Зигмунд Фрейд установит primatus бессознательного. Картезианские амбиции кажутся всё более неадекватными. Ищите смысл сушествования? Экзистенциализм вынесет свой приговор: оно – абсурд. И вот – Лем. Человек хочет установить контакт с другим разумом. Увы, он терпит поражение. Возможно ли смириться с неудачей? Вопреки боровскому принципу соответствия, Пол Фейерабенд учил о несоизмеримости старых и новых теорий. Здесь нечто подобное: два разума – несоизмеримы. Несостыкуемость – непереводимость – неконгруэнтность: вот что мы нашли в дальнем космосе. Неужели нет никаких инвариантов? Мы мучительно нащупываем их. Станислав Лем оставляет нас в чаянье обретения таковых. Если это и оптимизм, то весьма сдержанный. По большому счёту: мы все – солярисы друг для друга. Вспомним Фёдора Тютчева:
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Тем не менее мы находим у Станислава Лема своеобычный культ разума. Где ещё столь масштабно показана его мощь? В самом деле, мозг Соляриса осуществляет телекинез в космическом масштабе – регулирует орбиту своей планеты.
Солярис Геннадия Тищенко
А его воскрешающая сила? Мыслящий океан внедряется в память Криса Кельвина – и материализует хранящиеся там образы: Хари, покончившая жизнь самоубийством, как ни в чём не бывало появляется на станции. Тень? Фантом? Симулякр? Самое потрясающее, что ментальный дубль обретает самостоятельность – реализует в своём поведении великий дар свободы. Это кульминация не только романа – это апофеоз гуманизма, понятого вселенски. Homo sapiens, колеблясь и уклоняясь, всё же сохраняет верность своему видовому названию: несмотря на все кризисы рационализма, он творит и познаёт благодаря lumen naturale – мир сохраняет для него свои софийные черты. Однако остаётся вопрос, поставленный и заострённый Станиславом Лемом: существуют ли разумы другого типа? Корректно ли здесь множественное число? Ведь недавно мы стали говорить о семантике возможных миров! Даже выстраиваем для них неклассические логики, отказывая своей, привычной, в праве считать себя всеобщей и безотказной. Быть можеть, это самая эвристичная книга: «Солярис» Станислава Лема.
|
|||
|